Из книги предложений Первой Студии
<…> И все же книга сия подобна коллекции булавочных головок, сама себя обесценившая. Строки сии показали всю беспомощность, неловкость и плоскость речи, стремящейся изо всех сил стать русской, искренней и, что всего невозможнее и опаснее, — счастливой, грациозной и остроумной. Увы! Лучшие из нас подражают желанию подскочить выше собственной головы. Незаметно, нечаянно и неожиданно для нас самих случилось так, что мы обнаружили узость развития и ничтожность сердца. [ М. В. Либаков ]
Трудно Вам, Либаков, подскочить выше собственной головы. Высоко она у Вас сидит. [ Е. Б. Вахтангов ] {417} Удивляюсь, почему Вахтангов до сих пор не подскочил выше собственной головы. Ведь она у него не так высоко сидит. [ М. А. Чехов ]
Скучает милая тетрадка… Нестерпимо безграмотно!!! Комиссия литературная! Эх!.. Не то мы делаем, хотя… [До 10 марта 1916 г.] Довольно шуток. Всерьез: сегодня на сцене (извиняюсь) недопустимая атмосфера — дышать неприятно. Пансион преступных мальчиков ведет себя недисциплинированно, и за кулисами — дачный спектакль. В уборных у нас неряшливо и грязновато, служителя ни одного, чайная посуда липкая и грязная. Е. Вахт. 10 марта [1916 г.]. «Сверчок» Алеша Бондырев! (баковед!) Ради Бога, сведи нового юношу-рабочего в баню. Если можно, проделай это первую недельку каждый день. Пусть обратит внимание на ноги. Это для нас очень важно. И для него приятно.
W [ Е. Б. Вахтангов ] [До 15 марта 1916 г.] Студийные песенки Колыбельная Спи, младенец, мой прекрасный, Стану сказывать я сказки — Ты — Качалов будешь с виду По камням струится Терек, Какая рифма! [После 21 марта 1916 г.] Будучи отрезан ухом и желая восстановить нормальное положение оного, коллодия в местной аптечке не оказалось. Прошу обратить внимание подлежащих сему обращению. (Кто он?) W [ Е. Б. Вахтангов ] Студийкам Грустно мне ждать и тянуть канитель, преждевременно старясь. А Вы поумнели? Автограф. Музей МХАТ. К. С. № 13771. Л. 26, 53, 54, 56, 57.
Впервые опубликовано: И вновь о Художественном. С. 167, 191, 192, 194 – 195, 197, 198. ИЗ ЗАПИСЕЙ ПЛАНА «СИСТЕМЫ» К. С. СТАНИСЛАВСКОГО План «системы» К. С. Станиславского 1. Часто — выработка самочувствия, система упражнений; 2. анализ роли; 3. самовыявление (круговращение момента, когда на секунду организм взбудораживается (выстрел), секунды нарушенного равновесия, нужно уметь бросаться в пропасть с закрытыми глазами. Это акт совершенно бессознательный).
На работе всегда быть в нерве. Требуй этого от других. Первое, что надо развить, — это артистичность. Желание в каждую секунду творить. Мы можем влиять на актеров, на режиссеров, художников и т. д., но мы не можем изменить публики.
