Из записной книжки 1912 года
29 июня (12 июля) 1912 г . Письмо от Вани [И. Г. Калатозова]. А денег все нет. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 24/Р. Впервые опубликовано: Вахтангов. 1939. С. 24. Е. Б. ВАХТАНГОВ — В. В. СОКОЛОВОЙ (ЗАЛЕССКОЙ) Добрая Варвара Владимировна, Я уже две недели с лишним в Швеции. Мой адрес: Stockholm, Poste Restante, Eugene Vachtangov. {303} Когда на душе станет легче и немножко изменятся условия моей теперешней жизни, я напишу Вам. О работе, о зиме, о Студии — я не забыл. Я мечтаю. Я хочу. Где В. А. [Алехина]? Публикуется впервые. Маш. копия. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 2949/2. Е. Б. ВАХТАНГОВ — В. В. СОКОЛОВОЙ (ЗАЛЕССКОЙ) Капризами судьбы заброшен я на север. Вдали от близких лиц, вдали от душ, изрядно надоевших — [нрзб.], спокойно я живу. Тургенева читаю, мечтаю о зиме, друзьям пишу частенько, веду приличный образ жизни. И день похож на день, час в час — минуточка в минуту. И ем, и сплю, купаюсь и читаю — в положенное время. Креплюсь. Боюсь порядок сей нарушить. Зима какая впереди! Не выправлюсь за лето — прощай зимы работа. А скучно здесь, несосветимо скучно. Культуры шведов не заметил. Сонливы, неподвижны, с мещанскою душой. Швед любит солнце как полезность, на море едет ради соли, а лес пригож ему за тень. Поэзии не сыщете ни в ком. Здесь выгода на первом плане. К искусству равнодушны, мораль на каждом перекрестке, а спорт — их бог. Ему и время отдают, и силы, и чуть ли не в стихах поют красоты мускулов руки. Ложатся рано спать, и улицы пусты часов в двенадцать. Закрыты все кафе. Закрыты рестораны, перестает ходить трамвай… И даже День здесь спит — не переходит в Ночь… Здесь город белой ночи. Красот здесь много. Прекрасны шхеры, шлюзы, замки, великолепны мосты, а драматический театр, как шведы говорят, один на всю Европу. Каналы, скалы.
Но скоро все надоедает, и чаще мысли о Москве. Прочел «Трактирщицу» и «Эльгу»… Обдумал малость постановку и, в общем, кое-что впитал… Но «Джиоконды», Вы простите, я до сих пор не разгадал. Ни прелести ее, ни обаянья. По-моему, д’Аннунцио имел в виду артистку, и для нее он выполнил заказ… Не стоит, право, время тратить на гастролерский матерьял. Так, значит, будет у нас сценка и постоянный уголок. [Его в мечтах лелею часто, и он мне мил, и он мне близок, и, может, в нем найдем мы то, что не сыскали раньше. — Зачеркнуто. ] Я не хочу о нем писать, не хочу сейчас восторгаться. Нечаянно заговорил размером, и, видно, так придется кончить. На пустоту письма не обижайтесь — сейчас я пусть и не способен на волненья. Здесь я ошведился изрядно. Как Вы? И где? И что? Быть может, на restante пришлете мне открытку. Желаю Вам добра, желаю сил. Публикуется впервые. Тетрадь № 4. Черновик. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 275/Р‑21. Л. 15 – 17. {304} Е. Б. ВАХТАНГОВ — Н. М. ВАХТАНГОВОЙ Родная моя, прекрасная! Ты так часто и так хорошо писала мне, а теперь вот я давно уже не имею от тебя писем — и заволновался я, защемило что-то. Два дня сряду вижу один и тот же сон. Разумеется, это чепуха, но все-таки что-то лезет в душу, как я ни отгоняю. И жду, жду письма, чтобы успокоиться. Миленькая моя, не оставляй меня. Я видел тебя и Сережу. Очень нехорошо. Ты страдала, Сережа… Я не хочу говорить. Пиши мне, скорее, скорее — не случилось ли чего. Что касается меня, то я на все махнул рукой. В тех условиях и средствах, в которых я нахожусь, я и стараюсь жить продуктивно для здоровья. Пусть на душе отца будет грех, а, впрочем, я его даже не хочу винить: с его точки зрения я сумасброд, нахал, безжалостный и бессердечный человек. Такому он не хочет помочь. Но ведь уехать-то мне отсюда надо, какой бы я ни был.
