Из записной книжки 1912 года
Марта 1912 г. Сулер предложил ехать в Лондон ставить пьесу Беринга «Двойная игра»[107]. Вознаграждение — 60 руб. в день с моей дорогой. Оплачивают только 10 дней. {290} 6 марта 1912 г. Отпрашивался у Немировича-Данченко в Лондон. Марта 1912 г. В Лондон не отпустили. Марта 1912 г. Капустник[108]. Марта 1912 г. Говорил с К. С. о Студии[109]. Марта 1912 г. Выехал в Питер[110]. Марта 1912 г. Караванная, 11, к. 99. Бель-Вью (27 р.) Приехал в Питер. Марта 1912 г. Был в «Бродячей собаке». Просидел до 5 утра с Кокошкой Петровым[111]. Марта 1912 г. «Труп». Марта 1912 г. «Сад»[112]. Картина 1. Марта 1912 г. «Месяц». Картина 2. Апреля 1912 г. «Труп». Тургеневский вечер[113]. Апреля 1912 г. «Труп». Апреля 1912 г. «Гамлет»[114]. Апреля 1912 г. «Труп». Апреля 1912 г. «Гамлет». {291} 6 апреля 1912 г. «Труп». Апреля 1912 г. «Сад». Картина 2. Апреля 1912 г. Тургеневский вечер. Апреля 1912 г. «Гамлет». Петербург. Никогда не открывайте врата будущего заржавленными в крови ключами прошедшего… Любить — страдать. Страдание это свято. Как жертва к алтарю Христа. Апреля 1912 г. «Труп». Апреля 1912 г. Тургеневский спектакль. Апреля 1912 г. «Гамлет». Апреля 1912 г. Выехал из Питера в Варшаву в 11 ч. 55 м. Апреля 1912 г. Приехал в Варшаву[115]. «Grand Hotel». Дрезденская галерея. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 24/Р. Частично опубликовано: Вахтангов. 1939. С. 16. КОММЕНТАРИИ: «СВИНАЯ КНИГА» И «ПОРОСЯЧЬИ ТЕТРАДИ» Впоследствии мы встречались в Петербурге в дни приездов МХТ на гастроли. В эти приезды Вахтангов любил бывать в «Бродячей собаке» — клубе петербургской художественной интеллигенции, продолжавшем традиции московской «Летучей мыши». Сидя в «Бродячей собаке»,
Где подвала под сводами низкими мы с Вахтанговым часто вспоминали молодые, бурные дни, связанные со школой, нашего любимого педагога Леопольда Антоновича Сулержицкого, наши гастроли в близлежащие к Москве города, кипучую жизнь молодежи в Художественном театре. Вспоминая о юношеском прошлом, мы позволяли себе мечтать и о дерзновенном будущем. В «Бродячей собаке» была большая книга, в которой расписывались посетители клуба. Она называлась «Свиной книгой», так как корешок ее переплета был сделан из свиной кожи. В этой книге наряду с обычными подписями можно было увидеть автографы стихов, зарисовки художников, высказывания театральных деятелей. Если бы сохранилась «Свиная книга» «Бродячей собаки», какими любопытными записями Вахтангова украсились бы данные воспоминания. Но «Свиная книга» пропала, и года три тому назад, в один из приездов в Ленинград, не помню кто из товарищей показывал мне два вырванных листа из этой книги, в которые ему на рынке завернули селедки. На этих двух листах сохранился автограф Вахтангова; там были записаны его мысли о театре Будущего. Приезжая в Петербург, Вахтангов бывал и на исполнительных вечерах «Мастерской драмы». Это была группа молодежи, с которой я занимался в студийном порядке. Я громко назывался «Мастером» (в двадцать три года!), а студийцы звались «подмастерьями». В «Мастерской» шли учебные занятия, устраивались показы работ подмастерьев, лекции и диспуты по вопросам театрального искусства, проводились шуточные вечера, встречи Нового года — одним словом, в «Мастерской драмы» продолжались традиции «Летучей мыши» и «Бродячей собаки». В подражание {293} «Свиной книге» у нас были альбомы для росписей посетителей; из уважения к «великим» предшественникам мы называли их «Поросячьими тетрадями». Когда просматриваешь записи посетителей «Мастерской», видишь, что между творческими работниками тех далеких времен существовали и дружба, и взаимная заинтересованность, и взаимное уважение.
