Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обращение к русскому читателю 6 глава




Чтобы полностью сделать понятным притязание мелких буржуа на обладание "личным мнением", сле­довало бы принять во внимание не только подкрепление, получаемое от системы образования или от средств мас­совой коммуникации, но также и специфические ха­рактеристики производства габитуса, где это притязание будет одним из измерений. Действительно, мы видим, что соревнование за право иметь "личное мнение" и недоверие по отношению к любой форме делегирова­ния, особенно в политике, логически вписывается в систему собственных диспозиций индивидов, все про­шлое и все проекты будущего которых представляют своего рода ставку в борьбе за собственное благо, бази­рующееся на личных "способностях" или "заслугах", на разрыве с гнетущим единомыслием и даже на отре­чении от стесняющих обязанностей, на выборе посто­янно предпочитать как дома, так и на работе, как в удовольствиях, так и в мыслях, частное/личное ("у-себя-домное") вместо общественного, коллективного, общего, ничем не отличающегося от других, заимствованного10.

Но наивно "эгоистические" диспозиции мелких буржуа не имеют ничего общего с тонким эгоизмом тех, кто может утвердить единичность своей личности всей своей практикой и, прежде всего через свою про­фессию — свободную деятельность, свободно выбран­ную и свободно осуществляемую, где утверждается как единственная добродетель собственная "личность", не­сводимая к анонимной, обезличенной, свободно заме­няемой роли, идентифицироваться с которой еще дол­жны мелкие буржуа ("регламент есть регламент"), чтобы существовать, или, во всяком случае, чтобы зая­вить о своем социальном существовании, в частности, через их конфликт с крупными буржуап. Недоверчивая осмотрительность, сдерживающая делегирование или вступление в партию мелкого буржуа, не имеет ничего общего с уверенностью крупного буржуа быть наилуч­шим, не имеющим себе равных, официальным вырази­телем мыслей и общественного мнения.

В факте, что руководящие кадры наиболее мно­гочисленны среди тех, кто в сфере политической ин­формации наиболее доверяет ежедневным газетам (27% — руководящие кадры, 24% — кадры среднего управ­ленческого звена и служащие, тогда как среди занятых сельским хозяйством их 14%, среди рабочих — 11%, среди ремесленников и мелких коммерсантов — 5%) или еженедельникам (19% руководителей высшего зве­на против 7% руководителей среднего звена и служа­щих, 6% ремесленников и мелких коммерсантов и 4% занятых в сельском хозяйстве)[41], можно видеть прояв­ление усилий (которые возрастают вместе с ростом об­разования), направленных на то, чтобы составить свое мнение, как говорится, прибегая к средствам наиболее специфическим и наиболее легитимным, а именно, к газете, высказывающей мнение, которую можно выбирать в зависимости от собственной точки зрения, в проти­вовес телевидению или радио — "средствам массовой коммуникации", подающим результаты "омнибусов".

Можно попытаться представить такую же струк­туру оппозиции в том, что высшие руководящие кадры, добиваясь выполнения своих требований, апеллируют с особой частотой к хлопотам перед общественными инстанциями, тогда как рабочие и служащие чаще, чем все остальные категории, рассчитывают на забастовку, а ремесленники, мелкие коммерсанты и кадры средне­го управленческого звена прибегают к манифестациям, разовому объединению, которого не существовало ра­нее и которое не выживет в дальнейшем.

Но достаточно даже кратко напомнить социаль­ные условия становления требования "личного мне­ния" и осуществления этого притязания, чтобы пока­зать: в противоположность наивной вере в формальное равенство перед политикой, "народное" представление является более реалистичным, когда оно не видит дру­гого выбора для наиболее обделенных слоев, как чистая и простая сдача позиций, покорное признание отсутст­вия у них необходимой компетентности или полное делегирование, самоотречение без остатка, что велико­лепно очерчивается теологическим понятием fides implîdta [42] негласное доверие, молчаливая самоотдача, когда выбирают свое мнение через выбор своего офи­циального выразителя.