Тебе Ваня сказал, что мне перевели 100, потом еще 50 пришлют и еще. Я здесь 25 дней и получил за это время только 50 руб. Жить заграницей, в такой проклятой и дорогой стране, как Швеция, — почти месяц на 50 руб. — это, милая, не шутка. Тут о поправке, да и отдыхе некогда думать. Невероятно, смешно, — но держусь. И все силы мои ушли на это. Мне стыдно и больно: все время экономишь только на еде. До смешного, до невероятия. Без папирос я совсем отупел. А истратить 12 крон на папиросы значит не пойти в купальню, а не пойти в купальню — надо знать, чем заполнить 6 – 7 часов времени. А в купальне я не меньше 6 – 7 часов пребываю. И не курю, и есть не хочется. Читаю до умопомрачения. Теперь в особенности, когда мои шведы очень заняты. Так с книгой и хожу, и лежу, и встаю, и засыпаю. Прочел 5 книг Тургенева. Глотаю. Не пропускаю ни одной строчки. Перечел все повести и рассказы, упился «Отцами и детьми», «Дымом», «Дворянским гнездом», «Накануне», «Рудиным». Скоро кончу всего и примусь за Гончарова. Только это и есть у моих шведов. Как получу деньги, так, наверное, и выеду. Если же позволит время, то хоть 2 недели покупаюсь в соленой воде и поживу в санатории. Люблю Вас, мои близкие. Думаю и мечтаю о Вас долго и восторженно. Горжусь Вами и захлебываюсь при мысли, что буду жить для Вас. Больше любить нельзя. Поэтично, красиво, тепло, всею кровью существа своего люблю Вас. Преклоняюсь. Весь с Вами, мои родные, мои прекрасные. И если жизнь улыбнется мне, если будут у меня средства — как хорошо будет Сереже. Скоро надо его учить. Все, все он должен знать, нельзя не дать ему того, чего не дали мне. Я погрязну в долгах, пусть проклинают меня настоящие и будущие кредиторы, проклинают при жизни и после смерти, но нашему маленькому надо дать все. Родная моя, если б ты научилась меня понимать. Написать это я могу, а вот сказать, выявить, сделать — не умею. Радость моя, гордость моя, счастье мое, если бы ты могла немножко войти в меня, посмотреть, как я люблю Вас — двух — моих единственных. {305} Целую Вас. Люблю. Ваш Женя Полностью публикуется впервые. Автограф. Семейный архив Вахтанговых. Частично опубликовано: Вахтангов. 1939. С. 24. Е. Б. ВАХТАНГОВ — Л. И. ДЕЙКУН
Вот я до чего дошел — стал писать стихи! Порыву души От хорошей жизни стихов не напишешь. Ж. Публикуется впервые. Автограф. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 525. Ед. хр. 2. Е. Б. ВАХТАНГОВ — Л. А. СУЛЕРЖИЦКОМУ Милый Леопольд Антонович! Удрал на север от людей,
Встретил сегодня Л. М. Кореневу. Швеция Stockholm. Poste-restante Eugene Vachtangov Пробуду до 8 августа.
* Л. А. Сулержицкий был приглашен Дирекцией Императорских театров ставить в Большом театре оперу «Кармен», но по предложению Министерства Императорского двора как революционер, находившийся на учете, в особенности после перевозки им духоборов в Канаду, был снят с работы. Рукописная копия рукой О. И. Сулержицкой и с ее примечанием. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 1762/4. Впервые опубликовано: Вахтангов. 1939. С. 25 – 26. КОММЕНТАРИИ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|