Образование и просвещение в Юго-Западной митрополии
Недостаток образования и просвещения в Юго-Западной митрополии стал все более ощущаться, начиная со времени распространения в Литве протестантов, а затем - иезуитов. Помощь в деле просвещения пришла из России. Бежавший от Ивана Грозного князь Андрей Курбский, обосновавшись на Волыни, со всей энергией отдался делу защиты и распространения православной веры. Он принялся распространять творения отцов церкви - Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Кирилла Александрийского и других, служащие утверждению православия. Курбский сам выучил латынь, изучая грамматику, диалектику и другие необходимые науки. Вместе с несколькими единомышленниками он организовал большую переводческую деятельность, причем сам целиком перевел творение св. Иоанна Дамаскина "Изложение православной веры" и "Диалектику" и некоторые другие творения св. отцов. Он поддерживал тесные связи с известными виленскими православными издателями братьями Мамоничами, которые издавали переводы его кружка. Курбский хорошо понял методы иезуитской пропаганды и предупреждал русских не отдавать своих детей в иезуитские колледжи. Другим русским просветителем в Литве был бежавший с Соловков игумен Артемий. Он стал горячим проповедником православия. Известны его послания как к православным магнатам, так и к протестантам. В частности, он находился в переписке с Симоном Будным, главой секты антитринитариев. Послания старца Артемия обладают определенной богословской глубиной. Он убеждал православный патронат в необходимости открытия школ. Артемий многих удержал в православии. Из Москвы в Литву бежали также первые русские печатники - дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Первоначально они остановились в имении гетмана Григория Ходкевича в Заблудове, где Иван Федоров издал в 1569 году "Евангелие Учительное" по рукописи XIV века, а через год -"Псалтирь" и "Часослов". Затем Иван Федоров переехал во Львов и там в 1574 году напечатал "Апостол".
Петр Мстиславец после Заблудова расстался с Иванам Федоровым и отправился в Вильну, где трудился в типографии Мамоничей. Иван Федоров во Львове разорился и заложил типографию некоему еврею. Вскоре его пригласил князь К.К. Острожский к себе в Острог, где готовилась к изданию знаменитая впоследствии Острожская Библия. Русские беженцы из "Московии" довольно успешно делали православное дело благодаря поддержке православного патроната Литовской Русл. Признанным главой православных был князь Константин Константинович Острожский, сын князя Константина Ивановича Острожского. У К.К Острожского были, впрочем, некоторые и протестантские, и униатские уклонения, от которых он избавился под влиянием князя А. Курбского. Огромными заслугами кн. К.К.Острожского являются организация школы и книгопечатание. Он также распространяя писания отцев Церкви, в частности, творения св. Григория Паламы и сочинения Нила Солунского против латинян. Традиционная церковная школа давно уже не удовлетворяла требованиях времени, Школы нового типа организуются и православным патронатом, и братствами. Острожская школа имела выдающееся значение, иногда она даже называлась академией. К.К.Острожский стремился собрать здесь по-настоящему образованных людей. Среди них известны Кирилл Лукарис, грек, в будущем константинопольский патриарх, священник Василий Острожский, дьякон Иван Федоров и др. Одним из преподавателей был Ян Лятос - бывший профессор математики и астрономии Краковского университета, изгнанный оттуда за сопротивления григорианскому календарю. Острожская школа сыграла видающуюся роль в просвещении и в антикатолической полемике. Из книг, выпущенных в Остроге, особенно известны: "Ключ Царства Небесного" (1537г.) с посвящением Александру Острожскому сыну К.К.Острожского: "Исповедание об исхождении Св. Духа" (1583г.): "О единой истинной православной вере и о св. соборной апостольской Церкви" (1588) священника Василия, направленная против иезуитов и отличающаяся силой аргументации и эрудицией.
