Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.4. Проверка остойчивости по требованиям Регистра




4. 4. Проверка остойчивости по требованиям Регистра

судоходства РФ и ИМО

 

Кодекс остойчивости ИМО определяет предельные значения следующих величин для судов всех типов:

- критерий погоды;

- угол крена от действия постоянного ветра;

- наибольшее плечо и угол максимума диаграммы статической остойчивости;

- площади диаграммы статической остойчивости до углов крена 30, 40° (или угла заливания, если он меньше) и между 30 и 40° (или углом заливания);

- исправленная начальная метацентрическая высота.

По рис. 4. 3 определяем параметры диаграммы статической остойчивости:

- угол крена, соответствующий максимуму плеча остойчивости

40º (должен быть ≥ 30º );

- максимальное плечо остойчивости

lmax = 2, 2 м, (должно быть ≥ 0, 2 м);

- предел положительной статической остойчивости (закат диаграммы)

 80º (должен быть ≥ 60º ).

Площади под диаграммой статической остойчивости соответствуют плечам динамической остойчивости при наклонении на указанный угол. Определяем их и сравниваем с требуемыми значениями Норм остойчивости:

– в интервале углов крена 0 – 30º А30 =300·l30 ·0, 5/57, 30=  300·1, 96 ·0, 5/57, 30 = 0, 51м∙ рад (требуется 0, 055м∙ рад);

– в интервале углов крена 0 – 40º А40 =400·l40 ·0, 5/57, 30=  400·2, 17 ·0, 5/57, 30 = 0, 73м∙ рад (требуется ≥ 0, 09 м∙ рад);

– в интервале углов крена 30 – 40º А40 А30 = 0, 73 -0, 51 = 0, 22м∙ рад (требуется ≥ 0, 03 м∙ рад).

 

Таким образом, требования к диаграмме статической остойчивости судна при принятом варианте загрузки выполнены.

 

Значения всех нормируемых Кодексом остойчивости величин приведены в табл. 4. 17.

4. 4. 1. Проверка остойчивости судна при заданной загрузке

по критерию погоды

Проверка остойчивости судна по критерию погоды выполняется с помощью ДСО, построенной для принятого варианта нагрузки. Обозначения на рис. 4. 4:

где θ 1– угол крена судна при качке навстречу шквалу от исходного положения;

θ 1r – угол условной амплитуды бортовой качки судна на волнении;

θ w2– угол крена судна, равный 500 или θ f, или θ с (берется меньшее значение);

θ w1– угол крена, вызванный постоянным ветром;

θ f – угол заливания (угол крена судна, при котором входят в воду открытые отверстия на корпусе);

θ с – угол, соответствующий второй точке пересечения кренящего плеча lw2 с диаграммой статической остойчивости;

lwl – плечо постоянного кренящего момента, вызванного постоянным ветром;

lw2 – плечо динамически действующего на судно момента от порыва ветра.

Считается, что судно находится под действием ветра постоянной скорости, направленного перпенди­кулярно к его диаметральной плоскости. На судно будет действовать постоянный кренящий момент от ветра.

1. Определяем плечо lwl постоянного кренящего момента:

lw1 =( Zр + d/2)· Av · Pv / Δ ∙ 1000 g =

= (8, 12+4, 65) · 2119 · 504 / 23860∙ 1000∙ 9, 81 = 0, 06м,

где Zр, м – возвышение центра парусности над действующей ватерлинией, соответствующей осадке d;

Av, м2– площадь парусности т/х при осадке d;

Pv, Па – расчетное давление ветра, которое принимается в зависимости от района плавания (для неограниченного района плавания   Pv =504 Па);

Δ , тводоизмещение судна при заданном варианте загрузки;

g – ускорение свободного падения принимается равным     9, 81 м/с2.

 

Рис. 4. 4. Проверка остойчивости судна по критерию погоды

 

Расчет площади парусности Av и аппликаты центра парусности (ЦП) Zp выполняется по боковому виду судна (рис. 4. 5), который разбивается на ряд простых элементов Аi с отстоянием их ЦП от действующей ватерлинии zi.

 

Рис. 4. 5. Расчет площади парусности и аппликаты центра

парусности судна

 

Значения Zv и Av рассчитываются по формулам:

Av = А1+ А2+ А 3 3+ А5 =896+282+235+188+518= 2119м2.

