Учреждение Казанской архиепископии
В 1555 г. митрополит Макарий созвал очередной собор, на котором был поставлен вопрос об учреждении епископской кафедры во вновь присоединенной Казани. Падение Казанского ханства и взятие Казани произошло в 1552 году. Это била победа христианского мира над мусульманским в период наибольшего противоборства между ними. Сравнительно недавно - в 1529 году - турецкие войска подходили к стенам столицы Австрии - Вены. Турецкая опасность была велика. Поэтому падение Казани, означавшее победу креста над полумесяцем, было знаменательным свидетельством силы православной державы - "третьего Рима" - и предвещало будущее освобождение христианских народов от мусульманского ига. В честь этого события в Москве был воздвигнут Покровский собор, уникальный памятник архитектуры, известный всему миру как собор Василия Блаженного. Неслучайно Казанская епархия сразу становится архиепископией. "Казанская епархия была, так сказать, передовым форпостом, обозначавшим собой поступательное движение русской православной веры, народности и государственности в глубь степей. Можно сказать, что все, что лежало к востоку и на юг от Казани, все царство Казанское, Астраханское и отчасти Сибирское включались в область Казанской епархии". Собор 1555 года был торжественным и представительным. В нем участвовало десять архиереев - весь русский епископат того времени и до 76 других священнослужителей. Первый казанский архиепископ, избранный на этом соборе, был св. Гурий из боярской фамилии Руготиных. Св. Гурий был замечательным подвижником. В юности он был оклеветан и посажен в тюрьму, где всецело предался молитве. Освобожденный из темницы чудесным образом, он принял постриг в Иосифо - Волоколамском монастыре, где впоследствии был игуменом. Короткое время игуменствовал в Троицком Селижаровом монастыре, а затем на соборе 1555 г. был по жребию избран на Казанскую кафедру. Возведение св. Гурия на кафедру и отправление на епархию было большим церковным торжеством. Новоизбранного святителя провожали с крестным ходом из Успенского собора, с участием митрополита и царя. Торжественные встречи и крестные ходы устраивались в городах на его пути. Святитель всюду совершал молебны и говорил поучения. По дороге он освятил место будущего города Чебоксары. Св. Гурий имел с собой от царя и митрополита "Наказ" - инструкцию об обращении к вере жителей края. "Наказ" этот - замечательный документ глубокого и подлинного духовного понимания апостольского служения Церкви. Говорится о том, чтобы приводить ко крещению не страхом, а любовью, для научения направлять просвещаемых в монастыри, не только крещенных, но и некрещенных принимать, угощать и покоить, говорить с ними с кротостью и приводить их к Церкви тихою и умиленною беседою, ходатайствовать за осужденных, не только крещенных, но и некрещенных, и при том даже за тех, за кого никто не ходатайствует. Святитель деятельно проводил в жизнь эти положения "Наказа". Особенное значение в деле распространения христианства он придавал монастырям. Скончался он в декабре 1563 года.
Помощниками св. Гурия были два архимандрита Герман и Варсонофий. Оба они удостоились епископского сана и были причислены Церковью к лику святых. Св. Герман происходил из древней родовитой фамилии (Садыревых - Полевых) и постригся в Иосифо - Волоколамском монастыре, когда св. Гурий был там игуменом. С этого времени началась их тесная духовная связь, сохранившаяся навсегда. В 1564 году св. Герман стал преемником св. Гурия по казанской кафедре. Короткое время он был кандидатом на митрополичий престол (в 1567 г.), но Иван Грозный не захотел допустить его, опасаясь встретить в нем строгого обличителя своих деяний. Св. Герман святительствовал только три года и скончался в Москве в 1567 году.
Другой помощник св. Гурия - св. Варсонофий был сыном священника из г. Серпухова. Промысел Божий с ранних лет готовил его к миссионерским трудам среди татар. В юности он попал в плен к татарам и находился в неволе три года. За это время он хорошо изучил как татарский язык, так и мусульманскую религию. Выкупленный из плена отцом, постригся в Москве в Спасо - Андроникове монастыре, а затем был возведен в сан архимандрита Николо - Пешношского монастыря. Благодаря своим знаниям, св. Варсонофий был избран в помощники св. Гурию, и много способствовал распространению веры среди казанских татар. В 1567 г. он был возведен во епископа Тверской епархии, которой управлял до 1571 г. Затем он вернулся в Казань, где жил на покое до 1576 г., когда скончался. Церковно-литературная деятельность в середине XVI века организуется в основном вокруг личности митрополита Макария. Сам митрополит Макарий не был крупным писателем, но тем не менее от него осталось несколько поучений и посланий, адресованных в основном царю, а также войскам во время казанского похода. Среди писателей макарьевского круга особенно известен Ермолай-Еразм, псковский священник, позднее протопоп московского собора Спаса на Бору в Кремле. Из его духовных произведений следует отметить книгу "О Троице". Сочинение имеет апологетический характер и вызвано, по-видимому, еретическими движениями середины XVI века: Феодосия Косого и др. Ермолай-Еразм стремился проследить действие принципа троичности во всех явлениях окружающего мира, показывая его, таким образом, как основу бытия. Другим видным писателем этого времени является ученик преп. Максима Грека инок Зиновий, живший в Отенском монастыре. Зиновий Отенский написал сочинение "Истины показание к вопросившим о новом учении", направленное против лжеучения Феодосия Косого. Против него же направлено и второе известное сочинение Зиновия: "Многословное послание на зломудрого Косого". Зиновий был мыслящим богословом, составлявшим собственные комментарии к святоотеческим текстам. Будучи последователем "нестяжателей", он принимает и положения "Просветителя" преп. Иосифа Волоцкого, которые использует против Феодосия Косого.