Помимо школы К.К.Острожского, известны также школы кн. Курбского и кн. Слуцкого. Большое место в просвещении занимали братские школы. Братская школа во Львове была основана при участии архиепископа Элассонского Арсения (позднее архиеп. Суздальского). Православные школы ориентировались на греческую традицию, хотя они не могли избежать весьма значительного западного влияния. Братские школы именовались "греко-славянскими". Лучшие из них были средними школами, образование в которых состояло, как и в западных школах, из двух ступеней: "тривиума" и "квадривиума". "Тривиум" состоял из грамматики, риторики и диалектики. Изучение этих дисциплин имело целью подготовить воспитанников к проповеднической деятельности, поэтому учителями часто были церковные проповедники. "Квадривиум" состоял из арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Эту ступень образования давали лишь немногие школы. Во Львовской школе обучали еще пасхалии, Св. Писанию, а по субботам -"страху Божию" и обязанностям к родителям и другим людям. В Виленской братской школе практиковалось даровое обучение детей членов братства и убогих сирот. Воспитание учащихся строилось на основе монастырской уставности. Одним из обязательных правил было присутствие учеников на богослужениях во все воскресные и праздничные дни. В будние дни ученики присутствовали на богослужении по очереди. Особенное внимание в школах уделялось греческой образованности, которая стояла на довольно высоком уровне. Об этом свидетельствуют и ссылки на святоотеческую литературу в сочинениях православных писателей и любовь к употреблению греческих слов и понятий.
Выдающимся явлением просветительской и ученой деятельности православных в это время явилось издание Острожской Библии, осуществленное в 1580-1581 гг. Это было первое печатное издание Библии во всем православном мире. В основу издания была положена Геннадиевская Библия, список которой был прислан, по просьбе К.К.Острожского, из Москвы. Кроме нее, было привлечено значительное количество списков, которые выписывались из Константинополя, Греции, Крита, Западной Европы. Использовались и печатные западные издания. Некоторые из книг, переведенные для Геннадия с латинского, были вновь переведены с греческого. В целом, текст значительно приближен к переводу 70-ти. В 1663 году Острожская Библия была перепечатана в Москве. Она легла в основу издания, т.н. Елизаветинской Библии в ХУШ в. Подготовка унии В 1588 и 1589 годах, впервые за 600 лет существования Русской Церкви, русские земли посетил константинопольский патриарх Иеремия II, прибывший в связи с учреждением патриаршества в Москве. Он посетил по пути Юго-западную митрополию и пытался укрепить расшатанные церковные порядки. Патриарх дал широкие полномочия братствам, значение которых он понимал очень хорошо, сместил митрополита Онисифора Девочку за двоеженство и учредил должность патриаршего экзарха с целью усилить контроль за деятельностью духовенства. Патриарх обязал духовенство к возобновлению соборной жизни, потребовав ежегодного созыва соборов. Но все эти полезные и необходимые меры не принесли успеха. Разложение зашло слишком далеко, и основная трудность состояла в том, что патриарху не из кого было выбирать ставленников в этот опасный и ответственный период. Качество церковных деятелей низко пало. Митрополитом стал безвольный, лишенный убеждений и двоедушный Михаил Рогоза, а экзархом епископ Луцкий Кирилл Терлецкий, которого, как и других деятелей подобного рода, характеризует в первую очередь забота о защите и приобретении имений, вплоть до применения вооруженной силы, любовь к почести и роскоши. Принадлежа к дворянскому роду, он не собирался отказываться от привычных привилегий.