К «системе». Оголить — снять и тело, вскрыть «я». {420} Сущность к сущности, «я» к «я». Взаимодействие. Действие одного элемента живого существа на другой элемент живого существа. Запись Е. Б. Вахтангова Публикуется впервые. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 415/Р. Е. Б. ВАХТАНГОВ — З. В. ЗВЕРЕВОЙ Добрая Зоя Владимировна, Мне не выдали квитанции на билеты: достал только сестре. Прилагаю записку, которую Вы соблаговолите положить в конверт, пойти в кассу театра, (думаю, за неделю, дня три до приезда театра, а если адресата не окажется, то по приезде театра[183]) спросить Сергея Александровича Трушникова и лично ему передать. Все, что можно, он сделает. Он тоже милый. Абонементов в этом году не будет. Нам выдавали разовые билеты. Студия не приедет: так что в этом году я не поздравлю Вас лично с праздником. Поздравляю сейчас. «Роза и Крест» пришла в театр. Блок был в Москве[184]. Всего доброго. Е. Вахтангов Публикуется впервые. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 1988/Р. КОММЕНТАРИИ: ИЗ КНИГИ ЗАПИСЕЙ ЛАЗАРЕТА МХТ Августа 1916 г. Артист Московского Художественного театра, режиссер Студии, преподаватель школы Халютиной, школы Шора, член Литературно-Художественного кружка, бывший режиссер «Летучей мыши», окончивший школу Адашева, прослушавший курс юридических наук императорского Московского университета, первый воплотитель роли Текльтона, потомственный гражданин, победитель на состязаниях в плавании при треке Владикавказского общества любителей велосипедного спорта, член совета Студии Московского Художественного театра, член экзаменационной комиссии на экзаменах 1916 года в сотрудники и сотрудницы Московского Художественного театра, режиссер пьес «Праздник мира» Гауптмана и «Потоп» Хеннинга [Бергера], исполнитель на мандолине всевозможных мелодий, {421} товарищ Колина и других, скромный посетитель лазарета Московского Художественного театра, помещающегося в Камергерском переулке, что на Тверской улице, присяжный чествователь и куплетист, конькобежец и путешественник по Северу земного шара, друг Сулержицкого в отставке
W [ Е. Б. Вахтангов ] Публикуется впервые. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 2000/Р. НА ПОРОГЕ СЕЗОНА В Художественном театре в субботу начались экзамены для желающих поступить в число сотрудников и сотрудниц театра. Экзаменовали: г‑жа Бутова, гг. Массалитинов и Вахтангов. Экзамены продолжатся до 25‑го августа. Все «прошедшие» на этом предварительном экзамене подвергнутся еще испытанию пред другой комиссией, в которую будет входить и Вл. И. Немирович-Данченко. Театр. 1916. № 1891. 22 августа. С. 6. ИЗ ТЕТРАДИ 1914 – 1919 ГОДОВ Апреля 1916 г. Я спросил Сережу: — Ты что учишь? — Отче наш. — Много задано? — Три куплета.
* * * В. Г. Чертков смотрел «Потоп». Пришел за кулисы. — Ни в одном театре я не получал такого удовольствия, как у вас, — сказал он. И добрыми глазами смотрел на нас.
* * * Сережа был на исповеди. Я спросил его: — Ну, о чем тебе говорил священник? — Он спросил, слушаюсь ли я тебя. Я сказал, что слушаюсь. Ведь правда, я слушаюсь? А насчет мамы сказал, что я иногда не слушаюсь, потому что она нервная. Запись публикуется впервые.
* * * У нас в театре, в Студии и среди моих учеников чувствуется потребность в возвышенном, чувствуется неудовлетворение «бытовым» спектаклем, хотя бы и направленным к добру. {422} Быть может, это первый шаг к «романтизму», к повороту. И мне тоже что-то чудится. Какой-то праздник чувств, отраженных на душевной области возвышенного (какого?), а не на добрых, так сказать, христианских чувствах.
Надо подняться над землею хоть на пол-аршина. Пока. Апреля 1916 г. Сегодня пришла за кулисы после 2 акта «Сверчка» артистка Никулина. Уже старуха. — Хочу чаю. И села пить. Ни слова о 1 и 2 актах. Пришла после 3‑го. — Очень мило поставлено. Студия — это затея Станиславского? У Вас, говорят, плачут. Пришла после 4‑го. Плачет. Прижимает руки к груди. Смотрит добрыми глазами. Всем пожимает руки. Благодарит. — Как чудесно, как хорошо Вы играете. Приду, приду еще. И не было генеральши. И не было снисходительного постава головы. Была добрая, растроганная старушка.
* * * Смотрел «Потоп» Великий князь Михаил Александрович. Я играл Фрэзера. Он приходил после каждого акта за кулисы. После 3‑го пришел на сцену. Собрались мы все. Он доволен. С любопытством рассматривает вблизи наш бар. Заглянул за кулисы. Спросил, как дают гром. «А, это… фанега…» Взял в руки лист фанеры и неловко погромыхал. «А как вы в “Сверчке” держите глаз?» — Очень просто, — и я закрыл один глаз. Все смеемся. Он помялся, помялся, смотрел кругом, смущался. Длинный, высокий, со знакомыми чертами лица Александра III. Уходя, хорошо благодарил. Он доволен. И пришел на следующий Чеховский спектакль. Запись публикуется впервые.
* * * Смотрел «Потоп» Леонид Н. Андреев. Ругал первый акт. Хвалил второй. Уходя в антракте в зрительный зал, сказал: {423} «Но Чехов играет превосходно. И Хмара. Поставили очень хорошо. Этот негритянский марш, речь… Хорошо». Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 79/Р‑17. За исключением обозначенных записей впервые опубликовано: Вахтангов. 1939. С. 93 – 95.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|