Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение Церкви во второй половине царствования Ивана Грозного




Конец жизни и первосвятительского служения митрополита Макария был отягощен учащавшимися проявлениями дес­потизма Ивана Грозного. После смерти св. Макария, в фев­рале 1564 года, состоялся собор Русской Церкви. Прежде, чем приступить к избранию нового митрополита, собор поста­новил митрополиту носить белый клобук. Преемником Макария был избран инок Чудова монастыря Афанасий, бывший прото­иерей Благовещенского собора Андрей. Он являлся духовни­ком Ивана Грозного, и отцы собора надеялись, по-видимому, что он будет иметь влияние на царя. Однако, первосвятительство Афанасия совпало с развитием самых мрачных свойств Ивана Грозного. В 1565 г. последовало учреждение опрични­ны. Все государство было разделено на две части: опрични­ну и земщину. Лучшие земли отошли к опричнине. На боярст­во и "служилых людей" царь наложил опалу и потребовал от духовенства, чтобы оно не вмешивалось в суд государя и не препятствовало казнить его противников. Фактически, Иван IV лишил духовенство традиционного права печалования. Начались казни и преследования, неслыханные на Руси. По­лились потоки крови, каких не было со времен татарского нашествия. Центром опричнины стала резиденция царя - Алек­сандрова слобода. Зловещий характер опричнины подчеркивал­ся формой опричника: они носили черные кафтаны, черные шапки, ездили на вороных лошадях. К поясу было привязано изображение собачьей головы и небольшая метла - символ преданности царю в борьбе с врагами. Опричнина приобрела кощунственный характер: в Александровой слободе Иван Гроз­ный создал якобы монастырь, в котором будто бы был игу­меном (вместе с тем, Иван был женат и монашества, связан­ного с отречением от власти, принимать не собирался). Со­вершались продолжительные богослужения, между которыми царь вместе с палачами пытал подозреваемых в измене. Вместе со зверствами царил разврат.

Среди мрачных деяний Ивана Грозного прослеживается также идея власти царя и над Церковью, горячо защищаемая Иваном Грозным. Такое понимание власти было воспитано в нем с юности при поддержке его известных духовных руководителей: "Иван Васильевич имел множество оснований, главным образом данных ему представителями Церкви, чтобы смотреть на свою власть, как на теократически абсолютную... В лице Ивана IV представители Церкви идейно воспитали власть московского государя до такой высоты и абсолютизма, внушив ему, сверх того, мысль о пастырских правах в делах Церкви, что, в случае какого-либо столкновения носителей высшей церковной власти с государями, первые не были га­рантированы от катастроф самых неожиданных"- писал видный историк Церкви Карташов. Это и подтвердилось в время правления митрополита св. Филиппа II.

В этих страшных условиях митрополит Афанасий отказал­ся управлять Церковью и в 1566 году ушел по болезни на по­кой. Следующим митрополитом стал в 1566 году выдающийся подвижник и деятель, один из самых великих святых русской Церкви св. Филипп.