Способы производства мнения

На самом деле не все ответы — это мнения, и вероятность того, что ответы какой-то определенной группы будут лишь замаскированными "неответами", лишь вежливыми уступками предложенной проблема­тике или просто этическими высказываниями, наивно принятыми за "личное мнение", несомненно, варьиру­ет так же, как и ожидаемая вероятность отсутствия от­вета. Влечение и склонность обращать свои интересы и опыт на политические выступления, исследовать связь мнений и интегрировать совокупность точек зрения вокруг эксплицитных и ясно выраженных политиче­ских принципов в действительности очень сильно за­висят, во-первых, от образовательного капитала и, во-вторых, от структуры общего капитала, возрастающего вместе с ростом веса культурного капитала относитель­но экономического капитала12.

Недостаточно признать неравенство полагающейся компетенции, которая заставляет вспоминать о соци­альных условиях для самой возможности давать полити­ческие оценки. Здесь полностью маскируется наиболее фундаментальная политическая проблема, так сказать, вопрос о способах производства ответа на политиче­ский вопрос, допускающая интеллектуалистский по­стулат, что всякий ответ на политический вопрос есть продукт собственно политического акта суждения13. Действительно, ответ на вопрос, который применение господствующего определения политики классифици­рует как политический (например, вопрос о студенче­ских манифестациях или об абортах), может быть пол­учен тремя очень различающимися способами. В основе производства ответа может лежать, во-первых, этос класса [43] порождающая формула, как таковая незафиксированная, но позволяющая по всем пробле­мам обыденного существования давать ответы, объек­тивно связанные между собой и совместимые с практи­ческим постулатом о практическом отношении к действительности; во-вторых, это может быть регуляр­ная политическая "партия" (в том смысле, в котором говорят о балетной или оперной партии), так сказать, система эксплицитных, специфически политических принципов, поддающихся логическому контролю и рефлексивному постижению, короче, тот сорт политиче­ской аксиоматики (в обыденном языке — "линия" или "программа"), которая позволяет порождать и предви­деть множество таких и только таких суждений и полити­ческих действий, которые входят в алгоритм; наконец, в-третьих, это может быть продукт выбора на двух уровнях, т. е. ориентировка, совершающаяся подвидом знания, где ответы приспособлены к "линии", намечен­ной политической партией (здесь: "партия" в смысле организации, задающей "политическую линию" по совокупности проблем, чьему становлению в качестве политических партия способствует). Присоединение, заключающееся в этом негласном или, напротив, в яв­ном делегировании, может само иметь своим основани­ем (и мы это еще увидим) либо практическое призна­ние, осуществляемое этосом, либо эксплицитный ^ выбор в зависимости от "партии"14.

Преднамеренная связность практики и выступле­ний, порожденных, исходя из эксплицитных и опреде­ленно политических принципов, повсеместно сталкивается с объективной систематичностью практики,

произведенной, исходя из имплицитных принципов, и, следовательно, по другую сторону от "политических" выступлений, т. е., исходя из объективно систематиче­ских схем мышления и действия, полученных в резуль­тате простого привыкания, вне всякого точного расче­та, и осуществляемых в дорефлексивной форме. Эти две формы политической диспозиции класса, не будучи механически привязанными к ситуации, в которой на­ходится класс, тесно взаимосвязаны через посредство,, главным образом, материальных условий существова­ния, жизненная насущность которых навязывается с неравной и, следовательно, с не равно легко символи­чески "нейтрализуемой" беспощадной силой, а также через посредство системы образования, способной снабдить инструментами символического освоения практики — вербализации и концептуализации полити­ческого опыта. Популистское пристрастие давать народ­ным массам "политику" (как, впрочем, и "эстетику") непреднамеренно, как наделенную от природы свойст­вами, вытекающими из господствующего определения политики, не учитывает, что практическое освоение, выражающееся в ежедневном выборе (который может быть или не быть квалифицирован как политический по отношению к господствующему определению полити­ки), находит свое обоснование не в эксплицитных принципах постоянно бдительного и универсально компетентного сознания, а в имплицитных схемах мышления и действия габитуса класса. Иными слова­ми, если воспользоваться упрощающими и незатейли­выми формулами политической дискуссии, скорее, в бессознательном класса, чем в его сознании.

