Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из книги предложений Первой Студии




<…> И все же книга сия подобна коллекции булавочных головок, сама себя обесценившая. Строки сии показали всю беспомощность, неловкость и плоскость речи, стремящейся изо всех сил стать русской, искренней и, что всего невозможнее и опаснее, — счастливой, грациозной и остроумной. Увы! Лучшие из нас подражают желанию подскочить выше собственной головы. Незаметно, нечаянно и неожиданно для нас самих случилось так, что мы обнаружили узость развития и ничтожность сердца.

[ М. В. Либаков ]

 

Трудно Вам, Либаков, подскочить выше собственной головы. Высоко она у Вас сидит.

[ Е. Б. Вахтангов ]

{417} Удивляюсь, почему Вахтангов до сих пор не подскочил выше собственной головы. Ведь она у него не так высоко сидит.

[ М. А. Чехов ]

 

Скучает милая тетрадка…
Бездарность больше не острит…
Дремлет тихо, дремлет сладко…
Вот — заснула, вот — и спит…
W [ Е. Б. Вахтангов ]

Нестерпимо безграмотно!!!
Лит. ком.: [ Н. Н. Бромлей ]

Комиссия литературная!
Пишу стихи недурно я.
Жалка же твоя миссия,
Литературная комиссия
Ценить стихи бездарные!
Труды неблагодарные!
W [ Е. Б. Вахтангов ]

Эх!.. Не то мы делаем, хотя…
W [ Е. Б. Вахтангов ]

[До 10 марта 1916 г.]

Довольно шуток. Всерьез: сегодня на сцене (извиняюсь) недопустимая атмосфера — дышать неприятно. Пансион преступных мальчиков ведет себя недисциплинированно, и за кулисами — дачный спектакль. В уборных у нас неряшливо и грязновато, служителя ни одного, чайная посуда липкая и грязная.

Е. Вахт.

10 марта [1916 г.]. «Сверчок»

Алеша Бондырев! (баковед!)

Ради Бога, сведи нового юношу-рабочего в баню. Если можно, проделай это первую недельку каждый день. Пусть обратит внимание на ноги. Это для нас очень важно. И для него приятно.

W [ Е. Б. Вахтангов ]

[До 15 марта 1916 г.]

Студийные песенки

Колыбельная

Спи, младенец, мой прекрасный,
Баюшки-баю!
Тихо смотрит Станиславский
[в] колыбель твою.

Стану сказывать я сказки —
Полно, не грусти.
{418} В круг войди, закрывши глазки,
Мышцы опусти.

Ты — Качалов будешь с виду
(«Лапы» третий акт).
Провожать тебя я выйду, —
Ты оценишь факт.

По камням струится Терек,
Спят и лес, и дол.
Злой Сурен ползет на берег,
Строчит протокол.
W [ Е. Б. Вахтангов ]

Какая рифма!
Нету сил!
Воззвать ли к небу!
Онеметь ли?!
Умерь лирический свой пыл!
Ты, Дубль-Ве, на сцене мил,
Но как поэт достоин петли.
Л. К. [ Н. Н. Бромлей ]

[После 21 марта 1916 г.]

Будучи отрезан ухом и желая восстановить нормальное положение оного, коллодия в местной аптечке не оказалось. Прошу обратить внимание подлежащих сему обращению.

(Кто он?)