Св. митрополит Филипп

Св. Филипп, в миру Феодор, родился в 1507 г. в семье знатного боярина Василия Ивановича Стефана Колычева. Аристократическое происхождение позволило будущему святи­телю получить лучшее образование и развитие, какое было возможно. Он был взят ко двору, и Иван Грозный знал его с малолетства. 1537 году 30-летний Феодор решает порвать с блестящей придворной карьерой и тайно бежит из Москвы на далекий Север в Соловецкий монастырь, где и принимает постриг. Через 10 лет Филипп возведен в сан игумена. Его 18-летнее управление монастырем привело обитель в состоя­ние расцвета. Он воздвиг две великолепных каменных церкви -Успения Божией Матери и Преображения Господня, завел ко­локольный звон, построил келлии и больницу, осушил болота, соединил каналами озера, проложил дороги. Сам Филипп был строгим подвижником, предававшимся уединению и умному де­ланию. Став в 1566 году, митрополитом, св. Филипп в течение года пользовался уважением и расположением царя. Казней не было. Воцарившийся мир, однако, был неустойчив. Через год началась новая серия расправ. Никто не смел заступиться за казнимых безо всякого суда и следствия. Св. Филипп, перед восшествием на митрополичий престол, выговорил себе право "советовать" царю. Помня об этом праве, митрополит пытался воздействовать на совесть царя, беседуя с ним на­едине. Однако, это не принесло никаких результатов. Тогда св. Филипп решился публично обличить Ивана. В одно из воскресений великого поста он прямо обратился к царю с речью в которой, в частности, говорил: "От века не слыха­но, чтобы благочестивые цари волновали свою державу, и при твоих предках не бывало того, что ты творишь; у самих язычников не случалось ничего такого..." Это выступление святителя привело царя в ярость, но он не посмел тронуть митрополита. В следующий раз. св. Филипп снова произнес обличительную речь: "У татар и язычников есть правда: в одной России нет ее; во всем мире можно встречать милосер­дие, а в России нет сострадания даже к невинным и правым. Здесь мы приносим Богу бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская... "-Говоря многое в таком роде, святитель отказался благосло­вить Ивана. Царь пришел в крайний гнев и решил расправить­ся с обличителем, но не находил для этого достаточного предлога. Филипп продолжал свои бесстрашные обличения, го­товый принять мучительную смерть.

Главными советниками царя в деле против св. Филиппа были Малюта Скуратов и духовник Ивана IV Евстафий, запре­щенный митрополитом за недостойную жизнь. Чтобы найти по­вод к расправе с Филиппом, решено было направить специаль­ную комиссию в Соловки, для расследования его жизни. Ко­миссия состояла из врагов святителя. Среди братии нашлись клеветники, во главе с игуменом Паисием, которому обе­щали епископский сан. По возвращении комиссии, взявшей с собой Паисия и его приспешником, состоялся собор для суда над митрополитом. Все епископы, присутствовавшие на собо­ре, безропотно согласились с заранее вынесенным приговором о низложении митрополита. Царю однако этого было недоста­точно: он велел святому продолжить служить. В день арх. Михаила (8 ноября) опричники во время богослужения с ос­корблениями и поруганием арестовали митрополита и отвезли в темницу, наложив на него цепи. В ярости царь казнил де­сять родственников митрополита из рода Колычевых, и голову одного из них прислал страдальцу в темницу. Затем св. Фи­липп был сослан в заточение в Отрочь монастырь в Тверь. Это было в конце 1568 года. Там он провел около года. На­чался поход Ивана Грозного на Новгород, который был, по существу, потребительной войной против мирного населения: уничтожалось население целых городов. Проходя через Тверь, Иван послал в Отрочь монастырь Малюту Скуратова, который задушил святого подушкой.

Значение подвига святителя Филиппа в том, что он нс убоялся обличать нечестие среди всеобщего молчания и бес­страшно отдал свою жизнь за правду Христову, уподобившись древним мученикам. Иван Грозный убил также св. Корнилия Псково - Печерского.

Помимо мучеников, XVI век знает замечательных святых-юродивых. Иван Грозный, поднявший руку на святого митропо­лита, не посмел тронуть св. Николая Салоса, запретившего царю громить Псков и резко обличившего царя. В Москве прославился юродивый Василий Блаженный. На юродивых смот­рели как на пророков Божиих.

Преемником св. Филиппа явился архимандрит Троице - Сергиева монастыря Кирилл, возведенный на митрополичий престол через два дня после низложения св. Филиппа. Митро­полит Кирилл не решался вслух обличать царя и молчал. Имен­но при нем и состоялся опустошительный поход на Новгород, причем царь не щадил и духовенство: до 500 новгородских священнослужителей забили до смерти, остальных ежедневно пытали, требуя денег (по 20 руб. с каждого). Архиепископ

Пимен, клеветавший на св. Филиппа по зависти, подвергся тюремному заключению, поруганию и ссылке, в которой скоро умер.