Zр= (А1· z1+ А2· z2 + А 3· z3 +... + А n· z n)/ Av =

=(896·2, 8+282·17, 3+235·12, 0+188·11+518·9, 5)/ 2119 = 8, 12м,

где Аi элементы проекции площади надводной части судна на ДП;

zi  – отстояние элементов Аi от ВЛ.

 

2. Определяем угол крена от постоянного ветра.

Угол крена от постоянного ветра  определяется на ДСО по точке пересечения прямой плеча кренящего момента с кривой восстанавливающих плеч l(θ ).

В рассматриваемом случае в связи с линейностью начального участка диаграммы остойчивости найдем:

 .

Угол крена от постоянного ветра θ w1 не должен превышать 16º или 0, 5 угла, при котором входит в воду кромка открытой палубы θ d.

Определяем угол входа палубы в воду:

θ d = arctg(2(D–d)/B)= arctg(2(14, 9 –9, 3)/25)=240,

где D – высота борта;

d – средняя осадка судна;

B – ширина судна по ватерлинию.

Требование   = 10   выполняется.

 

3. Определяем плечо lw2 динамически действующего на судно момента от порыва ветра:

lw2 = 1, 5·lw1 = 1, 5·0, 06 = 0, 09м.

Полученное плечо откладываем на ДСО и проводим горизонтальную линию.

4. Определяем условную амплитуду бортовой качки судна.

Для судна со скуловыми килями:

θ 1r =109·k X1X2(r∙ S)= 109·1·0, 95·0, 99·√ (0, 68∙ 0, 085) = 250.

Входящие в вышеприведенную зависимость коэффициенты определяются из табл. 4. 12–4. 15.

Множитель X1 определяютиз табл. 4. 12 по отношению ширины судна к его осадке В/d =25/9, 3 =2, 7. X1=0, 95.

 

Таблица 4. 12

Множитель X1

 

В/d ≤ 2, 4 2, 8 3, 0 3, 2 3, 4 3, 5 3, 6 4, 0 4, 5 5, 0 5, 5 ≥ 6, 5
X1 1, 00 0, 93 0, 9  0, 86 0, 82 0, 8 0, 79 0, 78 0, 76 0, 72 0, 68 0, 62

 

МножительX2 определяютиз табл. 4. 13 по значению коэффициента общей полноты δ. X2 =0, 99.

Таблица 4. 13

Множитель X2

δ 0, 45 и менее 0, 50 0, 55 0, 60 0, 65 0, 70 и более
X2 0, 75 0, 82 0, 89 0, 95 0, 97 1, 00

 

 

Коэффициент общей полноты δ определяется по зависимости:

δ = Δ /ρ LBd =23860/(1, 025·149, 6·25·9, 3) =0, 67,

где L = 149, 6мдлина судна;

В = 25 мширина судна.

Δ =23860тводоизмещение судна при заданном варианте загрузки;

ρ = 1, 025т/м3 плотность забортной воды.

d – осадка судна, м.

Величину k выбираем из табл. 4. 14 по величине Аk / LB:

Аk / LB =119, 6/149, 6·25=0, 03,

где Аkобщая площадь килей.

Аk = 0, 004·SГВЛ=0, 04·α ·L·В=0, 004·0, 8·149, 6·25=119, 6м2;

α – коэффициент полноты площади ватерлинии.

k=1.

Таблица 4. 14

Коэффициент k

Аk / LB %     1, 0   1, 5   2, 0   2, 5   3, 0   3, 6 4, 0 и выше
k 1, 00 0, 98 0, 95 0, 88 0, 79 0, 74 0, 72 0, 70

Параметр r определяем по формуле:

r = 0, 73+[0, 6(zg – d)/d]=0, 73+[0, 6(8, 52 – 9, 3)/9, 3]=0, 68.

Значение r не должно быть больше 1.

Безразмерный множитель S определяем по табл. 4. 15 в зависимости от района плавания судна и периода качки τ θ , который рассчитываем по формуле:

τ θ =2сВ/√ h= 2·0, 367·25/√ 3, 48=9, 84 с,

где с = 0, 373+0. 023·В/d − 0, 043 L/100=

=0, 373+0. 023 ·25/9, 3 − 0, 043·149, 6/100=0, 367;

h – исправленная метацентрическая высота (с поправкой на свободные поверхности жидких грузов). S=0, 085.

