Церковь в середине XVI века
В период малолетства Ивана Грозного при боярском правлении государственная жизнь пришла в упадок. Соперничающие боярские группировки были заняты достижением личных целей и сведением счетов друг с другом. В собственных интересах они стремились использовать и деятелей Церкви. Митрополит Иоасаф, ранее игумен Троице - Сергиева монастыря, был возведен в сан первосвятителя почти сразу после низвержения митрополита Даниила: он был низложен 5 февраля 1539 г., а митрополит Иоасаф посвящен 9-го того же месяца. Но митрополит Даниил подписал отреченную грамоту только 26-го марта. Очевидно, избрание Иоасафа проходило под давлением Шуйских, стремившихся закрепить удаление Даниила передачей церковной власти в другие руки. Таким образом, около полутора месяцев Церковь имела сразу двух митрополитов. Но формально правила были соблюдены: Иоасафа избирал собор епископов путем жребия из числа трех заранее намеченных кандидатов. Митрополит Иоасаф был близок к нестяжателем. Став во главе Русской Церкви, Иоасаф начал защищать справедливость и, вопреки Шуйским, добился освобождения Бельского. Тогда Шуйские организовали заговор, вследствии которого Бельский был вновь арестован и сослан (а впоследствии умерщвлен). Митрополит также был арестован, причем подвергся грубым оскорблениям и насилиям. Он был сослан в Кириллов монастырь. Это происходило в 1542 году. Таким образом, митрополит Иоасаф занимал кафедру только три года. Для него характерно лояльное отношение к православию греков и к Константинопольскому патриарху. Иоасаф проявил заботу о бедных и о просвещении: в 1540 г. по его благословению и повелению в Новгороде был составлен т.н. "Великий миротворный круг", содержащий указания пасхальных дней на полный индиктион, т.е. период 532 лет, с пояснениями. Этот труд (его выполнил священник Агафон) был крупным вкладом в древнерусскую науку.
В 1547 году митрополит Иоасаф был переведен в родной ему Троице - Сергиев монастырь. В 1551 году ему на просмотр были посланы деяния Стоглавого собора, на которые он сделал свои замечания. Скончался Иоасаф в 1555 году. Эпоха святителя Макария Митрополит Макарий был избран вскоре после изгнания святителя Иоасафа собором епископов и поставлен в митрополиты 19-го марта 1542 года. Его избрание, очевидно, также было совершено с участием Шуйских. Однако Макарий сумел себя поставить независимо от них. Он известен как один из выдающихся первосвятителей Русской Церкви того времени. Святитель Макарий родился в 1481или 1482 году. Постригся в Пафнутьево - Боровском монастыре. Оттуда поставлен архимандритом Лужецкого монастыря около г. Можайска. В 1526 г. посвящен в сан архиепископа Новгородского. В 1542 году он становится митрополитом. При нем состоялось несколько соборов, посвященных важнейшим вопросам церковной жизни и вошедших в историю как "макарьевские" соборы. Скончался митрополит Макарий в 1563 году. Остановимся подробнее на его деятельности. По взглядам на внутри церковную жизнь Макарий придерживался "иосифлянской" ориентации. Он принадлежит к числу наиболее начитанных и образованных иерархов. Характерной чертой святителя Макария была любовь к церковному благолепию, и вместе с тем интерес к культуре Запада. Прибытие Макария на новгородскую кафедру в 1526 году было радостной и торжественной встречей. Дело в том, что после сведения с Новгородской кафедры архиепископа Серапиона в 1509 г. Василий Иванович целых 17 лет не давал поставить в Новгород епископа. Вольнолюбивые новгородцы должны были почувствовать суровую власть великого князя. В лице архиепископа Макария они получили, наконец, заботливого и деятельного архипастыря, который искренне любил свою паству. Он ходатайствовал за опальных новгородцев перед великим князем, кротко обращался как с духовенством, так и с народом. Ввел в новгородских монастырях общинножитие. Ликвидировал монастыри с совместным проживанием монахов и монахинь. Заботясь о просвещении, посылал миссионеров на север своей огромной епархии.