Таковы были лица, в руки которых попало высшее церковное управление. Между тем, за положением дел в Православной Церкви внимательно наблюдали королевское правительство и иезуиты. Последние, со свойственной им настойчивостью, стремились к цели, поставленной при их появлении в Литве в 1569 году: добиться введения флорентийской унии в Русской Церкви, с пределах Литовского княжества. Программа введения унии была изложена в книге иезуита Петра Скарги "О единстве церкви", впервые изданной еще в 1577 г., причем Скарга подчеркивал роль государственной власти, как орудия давления на православных. И Скарга, и другие деятели (в частности, Поссевин, посетивший Литву по дороге из Москвы) уделяли большую роль развитию образования в католическом духе и вовлечению в него православного юношества. В самом деле, латинское образование сделало в стране громадные успехи, сформировав основы польской культуры, в орбиту которой втягивалось все большее число представителей русского православного дворянства. Накапливающиеся количественные изменения в конце концов неизбежно порождают новое качество. На рубеже 90-х годов совокупность обстоятельств была такова, что Православной Церкви становилось совершенно невозможно сохранить прежнее положение в польско-литовском государстве. Необходимы были существенные перемены, прежде всего во внутренней жизни Церкви, для того, чтобы она могла выдержать все усиливающиеся внешние нападения. А они нередко принимали характер прямого насилия. Основная тяжесть защиты Церкви лежала на церковном народе, который, будучи объединен в братства, вел эту защиту весьма успешно. Здесь нашла выражение одна из существенных сторон роли мирян в Церкви, в православном понимании. "Народу Божьему, - говорит прот. Н. Афанасьев, - принадлежит рассуждение и испытание того, что совершается в Церкви. Это есть особое служение свидетельствования, вытекающее из царственно-священнического служения... Согласие народа на то, что происходит в Церкви, указывает, что предстоятели действовали в среде народа, а не отдельно от него. Народ мог давать свое согласие только на то, что ему было известно, а не на то, что ему оставалось неизвестно... Народ управляется епископом не пассивно, а активно через полное ведение того, что совершается в Церкви". Именно это значение народа в теле Церкви открылось в описываемых событиях с исключительной яркостью. Епископы не хотели признать этой роли народа, и это вело их к неизбежному конфликту с Церковью, к отторжению от тела Церкви. "К сожалению, - отмечает А. Пайков, - приходится отметить лицемерие, которое обнаружили высшие иерархи... Покровительствуя наружно, скрепя сердце, братствам, тогдашние епископы, проникнутые шляхетскими взглядами, были раздражены вмешательством мирян в церковные дела, - этих "хлопов", "шевцов, седельников и кожемяков" -как высокомерно отзывались о них некоторые из епископов, считая братства гонителями владык. Принужденные выслушивать от братств советы, а иногда и укоризны за худое поведение.. епископы, считая эти учреждения органами патриарха, желали втайне избавиться как от воздействия патриаршей власти на церковные дела, так и от контроля церковных братств, а потому и стремились к полному их ослаблению, если не к совершенному уничтожению".
Отрываясь, таким образом, от церковного народа, епископы оказывались в изоляции, которая еще более толкала их к унии. Антицерковный характер замысла унии со всей очевидностью проявился в скрытным, заговорщицком образе действий иерархов, решившихся на унию. Первым документом, в котором выражено намерение иерархов заключить унию с Римом, является грамота, составленная на соборе в Бресте в 1531 г. и подписанная четырьмя епископами: Кириллом Луцким, Гедесном Львовским, Леонтием Пинским, Дионисием Холмским. Но известно, что годом ранее именно эти четыре епископа имели совещание в Бельзе и приняли какое-то постановление, известны также их связи с католическими иерархами - поборниками унии2. Поскольку принятие столь ответственного документа не могло быть внезапным, нет оснований сомневаться в активной предварительной деятельности названных епископов в пользу унии. Разумеется, это публичное заявление вызвало немедленный протест, исходивший от Львовского братства. Дело унии затормозилось. С 1593 г. в пользу унии начинает действовать новый брестский епископ - Ипатий Потей, человек образованный, одаренный и имевший обширные связи с католиками. Тяжелое положение Православия заставляет обдумывать идею унии и людей, преданных православию. Князь К.К.