Действительно, два последних способа производства мнения отличаются от первого тем, что чисто полити­ческие принципы производства политического сужде­ния здесь направлены на эксплицитный уровень, кон­ституированный как таковой либо институцией, которой передают полномочия производить и управ­лять этими принципами, либо отдельным политиче­ским агентом, который, обладая собственными средст­вами производства политических вопросов и ответов, может давать систематические и систематически политические ответы по проблемам возможно столь же раз-1 личным, как, например, борьба работников LIP [44], сексуальное воспитание и загрязнение окружающей среды. В этих двух случаях связь между социальным классом и общественным мнением не устанавливается более непос­редственно, т. е. через посредство одного лишь классового бессознательного, но чтобы правильно понять политические мнения и чтобы придать им дополнительные «доводы, нужно ввести еще одну чисто политическую инстанцию: либо политическую "линию" или "программу" политической партии, инвестированную, таким образом, de facto, в монополию производства принципов производства политических мнений, либо политическую аксиоматику, которая позволяет производить чисто политические точки зрения на все проблемы, были ли они или нет поставлены как политические15. Тем не менее, для решения проблем, которые не составля­ются в "партию" или партией, агенты отсылаются к, этосу (в котором выражаются особые социальные усло­вия производства, продуктом чего и является этос). На­пример, к этосу рядовых агентов, но также и профессиональных производителей, интеллектуалов, социологов, журналистов или политиков: в производстве речей (на­учных или иных) о социальном мире, как и в определе­нии линии политического воздействия на этот мир, именно этос класса отвечает за компенсацию аксиома­тической и методической недостаточности (или за вос­полнение недостаточного овладения средствами мыш­ления и действия). "Увриеризм" [рабочий характер] революционных партий, несомненно, находит свои корни в этом интуитивном чувстве двойственности принципов производства политических мнений и дейст­вий, а также в некотором хорошо обоснованном скеп­тицизме, касающемся возможности отвечать на все вопросы и все практические вызовы простого сущест­вования, исходя из одних лишь принципов политиче­ской аксиоматики. Существует ли что-нибудь более противоположное, чем сознательная и псевдовынужденная систематичность политической "партии" и систематичность-"в-себе" практик и суждений, сформи­рованных, исходя из бессознательных принципов этоса; или же чем сознание минимальное, но в то же время фундаментальное, которое необходимо, чтобы делегировать партии производство принципов произ­водства политических мнений, и сознание системати­ческое, которое дает возможность формулировать лю­бую ситуацию как политическую и приводить ее к политическому решению, вытекающему из чисто полити­ческих принципов. Если политическое сознание без диспозиций — это нечто нереальное и недостоверное, то диспозиции без сознания — всегда непроницаемы сами для себя и через это всегда чувствительны к извра­щениям, совершающимся в пользу ложных признаний.

Именно эту оппозицию между первым и вторым принципами, так сказать, между производством от пер­вого лица и производством по доверенности, приводят всегда защитники установленного порядка, например, в ситуации забастовки. Они противопоставляют логику "демократического" голосования или опроса обще­ственного мнения "нейтралистской" логике выраже­ния мнения через профсоюз, чтобы постараться таким образом разорвать органическую связь делегирования и вынудить индивида обратиться к его собственным силам, отправляя его к кабине для тайного голосова­ния, изолируя его. Опрос общественного мнения — тоже не что иное как установление способа производ­ства мнений, который может заставить наиболее обде­ленных высказывать мнения, противоположные тем, которые им представляют (в двойном смысле) их офи­циальные представители, ставя, таким образом, под со­мнение обоснованность договора о представительст­ве16. А также именно на эту оппозицию между двумя способами производства мнения ссылаются, когда со­поставляют две концепции отношений между партией и массами со ссылкой на политических сторонников, более или менее приверженных одному или другому способу: массовая партия, с одной стороны, а с другой — небольшие партии или группы "авангарда", где не­кая квазисовокупность активистов дает политике воз­можность существовать под видом "партий". Можно противопоставить две концепции отношений между партией и массами: концепция, по которой, чаще всего "во имя реализма", требуется высокая степень делеги­рования в пользу центрального управления, и концеп­ция, призывающая к самоуправлению политическим мнением через бессознательную универсализацию от­ношения к политике, свойственной мелким собствен­никам средств производства политических мнений, у которых нет никаких оснований делегировать другим свою власть высказывать мнение за них. Существую­щий обычно образ отношений между аппаратом пар­тии и ее сторонниками, в частности, идеология неполно­го представительства, согласно которой "политическая элита не отвечает насущным социальным нуждам" или "сама создает политический запрос, который помогает ей оставаться у власти", не принимает в расчет совер­шенно разные формы, которые это отношение может скрывать в зависимости от партий и от категорий сто­ронников внутри одной партии.