В 1571 году разразилось новое бедствие: пользуясь не­урядицами и отсутствием в Москве царя, крымский хан Девлет-Гирей вторгся в Россию, дошел до Москвы, грабя, истребляя и пленяя жителей. С большим трудом удалось отогнать татар от Москвы. В 1572 году митрополит Кирилл скончался. Он успел все же вызвать неудовольствие царя и был похоронен не в Кремле, а в митрополичьем Новинском монастыре.

В мае 1572 г. московским митрополитом был избран архиепископ Полоцкий Антоний. При нем получило продолжение ограничение церковного землевладения. На соборе 1573 г. были запрещены земельные пожертвования в большие монасты­ри. Передача земель в бедные монастыри дозволялась только с разрешения царя. В 1580 г. состоялся новый собор, на котором вновь был поднят вопрос о церковном землевладении. Разоренное тиранической политикой государство нуждалось в средствах, и взор царя вновь обратился к церковным имуществам. Собор запретил отдавать в монастыри земли "на по­мин души", и повелел заменять их стоимостью сел, отдава­емых дальним родственникам или государю. Также запрещено было монастырям и епископату покупать земли и брать под залог, и вообще увеличивать земли. В случае необходимости земель для пропитания (например, при основании нового мо­настыря), ведено было обращаться к царю - "бить челом го­сударю".

Таким образом, собор 1580 года знаменателен тем, что он существенно ограничил экономическую независимость Церк­ви: "Соборный приговор 15 января 1580 г.... является по­воротным моментом в истории монастырского землевладения". Это было связано, с одной стороны, с возраставшими при­тязаниями государства, с другой, - с имевшими место злоупотреблениями духовенства церковным имуществом. Так или иначе, был сделан крупный шаг вперед и к подчинению Церк­ви государству, и характерно, что это произошло при влас­толюбивом и жестоком Иване Грозном. В начале 1581 года митрополит Антоний скончался. На его место был поставлен митрополит Дионисий. до этого - игумен новгородского Варлаамо - Хутынского монастыря. Соборное решение состоялось в феврале 1581 года. При нем Иван Грозный скончался (в марте 1584 г.), приняв монашество с именем Ионы. Митропо­лит Дионисий венчал на царство в мае того же года Феодора Иоанновича. Новому царствованию досталось тяжелое наслед­ство. Летом 1584 г. был созван церковный собор, целью ко­торого было помочь государству. Подтвердив решения собора 1580 г., иерархи пошли далее. Были введены платежи госу­дарственных податей с церковных земель, которые ранее их не платили, "ради оскудения, воинского чина... пока земля не поустроится" (Мак., с. 320). Также был введен государ­ственный налог и на церковную торговлю. Правда, вскоре эти налоги были отменены. Митрополит Дионисий вступил в конфликт с всесильным при царе Феодоре Борисом Годуновым, выступал против его злоупотреблений властью. Это столкно­вение церковной и светской власти кончилось, как обычно, поражением митрополита, лишенного кафедры в 1587 году. На его место взошел архиепископ ростовский Иов, вскоре получивший титул патриарха.

Проповедь веры племенам, населявшим окраины Русского государства, составляла постоянную заботу Русской Церкви. Этот апостольский подвиг совершался непрерывно, из века в век, с постепенным проникновением русских на север, вос­ток и юг. В Перми в середине XV в. благовествовал св. епископ Питирим. Этот епископ известен своей просвещенностью. Ему принадлежал древнейший сохранившийся русский список творений св. Дионисия Ареопагита; сам он составил службу и житие митрополита московского Алексия. При его дворе ве­лось летописание. Св. Питирим постоянно объезжал край и усердно проповедывал. Однажды, когда он возглавлял крест­ный ход из города Усть-Вымь к реке, произошло внезапное нападение язычников, которые и умертвили епископа в 1455 году. Его преемником был св. епископ Иона, правивший епар­хией с 1455 по 1470 гг. Ему удалось значительно распрост­ранить веру, обратив к ней князя великой Перми. Труды св. Ионы достойно продолжал епископ Филарет (годы правления 1471-1501), он проповедывал сам на пермском языке, рассы­лал грамоты, но его усердие тормозилось нерадением низшего духовенства. С пастырскими посланиями к пермскому князю и населению обращался и митрополит Симон в начале XVI ве­ка. Постепенно язычество отступало, благодаря непрекращав­шимся усилиям Церкви. По свидетельству Герберштейна, (в 1526 году) идолопоклонники еще встречались кое-где в лесах, но туда постоянно отправлялись миссионеры для их обращения.

