Протоколы репетиций «потопа»
30 сентября 1914 г. Начало — 12 ч. 25 мин. Конец — 2 ч. 35 мин. Первое собрание участвующих в пьесе. Е. Б. Вахтангов читает пьесу. Роли распределены: Стрэттон, хозяин бара — Б. М. Сушкевич, Чарли, слуга, негр — В. С. Смышляев, О’Нэйль, адвокат — Р. В. Болеславский, Бир, биржевой игрок — А. А. Гейрот, Фрэзер, прогоревший биржевик — М. А. Чехов, Нордлинг, инженер без дела — И. В. Лазарев, Гиггинс, актер без места — Г. М. Хмара, Лицци, шантанная певица — О. В. Бакланова, Е. В. Марк, 1‑й клиент — Тезавровский. {381} 2‑й клиент — Д. А. Зеланд, Все участвующие налицо — кроме И. В. Лазарева. И. В. Лазарев опоздал. Был на репетиции «Бальзаминова». Пом. реж. Сурен Хачатуров 1 октября 1914 г. Начало — 12 ч. 20 мин. Конец — 1 ч. 40 мин. Второе собрание. Режиссер Е. Б. Вахтангов. Знакомство литературное с Америкой. Присутствуют: Е. Б. Вахтангов, О. В. Бакланова, Волькенштейн, Р. В. Болеславский, А. А. Гейрот, И. В. Лазарев, Б. М. Сушкевич, Смышляев, Миша Чехов, Гриша Хмара, Дима Зеланд и В. К. Туржанский. В. М. Волькенштейн дает свои заключения о пьесе: раньше говорилось «пьеса блестящая, но неглубокая», теперь пьесу можно углубить, мало того, что люди невысокой марки, но они несчастливые, потому что каждый хищник, нет любви. 1 акт — дать почувствовать несчастье взаимной любви, 2 акт — показать моменты блаженства наравне с ужасом. Формулировка: как блаженны люди в момент приближения друг к другу. Е. Б. Вахтангов представляет себе дело немножечко не так. Дать улицу холодную и деловую, группа лиц с этой улицы собралась случайно в ресторане, силы природы поставили эту группу в положение отдаленное от ежедневной жизни — они открыли в себе самое главное — свои души. Это первый акт.
Второй акт должен возбуждать во всех умиление — вот как хорош Человек. Третий акт. Спасение от стихийных сил. Жизнь деловая и пошлая вновь входит в свою колею. Она заливает вновь всех своими волнами («Потоп»), и снова человек очерствел и замкнулся. «Потоп» надо понять аллегорически — потоп нравственный. Чтобы тронуть зрителя, нужно самим стать лучше, подходите к пьесе с хорошим чувством. После этого Е. Б. делает сообщение об Америке и о ее жизни. Сурен Хачатуров. Публикуется впервые. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 1957/Р. ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1914 ГОДА Октября 1914 г. Одно — знать самочувствие актера на сцене. Другое — чувствовать его. Третье — это самочувствие (правда) стало моей натурой. Вот последнего надо достигать. К. С.
{382} Надо приходить на спектакль не как на спектакль, а как на хорошую, серьезную репетицию для искания самочувствия. Вл. Ив. На замечаниях после «Мысли»
То самочувствие, которое получено во время чтения пьесы, — снова появляется так на спектакле 10‑м. К. С.
Что делается в промежутке? (см. выше). Процесс рождения. Органическое брожение. 1. Прочел пьесу. 2. Успокоился: пьесу («Трактирщица») сыграю. 3. Проходит первая репетиция. 4. Вторая — милостиво подаю реплики. 5. Подошел Вишневский, сказал о штампе — я не поверил ему. 6. Он ушел. Я остался один. Проверил. Оказалось — самый грубый штамп, все непросто, манерно, безвкусно. И вот этот штамп попадается в каждой роли у каждого актера. Когда попали на штамп — нужно думать, как от него избавиться. 7. Начинается работа над избавлением от штампа. И у меня ничего не выходит. Вырвать штамп нельзя. Можно воспитать правду, которая сама вытеснит ложь. 8. Затем начинается работа над аффективными чувствами, над оживлением аффективной памяти. К. С.
Поверить в оправдание — огромная внутренняя работа.
Ансамбль силен только тогда, когда он состоит из четко очерченных индивидуальностей. Ансамбль — это гармония. Если нет этих индивидуальностей, то будет унисон. Грассо, Дузе… это демонстрация чуда природы. Их театр — театр демонстрации актера. Актер такого театра должен иметь большое обаяние. Октября 1914 г. О вспахивании Есть границы рассуждений. Режиссер должен почувствовать ее для каждого актера, иначе можно зайти в дебри. К. С.