Эти вариации отношений между уполномочен­ными лицами и их доверителями зависят, помимо про­чего, от способов подбора, образования и продвижения ответственных политических деятелей (например, с од­ной стороны, Коммунистическая партия, которая дол­жна формировать политических деятелей в некотором смысле ex nihilo [45] с помощью всеобщего образования, почти повсеместно взятого на себя партией, а с другой стороны — партии консерваторов, которые могут до­вольствоваться объединением в своих рядах нотаблей, уже имеющих общее образование и занимающих к тому же установленные позиций). Они варьируют также в зависимости от основных социальных характеристик (и, в особенности, от уровня общей подготовки и образа политического мышления, внедряемого ей) и от спосо­бов подготовки политических выступлений или, что сво­дится к тому же, от способов организации групп, где эти выступления подготавливаются и распространяются17.

Анализ опросов общественного мнения позволя­ет привести некоторые уточнения по второму пункту. Так, например, принцип, по которому избиратели от Коммунистической партии высказывают свои мнения, изменяется в зависимости от того, знают ли они пред­мет практически или теоретически, из своего опыта либо из политической учебы, как "то, что следует ду­мать" (например, все, что касается борьбы в поле про­изводственных отношений) или, наоборот, как то, что подсказывает им диспозиции их этоса; таким образом, они обрекают себя быть хранителями прошлого состояния буржуазной морали. Это похоже на детскую игру: нужно указать у активистов или у лидеров противоре­чия или расхождения в реакциях, вызванных соответ­ственно двум принципам, и, особенно, расхождения между революционными диспозициями, демонстриру­емыми ими в плане политики, и консервативными диспозициями, которым они изменяют в плане "эти­ческом", и которые в принципе могут исходить в неко­торых ситуациях из действительно консервативной политической практики. Напротив, избиратели от Объ­единенной социалистической партии (PSU), значитель­ная доля которых состоит из людей "интеллектуальных" профессий, демонстрируют в высокой степени взаимо­связь своих диспозиций со способностями представ­лять все политически (по аналогии со сходной установ­кой эстета, способного все представлять эстетически) и давать систему эксплицитно связанных реакций, которые более четко интегрируются вокруг эксплицитно фор­мулирующихся политических принципов, чем в приме­ре с Коммунистической партией. Избиратели Объеди­ненной социалистической партии отличаются от всех других по степени, в которой они показывают себя спо­собными утверждать принципы собственно политиче­ского производства вплоть до той сферы, где другие более склонны "скатываться" к принципам этоса.