Острожский составил свой проект унии, исходя из состояния Церкви до разделения церквей в XI веке. По мысли князя Острожского, уния должна быть возвращением к этому состоянию. Предпринимать же дело унии следует лишь с согласия и при участии восточных патриархов и Москвы. Проект князя был православным, и именно поэтому он был совершенно не реалистичным. Свой проект князь доверчиво открыл Потею, не подозревая, что тот внутренне давно уже чужд Православию. В вопросе унии стихийный протест церковного народа столкнулся с глубоко продуманной, планомерной стратегией ее сторонников, которых были единицы. К маю 1594 г. они почувствовали себя уже настолько уверенно, что Кирилл Терлецкии мог публично объявить "всем и каждому" об унии, как деле решенном и о том, что "его королевская милость" посылает двух епископов - самого Кирилла и Ипатия Потея в Рим. Где было достигнуто такое соглашение и кто из епископов в нем участвовал, - об этом Кирилл в своем заявлении умолчал. Но, очевидно, такое соглашение действительно имелось, иначе он не решился бы о нем говорить, опасаясь протестов, и не могло бы быть решения короля о посылке двух епископов в Рим. Соглашение было тайным, как и все действия заговорщиков, и в нем участвовали, по-видимому, уже известные нам четыре епископа. Об участии митрополита Михаила в этот период сведений нет. Но в конце этого же года митрополит дал Кириллу письменное согласие с унией. В составленной им записке митрополит выговаривал себе ряд привилегий, а в беседе с Кириллом обязал его хранить свое согласие в тайне. Во всех поступках главных организаторов унии явно проступает страх обличения, заставляющий их действовать скрытно и коварно. Но нетерпеливый Гедеон не мог выдержать слишком долгого ожидания льгот, которые должна принести желанная уния. Желая ускорить события, в январе 1595 года, возможно, по согласию с другими деятелями унии, он созвал во Львове собор своей епархии, с участием еще ряда лиц, на соборе было принято решение просить митрополита и остальных епископов о вступлении в унию. Примечательно, что постановление собора подписано не только Гедеоном, но еще двумя греческими иерархами и целым рядом представителей русского духовенства, среди которых наиболее заметной фигурой является киево-печерский архимандрит Никифор Тур. Таким образом, пропаганда унии как будто бы получала успех. Однако, у большинства сторонников унии совершенно незаметно искренних побуждений к ее принятию, всюду откровенно преобладает искание личных выгод. Так, Никифор Тур находился в плохих отношениях с митрополитом, которого еще считали сторонником Православия, и, очевидно, рассчитывал укрепить свое положение переходом в римскую юрисдикцию. В июне 1595 г. митрополит и епископы, которых было уже шесть, составили "артикулы" об унии и послание к папе. "Артикулы" имеют довольно осторожный и умеренный характер. Иерархи хотят сохранить свою автономию и в богослужении, и в обрядах, ограничиваясь, в основном, признанием главенства папы. От сомнительных вопросов стараются уклониться: так, о чистилище "не возбуждают спор". С этими документами Кирилл и Ипатий и должны были ехать в Рим. Тайное становилось открытым, но деятели унии все еще представляли себя, как лиц, преданных Православию. Известие о решении иерархов вызвало такой взрыв протеста, которого епископы, видимо, не ожидали. Во главе протестующего народа оказался князь К.К.Острожский. Сложилась исключительная ситуация, в которой в какой-то момент в митрополии не оказалось ни одного епископа! Однако, такая поголовная измена высшей иерархии не устрашила православных, веривших в конечное заступление Божие. Князь К.К.Острожский обратился ко всем православным странам с воззванием, которое является замечательнейшим документом. Приведем выдержку из него: "... Я научен и убежден благодатию Божиею, что кроме единой истинной веры, насажденной в Иерусалиме, нет другой веры истинной. Но в нынешние времена, злохитрыми кознями вселукавого диавола, сами главные начальники нашей истинной веры, прельстившись славою света сего и помрачившись тьмою сластолюбия, наши мнимые пастыри, митрополит с епископами претворились в волков и, отвергшись единой истинной веры св. Восточной Церкви, отступили от наших вселенских пастырей и учителей и приложились к западным, прикрывая только в себе внутреннего волка кожею своего лицемерия, как овчиною, они тайно согласились между собою, окаянные.. как христопродавец Иуда с жидами, отторгнуть благочестивых христиан здешней области без их ведома и вринуть с собою в погибель, как и самые сокровенные писания их объявляют... Дело идет не о тленном имении и погибающем богатстве, но о вечной жизни, об бессмертной душе, которой дороже ничего