W [ Е. Б. Вахтангов ]

Студийкам
для постановки голоса гекзаметр

Грустно мне ждать и тянуть канитель, преждевременно старясь.
В Студию я поступила с надеждою каждой актрисы:
Роль получить и играть каждодневно ее на спектаклях.
Глупые Бергеры пишут пьесы с одной только ролью…
Глупый Вахтангов берет эти пьесы и ставит два года…
Нудный Сушкевич «Сверчка» теребит два сезона. Дублершу
Вводить он настойчиво медлит, а Маша Дурасова цепко
За роль ухватилась: зубами ее вам не выдрать у Маши.
{419} Знаю «систему» отлично, а где применять ее, боги?
Калебов двадцать, и Барендов тоже, и даже есть Джон.
Павел Узунов художник, поди же, а роли играет,
Чехов усвоил манеру болеть, отыгравши раз десять,
Петя Бакшеев дорогу дает, Заболевши желтухой,
Ратники тоже способствуют этим противным мужчинам.
Оля Бакланова, Маша Дурасова, Вера Васильна!
Ах, отчего не возьмете примера вы с Чехова Миши!
Ах, отчего я не создана небом мужчиной?
Ратник, когда позовут на войну, не дождуся!

А Вы поумнели?
Христос Воскресе!
W [ Е. Б. Вахтангов ]

Автограф.

Музей МХАТ. К. С. № 13771. Л. 26, 53, 54, 56, 57.

Впервые опубликовано:

И вновь о Художественном. С. 167, 191, 192, 194 – 195, 197, 198.

ИЗ ЗАПИСЕЙ ПЛАНА «СИСТЕМЫ» К. С. СТАНИСЛАВСКОГО
[1916]

План «системы» К. С. Станиславского

1. Часто — выработка самочувствия, система упражнений;

2. анализ роли;

3. самовыявление (круговращение момента, когда на секунду организм взбудораживается (выстрел), секунды нарушенного равновесия, нужно уметь бросаться в пропасть с закрытыми глазами. Это акт совершенно бессознательный).

 

На работе всегда быть в нерве. Требуй этого от других.

Первое, что надо развить, — это артистичность. Желание в каждую секунду творить.

Мы можем влиять на актеров, на режиссеров, художников и т. д., но мы не можем изменить публики.

 

К «системе».

Оголить — снять и тело, вскрыть «я».

{420} Сущность к сущности, «я» к «я». Взаимодействие. Действие одного элемента живого существа на другой элемент живого существа.

Запись Е. Б. Вахтангова

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 415/Р.

Е. Б. ВАХТАНГОВ — З. В. ЗВЕРЕВОЙ
[После 7 апреля 1916 г.]

Добрая Зоя Владимировна,

Мне не выдали квитанции на билеты: достал только сестре.

Прилагаю записку, которую Вы соблаговолите положить в конверт, пойти в кассу театра, (думаю, за неделю, дня три до приезда театра, а если адресата не окажется, то по приезде театра[183]) спросить Сергея Александровича Трушникова и лично ему передать. Все, что можно, он сделает. Он тоже милый. Абонементов в этом году не будет. Нам выдавали разовые билеты.

Студия не приедет: так что в этом году я не поздравлю Вас лично с праздником.

Поздравляю сейчас.

«Роза и Крест» пришла в театр.

Блок был в Москве[184].

Всего доброго.

Е. Вахтангов

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 1988/Р.

КОММЕНТАРИИ:


ИЗ КНИГИ ЗАПИСЕЙ ЛАЗАРЕТА МХТ

Августа 1916 г.

Артист Московского Художественного театра, режиссер Студии, преподаватель школы Халютиной, школы Шора, член Литературно-Художественного кружка, бывший режиссер «Летучей мыши», окончивший школу Адашева, прослушавший курс юридических наук императорского Московского университета, первый воплотитель роли Текльтона, потомственный гражданин, победитель на состязаниях в плавании при треке Владикавказского общества любителей велосипедного спорта, член совета Студии Московского Художественного театра, член экзаменационной комиссии на экзаменах 1916 года в сотрудники и сотрудницы Московского Художественного театра, режиссер пьес «Праздник мира» Гауптмана и «Потоп» Хеннинга [Бергера], исполнитель на мандолине всевозможных мелодий, {421} товарищ Колина и других, скромный посетитель лазарета Московского Художественного театра, помещающегося в Камергерском переулке, что на Тверской улице, присяжный чествователь и куплетист, конькобежец и путешественник по Северу земного шара, друг Сулержицкого в отставке

W [ Е. Б. Вахтангов ]

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 2000/Р.

