Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учреждение Казанской архиепископии




В 1555 г. митрополит Макарий созвал очередной со­бор, на котором был поставлен вопрос об учреждении епископской кафедры во вновь присоединенной Казани. Падение Казанского ханства и взятие Казани произошло в 1552 году. Это била победа христианского мира над мусульманским в период наибольшего противоборства между ними. Сравнитель­но недавно - в 1529 году - турецкие войска подходили к стенам столицы Австрии - Вены. Турецкая опасность была ве­лика. Поэтому падение Казани, означавшее победу креста над полумесяцем, было знаменательным свидетельством силы православной державы - "третьего Рима" - и предвещало бу­дущее освобождение христианских народов от мусульманского ига. В честь этого события в Москве был воздвигнут Покров­ский собор, уникальный памятник архитектуры, известный всему миру как собор Василия Блаженного.

Неслучайно Казанская епархия сразу становится архиепископией. "Казанская епархия была, так сказать, передо­вым форпостом, обозначавшим собой поступательное движение русской православной веры, народности и государственности в глубь степей. Можно сказать, что все, что лежало к вос­току и на юг от Казани, все царство Казанское, Астрахан­ское и отчасти Сибирское включались в область Казанской епархии".

Собор 1555 года был торжественным и представительным. В нем участвовало десять архиереев - весь русский еписко­пат того времени и до 76 других священнослужителей. Пер­вый казанский архиепископ, избранный на этом соборе, был св. Гурий из боярской фамилии Руготиных. Св. Гурий был замечательным подвижником. В юности он был оклеветан и посажен в тюрьму, где всецело предался молитве. Освобож­денный из темницы чудесным образом, он принял постриг в Иосифо - Волоколамском монастыре, где впоследствии был игу­меном. Короткое время игуменствовал в Троицком Селижаровом монастыре, а затем на соборе 1555 г. был по жребию избран на Казанскую кафедру. Возведение св. Гурия на кафедру и отправление на епархию было большим церковным торжеством. Новоизбранного святителя провожали с крестным ходом из Успенского собора, с участием митрополита и ца­ря. Торжественные встречи и крестные ходы устраивались в городах на его пути. Святитель всюду совершал молебны и говорил поучения. По дороге он освятил место будущего го­рода Чебоксары. Св. Гурий имел с собой от царя и митропо­лита "Наказ" - инструкцию об обращении к вере жителей края. "Наказ" этот - замечательный документ глубокого и подлин­ного духовного понимания апостольского служения Церкви. Говорится о том, чтобы приводить ко крещению не страхом, а любовью, для научения направлять просвещаемых в монас­тыри, не только крещенных, но и некрещенных принимать, угощать и покоить, говорить с ними с кротостью и приво­дить их к Церкви тихою и умиленною беседою, ходатайство­вать за осужденных, не только крещенных, но и некрещен­ных, и при том даже за тех, за кого никто не ходатайст­вует. Святитель деятельно проводил в жизнь эти положе­ния "Наказа". Особенное значение в деле распространения христианства он придавал монастырям. Скончался он в де­кабре 1563 года.

Помощниками св. Гурия были два архимандрита Герман и Варсонофий. Оба они удостоились епископского сана и бы­ли причислены Церковью к лику святых. Св. Герман происхо­дил из древней родовитой фамилии (Садыревых - Полевых) и постригся в Иосифо - Волоколамском монастыре, когда св. Гу­рий был там игуменом. С этого времени началась их тесная духовная связь, сохранившаяся навсегда. В 1564 году св. Герман стал преемником св. Гурия по казанской кафедре. Короткое время он был кандидатом на митрополичий престол (в 1567 г.), но Иван Грозный не захотел допустить его, опасаясь встретить в нем строгого обличителя своих дея­ний. Св. Герман святительствовал только три года и скончался в Москве в 1567 году.

Другой помощник св. Гурия - св. Варсонофий был сыном свя­щенника из г. Серпухова. Промысел Божий с ранних лет го­товил его к миссионерским трудам среди татар. В юности он попал в плен к татарам и находился в неволе три года. За это время он хорошо изучил как татарский язык, так и му­сульманскую религию. Выкупленный из плена отцом, постриг­ся в Москве в Спасо - Андроникове монастыре, а затем был возведен в сан архимандрита Николо - Пешношского монастыря. Благодаря своим знаниям, св. Варсонофий был избран в по­мощники св. Гурию, и много способствовал распространению веры среди казанских татар. В 1567 г. он был возведен во епископа Тверской епархии, которой управлял до 1571 г. За­тем он вернулся в Казань, где жил на покое до 1576 г., когда скончался.

Церковно-литературная деятельность в середине XVI ве­ка организуется в основном вокруг личности митрополита Макария. Сам митрополит Макарий не был крупным писателем, но тем не менее от него осталось несколько поучений и посланий, адресованных в основном царю, а также войскам во время казанского похода.

Среди писателей макарьевского круга особенно известен Ермолай-Еразм, псковский священник, позднее протопоп мос­ковского собора Спаса на Бору в Кремле. Из его духовных произведений следует отметить книгу "О Троице". Сочинение имеет апологетический характер и вызвано, по-видимому, еретическими движениями середины XVI века: Феодосия Косо­го и др. Ермолай-Еразм стремился проследить действие прин­ципа троичности во всех явлениях окружающего мира, пока­зывая его, таким образом, как основу бытия.

