Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аристотелевский и Галлелеевский типы мышления




 

Первая методологическая программа (1917-1931) Курта Левина

Статья «Переход от аристотелевского способа мышления к галилеевскому в психологии и биологии». Левин на тот момент рассматривал психологию как часть биологии.

Задача: привести психологическое знание и психологические исследования в соответствие с тем идеалом научности, который выработан в естествознании и воплощён в «галилеевском» способе мышления.

Зарождение проблемы: «Военный ландшафт» (1917). Приехав на то место, где он служил во время Первой мировой войны, Левин обнаруживает, что тот же ландшафт воспринимается совершенно иначе. Это наталкивает его на идею психологического поля. Идея психологической ситуации: нет просто местности, есть воспринятая определённым образом местность, и она оказывает существенное влияние на наши действия.

 

Общая логика исследований:

Феноменологические работы → Статьи по теории и методологии науки ↔ Экспериментальные исследования

 

Статья 1931 года «Переход от аристотелевского способа мышления к галилеевскому в психологии и биологии».

«Аристотелевский» способ мышления: приписывание свойств, которые проявляет объект, природе объекта. В психологии: теории черт личности, измерение способностей, теория интеллекта как свойства индивида.

«Галилеевский» способ мышления:

· «Свойства объекта» есть характеристика взаимоотношений и взаимосвязей объекта с окружением. Например, вес тела – это не имманентно присущее его «природе» свойства, а характеристика его взаимодействия с гравитационным полем Земли. То есть сдвиг акцента с «природы объекта» на анализ его взаимосвязей и взаимоотношений с другими объектами, с его окружением.

· Принцип законосообразности психического и стремление вывести законы психики, такие же строгие и всеобъемлющие, как и законы ньтоново-галилеевской физики. На основе этого Левин собирался вписать психологию в классическую естественнонаучную картину мира.

В отличие от большинства современных ему психологов, Левин считает, что все без исключения, в том числе и «высшие» психические явления, закономерны и подлежат научному, в том числе экспериментальному исследованию.

При этом Левин сравнивает и противопоставляет друг другу научные законы, которые общезначимы, правилам, выводимым на основе статистического обобщения. Закон общезначим, он действует во всех без исключения случаях, а статистические обобщения не являются всеобъемлющими. Левин критиковал «дух статистики».

Важность индивидуального события, а не общего усреднённого «класса». Стремление к полному описанию конкретного индивидуального случая. Если в сфере психических явлений действуют столь же общезначимые законы, как и в мире физического, то любое индивидуальное событие закономерно, а вовсе не случайно, и не менее достойно изучения, чем всевозможные «средние» случаи.

Разведение фенотипических и каузально-динамических понятий. Фенотипические понятия описательно характеризуют комплексный процесс в совокупности «историко-географических» условий. Каузально-генетические понятия отвечают на вопрос «почему?», и направлены не на описание события или феномена, в на его объяснение в терминах законов. Соответственно, Левин ставит цель объединить в одном исследовании описательный и объяснительный подход одновременно, снимая тем самым дильтеевское противопоставление описательной и объяснительной психологии.

 

Реализация «галилеевского» способа мышления

Экспериментальное изучений действий и аффектов. Цикл исследований учеников Левина: Зейгарник, Овсянкиной, Карстен, Дембо, Хоппе и др.

Было обнаружено влияние мотивации на запоминание (Зейгарник). Также исследовано психическое насыщение, относящееся к многообразным ситуациям повседневной жизни (Карстен).

 

Исследуются не только общие тенденции, но и отдельные индивидуальные случаи, особенно «исключения». Описание результатов делится на описательную и каузально-динамическую часть, выявляются условия, приводящие к тем или иным особенностям «фенотипа».

 

Вводится понятие «психологического поля». Оно понимается как совокупность взаимосвязей элементов внешней (объективной) и внутренней (психологической) ситуации.

Поле характеризуется определённой топологией. В нём выделяются области, разделённые границами разной степени жёсткости. Поле также обладает определённой динамкой сил.

Поведение предстаёт как функция специфической констелляции сил поля, порождающих в индивиде напряжённые системы, стремящиеся к своей разрядке. Именно закономерности возникновения, развития и исчезновения разного рода напряжённых систем в психологическом поле лежат в основе всех психических явлений.

 

Левин обобщают теорию напряжённых систем в работе «Намерение, воля, потребность» (1936). В этой работе он предложил достаточно детально разработанную общепсихологическую модель поведенческой динамики, опираясь на результаты первых экспериментов Овсянкиной, Зейгарник, Биренбаум, Карстен. Левин, почти не дискутируя открыто с З. Фрейдом, предлагает весьма убедительный ответ академической психологии на вызов Фрейда.

 

Новая методология эксперимента:

· Важность индивидуального случая. Анализ всех отклоняющихся случаев с обращение к восприятию ситуации испытуемыми.

· Учёт восприятия ситуации испытуемым – учёт их внутреннего мира, субъективного.

· Разное поведение экспериментатора с разными испытуемыми (в рамках одного и того же исследования).

 

Для физика Нового времени индивидуальный случай важен как модельная ситуация, позволяющая обнаружить действие общего закона. Для Левина индивидуальный случай важен ещё и сам по себе, имеет значение субъективное состояние субъекта. Например, для эффекта Зейгарник важно, воспринимает ли испытуемый действие как законченное или незаконченное. Карстен также обнаружила зависимость динамики насыщения от отношения испытуемого к экспериментальному заданию.