Помимо записей Вахтангова, на страницах «Поросячьих тетрадей» сохранились автографы Всеволода Мейерхольда и Натана Альтмана, Серафимы Бирман и Софьи Гиацинтовой, Лидии Дейкун и Анны Поповой, режиссеров Вл. Соловьева, Константина Тверского, Алексея Грипича, Сергея Волконского, молодого студента консерватории Юрия Шапорина… И множество других фамилий тогда еще молодых людей, впоследствии ставших активнейшими работниками творческого фронта, можно прочесть на листах «Поросячьих тетрадей». Мы действительно горячо интересовались тогда друг другом и работой каждого из нас. Вспоминаю беседу Вахтангова со мной после одного из показов. Среди прочих отрывков «подмастерья» играли в тот вечер водевиль «Сосед и соседка». Музыку к водевилю написал Юрий Шапорин. Это была его первая музыка для театра. По поводу этого-то водевиля и высказывался Женя Вахтангов. — Ты знаешь, Кокоша! — получается что-то странное. Исполнители живут непрерывной, искренней, правдивой жизнью. У меня нет претензий к ним. Каждая секунда их пребывания на сцене оправдана. Музыка очень мелодичная. Я даже запомнил мелодию «Колыбельной». И Вахтангов точно пропел: Спи, моя Лизетта, — Но странно получается. Чем они правдивее ведут себя на сцене, тем меньше я ощущаю водевиль. Не пойми меня, что я предлагаю быть им неискренними и неправдивыми. Но, понимаешь, Кокоша, искренность и правдивость у них должны быть иными. Водевильными, что ли, а сейчас у тебя получилась какая-то настроенческая пьеса с музыкой. Это скорее Метерлинк, чем водевиль. После просмотра мы долго беседовали о многообразии правдивости на сцене. Вахтангов. 1959. С. 360 – 361. Е. Н. РЕСНИЦКАЯ — Е. Б. ВАХТАНГОВУ Гастроли Московского Художественного Театра
Его высокоблагородию Евгению Богратионовичу Вахтангову Я очень, очень рада, добрейший Евгений Богратионович, что Вы согласились быть в нашем кружке режиссером. Скажу Вам, что найдете благодарную почву для работы, только надо быть построже с нашими любителями относительно аккуратного хождения на репетиции.
{294} Если вам захочется что-либо узнать подробнее о кружке, то спросите, и я вам отвечу. Мой адрес пока: г. Мелекесс, Самарской губ., Оперное товарищество Шумского, Е. Н. Ресницкой. Пробудем до 15 числа, а потом будет другой адрес. А вы в свою очередь сообщите ваш следующий город. Весьма буду рада получить от вас весточку. Е. Ресницкая
Я подписала контракт до 15 сентября, возможно, что осенью увидимся. Публикуется впервые. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 211/Р. В. В. СОКОЛОВА (ЗАЛЕССКАЯ), В. А. АЛЕХИНА — Е. Б. ВАХТАНГОВУ Итак, многоуважаемый Евгений Богратионович, имея в виду наш разговор с Вами в Петербурге[116], мы можем поговорить о том, чтобы выяснить окончательно все условия предстоящей работы. Теперь Вы, наверное, уже выяснили свое отношение к Романовскому кружку[117] и знаете, сколько времени сможете уделить нам. Надеюсь, что Вы не передумали, мы просим Вас ответить нам возможно скорее, чтобы и мы могли дать слово тем, кто нам поможет. Скажем еще раз о наших намерениях на зиму. В продолжение года нам необходимо поставить 5 спектаклей, относительно которых нас просили, — 3 до Рождества и 2 после. Играть будем в Купеческом клубе, Литературно-Художественном кружке[118] и в «Романовке»; это в зависимости от спектакля — какой и в чью пользу. Начать занятия желательно не позднее 15 августа. Работать будем в отдельном помещении с небольшой