Куски Когда затрудняетесь определить кусок, то обратитесь к лейтмотиву. К. С.
В каждом куске должен быть ключ к нему. К. С.
Определяя словами название куска, вы определяете, что вам нужно делать, чтобы получилось то, что требует данный кусок. К. С.
{383} Самовыявление — момент бессознательный. Уходить сюда надо осторожно. Навязывать здесь ничего нельзя: здесь все бессознательно, здесь у каждого свои аффективные воспоминания. К. С.
Штампы Образование штампа естественно. Нужна только борьба с ним. Нужен «штамп переживания». Каждый штамп можно сделать не штампом, нужно дать ему для этого внутреннее оправдание. К. С.
О действии Актер в каждую секунду своего пребывания на сцене должен иметь действие. При определении сквозного действия помогает ответ на вопрос: кто ведет действие. Сквозное действие — это то, которое проходит через всю пьесу. К. С.
Стилизация есть сведение данного множества образов в один организм. Всякая пьеса есть организм. Каждая деталь сводится к единому. Преподаватель Ильин на уроке
Я пришел на сцену и сел на диван для себя. Вот этого надо достигнуть. Это трудно. Фантазия — вторая жизнь. Фантазия — самое главное у артиста. Надо развивать привычку бороться со штампом. Вот, я сам беру бумагу, какой я есть, а вот — я беру бумагу таким, каким я был бы в такой-то момент. Выбрать зерно чувства легко, но не легко его осуществить. Облегчите искание зерна чувства так: 1. вспомните факт; 2. вспомните аффективные чувства и действия при этом; 3. потом постарайтесь почувствовать это сейчас. Центр мысли — мозг. Центр чувства — где-то в груди. Попробуйте сосредоточиться на том и другом и Вы ощутите это. Никогда не давайте актеру готовиться долго.
Надо научиться умению разбираться в том, чем я сейчас жил. Если роль требует сыграть пустоту, то это не значит, что актер должен быть пустым — он должен найти и выполнить задачу, которая приведет его к этому состоянию. К. С.
Чувство правды — очевидность. Преподаватель Ильин
{384} Не ждите чувства — действуйте сразу. (Надо не «пребывать», а действовать.) Вот когда актер начинает купаться в правде — тогда начинается истинное творчество. К. С.
Все ужасы, которые существуют на сцене, создал Гете. К нему пришел Шиллер (Веймарская школа). К. С.
1. Я есмь (с комплексом случайностей и в обстановке, в настоящий момент существующей). 2. Что я буду делать, если будут такие-то и такие-то условия (творческое состояние). Пройдя 1‑ю и 2‑ю ступень, вы начинаете купаться в правде. 3. Анализ (чтение пьесы, споры, обмен впечатлениями). Необычность обстановки не от места (не от здания), а от взаимоотношений всех действующих лиц. Один и тот же возбудитель надоедает. Публикуется впервые. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 16/Р. Л. 64 – 73. ИЗ ТЕТРАДИ 1914 – 1919 ГОДОВ Октябрь 1914 г. 84‑й спектакль «Сверчка». Смотрела Вера Ивановна Засулич. Пришла за кулисы. Милая, скромная старушка в черном старомодном платье. «Я в первый раз сижу в театре в первом ряду. Так у вас хорошо. Ну так и хочется подсесть к столу Джона». Впервые опубликовано: Красная новь. М., 1933. Кн. 10. С. 204.
Ей поднесли букет цветов. При этом был Митя Сулержицкий. Он спросил потом отца: «А за что ей поднесли букет?». «Ну, как я ему скажу, — рассказывал нам Леопольд Антонович. — За то, что покушалась на царя[173] — остается сказать». Тетрадь 1914 – 1919 гг. Автограф. Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 79/Р‑17. Впервые опубликовано: Вахтангов. 1939. С. 70. КОММЕНТАРИИ: {385} Е. Б. ВАХТАНГОВ — Л. А. СУЛЕРЖИЦКОМУ Докладываю Вам, Леопольд Антонович, что О. В. Бакланова на репетицию не явилась. В 9 ч. (час репетиции) она позвонила и извинилась, что не может прийти. Чехов, Порфирьева, Зеланд и я были на местах.
Очень прошу вызвать Бакланову и разъяснить ей, что работа Студии — не милый, домашний спектакль. Я бы не беспокоил Вас этой просьбой, если [бы] впереди у меня не было «Потопа» и если бы она вообще была более или менее аккуратна. Уважающий Вас Евг. Вахтангов
[Приписка рукой Сулержицкого] 24‑го говорил с ней. Горько плакала, извинялась: «никогда больше не буду». Публикуется впервые. Автограф. РГАЛИ. Ф. 996. Оп. 1. Ед. хр. 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|