Серийная история. Символическое насилие. Синхрония. Смысл истории
с Серийная история Термин «серийная история» ввел в обиход Пьер Шоню; это направление получило развитие в 1950-е гг., хотя возникло оно раньше, в трудах Эрнеста Лабрусса. Оно представляет собой изучение совокупностей («серий») относительно однородных фактов и документов, их эволюции и изменений на протяжении достаточного длительного промежутка времени. Истоками серийной истории стали экономическая, а затем демографическая история, широко практикующие количественные подсчеты, но впоследствии ее границы расширились, распространившись на изучение серий явлений самой разнообразной природы. Типы источников, выстраиваемых в серии, пополнили завещания, алтарная иконография и т. д., и серийная история охватила сферу культуры и ментальностей. Так, Мишель Вовель в работе «Барочная набожность и дехристианизация» (Vovelle M. Piete baroque et dechristianisation. P., 1973) показал развитие дехри-стианизации в XVIII в. до Французской революции («серийную религиозную историю» - формулировка из отчета о защите его диссертации), опираясь на серию из примерно 25 000 завещаний жителей Прованса. Увлечение серийной историей сопровождалось развитием методов количественной обработки данных (статистики, информатики). Франсуа Досс в работе «История в осколках» (Dosse F. L'histoire en miettes. P., 1987), сгущая краски, осудил эту практику за тенденцию к фрагментации исторического дискурса, когда каждый объект рассматривается вне связи с другими. ♦ Глобальная история, Историческая демогра Символическое насилие Это понятие, пришедшее из социологии Пьера Бурдьё, означает умелую промывку мозгов, в результате которой в сознании людей откладываются и становятся «естественными» господствующие представления (докса). С точки зрения этого социолога, например, передача и внушение норм господствующих классов через школьную систему есть символическое насилие, осуществляемое над народными массами при помощи властных институтов и средств.
Синхрония ♦ Диахрония Смысл истории Это выражение может просто подразумевать, что историческая реальность представляет собой не набор случайностей и не полный хаос, а наделена неким содержанием и своей особой интеллиги- бельностью. Но обычно оно означает нечто гораздо большее. Употребляющие сто хотят сказать, что история обладает строго определенной направленностью, что ее будущее детерминировано (телеология истории). Со времен апостола Павла христианские богословы неустанно распространяли идею о том, что история есть воплощение Божественного промысла, главное содержание которого составляет исполнение человечеством своего духовного предназначения, а развязкой драмы должно стать спасение. В результате философского переворота XVIII в. и отказа от идей Творения и Потерянного рая утвердилась концепция самостоятельного развития человечества по пути прогресса. Мыслители, подобные Вольтеру, Канту и Кондорсе, рассматривали историю как движение человечества к идеальному состоянию. Так, Иммануил Кант представлял себе «историю рода человеческого, в целом, как реализацию скрытого плана природы по созданию совершенного политического устройства [республиканского правления]» [Кант И. Идея всеобщей истории с космополитической точки зрения (1784)]. А в XIX в., под влиянием Французской революции, получили распространение самые что ни на есть телеологические варианты философии истории. Согласно одной из таких моделей, основанной на доктрине Гегеля, эволюция всего человечества представляет собой медленное, диалектически организованное,
поэтапное (бытие, небытие и становление) движение Духа и должно закончиться утверждением современного бюрократического Государства как абсолютной формы прогресса, олицетворяющей наступление эры морали, свободы и разума. Восприняв и переделав на свой лад гегелевскую философию истории, Карл Маркс придал истории иной смысл, направив эволюцию человечества к новой конечной цели: обществу равных, с наступлением которого должны исчезнуть общественные классы. В XX в. редко кто из французских историков не принимался ругать философию истории в том или ином ее виде. Отказ от телеологической истории (по крайней мере, теоретически) стал краеугольным камнем французской историографии и особенно наследия «Анналов». В противовес великим спекулятивным философиям получили развитие критическая философия истории, отвергающая всякую «ретроспективную иллюзию фатальности» (Раймон Арон), а вслед за ней - рефлексия эпистемологического порядка, обращенная на ход исторического познания, со свойственным ей отказом от претензий на тотальное знание. Тем не менее и в XX в. сохранялись детерминистские и финалист-ские философии истории: это циклические интерпретации судеб цивилизаций, представленные Освальдом Шпенглером (Закат Европы. 1918) и Арнольдом Тойнби (Постижение истории. 1934— 1961); это также продолжение марксистской мыс- ли, подобное теориям Дьёрдя Лукача (История и классовое сознание. 1967), или позднее - неолиберальная философия истории Фрэнсиса Фукуямы (Конец истории и последний человек. 1992). + Диалектика, Исторический материализм, Фи-нализм
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|