Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Провиденциализм. Просопография. Процесс цивилизации




Провиденциализм

Теории истории, Финализм

Просопография

Просопография - это «исследование, в том числе и сравнительное, коллективных биографий групп, отличающихся от остальной части общества профессией, родом занятий и социальным статусом» (Джордж Т. Бич; цит. по: Dutour T. Perspectives d'analyse interactionnistes et histoire medievale // Historicites de Taction publique / P. Laborier et D. Trom eds. P., 2003). Оно ведется путем сбора индивидуальных биографических сведений (применительно к Средним векам, например, каноников, студентов или бальи) и, таким образом, широко


использует достижения информатики. Просоиогра-фия изучает «как единое целое данные, собранные о совокупности индивидов», и анализирует их статистически (Dutour Т. Ibid. ). Количественные методы нашли применение в политической истории (именно в этой области впервые появилась иросо-пография) и сыграли важную роль в изучении государства. Поначалу иросопография была преимущественно описательной и использовалась, главным образом, историками Античности и Средних веков, но затем практика просопографических исследований получила широкое распространение. Примерами могут служить книга Кристофа Шарля об элитах Третьей республики в 1880-1900 гг., основанная на выборке из примерно 1100 биографий (Charle С. Les Elites de la Republique, 1880-1900. P., 1987), или работа Мари-Бенедикт Давье-Венсан о биографиях высших чиновников Пруссии в период Германской империи и Веймарской республики, которые автор изучила (в совокупности более 300) на протяжении нескольких поколений (2003). Эти методы используются также во многих работах, не являющихся собственно просопографически-ми. Так, в истории международных отношений обращение к личным досье позволяет установить агентов и сети связей, использовавшиеся дипломатами разных стран (Тег Minassian T. Colporteurs du Komintern. P., 1997).

Вспомогательные исторические дисциплины


Процесс цивилизации

В работах «Цивилизация нравов» и «Динамика Запада» немецкий социолог Норберт Элиас провел всесторонний исторический анализ эволюции нравов западного общества начиная со Средних веков. Пользуясь понятием «процесс цивилизации», он описал движение длительной временной протяженности, характеризующееся растущей рационализацией поведения, подавлением эмоций и импульсов в результате интериоризации социальных норм и запретов. Изучая правила поведения за столом, манеры сморкаться, плевать, испражняться, умываться и совокупляться, а также вызываемые всем этим чувства стыда, замешательства, смущения или отвращения, Норберт Элиас обнаружил процесс, который начался в Средние века и ускорился в XVII в.: процесс, побуждавший западного человека все больше и больше скрывать от других свое тело, телесные отправления и импульсы, отводить для телесных функций особое интимное пространство (об этом свидетельствуют растущее смущение перед наготой, устранение телесных запахов, появление плевательницы, носового платка и туалетов). Вместе с тем эволюция чувствительности, рассмотренная социологом в долговременной перспективе, была, с его точки зрения, не линейным процессом, а феноменом, проходившим стадии ускорения, застоя и даже регресса.


Обнаружив этот феномен, Норберт Элиас не ограничился простым описанием, но попытался рассмотреть его в контексте и выявить национальную специфику, с тем чтобы предложить свое объяснение. Для этого он стал выяснять, каким образом динамика отношений между социальными группами влияет на изменения чувствительности и поведения. С его точки зрения, решающую роль в этой эволюции в раннее Новое время сыграло установление сильной королевской власти, ставшее возможным благодаря превращению военной аристократии в придворную и подчинению ее этикету двора. Утонченность нравов, постепенно распространявшаяся на все общество, имела в своей основе сложное сочетание миметизма и желания отличиться, которыми были пронизаны отношения между придворным дворянством и поднимающейся буржуазией. Кроме того, установление королевской монополии на легитимное применение насилия повлекло за собой прекращение открытой борьбы в социальном пространстве и более строгий контроль над импульсивностью. Следовательно, по мнению Норберта Элиаса, причины овладения аффектами и влечениями, причины той эволюции психической экономии, которая заключается в переходе от социального принуждения к самопринуждению, следует искать в социогенезе государства.

В этой влиятельной теории, которая развивалась Элиасом с конца 1930-х гг., но во Франции была вос-


принята с большим опозданием, соединились социологический, антропологический, исторический и отчасти даже психоаналитический подходы; в сфере гуманитарных наук она породила многочисленные исследования и споры. Среди историков, например, влияние Элиаса ощущается в работах Андре Бюр-гьера, Робера Мюшамбле, Алена Корбена и Роже Шартье. В настоящее время Норберт Элиас стал бесспорным классиком социокультурной истории.

Между тем его концепция зачастую подвергалась критике. Так как она отличается крайне обобщенным характером, исследования, посвященные более коротким периодам и более узким социальным группам, привносят в нее многочисленные уточнения. Некоторые объявляют ее устаревшей, обвиняя Элиаса в упрощении и наивном эволюционизме. Однако если присмотреться внимательнее, то хотя определенный эволюционизм у Элиаса и присутствует, но у него ни в коем случае не описывается однолинейное, неизменно поступательное развитие. Он выявляет слепой, неосознанный, не имевший заранее намеченной цели процесс: сложное социальное движение, которое привело в Западной Европе к большей упорядоченности и стабильности в контроле над эмоциями и в котором он вместе с тем усмотрел определенную системность, связность и интеллигибельность.

Критикам, ссылающимся на общество «вседозволенности» и на относительное освобождение


нравов в современном обществе, можно ответить с позиций Элиаса, что именно эффективность внутреннего контроля и ситуация крайнего самоири-нуждения сделали в настоящее время возможным такое поведение, которое прежде считалось непристойным. Так, Жан-Клод Кофман, изучавший процессы «информализации» и феномен моды на загорание на пляже с голой грудью {Kaufman J. -С. Corps de femmes, regards d'hommes. P., 1998), обнаружил парадоксальное явление: своего рода игру с нормами, настолько глубоко интериоризованны-ми, что они теперь оставляют определенное пространство свободы, не снижая при этом признанного порога чувствительности. По нашему мнению, наиболее существенная критика тезисов Норберта Элиаса сводится к тому, что из его анализа общества Старого порядка почти совсем исключен религиозный фактор и что его концепция никак не помогает объяснить разгул насилия в XX в., казалось бы, противоречащий процессу цивилизации.

Габитус, Историческая антропология. Конструктивизм, Чувства/История чувств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...