НА ПОРОГЕ СЕЗОНА

В Художественном театре в субботу начались экзамены для желающих поступить в число сотрудников и сотрудниц театра. Экзаменовали: г‑жа Бутова, гг. Массалитинов и Вахтангов. Экзамены продолжатся до 25‑го августа. Все «прошедшие» на этом предварительном экзамене подвергнутся еще испытанию пред другой комиссией, в которую будет входить и Вл. И. Немирович-Данченко.

Театр. 1916. № 1891. 22 августа. С. 6.

ИЗ ТЕТРАДИ 1914 – 1919 ГОДОВ

Апреля 1916 г.

Я спросил Сережу:

— Ты что учишь?

— Отче наш.

— Много задано?

— Три куплета.

 

* * *

В. Г. Чертков смотрел «Потоп». Пришел за кулисы.

— Ни в одном театре я не получал такого удовольствия, как у вас, — сказал он.

И добрыми глазами смотрел на нас.

 

* * *

Сережа был на исповеди.

Я спросил его:

— Ну, о чем тебе говорил священник?

— Он спросил, слушаюсь ли я тебя. Я сказал, что слушаюсь. Ведь правда, я слушаюсь? А насчет мамы сказал, что я иногда не слушаюсь, потому что она нервная.

Запись публикуется впервые.

 

* * *

У нас в театре, в Студии и среди моих учеников чувствуется потребность в возвышенном, чувствуется неудовлетворение «бытовым» спектаклем, хотя бы и направленным к добру.

{422} Быть может, это первый шаг к «романтизму», к повороту.

И мне тоже что-то чудится.

Какой-то праздник чувств, отраженных на душевной области возвышенного (какого?), а не на добрых, так сказать, христианских чувствах.

Надо подняться над землею хоть на пол-аршина. Пока.

Апреля 1916 г.

Сегодня пришла за кулисы после 2 акта «Сверчка» артистка Никулина. Уже старуха.

— Хочу чаю.

И села пить. Ни слова о 1 и 2 актах.

Пришла после 3‑го.

— Очень мило поставлено. Студия — это затея Станиславского? У Вас, говорят, плачут.

Пришла после 4‑го.

Плачет. Прижимает руки к груди. Смотрит добрыми глазами. Всем пожимает руки. Благодарит.

— Как чудесно, как хорошо Вы играете. Приду, приду еще.

И не было генеральши.

И не было снисходительного постава головы.

Была добрая, растроганная старушка.

 

* * *

Смотрел «Потоп» Великий князь Михаил Александрович.

Я играл Фрэзера.

Он приходил после каждого акта за кулисы.

После 3‑го пришел на сцену.

Собрались мы все.

Он доволен. С любопытством рассматривает вблизи наш бар.

Заглянул за кулисы.

Спросил, как дают гром. «А, это… фанега…»

Взял в руки лист фанеры и неловко погромыхал.

«А как вы в “Сверчке” держите глаз?»

— Очень просто, — и я закрыл один глаз.

Все смеемся.

Он помялся, помялся, смотрел кругом, смущался.

Длинный, высокий, со знакомыми чертами лица Александра III.

Уходя, хорошо благодарил. Он доволен.

И пришел на следующий Чеховский спектакль.

Запись публикуется впервые.

 

* * *

Смотрел «Потоп» Леонид Н. Андреев.

Ругал первый акт.

Хвалил второй.

Уходя в антракте в зрительный зал, сказал:

{423} «Но Чехов играет превосходно. И Хмара. Поставили очень хорошо. Этот негритянский марш, речь… Хорошо».

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 79/Р‑17.

За исключением обозначенных записей впервые опубликовано:

Вахтангов. 1939. С. 93 – 95.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...