4.4. Проверка остойчивости по требованиям Регистра
4. 4. Проверка остойчивости по требованиям Регистра судоходства РФ и ИМО
Кодекс остойчивости ИМО определяет предельные значения следующих величин для судов всех типов: - критерий погоды; - угол крена от действия постоянного ветра; - наибольшее плечо и угол максимума диаграммы статической остойчивости; - площади диаграммы статической остойчивости до углов крена 30, 40° (или угла заливания, если он меньше) и между 30 и 40° (или углом заливания); - исправленная начальная метацентрическая высота. По рис. 4. 3 определяем параметры диаграммы статической остойчивости: - угол крена, соответствующий максимуму плеча остойчивости 40º (должен быть ≥ 30º ); - максимальное плечо остойчивости lmax = 2, 2 м, (должно быть ≥ 0, 2 м); - предел положительной статической остойчивости (закат диаграммы) 80º (должен быть ≥ 60º ). Площади под диаграммой статической остойчивости соответствуют плечам динамической остойчивости при наклонении на указанный угол. Определяем их и сравниваем с требуемыми значениями Норм остойчивости: – в интервале углов крена 0 – 30º А30 =300·l30 ·0, 5/57, 30= 300·1, 96 ·0, 5/57, 30 = 0, 51м∙ рад (требуется ≥ 0, 055м∙ рад); – в интервале углов крена 0 – 40º А40 =400·l40 ·0, 5/57, 30= 400·2, 17 ·0, 5/57, 30 = 0, 73м∙ рад (требуется ≥ 0, 09 м∙ рад); – в интервале углов крена 30 – 40º А40 – А30 = 0, 73 -0, 51 = 0, 22м∙ рад (требуется ≥ 0, 03 м∙ рад).
Таким образом, требования к диаграмме статической остойчивости судна при принятом варианте загрузки выполнены.
Значения всех нормируемых Кодексом остойчивости величин приведены в табл. 4. 17. 4. 4. 1. Проверка остойчивости судна при заданной загрузке по критерию погоды
Проверка остойчивости судна по критерию погоды выполняется с помощью ДСО, построенной для принятого варианта нагрузки. Обозначения на рис. 4. 4: где θ 1– угол крена судна при качке навстречу шквалу от исходного положения; θ 1r – угол условной амплитуды бортовой качки судна на волнении; θ w2– угол крена судна, равный 500 или θ f, или θ с (берется меньшее значение); θ w1– угол крена, вызванный постоянным ветром; θ f – угол заливания (угол крена судна, при котором входят в воду открытые отверстия на корпусе); θ с – угол, соответствующий второй точке пересечения кренящего плеча lw2 с диаграммой статической остойчивости; lwl – плечо постоянного кренящего момента, вызванного постоянным ветром; lw2 – плечо динамически действующего на судно момента от порыва ветра. Считается, что судно находится под действием ветра постоянной скорости, направленного перпендикулярно к его диаметральной плоскости. На судно будет действовать постоянный кренящий момент от ветра. 1. Определяем плечо lwl постоянного кренящего момента: lw1 =( Zр + d/2)· Av · Pv / Δ ∙ 1000 g = = (8, 12+4, 65) · 2119 · 504 / 23860∙ 1000∙ 9, 81 = 0, 06м, где Zр, м – возвышение центра парусности над действующей ватерлинией, соответствующей осадке d; Av, м2– площадь парусности т/х при осадке d; Pv, Па – расчетное давление ветра, которое принимается в зависимости от района плавания (для неограниченного района плавания Pv =504 Па); Δ , т – водоизмещение судна при заданном варианте загрузки; g – ускорение свободного падения принимается равным 9, 81 м/с2.
Рис. 4. 4. Проверка остойчивости судна по критерию погоды
Расчет площади парусности Av и аппликаты центра парусности (ЦП) Zp выполняется по боковому виду судна (рис. 4. 5), который разбивается на ряд простых элементов Аi с отстоянием их ЦП от действующей ватерлинии zi.
Рис. 4. 5. Расчет площади парусности и аппликаты центра
парусности судна
Значения Zv и Av рассчитываются по формулам: Av = А1+ А2+ А 3+А 3+ А5 =896+282+235+188+518= 2119м2. Zр= (А1· z1+ А2· z2 + А 3· z3 +... + А n· z n)/ Av = =(896·2, 8+282·17, 3+235·12, 0+188·11+518·9, 5)/ 2119 = 8, 12м, где Аi – элементы проекции площади надводной части судна на ДП; zi – отстояние элементов Аi от ВЛ.