Все политические суждения, включая те, которые представляются наиболее ясными, приводят, отчасти неизбежно, Kfîdes impiscifa, понимаемой в соответствии с логикой политического выбора как выбор официаль­ного выразителя и уполномоченного, как выбор идей, мнений, проектов, программ, планов, воплощенных в "личности" и зависящих в их реальном и вероятном существовании от реального и вероятного существова­ния этих "личностей". Неопределенность в самом объекте суждения: человеке или идеях, вписана в саму ло­гику политики, которая при каком бы то ни было ре­жиме действует так, что заботы о формулировке про­блем или политических решений и их осуществлению обязательно доверяются людям. При этом доверенные лица могут всегда быть выбраны либо по их программе (объективированной), в смысле каталога уже сформу­лированных суждений и уже заявленных и ставших публичными предпринимаемых мероприятий (по логи­ке присяги), либо по их "личностным характеристи­кам", то есть по их габитусу как инкорпорированной программе (здесь: программа в том значении, в каком о ней говорят в информатике), как принципу, порож­дающему совокупность суждений и действий ("полити­ческие мероприятия"), которые не сформулированы эксплицитно в момент "выбора" ни кандидатом, ни избирателем, и которые, следовательно, должны пред­угадываться по едва заметным признакам диспозиций, дающимся через физический экзис [46], дикцию, манеру держаться, манеры поведения. Не бывает такого пол­итического выбора, который бы не учитывал неотрыв­но личность гаранта и то, что он гарантирует. Уполно­моченный является одновременно тем, кто выражает мнения, уже выраженные его доверителями (он, как это принято говорить, "ограничен" программой, опре­деленного рода контрактом эксплицитного делегирова­ния) и тем, кто действует в соответствии со своей ин­корпорированной программой более, чем в соответствии с объективированной программой — или в соответствии со специфическими интересами, свя­занными с его позицией в поле идеологического про­изводства, выражает пока еще не сформулированные, имплицитные и потенциальные мнения, которые бла­годаря этому и возникают. Доверитель может даже Ис­пользовать монополию говорить, которую ему дает ста­тус признанного официального выразителя, чтобы при помощи не поддающейся проверке узурпации припи­сать своим доверителям ожидания, намерения, требо­вания, в которых они не разбираются и которые могут в отдельных случаях принадлежать авангарду или арь­ергарду группы в целом. Короче говоря, факт, что уполномоченное лицо, будучи гарантом программы не только как opus operatum [47], взятом как совокупность уже сформулированных предложений, но и как moçlus operandi [48], взятом как совокупность принципов, по­рождающих предложения пока не сформулированные ("линия"), есть, без сомнения, то, что по формуле Дюркгейма, никогда не является пунктом контракта по политическому делегированию.

Вынужденные предъявить в один прекрасный день в виде объективированной программы свои ерети­ческие намерения, идущие вразрез с доксой, т. е. про­стым согласием с обычным порядком, которое идет само по себе, без обсуждения, сторонники изменения оказываются из-за этого более всего подверженными противоречию между программой, которую провозгла­шает официальный выразитель, и имплицитной про­граммой, которую выдает их габитус. Принимая во внимание скрытые условия доступа к политической компетенции (и, в частности, подготовку), это проти­воречие тем больше, чем в большей степени держатели монополии на производство или даже на воспроизвод­ство эксплицитных программ сами являются продук­том социальных условий производства (проявляющих­ся в видимых признаках их габитуса), у которых есть все шансы быть отличными от тех условий, в которых были "произведены" их доверители. Напротив, те, кто не имеет других намерений, кроме намерения продол­жать поддерживать установленный порядок, могут эко­номить на разъяснительной работе и ограничиваться представлением в собственной персоне своей изыскан­ности, элегантности, культуры, а также своих свойств и прав (дворянский титул, диплом об образовании и т. п.), являющихся гарантией инкорпорированной програм­мы сохранения порядка. Они обладают непреднаме­ренно, естественно, физическим экзисом, дикцией, произношением слов, и согласованность между речью и личностью, которая ее произносит, непосредствен­ная, безукоризненная и естественная.

