Реклама на разных стадиях маркетинга
Хотя реклама в нашем перечне была упомянута в качестве отдельного элемента маркетинга, она необходима практически на каждой из стадий работы. Она заимствует у них некоторые черты или уточняет их. (a) Объем, акценты и продолжительность рекламных мероприятий зависят от особенностей жизненного цикла продукта. Например, на первоначальной и повторной стадиях объем рекламы должен быть больше, чем на стадии зрелости товара или его спада. (b) Маркетинговое исследование призвано выявлять мотивы, предпочтения и установки потребителей. Полученные данные могут повлиять не только на замысел кампании или ее тематику, но и на выбор средств массовой информации, в которых будут размещены рекламные материалы. (c) Рекламный отдел или агентство могут предложить наименование и товарную марку, что, несомненно, играет важную роль в планировании рекламной кампании. (d) Реклама и PR могут создать образ товара. (e) От ориентации на определенных потребителей будут зависеть тон и стиль рекламы, а также выбор ее носителей. (О Цена играет существенную роль в замысле рекламной кампании. Стоит ли товар этих денег; можно ли сказать, что он был приобретен по дешевке, или же это — предмет роскоши? В условиях торговой конкуренции цена является серьезным аргументом. Люди очень внимательны к ценам. Хотя законодательный контроль за ними отсутствует, указания на существующие каталоговые цены являются важной стороной рекламных обращений. (g) Комбинации товаров (product mix) можно использовать по-разному. В рекламе один товар может представляться в сочетании с другим или же для каждой товарной марки проводится своя независимая рекламная кампания.
(h) Упаковка является жизненно важной для рекламы, даже когда ее облик уже найден. Упаковка — это уже реклама сама по себе, особенно там, где товары выставлены на продажу, как, например, в торговом центре. Она позволяет опознать товар и буквально «выпихивает» его с полки. Все чаще упоминание об экологических достоинствах товара (Eco-labeling) воспринимается как доказательство его «безвредности» для окружающей среды. Во многих странах разработаны процедуры экспертизы товаров с последующим присвоением им знака Е. (i) Распространение товара включает торговую рекламу, предназначенную оптовикам и розничным торговцам. Это могут быть прямые почтовые сообщения, публикации в специальной прессе или выставки. (j) Торговля должна быть ознакомлена с рекламными кампаниями, поддерживающими ее усилия по сбыту товаров. (k) Работа с рынком (обучение рынка) -- одна из сфер деятельности PR. Мероприятия по связям с общественностью должны создавать благоприятную рыночную ситуацию, в которой будет работать реклама. (1) PR-службы корпораций и финансовых организаций в деловой прессе часто используют рекламу фирм. Ее темой может быть создание образа фирмы. (т) Пробные продажи, имитирующие будущие общенациональные мероприятия, требуют небольшой рекламной кампании. (п) Исследования рекламы предполагают анализ возможных тем кампаний; распространение обзоров и статистических данных; оценку запоминаемости рекламы; отслеживание хода рекламных кампаний; учет количества заказов, сделанных в ответ на рекламу; оценку соотношения затрат на рекламу и прибыли от продаж. (о) Процедуры продвижения (стимулирования сбыта) могут дополнять или даже заменять собой традиционную рекламу. (р) Реклама послепродажного обслуживания помогает потребителям лучше ориентироваться в эксплуатационных услугах фирмы-производителя. (q) Поддержанию потребительского интереса и верности покупателей избранному товару способствует реклама, демонстрирующая дополнительные возможности его использования или предлагающая какие-либо усовершенствования.
(г) Текущие мероприятия PR помогают сохранять преемственность между рекламными кампаниями и не позволяют забывать товарные марки в течение продолжительного времени. Таким образом выглядит процесс маркетинга в промышлен-но развитых странах. Однако между Северной Америкой и Европой существуют различия, обусловленные географическими, социальными, политическими и этническими особенностями. Также незначительные различия существуют между маркетинговой ситуацией в Северной Америке/Европе и Японии. Например, японская реклама придает большее значение названию, а не свойствам товара. Однако применимость такой модели маркетинга к развивающимся странам еще надо доказать, поскольку ситуация в них отличается от ситуации в развитых странах. Эта проблема может не быть очевидной для читателей, живущих в зоне городов и замечающих вокруг себя типичные элементы маркетинга, хотя по стране в целом, как, например, в Британии, они могут отсутствовать. Торговые центры в Аддис-Абебе или Пенанге могут выглядеть достаточно впечатляюще, однако их нельзя сравнить с сетью английских супермаркетов. Исключение составляют новые развивающиеся страны (newly industrialised countries NICs), такие, как Гонконг, Индонезия, Тайвань, Сингапур и Южная Корея, однако и там большие магазины или сети магазинов, вроде Sage, являются японскими. Основная проблема — это демографический состав населения (рис. 1.7). Символическая демографическая пирамида развивающихся стран, в отличие от развитых, может быть обращена вершиной вверх, поскольку большая часть их населения моложе 15 лет и не имеет покупательной способности. Людей, вовлеченных в оборот наличных средств, мало; и даже образованные специалисты (например, выпускники вузов в Индии) могут быть безработными или не иметь денег на газеты. В странах с преобладанием сельского населения или с большой площадью (например, Нигерия, Замбия) царят нищета и безграмотность, а представители бесчисленных этнических групп говорят на разных языках. Поэтому там трудно применять информационные маркетинговые техники. Даже в Индонезии, где
уровень грамотности населения относительно высок, маркетинговые операции сложно вынести за пределы городов, вроде Джакарты, из-за большой площади этой страны (сопоставимой по размерам с США). Маркетинговому исследованию препятствует отсутствие элементарных сведений, например, официальной демографической статистики и адресных справочников. Потребитель может плохо представлять себе особенности современной упаковки, исключая возможности ее вторичного использования, например, для хранения воды. Ценовая политика может регулироваться государством, устанавливающим фиксированный уровень цен. Возможности распространения рекламы могут быть очень ограничены, а сама реклама преимущественно ориентирована на товары, ввозимые из-за рубежа или производимые местными отделениями западных предприятий. Поэтому торговые марки, например Coca-Cola, Cadbuiy, Guinness, Heinz, Nestle, Procter & Gamble, Reckitt-Colman и Unilever, потребитель знает лучше, чем названия отечественных фирм. Японские компании (наряду с южно-корейскими) могут стимулировать сбыт своих автомобилей, электротоваров и электроники. В азиатских странах японские компании преобладают. Даже основой малазийского автомобиля Proton является Mitsubishi. Местные предприниматели с философией «базара» и «лоточной торговли» сопротивляются маркетинговой теории и методам рекламы, требующим перспективного планирования и вложений в будущие продажи, кажущиеся непредсказуемыми. Точно так же к области мифологии относится послепродажное обслуживание, поскольку отсутствует квалифицированный штат и желание вкладывать деньги в изготовление запасных деталей. Кроме того, существует черный рынок, хранящий память об ограничениях, связанных с торговлей с зарубежными странами. Поэтому денежные средства преимущественно вкладываются в новые товары, а не в запасные детали. В определенной мере подобная ситуация существует и в Черной Африке. При таких обстоятельствах возникновение маркетинга в типичной афро-азиатской развивающейся стране проблематично, исключая его существенно измененные формы. Экономика многих из этих стран соответствует уровню промышленно развитых государств столетней давности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|