быть не может... Потому, опасаясь, как бы не остаться виновным пред Богом и пред вами, и узнав достоверно о таких отступниках и явных предателях Церкви Христовой, извещаю о них всех вас, как возлюбленную мою о Христе братию, и хочу вместе с вами стоять за одно против врагов нашего спасения... Что может быть босстыднее и беззаконнее? Шесть или семь злонравных человек злодейски согласились между собою и, отвергшись пастырей своих, святейших патриархов, из которых поставлены, осмеливаются властно, по своей воле, отторгнуть всех нас, правоверных, будто бессловесных, от истины и низвергнуть в пагубу. Какая нам может быть от них польза? Вместо того, чтобы быть светом миру, они сделались тьмою и соблазном для всех...". Послание подписанное князем, составлено, скорее всего, профессорами Острожской школы. Это духовное сочинение, в котором нет и тени тех жалких забот о материальных подачках, которыми переполнены акты униатствующих епископов. Оно произвело колоссальное впечатление на православных людей. Самой неожиданной была реакция епископа Львовского Гедеона Болобана. Не прошло и недели после опубликования воззвания, как в присутствии князя Острожского и других свидетелей епископ Гедеон публично отрекся от всякого своего участия в унии и выразил решительный протест против нее, как противоречащей православной вере. Стремительное обращение епископа Гедеона, до этого всем известного как человека своекорыстного и одного из главных зачинателей унии -факт поразительный. Обращение было твердым и окончательным. С этого момента Гедеон всю свою огромную энергию отдал заботе о Православной Церкви, превратившись в ее основного окормителя до последних дней своей жизни. Православному сознанию невозможно не видеть в этом событии примера действия божественной благодати во спасение человека и для блага Церкви, которая отныне имела епископа. Вслед за епископом Гедеоном от унии отказался еще один иерарх -Михаил Перемышльский. Теперь структура Церкви была восстановлена. Король Сигизмунд III проявил в это время необычайную деятельность в пользу унии. Он и спросил у папы Климента VШ особую буллу (от 4 марта 1595 года), которою Киевская Лавра со всеми ее имениями назначалась киевским митрополитам, если они будут содержать унию с Римом, хвалил и поощрял лично и посредством грамот Рогозу, Потея и Терлецкого за их деятельность, выражал в письме к князю Острожскому надежду, что и он поспешит дать свое согласие на унию; издал окружную грамоту литовско-польским пограничным старостам, чтобы они не пропускали через границу патриарших послов, посылал поощрительные грамоты всему православному духовенству с обещанием за принятие унии уравнять их права с правами римско-католического духовенства, а русским епископам - предоставить место в сенате, и наконец, в сентябре торжественно извещал своих подданных специально изданным манифестом об обращении русских епископов к унии и посылке Ипатия Потея с Кириллом Терлецким в Рим. Еще летом 1595 г., именно 24 июня, князь Острожский оповестил всех православных Литвы и Польши об отступничестве православных епископов. Движение против унии охватило весь православный мир, и в г. Вильне раздался мощный голос учителя братской школы Стефана Зизания, опровергавшего положение о главенстве папы и другие нововведения римской церкви и смело указывавшего на отступничество митрополита и епископов. Проповеди Зизания были в том же 1595 г. напечатаны и пущены в народ. Митрополит Рогоза на сопротивление православных ответил распоряжением о прекращении богослужения в виленских церквах на шесть недель, а затем заочно (а потому вопреки церковным канонам) на соборе в г. Новогрудке осудил Зизания и братских священников. Против этого осуждения Троицкое братство протестовало и в своем протесте указывало, что митрополит, как изменивший вере и являющийся теперь соперником православных, не мог быть беспристрастным судьей в этом деле. Заключение брестской унии Сигизмунд III благодарил и хвалил епископов за желание принять унию, обещая им свою поддержку. К.К.Острожского и православный народ он призывал последовать за решением "владык". Митрополит Михаил долгое время занимал двурушническую позицию, уверяя православных, что он не собирается принимать унию, но тайно следовал за ее сторонниками. Князь Острожский, глубоко возмущенный происходившим, обратился к протестантам с предложением совместных действий в защиту своих религиозных воззрений. Он настолько увлекся борьбой, что сообщал протестантам даже о возможности своего вооруженного выступления против короля. Это стало известно и значительно испортило отношения между князем и королем. Православные требовали созыва собора, но король и его советники понимали, что в сложившейся ситуации собор не выгоден для сторонников унии, и поэтому Сигизмунд его пока не разрешал. В конце сентября 1595 г., несмотря на все протесты православных, Кирилл Терлецкий и Ипатий Потей отправились в Рим, куда прибыли 15 ноября. Там они были приняты "с несказанной милостью и лаской". Обсуждение вопросов, связанных с унией, тянулось довольно долго. 