Габитус класса и политическое мнение

Напрасно было бы искать объяснительный прин­цип ответов в этой, как и в любой другой области, в одном факторе или совокупности, полученной про­стым сложением нескольких факторов. В действитель­ности габитус интегрирует в изначально синтетическую целостность порождающего принципа совокупность результатов действия детерминации, навязанных мате­риальными условиями существования (эффективность которых все более подчиняется результату воздействия образования и информации, предварительно, по мере ее появления, подвергнутой испытанию временем). Га­битус есть инкорпорированный класс (включая и биоло­гические, но социально препарированные свойства, например, пол и возраст) и при любых внутри- или межпоколенных перемещениях он отличается (по сво­им эффектам) от класса объективированного в опреде­ленный момент времени (в виде званий, свойств и т. п.) по тому, как воспроизводит различные состояния ма­териальных условий существования, продуктом кото­рых является и которые могут в большей или меньшей степени отличаться от актуально имеющихся условий существования. Детерминации, оказывающие на аген­тов свое действие на протяжении всего их существования, образуют систему, внутри которой главный вес приходится на такие факторы, как имеющийся капи­тал, определенный по общему его объему и структуре, а также соответствующая позиция в отношениях про­изводства (определенная через профессию со всеми со­путствующими детерминациями, как влияние условий труда, профессиональное окружение и т. п.).

Это означает, как мы уже видели, что собствен­ная эффективность фактора, взятого изолированно, никогда на самом деле не измеряется по корреляции между этим фактором и рассматриваемым мнением или практикой. Тот же фактор можно увязать с различ­ными результатами, иногда даже противоположными, в зависимости от того, в какую систему факторов его включают. Так, диплом бакалавра может стать основой протеста, когда его обладателем является сын кадрово­го работника среднего звена или сын квалифицирован­ного рабочего, попавшего в ранг рабочих-специалистов. Несомненно, что постоянный рост числа бакалавров среди рабочих-специалистов не случаен для распрост­ранения гошизма в рядах рабочих. Тот же диплом мо­жет стать основой интеграции, когда его имеет работ­ник среднего звена, являющийся сыном рабочего или крестьянина. То же самое можно сказать о ценности полученного диплома об образовании и соответствую­щего ему отношения к социальному миру, которое ощутимо меняется в зависимости от возраста обладате­ля диплома (в той мере, в какой для разных поколений отличаются возможности получения этого диплома), от его социального происхождения (в той мере, в какой унаследованный социальный капитал, имя, семейные связи и т. п. определяют реальную прибыль, которую можно от этого получить) и, без сомнения, от геогра­фического происхождения (опосредованного такими инкорпорированными свойствами, как акцент, но так­же и характеристиками рынка труда) и от половой при­надлежности.

Понятно, что через посредство габитуса, который определяет отношение к занимаемой в настоящее вре­мя позиции и, тем самым, выработку практической или эксплицитной позиции по отношению к социальному миру, распределение политических точек зрения между правыми и левыми достаточно тесно связано с распре­делением классов и внутриклассовых слоев в простран­стве, определяемом в первом измерении по общему объему капитала и во втором — по структуре этого капитала. Склонность голосовать за правых возрастает по мере роста общего объема имеющегося капитала, а также по мере роста относительного веса экономиче­ского капитала в структуре капитала, а склонность голо­совать за левых возрастает в обоих случаях при обрат­ной тенденции. Гомология между противоположными позициями, которые устанавливаются при этих двух отношениях, где основная оппозиция между доминирующими и доминируемыми, а вторая — между слоями доминирующих и доминируемых внутри господствующего класса, стремится способствовать встречам и союзами между занимающими однородные позиции в различных пространствах. Наиболее зримо это парадоксальное в совпадение устанавливается между слоем доминируемых внутри доминирующего класса (интеллектуалы, артисты, преподаватели) и доминируемыми классами, которые хотят выразить свое отношение (объективно сильно различающееся) к доминирующим (в целом) в своей особой склонности голосовать за левых.

