Веймарский период (1708—1717 гг.)
Веймарский период (1708—1717 гг. ) Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз получил место музыканта оркестровой капеллы герцога Веймарского, в которой играл на скрипке и клавесине. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил. В 1704 году Бах познакомился со скрипачом фон Вестхофом, который оказал большое влияние на деятельность Баха. Произведения фон Вестхофа вдохновили Баха на создание его сонат и партит для скрипки соло. В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста, композитора и музыканта. В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти(игры всего оркестра). В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. Эти годы в биографии Баха стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа. В их числе многочисленные «Органная книжечка», хоральные прелюдии, органная Токката и фуга ре-минор, Пассакалья до минор. Композитор писал музыку для клавира, духовные кантаты.
Широко известны многие интересные эпизоды из артистической деятельности Баха. Один из них (слайд 22)- состязание Баха с французским клавиристом Луи Маршаном. В 1717 году Бах приехал в Дрезден, где ему предложили принять участие в концерте вместе с Маршаном. Накануне назначенного дня они встретились. На концерте Маршан выступил с французской песенкой, тема которой искусно использовалась в вариациях. Ему очень долго аплодировали. Затем был приглашён Бах попробовать клавир. Он прелюдировал кратко, но мастерски и, прежде, нежели это могли ожидать, повторил песенку, сыгранную Маршаном, и варьировал её с новым искусством множество раз. В день соревнования выяснилось, что Маршан (который имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному. Своими успехами Бах никогда не хвастался, более того, он не любил о них говорить. Когда его спрашивали, как он добился такого совершенства. Он отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет также усерден, достигнет того же». Кётенский период (1717—1723гг. )
В 1717 И. С. Бах принял приглашение на должность капельмейстера на службу герцога Леопольда Анхальт-Кётенского, который умел играть на клавесине, виоле да гамба, обладал хорошим голосом. Князь ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако князь был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими.
В Кётене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. Также в этот период были написаны «Бранденбургские концерты», Хроматическая фантазия и фуга ре минор, «Хорошо темперированного клавира» (I том). 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. В Кетене появились Английские и Французские сюиты для клавира. Бах руководил здесь небольшим оркестром (15-18 опытных оркестрантов), аккомпанировал пению принца и развлекал его игрой на клавесине. Это был, самый спокойный период в жизни Баха. Композитор стал относительно свободен и мог заняться творчеством. В Кётене возникло много произведений для различных инструментов. Сольные, в основном скрипичные и оркестровые концерты. В Кетене открывается еще одна линия в творчестве мастера: композиции педагогического назначения, выражаясь баховским языком, «для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи». Первая в этом ряду — «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха » (начата в 1720 г. для первенца и любимца отца. Для занятий со старшим сыном были созданы двухголосные и трёхголосные инвенции. Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720 г. 7 июля 1720 года, во время того, как Бах с князем находился за границей в Карлсбаде, внезапно в 35-летнем возрасте умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. Двое из них – Вильгельм Фридеман и Филипп Эммануил – впоследствии известные композиторы 18 века. О её похоронах И. С. Бах узнал по возвращении в Кётен. Свои чувства в связи со смертью жены он фактически выразил в музыкальной форме в Чаконе из партиты ре минор для скрипки соло, ставшей в последующем одним из наиболее узнаваемых его произведений. В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен, певице, дочери музыканта при кётенском дворе. Несмотря на разницу в возрасте — она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, их брак был счастливым. С Анной Магдаленой Бах охотно занимался музыкой, составил специально для неё «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах», доверял ей переписку своих сочинений. Она была ему верной помощницей, заменяла мать его детям и родила ещё 13 детей. Из них выжило шестеро, а известными композиторами стали двое – Иоганн Кристоф (1732-1795) и Иоганн Кристиан (1735-1782). Таким образом, сыновья Баха сохранили традицию своего рода: стали музыкантами.
Со временем Бах мог музицировать в своём домашнем кругу вместе с женой и детьми, как с хорошим концертным ансамблем. Забота о надлежащем образовании для подрастающих сыновей вновь побудила Баха стремиться из Кётена в более крупный культурный центр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|