Лекция 2.3. Тема: Историко-аналитический обзор творчества И. С. Баха. 1. Величие искусства барокко в и его выражение в творческом наследии И.С. БАХА
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Лекция 2. 3 Тема: Историко-аналитический обзор творчества И. С. Баха Цель: сформировать у студентов знания об истории жизни и творческих достижениях И. С. Баха. Задачи: 1. Раскрыть воздействие искусства барокко на особенности музыкального стиля И. С. Баха. 2. Рассмотреть периоды жизненного и творческого пути И. С. Баха. 3. Проанализировать соотношение традиционного и новаторского в органной музыке И. С. Баха. 4. Высветлить нововведения И. С. Баха в клавирной музыке. 5. Выявить драматургические особенности развития библейской тематики в вокально-хоровых циклах. ПЛАН 1. Величие искусства бароккои его выражение в творческом наследии И. С. Баха. 2. Жизненный путь И. С. БАХА – поиски духовных основ человеческого бытия свободолюбивой личности музыканта. 3. Органное творчество И. С. Баха: традиции и новаторство 4. Нововведения И. С. Баха в клавирной музыке. 5. Анализ драматургии и образного содержания в вокально-хоровых циклах. Технические средства: проектор, ноутбук, экран, фортепиано, видеофрагменты. 1. Величие искусства барокко в и его выражение в творческом наследии И. С. БАХА Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) - великий немецкий композитор. музыка которого обогатило музыку гениальными шедеврами мирового искусства. Спустя 300 лет его творческое наследие актуально для духовного развития, музыкально-эстетического воспитания и профессионального развития современного поколения. Бах - это целая эпоха в истории музыки. И этот факт подтверждает, что такого разнообразия и влияния различных направлений и течений, как в музыке Иоганна Себастьяна, не наблюдается ни у одного другого композитора, принадлежащего эпохе барокко. Она так и называется – «эпоха великих композиторов».
Барокко – один из ярких классических стилей, рожденных в недрах Нового времени. Он ассоциируется с расцветом архитектуры и музыки, «золотым веком» литературы и театра, эпохой великих мастеров живописи и скульптуры. Становление национального самосознания народов определило своеобразие этого стиля и разные формы его существования в Италии, Испании, Португалии, Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Имена Бернини, Борромини, Растрелли, Караваджо, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Вивальди, Генделя и Баха, вошли в сокровищницу мировой культуры. Барокко - (итал. barocco – причудливый, станный) – художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы, Латинской Америки. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного развития наций и национальных государств(главным образом абсолютных монархий) в эпоху абсолютизма. Художественный стиль барокко был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, аристократической знати и церкви, показать динамизм, пышность и торжественность происходящих событий. Вместе с тем, в этом стиле выражены новые представления прогрессивные и идеи о единстве и драматической сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его постоянной изменчивости, а также интерес к реальной среде и окружающей человека природной стихии. Человек в искусстве барокко воспринимался как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты. Эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Барокко - это эпоха в искусстве, которая пришла на смену гуманистическоймировой художественной культуре, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созиданиями. В искусстве барокко, тяготевшему к торжественному «большому стилю», отражены прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.
Среди особенностей художественного стиля барокко исследователи выделяют такие характерные черты эпохи «роскоши и смятения», как: 1) выражение конфликта эпохи и духа противоречий в эпоху абсолютизма; 2) показ человека как личностисо сложным миром переживаний и чувств в динамичном и постоянно изменяющемся мире; 3) раскрытие проблемы выбора и человека сталкивающегося с проблемой самоопределения, жизненными опасностями и неизбежности смерти; 4) жизнеутверждающий характер и оптимизм как проявление традиций искусства Ренессанса; 5) грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость; 6) интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального; 7) сильный контраст масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени; броское колорирование, цветистость и динамичность, что соответствовало самоуверенности римской католической церкви. Тематика произведений искусства барокко предполагала: 1) раскрытие драматизма событий, конфликта между добром и злом, мира мистики; 2) передачу эмоциональной жизни человека, накал страстей; 3) использование преувеличенной детализации и гиперболизации, сложности формы, контрастов, иллюзии; 4) показ динамического развития, жизненной энергии и патетики; 5) художественное выражение страданий и мучений человека; 6) взаимодействие всех видов искусства, К особенностям барокко в изобразительном искусстве следует отнести несоблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, броской цветовой гаммой и динамичностью. Противоречивое сочетание повышенной эмоциональности, чувственности с пышной декоративностью придает произведениям барочных мастеров театрализованную зрелищность. Особенностью барокко является слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.
Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством. Архитектура барокко – архитектура гипермасштаба, Для барокко в архитектуре характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. Все виды искусства в эпоху барокко стремились к зрелищности. Самый зрелищный вид искусства – театр. Мир в искусстве барокко приравнивался к театру, человек - к актеру. Главенствовала идея: мир - это театр. Цели театра в эпоху барокко: поразить воображение и удивить зрителей. Образное содержание театральных представлений строилось на таких постулатах: • Мир, враждебный человеку, представлен в пьесах как скопище насилия и зла. • В жестокой игре страстей и амбиций всё решает случай. • Нагромождение интриг, кровавых злодейств и ужасов, неправдоподобных, фантастических эпизодов, резких контрастов и неожиданных финалов – отличительная особенность развития действия. Характеристики театра барокко: а) пьеса имела реальный и символический смысл; б) иллюзия реальности на сцене создавалась театральной техникой. Например: с помощью машинерии человеческие души могли перемещаться с земли на небо или в ад. Наверх отправлялся праведник, вниз – грешник. Музыка эпохи барокко - период в развитии европейской классической музыки между 1600 и 1750 годами, который вошёл в историю музыки как эпоха великих композиторов» ( Генри Пёрселл, Генри Шютц, Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди).
Музыкальные инструменты . Основными музыкальными инструментами барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные, а так же деревянные духовые инструменты: виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас, различные флейты, кларнет, гобой, фагот. В эпоху барокко функции щипкового струнного инструмента лютни были низведены до аккомпанемента бассо континуо. Постепенно лютня оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Колёсная лира, потерявшая в предыдущую эпоху ренессанса свою популярность и став инструментом нищих и бродяг, получила второе рождение. Вплоть до конца XVIII века колёсная лира была модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.
Творчество И. С. Баха обогатило искусство барокко: 1. Интонационная выразительность каждой детали музыкальной линии, микродетализация каждого мотива; 2. Воплощение идеи риторических фигур и библейской символики (символ веры, креста, ракаяния, восхождения); 3. Выражение жизненной энергии и энергетики, которые должны передаваться исполнителем; 4. Свобода метроритмического развития, создание метрических слоёв, что создаёт ощущение свободы; 5. Цифровая организация музыкальной ткани; 6. Таинственность и загадочность, обусловленные религиозной тематикой произведений; 7. Импровизационно-игровое начало 8. Интерпретация общеевропейского стиля барокко в контексте традиций немецкой культуры; 9. Введение патетического и героического начала в музыку барокко; 10. Трактовка хорала как духовной основы единения народа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|