Знаменитый благовещенский протопоп Сильвестр составил книгу "Домострой", представляющую собой русский и православный вариант руководства к богоугодному устройству жизни мирянина, подобные сборники правил, необходимые для организации жизни и воспитания семьи, были распространены во всех христианских странах. В основе "Домостроя" лежит церковное учение о браке и семье, по которому семья есть малая церковь. Исходя, по существу, из этого положения, автор "Домостроя" стремится подробно обрисовать жизнь идеальной христианской семьи, целиком подчиненной церковности и упованию на будущую жизнь. Отсюда большое значение обрядности, как системы дисциплинирующих и воспитывающих приемов, особенно необходимых в миру, как противодействие соблазну. В качестве норм поведения "Домострой" использует евангельские и ветхозаветные поучения; так, евангельским примером начинается рассуждение о поведении на пиру; характеристика жены повторяет притчи Соломона (ср. гл. 21 л гл. 31 книги "Притч"). "Домострой" входит в мельчайшие детали быта, создавая красочную картину древнерусской жизни. В этот период происходит расцвет житийной литературы, т.к. при канонизации святых было необходимым создание житий. Над ними работала значительная группа книжников. Были составлены новые жития св. Александра Невского, преподобных Никона, игумена Троице - Сергиева монастыря, Павла Обнорского, Михаила Клопского, Александра Свирского, Иосифа Волоколамского, Саввы Сторожевского и многих других. В середине XVI века Русская Церковь осуществила такое важнейшее начинание, как введение книгопечатания. Толчок к этому дали решения Стоглавого собора. Собор констатировал, что переписка книг находится в плохом состоянии. Кроме того, рукописных книг не хватало. Между тем в России было известно, что в других странах, в том числе в Польше, уже существовало книгопечатание. Видимо, уже после собора было решено завести типографии. К 50-м годам XVI века относятся первые, из дошедших до нас, печатные издания. Они выпускались анонимными типографиями, на весьма низком техническом уровне и имели, по-видимому, крайне ограниченный тираж. С 1556 года известен такой "мастер печатных книг" как Маруша Нефедьев из Новгорода. Впервые типографское дело было налажено дьяконом московского Гостунского собора (в Кремле) Иваном Федоровым, вошедшим в историю, как первопечатник. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил в марте 1564 года первую печатную книгу - Апостол, вслед за тем был издан Часослов. Но первые печатные книги были очень дороги. Успешно начавшаяся типографская деятельность вызвала недоброжелательность неких сильных лиц. Произошло возмущение, типография была разгромлена. Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы в юго-западную Русь, где продолжали печатать книги. Бунт не остановил, конечно, распространения книгопечатания. В 1565 году типография в Москве была восстановлена. Затем была устроена типография в Александровской слободе. Преемник Ивана Федорова печатник Андроник Невежа напечатал Псалтирь.
Церковное пение Из всех распевов православной русской Церкви самый первоначальный и древнейший есть знаменный распев. До ХV в. обучение совершалось, по-видимому, исключительно путем устной передачи певческих познаний. Со второй половины XV в., появляются руководства к изучению знаменного распева в виде приложений к нотным книгам, особенно к ирмологам. Они содержали в себе: 1(сказание, како поется знамение коеждо различно; 2) како поются попевки и в котором гласе; 3) распевы на восемь гласов и т.п. В начале XVI века, вследствие повторного разлада и нестроения в церковном пении, явилась настойчивая нужда в певческих школах. По решению Стоглавого собора, предложившего учредить "книжные" училища, где бы изучались чтение, письмо и пение, открылось множество школ, особенно в Новгороде и Москве, где изучалось пение. Из питомцев этих школ вышли такие знаменитые распевщики, как Иван Акимов Шайдуров и братья Роговы - Василий (1589-1603) - впоследствии Ростовский митрополит и Савва, знаменитый учитель певцов. Из учеников его известны: Стефан Голыш, Иван Нос и Федор Крестьянин. Из учеников Ивана Голыша известен Иван Лукошков, в иночестве архимандрит Исаия. Каждый из них вносил свою лепту в дело церковного пения. Во второй половине XVI в. составили весьма много мелодий знаменного распева и распевали их на гласы с новым текстом. Они носили названия: малое знамя, инознамя, большое знамя, путь и др.
Ученики Феодора Крестьянина, жившего вместе с известным певцом Иваном Носом, в Александровской слободе, у царя Ивана Грозного, повествовали, что в их время "Стефан Голыш много знаменного пения роспел, а после него ученик Исаия (в мире Иван Лукошков), тот вельми знаменного пения распространил и исполнил... Некто-де во Твери дьякон бе зело мудр и благовеин, тот-де роспел стихиры евангельские; а псалтирь роспета в великом Новграде, некто был инок, именем Маркелл, слыл Безбородой; он же сложил канон Никите, архиепископу новгородскому, вельми изящен. А Триоди роспел и изъяснил Иван Нос; он же роспел крестобогородичны и богородичны Минейные".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|