23 декабря 1595 году состоялась торжественная аудиенция у папы, на которой уния была провозглашала официально. Кирилл и Ипатий произнесли символ веры с католической прибавкой "филиокве", заявили о признании Флорентийского и Тридентского соборов и о том, что "всепротивное" они сами и от имени всей литовской митрополии осуждают, отвергают и анафематствуют. Посланцы перечислили всех единомышленных с ними епископов, включая имя Гедеона Балабана, хотя прекрасно знали о его разрыве с ними. Они полностью приняли все учение католической церкви, отказавшись от первоначальных, впрочем, довольно мелких условий сохранения хотя бы элементов православной веры. Уния была заключена в соответствии с общей формой, выработанной в Риме для всех православных "схизматиков", и отступить от этой формы они не могли. Папа заявил о принятии всего епископата с клиром и народом в лоно католической церкви. В заключение посланцы облобызали ноги папы и получили его благословение. Приняв полностью католичество, Потей и Терлецкий тем не менее написали на родину, что будто бы исповедание греческой веры сохранено ненарушимо и им оставлены не только все обряды и таинства, но и символ веры без филиокве. Эта попытка обмануть православных не удалась. Ипатий и Кирилл вернулись в Литву в марте, а вскоре в Варшаве был назначен генеральный сейм, на котором православные потребовали от короля отстранить и низложить этих двух епископов и разрешить выбрать на их места других. Но король не собирался делать этого, наоборот, делал все, чтобы защитить их и их интересы. Так он требовал судить членов виленского братства и даже изгнания из королевства наиболее активных из них, в частности, знаменитого проповедника Стефана Зизания. Затем король объявил о созыве собора, на котором должны присутствовать как православные, так и католики. При этом король распорядился еще ранее закрыть границы, чтобы православные не могли получить помощь от других православных церквей. Обстановка оставалась очень накаленной. Со стороны униатов было совершено покушение на Гедеона Болобана. Православные пытались не подчиняться епископам - униатам. Так, в Бресте переставали посещать храмы, где, по приказу Ипатия, уже поминался папа. В ответ Ипатий изгонял из своих епархий некоторых священников, некоторых лишали сана, сажали в темницы и т.д. Также поступал в своей епархии и Кирилл. Восточные православные церкви не оставались равнодушны к бедам русско-литовской митрополии. Александрийский патриарх Мелетий прислал обширное послание, в котором всячески ободрял православных и призывал стойко бороться за Православие. Константинопольская и Александрийская Церкви решили принять участие в намечавшемся соборе через патриарших экзархов, сумевших проникнуть в Литву, несмотря на пограничные кордины. Константинопольский патриарх Иеремия 2 прислал своего архидиакона Никифора, назначенного быть председателем собора. Никифор был выдающейся личностью. Он управлял делами патриархата и знал состояние дел в Литве. Никифор носил прозвище "мудрейший". Представителем александрийской церкви был назначен уже известный нам Кирилл Лукарис. Из Константинополя были присланы также один иерарх Лука, митрополит Велеградский, и два архимандрита с Афона. Из епископов Юго-Западной митрополии с православной стороны выступал Гедеон Болобан и епископ Перемышльский Михаил Копыстенский. Верность этих двух епископов Православию имела особенное значение, т.к. сводила на нет усилия католической и униатской пропаганды представить унию как дело санкционированное, будто бы, единогласным решением епископата. На православной стороне были также архимандрит крупнейшего Киево-Печерского монастыря Никифор Тур и еще восемь архимандритов и много разного духовенства, а также многочисленные представители мирян, начиная с К.К.Острожского. На стороне униатов находились митрополит и с ним пять епископов и три архимандрита. Больше почти никого из православных с ними не было. Но их поддерживали присутствовавшие в.