Если на основе распределения электоральных на­мерений по социально-профессиональным категориям, установленным Мишля и Симоном18, охарактери­зовать каждый слой класса по алгебраическому расхождению* между процентами желающих голосовать за левых и желающими голосовать за центр или голлистами (не принимая в расчет долю неответивших, ко­торая изменяется достаточно незначительно), то мож­но увидеть, что все происходит так, как будто результаты действия объема и структуры капитала ак­кумулируются, так что политическое пространство об­наруживает себя как систематическая деформация со­циального пространства. С одной стороны, учителя (-43) находятся рядом с шахтерами (-44), преподавате­ли (-21) рядом с квалифицированными рабочими (-19), артисты (-15) рядом с рабочими ручного труда (-15) и конторские служащие (-9) рядом с рабочими-специа­листами (-10), тогда как с другой стороны, промыш­ленники (+61) следуют за лицами свободных профес­сий (+47), высшие управленческие кадры (+34) и, очень близко, коммерсанты (+32) занимают противо­положный край политического пространства, а техники (+2) и мастера на производстве (+1) находятся на границе между правыми и левыми. Кажется, все указы­вает на то, что вторая оппозиция образуется между сло­ями, ориентированными в значительной степени на выбор, оцениваемый как наиболее совпадающий с их областью политического пространства. Так, промыш­ленники и лица свободных профессий, с одной сторо­ны, составляющие долю тех, кто весьма вероятно будет голосовать за Центр, а с другой стороны — рабочие занятые ручным трудом, рабочие-специалисты и высоко­квалифицированные рабочие, голосующие с большой вероятностью за Коммунистическую партию, оказыва­ются в оппозиции слою, состоящему из значительного числа воздерживающихся от голосования и тех, чей политический выбор относительно плохо классифици­руется (левые некоммунисты или голлисты), т. е. арти­стов, преподавателей, учителей, мастеров на производстве, которые, может быть, тем самым выражают двойствен­ность и противоречивость, связанные с их шаткой по­зицией в социальном пространстве.

Само собой, что полностью учитывать политиче­ские точки зрения и политическую практику мы можем не более, чем другие практики. Если абстрагироваться от всего, что ощущается по обычным признакам соци­ального происхождения, то нужно по меньшей мере различать эффект траектории, приводящей от исход­ной позиции к актуально занимаемой позиции, т. е. видеть результаты действия социальных обусловленностей, вписанных в частные условия и особенно много дающих для понимания выработанной политической позиции как выраженной позиции, занятой в отноше­нии социального мира, а также эффект внушения, соб­ственно говоря, политическое воспитание, которое, как и воспитание религиозное, будучи усвоенным с детства, в кругу семьи, есть в некотором смысле его эв­фемистическая форма.

Прежде чем выражать свое удивление теснотой связи, зафиксированной между религиозной практи­кой и политическим мнением, нужно спросить себя: а не вытекает ли она в основном из факта, что это не более, чем различные проявления одной диспозиции. Не только потому, что, как по своему содержанию f так и по материи внушения, религиозное воспитание есть эвфемистическое выражение политической социализа­ции, но и потому, что предписания практики и испо­ведуемой веры заключают в себе назначение в некий класс и, следовательно, атрибуцию социальной идентич­ности. Каково бы ни было содержание связанного с ней внушения, социальная идентичность определяется по ее противоположности комплиментарному ей клас­су "неверующих" и, таким образом, она ответственна за все свойства, не входящие в нее в данный момент времени, например, такая политическая диспозиция, как консерватизм предполагает оппозицию "красных". Верность этой идентичности и тому, что ей сопричастно ("Я — христианин"), придает исповедуемой вере большую автономию по отношению к актуально имею­щимся условиям существования. Что же касается соб­ственно эффекта содержания религиозного сообще­ния, то можно думать, что оно усиливает изначальную естественную склонность к осмыслению социального мира в "персоналистской" логике "личного спасения", боязни нищеты или угнетения как фатальности или личной судьбы, болезни или смерти. Напротив, способ политического осмысления стремится выбросить из политики все то, что персоналистский способ мышле­ния и религия представляют в этике, он старается на­чинать с того, что затрагивает домашнюю экономику, отсюда вытекает то, что он мало готов к тому, чтобы политизировать домашний быт, такой как потребление или условия для женщин. Трудности удваиваются из-за того, что авангард политизации домашнего быта часто составляют индивиды или движения христианские по своему происхождению и нелегко определить, политизи­руют ли они домашний быт или "одомашнивают" и деполитизируют политику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...