В Новгороде Макарий выполнил грандиозные работы по украшению своего кафедрального храма св. Софии: поставил новые царские врата, увеличил иконостас, велел расписать снаружи входные двери, повесил огромный колокол, "яко страшней трубе гласящей" и многие другие работы. Святитель Макарий проявил большую любовь к иконам и сам был иконописцем. Он расширил и организовал заново мастерские по переписке книг и их украшению миниатюрами. К сожалению, Макарий был не всегда разборчив и охотно разрешал иконописцам пользоваться как образцами и западными гравюрами, через которые могли проникать и весьма далекие от православия образы и идеи. Особенно известным предприятием Макария в области церковного просвещения и культуры была организованная им работа над собранием "всех чтомых на Руси книг". Это колоссальный свод, известный под названием "макарьевских Четьи-миней". Макарий не ограничился только собранием, - что само по себе составляет его заслугу, -но также поручал писать некоторые жития и делать новые переводы. Однако, в "Четьи-Минеи" было включены и некоторые отреченные сочинения, напр., апокрифическое "Сказание Афродитиана", несмотря на отрицательный отзыв преп. Максима Грека об этом сочинении. "Повесть о Петре и Февронии" наполненная фольклорными мотивами, была признана житием этих святых, канонизованных в 1547 году. При Макарии Новгородская епархия выделила большие сродства для выкупа русских пленных у татар: в 1534 г. архиепископ Макарий пожертвовал на это дело огромную по тому времени сумму в 700 руб. После возведения в сан митрополита Макарий получил возможность расширить свою деятельность. О первых годах его деятельности в сане митрополита мало известно. Это были годы разнузданного боярского правления, не считавшегося с авторитетом митрополита. Возможно, что осторожный митрополит в эти годы менее занимался текущими церковными делами, собирая жития святых и посвящая время вопросам иконописания, которые были для него всегда дороги. Положение изменилось, когда Иван IV повзрослел. В 16 лет он осознал себя полновластным правителем огромного государства. В декабре 1546 года по желанию молодого великого князя состоялась его беседа с митрополитом, после которой Иван IV сообщает о решении официально провозгласить себя царем. Царский титул свидетельствовал о преемственности с Византийской империей, и предшественники Ивана Грозного иногда называли себя царями, но венчание на царство Ивана IV имело другой характер: это было официальное признание Русского государства православным царством, "третьим Римом", занявшим место второго Рима-Константинополя. Торжество венчания состоялось Т6 января 1547 года. Для подтверждения законности этого ответственного акта Иван IV и митрополит Макарий, впоследствии, обратились в Константинополь, и Константинопольский патриарх с собором утвердил своей грамотой право русского великого князя "быть и называться ему царем законным и благочестивейшим... для утверждения и пользы всей полноты христианства". Признание огромного политического значения царского венчания русского великого князя выразилось в грамоте патриарха, в которой он "называет его царем и государем православных христиан всей вселенной от востока до запада и до океана...", а также в посланиях от других восточных патриархов. Таким образом, на только что венчанного русского царя был перенесен древний теократический идеал царя - помазанника Божия. Однако, все эти устремления с самого начала омрачены фигурой первого царя - устроителя царства Ивана Грозного, одного из самых жестоких и бесчеловечных правителей, каких знала русская история. Так возникло Русское православное царство, просуществовавшее всего лишь полтораста лет - до провозглашения империи при Петре I.
Сразу же после венчания на царство Иван IV вступает в брак (в феврале 1547 г.) с кроткой и благочестивой Анастасией Романовной Захарьиной. Этот брак должен был смягчить и направить в лучшую сторону молодого царя, неукротимый и жестокий нрав которого был уже хорошо известен. Но не митрополит Макарий, а Сильвестр, священник Благовещенского собора, стал наиболее близким Ивану IV духовным лицом, благоприятно влиявшем на него в этот период.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|