Другим видным писателем этого времени является уче­ник преп. Максима Грека инок Зиновий, живший в Отенском монастыре. Зиновий Отенский написал сочинение "Истины по­казание к вопросившим о новом учении", направленное про­тив лжеучения Феодосия Косого. Против него же направлено и второе известное сочинение Зиновия: "Многословное пос­лание на зломудрого Косого". Зиновий был мыслящим богословом, составлявшим собственные комментарии к святоотеческим текстам. Будучи последователем "нестяжателей", он прини­мает и положения "Просветителя" преп. Иосифа Волоцкого, которые использует против Феодосия Косого.

Знаменитый благовещенский протопоп Сильвестр соста­вил книгу "Домострой", представляющую собой русский и пра­вославный вариант руководства к богоугодному устройству жизни мирянина, подобные сборники правил, необходимые для организации жизни и воспитания семьи, были распространены во всех христианских странах. В основе "Домостроя" лежит церковное учение о браке и семье, по которому семья есть малая церковь. Исходя, по существу, из этого положения, автор "Домостроя" стремится подробно обрисовать жизнь идеальной христианской семьи, целиком подчиненной церков­ности и упованию на будущую жизнь. Отсюда большое значе­ние обрядности, как системы дисциплинирующих и воспитыва­ющих приемов, особенно необходимых в миру, как противо­действие соблазну. В качестве норм поведения "Домострой" использует евангельские и ветхозаветные поучения; так, евангельским примером начинается рассуждение о поведении на пиру; характеристика жены повторяет притчи Соломона (ср. гл. 21 л гл. 31 книги "Притч"). "Домострой" входит в мельчайшие детали быта, создавая красочную картину древ­нерусской жизни.

В этот период происходит расцвет житийной литературы, т.к. при канонизации святых было необходимым создание жи­тий. Над ними работала значительная группа книжников. Были составлены новые жития св. Александра Невского, преподобных Никона, игумена Троице - Сергиева монастыря, Павла Обнорско­го, Михаила Клопского, Александра Свирского, Иосифа Воло­коламского, Саввы Сторожевского и многих других.

В середине XVI века Русская Церковь осуществила та­кое важнейшее начинание, как введение книгопечатания. Тол­чок к этому дали решения Стоглавого собора. Собор кон­статировал, что переписка книг находится в плохом состо­янии. Кроме того, рукописных книг не хватало. Между тем в России было известно, что в других странах, в том числе в Польше, уже существовало книгопечатание. Видимо, уже после собора было решено завести типографии. К 50-м годам XVI века относятся первые, из дошедших до нас, печатные издания. Они выпускались анонимными типографиями, на весь­ма низком техническом уровне и имели, по-видимому, крайне ограниченный тираж. С 1556 года известен такой "мастер печатных книг" как Маруша Нефедьев из Новгорода. Впервые типографское дело было налажено дьяконом московского Гостунского собора (в Кремле) Иваном Федоровым, вошедшим в историю, как первопечатник. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил в марте 1564 года первую печатную книгу - Апостол, вслед за тем был издан Часослов. Но первые печатные книги были очень дороги. Успешно начав­шаяся типографская деятельность вызвала недоброжелатель­ность неких сильных лиц. Произошло возмущение, типография была разгромлена. Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы в юго-западную Русь, где продолжали печатать книги. Бунт не остановил, конечно, распространения книго­печатания. В 1565 году типография в Москве была восстанов­лена. Затем была устроена типография в Александровской слободе. Преемник Ивана Федорова печатник Андроник Невежа напечатал Псалтирь.

Церковное пение

Из всех распевов православной русской Церкви самый первоначальный и древнейший есть знаменный распев. До ХV в. обучение совершалось, по-видимому, исключительно путем устной передачи певческих познаний. Со второй половины XV в., появляются руководства к изучению знаменного распева в виде приложений к нотным книгам, особенно к ирмологам. Они содержали в себе: 1(сказание, како поется знамение коеждо различно; 2) како поются попевки и в котором гла­се; 3) распевы на восемь гласов и т.п. В начале XVI века, вследствие повторного разлада и нестроения в церковном пении, явилась настойчивая нужда в певческих школах. По решению Стоглавого собора, предложив­шего учредить "книжные" училища, где бы изучались чтение, письмо и пение, открылось множество школ, особенно в Нов­городе и Москве, где изучалось пение. Из питомцев этих школ вышли такие знаменитые распевщики, как Иван Акимов Шайдуров и братья Роговы - Василий (1589-1603) - впослед­ствии Ростовский митрополит и Савва, знаменитый учитель пев­цов. Из учеников его известны: Стефан Голыш, Иван Нос и Федор Крестьянин. Из учеников Ивана Голыша известен Иван Лукошков, в иночестве архимандрит Исаия. Каждый из них вносил свою лепту в дело церковного пения.

Во второй половине XVI в. составили весьма много ме­лодий знаменного распева и распевали их на гласы с новым текстом. Они носили названия: малое знамя, инознамя, боль­шое знамя, путь и др.

Ученики Феодора Крестьянина, жившего вместе с извест­ным певцом Иваном Носом, в Александровской слободе, у царя Ивана Грозного, повествовали, что в их время "Стефан Го­лыш много знаменного пения роспел, а после него ученик Исаия (в мире Иван Лукошков), тот вельми знаменного пения распространил и исполнил... Некто-де во Твери дьякон бе зело мудр и благовеин, тот-де роспел стихиры евангельские; а псалтирь роспета в великом Новграде, некто был инок, именем Маркелл, слыл Безбородой; он же сложил канон Ники­те, архиепископу новгородскому, вельми изящен. А Триоди роспел и изъяснил Иван Нос; он же роспел крестобогородичны и богородичны Минейные".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...