сценой. Для этой цели нашли 3 очень подходящие комнаты, 2 большие, 1 маленькая и передняя, на Пресне, в Трехгорном переулке. От Художественного театра на трамвае 20 мин. (10 м. на езду, 10 на ожидание); от центра на извозчике мин. 30 – 35. Всем участвующим в занятиях проезд будет оплачиваться из поспектакльной суммы. Сцена и обстановка будут готовы в начале августа, к тому же времени будет проведено и электричество. Помещение очень хорошее, теплое, светлое и совершенно изолированное. Все свободные от занятий часы помещение будет целиком в Вашем распоряжении, можно устроить очень симпатичную Студию. Заниматься хотим не менее 3‑х вечеров в неделю, кроме них и днем, так как иначе спектакли не будут готовы к определенному сроку. Ввиду этого хорошо бы было, чтобы Вы не брали себе много уроков, которые будут отнимать время, да и утомлять Вас. Так как с уроками связан материальный вопрос, то не можете ли Вы написать свои условия. Как мы уже сговорились, деньги мы будем брать из поспектакльной суммы, но ввиду неопределенного времени постановки мы думаем, что Вам удобнее иметь каждый месяц определенную сумму. Это Вам даст возможность устроиться удобнее с уроками.
Теперь относительно репертуара. Выбирая пьесы, приходится считаться и с нашими силами, и с публикой. Интересуют нас следующие вещи: 1) «Эльга» Г. Гауптмана; 2) «Заложница Карла Великого» Г. Гауптмана; 3) «Одинокие» Гауптмана; 4) «Царица Тамара» Гамсуна; 5) «Гедда Габлер» Ибсена; 6) «Джиоконда» Г. Д’Аннунцио; {295} 7) «Дикарка», комедия Островского и Соловьева; 8) Какая-нибудь французская комедия; 9) «Чайка» Чехова. Может быть, у Вас есть что-нибудь в виду. Наиболее желательны нам и возможны № 1 – 4 и № 7. Относительно распределения ролей спишемся или поговорим при свидании. Участие примут и те, кто участвовал в «Огнях», и еще другие. Не хватает нам хорошего «героя». Не можете ли Вы посоветовать кого-нибудь? Вот пока все, что можем сказать о нашем плане. Отношение к делу самое серьезное, и мы надеемся, Евгений Богратионович, что Вы нам окажете большую поддержку. В Петербурге Вы нам обещали работать с нами, быть может, теперь Вы несколько изменили свое решение. А потому будем ждать определенного хорошего ответа, чтобы начать приводить в исполнение свои планы. Будем снимать помещение, устраивать его, списываться с участвующими и т. д., конечно, во всем этом деле Вы будете авторитетом; от Вас будет зависеть придать делу серьезное направление. Требовать от участников добросовестного отношения. Чтобы все было действительно работой, а не праздным времяпрепровождением. Во всем, что будет нужно, с удовольствием поможем Вам. Быть может, из наших спектаклей и занятий мало-помалу образуется плотный кружок, с которым будет легко и радостно работать и даже иногда мечтать. А пока нашим девизом пусть будет аккуратность и серьезная работа. Берясь за это дело, мы связываем себя словом с теми, для кого будем играть, и должны будем его сдержать. Надеемся, что и Вы, и все остальные отнесетесь к этому так же, как и мы. По возможности, не задерживайте с ответом. Напишите определенно и прямо, согласны ли Вы, что Вы думаете, чего бы хотели. Просим сделать это скорее, так как времени у нас сейчас очень мало.
Очень надеемся, что будем работать вместе. Алехина, Соколова Публикуется впервые. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 59/Р. КОММЕНТАРИИ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|