 

Таким образом, внимание к индивидуальному случаю влечёт за собой реальный выход за пределы «галилеевского», т.е. естественнонаучного мышления. Более того, субъективное отношение испытуемых не только учитывалось как переменная, оно управляло самим ходом исследования.

Часть особенностей традиционного психологического эксперимента сохраняется:

· экспериментатор даёт инструкцию испытуемому

· сохраняется ролевая позиция «испытуемого»

· используется подсчёт средних значений

· испытуемые н6е знают реальной цели опытом

 

Важность субъективного

Итак, наряду с основными принципами психологии «галилеевского» типа в исследованиях этого периода реально применялся ещё один принцип, который остался несформулированным. Это важность субъективного, того, как воспринимает ситуацию сам «испытуемый» и как он к ней относится.

 

Влияние работ этого периода на последующую психологию

Расцвет экспериментальной психологии мотивации личности. Открыты конкретные феномены: эффект Зейгарник, психологическое насыщение, уровень притязаний. Эксперименты с уровнем притязаний как прототип огромного количества исследований мотивации достижения. Идея побудительности предметов оказала влияние на А.Н. Леонтьева.

 

Сохранение «аристотелевского» способы мышления в психологии

Практика тестирования (интеллект, личностные особенности, мотивация). Теории личности, рассматривающие человека как носителя определённых свойств (все типологии личности). Кросс-культурные исследования. Концепции национального характера.

 

Проблематичность «галилеевского» подхода в психологии

Влияние сознания испытуемого на всё происходящее. Как вписать субъективное отношении в «галилеевское» (т.е. объективное) описание событий?

 


Гюго Мюнстерберг

 

Большой психолог и методолог психологии, основатель психотехники, сторонник прикладной психологии, человеческое мышление, чувство, хотение и др. могут рассматриваться с разных точек зрения, но только одна из них имеет значение научной психологии. Он считал ненаучной психологию, которая старается понять душевную жизнь как связь значений, целей, пытается проникнуть в смысл душевных явлений. Научная психология рассматривает «душевные явления — восприятия, воспоминания, чувства и т. п. как объекты, перед которыми сознание стоит в роли размышляющего пассивного зрителя. Как и все объекты, они допускают лишь вопрос о том, каковы их составные части, как они связаны между собой, каковы их причины и вызванные ими действия».

Научная психология строится как естественная наука. Ее задачи - сложное свести к более простому, ее метод — эксперимент лабораторного типа, с обязательными процедурами измерения, причем экспериментатор не должен вмешиваться в процесс эксперимента; объяснение психических явлений сводится к выявлению их физиологических механизмов. Практика выступает как применение психологии для объяснения явлений культуры и нахождения средств и путей для выполнения таких практических задач, как обучение, воспитание, восстановление нарушенных психических функций и др., обозначаемых общим термином «психотехника».

Особенно тесно с прикладными задачами были связаны экспериментальные исследования в работах Гуго Мюнстерберга (1863— 1916), основателя прикладной психологии и психотехники как ее части1. Его исследования были связаны главным образом с областью промышленного производства и транспорта. Несколько раньше американский инженер Ф. Тейлор (1856-1915), которого называют «классиком управления», разработал систему интенсификации труда путем использования психологических факторов в целях рационализации производства. Например, на одном производстве (по контролю стальных шаров) было занято 120 женщин. В результате исследования психофизиологических условий этой работы, ее приспособления к этим условиям был сокращен рабочий день, введены частые паузы в соответствии с кривой утомления. Продуктивность работниц возросла настолько, что ту же работу стали делать 35 человек. Именно задаче, связанной непосредственно с экономическими интересами предпринимателей, служила психотехника как направление прикладной психологии. В ней разрабатывались проблемы профессионального утомления, профориентации, профотбора, психологии воздействия, в том числе средствами рекламы и др.

Именно Г. Мюнстерберг оформил психотехнику в самостоятельную область знания (термин «психотехника» ввел немецкий психолог В. Штерн).

Еще в 1908 г. в Бостоне Ф. Парсонс организовал бюро, в котором давал индивидуальные консультации подросткам, выбирающим профессию. По существу, это было начало работы по профориентации, но велась она без достаточных научных основ, специальных методов и опиралась главным образом на наблюдение за индивидуальными особенностями подростков и собственную интуицию. В разработке методов для исследования личных качеств и отбора рабочих и служащих в соответствии с особенностями различных видов деятельности, профессий выдающуюся роль сыграли исследования Г. Мюнстерберга. Он работал в непосредственной связи и по заказам крупных американских компаний. Исследования Мюнстерберга существенно отличались от лабораторного эксперимента Вундта: в них произошел переход от искусственных лабораторных условий к моделированию естественных условий деятельности. Работы Г. Мюнстерберга давали большой практический эффект. Разрабатываемые на основе этих исследований тесты стали главным средством при отборе рабочих и служащих.

В психотехнике по-новому выступил принцип практики: практика выступила не только «потребителем» полученных психологией в условиях лабораторного эксперимента данных, но сама ставила перед психологией запросы, задавая перспективу ее методологических основ и методических приемов. В этом, кроме чисто практического эффекта, большой методологический смысл психотехнического движения, на который неоднократно указывал Л.С. Выготский.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...