Из записной книжки 1912 года
Мая 1912 г. Получил предложение Московского сценического кружка быть там режиссером. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 24/Р. Впервые опубликовано: Вахтангов. 1939. С. 17. {296} Б. К. ПРОНИН — Е. Б. ВАХТАНГОВУ [На бланке:] Общество Интимного театра Петербург, Михайловская площадь, 5 Подвал «Бродячая собака»
Многоуважаемый Евгений Богратионович! Театр в Териоках[119] нами снят; Вас считаем в составе труппы Товарищества и ждем не позже 3‑4 июня. Думаю, что на днях мне удастся отправить пьесы и роли, если найдется время — разберетесь в них. Очень прошу сообщать о всяком свободном актере, которого можно было бы не без пользы присоединить к Товариществу… Думаю, что могла бы быть очень полезна и желательна М. А. Успенская. До свидания, отвечайте. О деталях напишу позже. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 69/Р. Частично опубликовано: Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры. Новые открытия. 1983. Л., 1985. С. 248. КОММЕНТАРИИ: Е. Б. ВАХТАНГОВ — В. В. СОКОЛОВОЙ (ЗАЛЕССКОЙ) И В. А. АЛЕХИНОЙ Пришел в театр радостный. Ликует в душе. Сегодня такой прекрасный день — светлый и золотой от солнца, ласковый от зелени и цветов и радостный от Вашего письма. У меня нет бумаги. Поздно уже. Буду писать в тетрадке. Потом оторву лист. Вы ведь извините. Мне хочется писать сейчас. Вчера я получил предложение в Териоки, в театр Блока (поэта). Зовут режиссировать[120]. Позавчера — официальное предложение от секретаря Романовского кружка[121]. И им я еще не ответил. Не увлекло меня. Сегодня Ваше письмо. Простое, ясное и понятное. Как Вы умеете все так обстоятельно сказать, добрая Варвара Владимировна.
Как подумаю: У нас своя сцена. {297} Свое помещение… Свой занавес… Подумайте — ведь это свой театр. Наш — маленький и уютный. Где так отдохнешь в работе. Куда отдашь всю свою любовь. Куда принесешь радости свои и слезы… Милые лица. Добрые глаза. Трепетные чувства. Все друг другу друзья. Нежно, осторожно подходим к душе каждого. Бережем. Честные и любящие. Чувствующие святость. Ничего грубого. Ничего резкого. И хочу быть аккуратным. Хочу быть ласковым. Хочу отдать то, что горит внутри. Хочу зажечь. Хочу, чтоб и меня увлекли. Будем гореть, будем хотеть, будем творить, как умеем, — лишь бы радостно… И знаете — хочется очиститься. Хочется прийти не таким, какой я. Надо быть другим. Я могу долго говорить. Нельзя. «О деле не забывайте». Буду о деле. Постараюсь быть обстоятельным, хотя трудно это мне сейчас. Ну, по порядку. Как у Вас написано. 1. Хочу поставить 5 спектаклей. 2. Где хотите, только работать в своей Студии. 3. Берите, берите, берите помещение. Как и что — я не умею. Лишь бы свой угол. 4. За предоставление мне свободных часов в Студии — благодарю[122]. 5. Много уроков не возьму. Может, совсем не возьму — это покажет подсчет. Милые, если бы был один, если б у меня не было обязанностей, — я не давал бы уроков. Лежал бы и мечтал. Работал бы, когда хотел, и на извозчиках [не ездил], не обедал бы, но… 6. 6. Написать свои условия не могу. Сейчас мне стыдно об этом говорить. Знаете, я готов взять 10 – 15 уроков, чтобы только не брать с этих спектаклей. Уроки — это проданное время (я не говорю о Вас, Варвара Владимировна, у Вас я не чувствую себя на уроке). А если я продам свое время — что я принесу в Студию? Бог мой, как нехорошо все устроено в этом смысле, но — 7. 7. Определенную сумму в месяц удобнее. Но как и что — мне стыдно сейчас об этом говорить. Да и не знаю я. 8. Репертуар. Из намеченного Вами не знаю
«Заложницу», «Джиоконду» (плохо). Прочту. Куплю завтра. Против пьесы «Царица Тамара» — это наивная, бесформенная ерунда. Ничего поэтического. Все неверно и глупо до невероятия. Попробуйте написать рассказ из китайской жизни и дайте прочесть китайцу — что он Вам скажет? Возьмите предание об индийском герое и изобразите его своими словами, не забудьте индийских образов, не пропустите списать нравы и дайте прочесть индийцу — что он Вам скажет? {298} «Эльга» — меня увлекает. «Дикарка» — вчитаюсь, постараюсь увлечься. «Габлер» — трудно, но увлекательно. Ведь ее никто до сих пор не играл. Французскую комедию — очень хорошо. «Чайку» — подумаю. Много раз я собирался ее ставить. Чего-то не понимаю. Много, много буду читать. Я хотел бы: 1. «Больные люди» Гауптмана, Ида — В. Вл. [Соколова], Августа — В. Ал. [Алехина]. 2. «Сфинкс» Тетмайера. (Сфинкс — Варвара Владимировна или Королев, Агнесса — Варвара Александровна) Ограничусь пока этим. «Одинокие» — много и долго. Хорошо бы так: 1. «Сфинкс» и трехактную французскую комедию. 2. «Больные люди» («Праздник примирения»). 3. «Джиоконду». 4. «Эльгу». 5. «Чайку». Островского ставить не умею. Я его «объевропею». Его как-то надо особенно чувствовать. Конечно, на «Больных людях» я не настаиваю. Варваре Александровне роль не понравится. Я сегодня добрый и не настаиваю. Милые, как хорошо будет. (Простите за «странную приписку».) (Креплюсь, держусь за пункты, но видите, как это не выходит.) Да. 9‑е. 9. Ответом не задержал. 10. Определенно (как сумел) говорю: согласен. 11. Надеюсь, что будем работать вместе. 12. Честное слово. Е. Вахтангов
Спасибо Вам, хорошие. Спасибо — ведь я давно, давно мечтал о Студии. А каких людей я Вам приведу… О!.. Что же касается погоды, В. А., то она здесь прекрасная. Чирикают птички. Розы — 5 коп. Нарцисс — 1 коп. Сирень — 7 коп. Кофе вкусный. И весна здесь настоящая. О ней напишу «обстоятельно» и поэтично, как только узнаю, где Вы. Вы ведь собираетесь уехать. Я так рад Вашему письму. Знаете, я Вас сейчас очень люблю. За радость. За то, что у Вас красивая душа. Вы — очень хорошая. 13. Честное слово. Е. Вахтангов
Теперь пишите в Киев. Адрес аналогичный, без обозначения театра. Я не знаю, в каком, кажется, в Соловцовском.
Если б я писал одной Варваре Владимировне, я написал бы определеннее. Пишу обеим — потому такая простокваша. Не могу я Варваре Александровне писать о деле. Ну, вот что Вы со мной сделаете. Такой уж… Местонахождение подлинника не установлено. Публикуется по: Вахтангов. 1939. С. 17 – 20. {299} КОММЕНТАРИИ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|