качестве послов папы - католические иерархи: архиепископ львовский и два епископа, четыре иезуита и послы короля. Открытие собора состоялось в Бресте 6-го октября 1596 г. Во всех брестских храмах уже совершалось униатское богослужение, и съехавшиеся православные их не посещали, а им не было предоставлено ни одного храма. Накануне открытия собора экзархи Никифор и Кирилл послали митрополиту Михаилу приветственную грамоту с напоминанием, что он и епископы должны явиться к представителям патриархов. На это митрополит ответил: "Подумаем, если следует явиться, явимся". Никто не явился. Митрополит показал, что он фактически не признает власти константинопольского патриарха, законным представителем которого был Никифор. Не оповещая православных, митрополит со своими единомышленниками совершил богослужение и открыл собор в церкви св. Николая. Напрасно православные ожидали каких-либо извещений, собравшись в частном доме у одного протестанта, предоставившего им помещение. Тогда Никифор предложил послать к митрополиту депутацию из шести лиц с приглашением явиться к патриаршим экзархам и вместе с ними открыть собор. Депутация не была допущена до встречи с митрополитом, но выяснила, что собор уже открыт. Тогда православные решили, что имеют право открыть свой собор. По предложению Никифора, в соответствии с практикой константинопольской церкви, прибывшие на собор православные разделились на два "кола": "коло" духовное и "коло" озетское, которые заседали раздельно. Первым выступил епископ львовский Гедеон Болобан, охарактеризовавший митрополита и других епископов как отступников. 7 октября заседание православного собора началось с ожидания, не пожелает ли митрополит встретиться с православными. Председатель экзарх Никифор предложил вновь направить депутацию из шести лиц духовного звания. На этот раз посланные встретились с митрополитом и прочитали вслух грамоту, порицавшую митрополита за его действия. На эти порицания митрополит "с яростью и презрением" сказал,что никакого ответа не будет. С депутацией встретились также королевские послы, сказавшие, что придут к православным, но также не пришли. 8 октября на заседаниях православных стали раздаваться голоса возмущения по поводу того, что митрополит отверг и грамоты и приглашения. Экзарх Никифор, строго держась церковных правил, предложил послать к митрополиту и епископам третье приглашение, на этот раз из девяти лиц. Депутация скоро вернулась с ответом: "что сделано, то уже сделано, и иначе быть или переделывать не можем. Хорошо или худо мы поступили, только мы отдались западной церкви". После такого, вполне определенного ответа, православные должны были действовать. Никифор произнес речь, в которой указал на нежелание православного народа принимать унию. Действительно, на соборе присутствовали несколько десятков представителей православного населения разных провинций, которые имели с собой письменные инструкции, получинные ими на местах. Эти инструкции были зачитаны. Все они высказывались против унии и против ее защитников. Во время заседания неожиданно появились королевские послы. Среди них был знаменитый иезуит Петр Скарга. Он пригласил князя Острожского в отдельную комнату и пытался в этот ответственный момент склонить к унии. Это не удалось. Для встречи с послами собор выделил по четыре человека от каждого "кола". На встрече послы упрекали епископов Гедеона и Михаила в самочинии и отступничестве, т.к. ранее они сами просили унию, а теперь отказались от нее, называли Никифора союзником турок и врагом Польши, упрекали за то, что православные собрались в доме протестанта (а больше им негде было собраться); взывали к чувству патриотизма, указывая им гибельные последствия разделений. Депутаты все передали собору, и собор к вечеру послал ответ, в котором говорилось, в духе воззрений кн. Острожского, что соединение церквей - дело всей Церкви и оно возможно только после согласования всех расхождений в догматах и обрядах. После этого собор обратился к очередным делам. В частности, он оправдал виленского проповедника Стефана Зизания и еще двух священников, подвергнутых проклятию митрополита. Затем экзархи отвечали на вопросы собравшихся о папской власти и других предметах. 