Не менее усердно совершалась проповедническая деятель­ность и на Севере. Особенно большое значение для просвеще­ния Севера имел Новгород. Форпостом миссионерской деятель­ности являлся Соловецкий монастырь с самого момента его основания свв. Германом, Савватием и Зосимой в 30-х гг. XV века. Начиная с 1526 г., по сохранившимся сведениям, местные племена по побережью Белого моря неоднократно са­ми обращались в Москву и Новгород с просьбой о крещений и создании храмов.

Выдающимся миссионером был св. Феодорит, именуемый просветителем лопарей. Он родился в г. Ростове и в 14 лет принял постриг в Соловецком монастыре. После многих лет подвижничества он решил удалиться в пустыню и ушел за ре­ку Колу в дремучие леса. Там, он встретил другого искате­ля безмолвия - пустынника Митрофана, с которым вместе про­жил 12 лет. Около 1540 г. они пришли в Новгород. Феодо­рит был рукоположен в сан иеромонаха и стал духовником архиепископа Макария, когда же тот отъехал в Москву на митрополию, Феодорит вернулся на Колу и создал таи Троиц­кий монастырь. С этого времени местное население начало массами обращаться к православной вере. Был случай, ког­да в один день крестилось около двух тысяч человек. Но иноки созданного им монастыря изгнали своего настоятеля. Несколько позднее св. Феодорит был поставлен архимандри­том суздальского Евфимиева монастыря; затем был оклеветан и осужден вместе со старцем Артемием, но через два года освобожден. Остаток жизни он провел в вологодском Прилуцком монастыре, откуда еще дважды посещал свою паству.

Другим замечательным подвижником на поприще миссио­нерской деятельности был св. Трифон Печенгский. Он родил­ся в 1495 году в новгородских пределах. В поисках уедине­ния он удалился на крайний север за реку Печенгу, где проповедывал местным племенам с опасностью для жизни. Через несколько лет Трифон пришел в Новгород, где получил бла­гословение архиепископа Макария на построение храма, воздвигнутого им на Печенге в честь св. Троицы. Позднее он создал там монастырь. Ходил св. Трифон в Москву, и получил от царя богатые дары и грамоты для своей обители. Скончался он 88-летним старцем.

Из других миссионеров Севера известно имя иеромона­ха Илии с двумя помощниками, посланного архиепископом Макарием около 1534 г. в земли Вотской пятины для истреб­ления идолопоклонства и укрепления христианской веры. Впоследствии преемник Макария по новгородской кафедре архиепископ Феодосий также посылал священника Никифора с такими же задачами.

На юге проповедь христианства была распространена до Каспийского моря вслед за покорением в 1554 г.Астра­ханского ханства. Вскоре туда был послан игумен Кирилл, который устроил в 1568 году монастырь во имя Пресвятой Троицы. Этот монастырь стал оплотом и центром проповеди, которая успешно распространялась. На протяжении 50-х го­дов XVI в. к дружбе с русскими, к принятию православной веры стали склоняться северокавказские народности - черке­сы и кабардинцы, к которым русская Церковь также посылала своих служителей. Несколько позже, в 80-х годах, русские проникают в Сибирь, куда уже в 1582 году было послано де­сять священников с семействами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...