Таблица 4. 15

 

Множитель S

τ θ , с ≤ 5
S 0, 1 0, 1 0, 09 0, 09 0, 08 0, 07 0, 05 0, 04 0, 04 0, 04

 

Полученное значение угла θ 1r откладываем влево от угла θ w1 и проводим вертикальную линию от ДСО до горизонтальной линии плеча lw2.

Вычисляем и сравниваем площади а и b, заштрихованные на рис. 4. 6. Площадь b ограничена кривой l(θ ) восстанавливающих плеч, горизонтальной прямой, соответствующей кренящему плечу lw2, и углом крена θ w2 = 50°, так как он меньше угла заливания θ f и угла крена θ С, соответствующим точке второго пересечения прямой lw2 с кривой восстанавливающих плеч.

Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой lw2 и углом крена, равным θ w1 − θ 1r.

Определяем величины площадей а и b. С погрешностью в безопасную сторону по форме их можно принять за треугольники:

а = 0, 5[θ 1 2]∙ l1 / 57, 30 = 0, 5∙ [24 +1]∙ 1, 7 / 57, 30 = 0, 37 м рад;

b = 0, 5∙ [500 − θ 2]∙ l2 / 57, 30=0, 5∙ [500 − 2]∙ 1, 9/57, 30 =0, 79 м∙ рад.

Определяем значение критерия погоды (критерия сильного ветра и бортовой качки по Кодексу ИМО):

К = 0, 79/0, 37=2, 13.

Остойчивость судна по критерию погоды К = 2, 13 считается достаточной, так как К > 1.

Результаты расчета критерия погоды сводятся в табл. 4. 16.

Таблица 4. 16

Результат расчета критерия погоды

 

Наименования величин Обозначения и формулы Значения
Возвышение ЦП, м Zv = Z р  + d/2 10, 35
Кренящее плечо постоянного ветра, м lw1 = Zv · Av · Pv / (Δ ∙ 1000g) 0, 06
Кренящее плечо порыва ветра, м lw2= 1, 5∙ lw1 0, 09
Инерционный коэффициент с=0, 373+0, 023∙ B/d – 0, 043∙ L/100 0, 367
Период качки, с τ θ = 2∙ c∙ B/ 9, 84
Коэффициент S (из табл. Кодекса) 0, 085
Коэффициент r = 0, 73+0, 6(zg–d)/d 0, 68
Амплитуда качки по ИМО, град θ Ir=109∙ k∙ X1∙ X2 250
Угол крена от постоянного ветра, град θ w1 (по диагр. статич. остойч. ) 10
Угол входа палубы в воду, град θ d=arc tg(2(D–d)/B) 240
Угол крена при качке навстречу ветру, град θ 1= θ 1r – θ w1 240
Угол статич. крена соотв. плечу lw2, град θ 2 (по диагр. статич. остойч. ) 20
Угол 2-й точки пересечения lw2 с ДСО, град θ c (по диагр. статич. остойч. ) > 800
Граница площади «b» диаграммы справа, θ b 500
Площадь «а» диаграммы, м·рад а= 0, 5∙ [θ 1 2]∙ l1 / 57, 30 0, 37
Площадь «b» диаграммы, м·рад b=0, 5∙ [500 − θ 2]∙ l2 / 57, 30 0, 79
Критерий погоды K = b/a 2, 13

 

Проверка остойчивости судна по требованиям ИМО выполняется сопоставлением рассчитанных значений с нормативными в табл. 4. 17.

 

Таблица 4. 17

 

Проверка остойчивости по требованиям ИМО

Наименования величин

Обозначения

Значения величин

нормативное расчетное
Площадь ДСО при крене до 30°, м рад А30 ≥ 0, 055 0, 51
Площадь ДСО при крене до 40°, м рад А40 ≥ 0, 09 0, 73
Площадь ДСО между 30 и 40°, м рад А30-40 ≥ 0, 03 0, 22
Наибольшее плечо статической остойчивости, м l30 ≥ 0, 20 2, 17
Угол максимума диаграммы, град θ m ≥ 25 400
Исправленная начальная МТЦ высота, м h ≥ 0, 15 3, 48
Критерий погоды KIMO ≥ 1 2, 13
Угол крена от постоянного ветра, град θ w1 ≤ 16 70

 

Сравнивая значения расчетных и нормативных показателей остойчивости судна при принятом варианте загрузки, делаем вывод, что требования к остойчивости выполняются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...