9 октября оба собора закончили свою работу. Королевские послы сказали униатам, чтобы они завершали свое дело, не обращая внимания на "еретиков". Униаты надели праздничные облачения и торжественным крестным ходом пришли в церковь св. Николая, где был зачитан акт унии. В акте говорилось, что русские епископы посылали своих братьев в Рим, где совершалось соединение с римским престолом, и ныне их действия и обещания полностью подтверждаются. Таким образом, униатский собор подтвердил, что уния состоит в принятии всей католической догматики. Для народа это осталось неизвестным, и многие простые люди, принявшие унию, наивно считали, что таковой была русская вера со времен св. Владимира. Затем униаты отправились в латинский храм, где состоялся общий молебен. Следующим актом было отлучение на православное духовенство, не принявшее унию. У православных этот день начался с суда над митрополитом и другими епископами. Экзарх Никифор подробно изложил все их отступничество. После признания их вин доказанными, Никифор встал на возвышение и, держа в правой руке крест, а в левой - евангелие, торжественно лишил сана митрополита и епископов-отступников. Приговор этот был подписан всеми членами духовного "кола" и послан митрополиту с его епископами. Одновременно было решено обратиться к королю с просьбой об отстранении этих иерархов от занимаемых ими кафедр. От имени православной церкви в Литве собор заявил о своей решимости хранить православие и сопротивляться насильно навязываемой унии. Таким образом, в Бресте столкнулись две разные экклезиологии. По мнению католиков, от имени церкви говорят только иерархи, которым, народ обязан подчиняться. По мнению православных, хранителем истины является сам православный народ. В соответствии с этими разными экклезиологиями, образовалось два собора. Униатский собор представлял собой почти полностью изолированную группу епископов, в то время как православный собор ясно продемонстрировал единство православного клира с народом. Униатский собор имел задачей только лишь официальное подтверждение уже совершившегося, без ведома народа, соединения с Римом. Православный собор был проявлением самой жизни организма Церкви, что проявилось в горячем участии и клира, и мирян. Провозгласив унию, Сигизмунд поставил православие вне закона и обрушил на православных жестокое гонение. Особенную ненависть вызывал у поляков экзарх Никифор. Он был объявлен турецким шпионом и брошен в тюрьму. По просьбе друзей Никифора запрос о нем сделал турецкий султан, которому было отвечено, что Никифор... московский шпион. В тюрьме Никифор был уморен голодом. Он скончался, как истинный мученик Христов, отдавший жизнь за дело Церкви. К сожалению, со временем личность и подвиг Никифора оказались почти забытыми. После Бреста Уния была введена без согласия сейма. Конечно, по духу литовско-польских законов не нужно было брать согласия сейма на введение новой веры. Но другое дело, когда вводилось вероисповедание официальным путем, когда его вводила власть и требовала от громадной массы народа подчинения ему. Такого дела уже нельзя было делать без сейма, т.е. без согласия прежде всего тех людей, для которых оно предназначалось. Сигизмунд в деле унии согласие сейма заменил собором 1596 года. Но такому образу действий явно противоречили дух польской конституции и положительные законы. Всякий православный в противодействие этому приказу мог сослаться на общую в государстве свободу совести и на законы, признаваемые всеми. Вопрос об отношении православия и унии захватывал чуть ли не все стороны литовско-польской жизни. Сами собою возникали вопросы и о догматическом достоинстве Православия и унии, следовательно, и латинства, и о правах иерархии и паствы решать его, и о королевской власти в делах религиозных, и о праве частных лиц, свободных сословий и крестьян защищать свои религиозные дела. Едва кончился Брестский собор, как началась активная религиозная полемика. Писатели латинские и униатские, как ни сильно желали разрушить все, на чем зиждется православная истина, каждый раз чувствовали в этом огромное стеснение. Сама уния, в защиту которой они нападали на Православие, заключала в себе значительную часть особенностей Православной Церкви. Это поставляло этих писателей в необходимость не трогать многого в Православии и тем ослаблять свою главную мысль, что Православие - ересь, а уния - истина. Принято было за правило говорить, что уния заключает в себе обряды восточной Церкви, а учение - латинской. Но немного нужно было иметь смысла, чтобы понимать, как неточно подобное разграничение между Православием, унией и латинством. Учение и обряды и в Православии, и в латинстве слиты в одно целое и их гораздо легче заменить одно другим, чем соединять одни с другими в унии. Решение этого вопроса затруднялось еще тем, что латинские писатели, имея в виду, что уния со временем совершенно сольется с латинством, не могли останавливаться решительно на одной ее норме и чаще всего рассуждали о ней, как о чистом латинстве, а униатские писатели, по самому чувству самосохранения, оставляли за унией больше особенностей православных. Не указываем на другие ч
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|