2. Определяем угол крена от постоянного ветра. Угол крена от постоянного ветра определяется на ДСО по точке пересечения прямой плеча кренящего момента с кривой восстанавливающих плеч l(θ ). В рассматриваемом случае в связи с линейностью начального участка диаграммы остойчивости найдем: . Угол крена от постоянного ветра θ w1 не должен превышать 16º или 0, 5 угла, при котором входит в воду кромка открытой палубы θ d. Определяем угол входа палубы в воду: θ d = arctg(2(D–d)/B)= arctg(2(14, 9 –9, 3)/25)=240, где D – высота борта; d – средняя осадка судна; B – ширина судна по ватерлинию. Требование = 10 ≤ выполняется.
3. Определяем плечо lw2 динамически действующего на судно момента от порыва ветра: lw2 = 1, 5·lw1 = 1, 5·0, 06 = 0, 09м. Полученное плечо откладываем на ДСО и проводим горизонтальную линию. 4. Определяем условную амплитуду бортовой качки судна. Для судна со скуловыми килями: θ 1r =109·k X1X2√ (r∙ S)= 109·1·0, 95·0, 99·√ (0, 68∙ 0, 085) = 250. Входящие в вышеприведенную зависимость коэффициенты определяются из табл. 4. 12–4. 15. Множитель X1 определяютиз табл. 4. 12 по отношению ширины судна к его осадке В/d =25/9, 3 =2, 7. X1=0, 95.
Таблица 4. 12 Множитель X1
МножительX2 определяютиз табл. 4. 13 по значению коэффициента общей полноты δ. X2 =0, 99. Таблица 4. 13 Множитель X2
Коэффициент общей полноты δ определяется по зависимости: δ = Δ /ρ LBd =23860/(1, 025·149, 6·25·9, 3) =0, 67, где L = 149, 6м – длина судна; В = 25 м – ширина судна. Δ =23860т – водоизмещение судна при заданном варианте загрузки; ρ = 1, 025т/м3 – плотность забортной воды. d – осадка судна, м. Величину k выбираем из табл. 4. 14 по величине Аk / LB:
Аk / LB =119, 6/149, 6·25=0, 03, где Аk – общая площадь килей. Аk = 0, 004·SГВЛ=0, 04·α ·L·В=0, 004·0, 8·149, 6·25=119, 6м2; α – коэффициент полноты площади ватерлинии. k=1. Таблица 4. 14 Коэффициент k
Параметр r определяем по формуле: r = 0, 73+[0, 6(zg – d)/d]=0, 73+[0, 6(8, 52 – 9, 3)/9, 3]=0, 68. Значение r не должно быть больше 1. Безразмерный множитель S определяем по табл. 4. 15 в зависимости от района плавания судна и периода качки τ θ , который рассчитываем по формуле: τ θ =2сВ/√ h= 2·0, 367·25/√ 3, 48=9, 84 с, где с = 0, 373+0. 023·В/d − 0, 043 L/100= =0, 373+0. 023 ·25/9, 3 − 0, 043·149, 6/100=0, 367; h – исправленная метацентрическая высота (с поправкой на свободные поверхности жидких грузов). S=0, 085. Таблица 4. 15
Множитель S
Полученное значение угла θ 1r откладываем влево от угла θ w1 и проводим вертикальную линию от ДСО до горизонтальной линии плеча lw2. Вычисляем и сравниваем площади а и b, заштрихованные на рис. 4. 6. Площадь b ограничена кривой l(θ ) восстанавливающих плеч, горизонтальной прямой, соответствующей кренящему плечу lw2, и углом крена θ w2 = 50°, так как он меньше угла заливания θ f и угла крена θ С, соответствующим точке второго пересечения прямой lw2 с кривой восстанавливающих плеч. Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой lw2 и углом крена, равным θ w1 − θ 1r. Определяем величины площадей а и b. С погрешностью в безопасную сторону по форме их можно принять за треугольники: а = 0, 5∙ [θ 1 +θ 2]∙ l1 / 57, 30 = 0, 5∙ [24 +1]∙ 1, 7 / 57, 30 = 0, 37 м рад; b = 0, 5∙ [500 − θ 2]∙ l2 / 57, 30=0, 5∙ [500 − 2]∙ 1, 9/57, 30 =0, 79 м∙ рад. Определяем значение критерия погоды (критерия сильного ветра и бортовой качки по Кодексу ИМО): К = 0, 79/0, 37=2, 13. Остойчивость судна по критерию погоды К = 2, 13 считается достаточной, так как К > 1. Результаты расчета критерия погоды сводятся в табл. 4. 16.
Таблица 4. 16 Результат расчета критерия погоды
Проверка остойчивости судна по требованиям ИМО выполняется сопоставлением рассчитанных значений с нормативными в табл. 4. 17.
Таблица 4. 17
Проверка остойчивости по требованиям ИМО
Сравнивая значения расчетных и нормативных показателей остойчивости судна при принятом варианте загрузки, делаем вывод, что требования к остойчивости выполняются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|