Байкало-амурская магистраль – трасса мужества, дорога молодых, дорога подъема патриотизма и
ВВЕДЕНИЕ БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ – ТРАССА МУЖЕСТВА, ДОРОГА МОЛОДЫХ, ДОРОГА ПОДЪЕМА ПАТРИОТИЗМА И ЛЮБВИ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ Ю. А. Лебский Россия начала строить железные дороги примерно в одно время с другими странами мира, по крайней мере, незначительно отставая от них, сделав свои первые шаги в железнодорожном строительстве без, так называемого, «исторического опоздания». Но дальнейшее социально-экономическое отставание России выразилось в том, что свои «первые шаги» в том или ином направлении оказывались неуверенными и не позволяли набрать нужный темп развития. В отношении железнодорожного дела важным будет отметить, что последующая за Царскосельской (1837 г. ), Николаевская (Санкт-Петербург – Москва), ставшая сразу наиболее дальней в Европе и имевшая большое экономическое и стратегическое значение, была проложена лишь в 1851 г., т. е. 14 лет спустя. Для сравнения в США на тот момент уже было 14, 5 тыс. км железных дорог, в Англии – 10, 2 тыс. км, в Германии – 6 тыс. км. Раздробленная Германия опережала Россию по протяженности железных дорог более чем в 9 раз (а по густоте она опережала всю Россию примерно в 300 раз и даже ее европейскую часть – почти в 100 раз). [1] В 1865 г. в царской России было 3, 5 тысячи верст железных дорог. В это время в Англии насчитывалось 22 тысячи километров, во Франции и Германии – по 14 тысяч километров, а в США – 56 тысяч километров железных дорог. [2] Современное развитие российского государства настоятельно требует иметь развитую сеть железных дорог, высокоэффективный железнодорожный транспорт, оснащенный современными средствами технического вооружения и способный успешно и качественно решать задачи, согласно своему предназначению. Реформа системы военного строительства и переход на новые политические, экономические и социальные принципы военного развития, пересмотр основных общественно значимых ценностей привели в Российской Федерации в начале XXI века к пересмотру места и роли военной организации, всех ее структурных компонентов в системе общественных отношений, поиску принципиально новых подходов к анализу протекающих в обществе и его военной организации социально-политических процессов. Однако, признание невозможности и преступности большой войны не избавило человечество от ее угрозы.
Если обратиться к истории и опыту обеспечения национальной безопасности страны, то в развитии сети железных дорог России военный фактор стал учитываться в начале второй половины XIX века, а воинские перевозки начали осуществляться с 1851 года после открытия регулярного железнодорожного движения между Москвой и Петербургом[3]. Представители государственных структур оценивали предназначение железной дороги в рамках военно-стратегической доктрины. В первой русской книге о железнодорожном деле под названием « О железных дорогах» военным инженером П. П. Мельниковым весьма обстоятельно обосновывалась необходимость их постройки, поскольку как он полагал - « в них не только заключается будущность, богатство и процветание России, но они нужны и для обеспечения безопасности отечества». [4]. Позже именно Мельников, находясь в ранге министра путей сообщения, предвидел огромное значение продолжения запланированных к постройке железных дорог от Ярославля до Перми – Тюмени с ответвлением от Вятки до Котласа на Северной Двине и от Самары – на восток до Оренбурга. Он указывал, что « сеть должна спешить перешагнуть за Волгу, развиться на восток и на юго-восток и усилить могущество государства всеми богатствами, кроющимися в его глубине». [5] Железнодорожные войска: теоретические и практические аспекты развития в интересах национальной безопасности Российской Федерации с учетом опыта и воспоминаний о военной службе генерал-майора Ю. А. Лебского, как научно-исследовательская работа раскрывает по историческим меркам небольшой период времени развития железных дорог, но наш труд показал преемственность поколений в продолжении созидательного труда в обустройстве России.
Генерал-майор в отставке Юрий Александрович Лебский никогда не подсчитывал, сколько объектов им и его сослуживцами за более чем 35 летнюю службу в Железнодорожных войсках, построено. Однако хорошо помнит, что мостов, строительством которых Юрий Александрович руководил лично, построил более двух десятков. Важнейшим этапом своей службы в Железнодорожных войсках и в целом – своей жизни, генерал Лебский Ю. А. считает Байкало-Амурскую магистраль. Мы начинаем эту работу с акцента на основной факт применения Железнодорожных войск в мирное время: 8 июля 2019 года исполнится 45 лет со дня принятия Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Именно с этого постановления началась славная история Байкало-Амурской магистрали как ударной молодежной «стройки века», где Железнодорожные войска выполнили значительный объем работы на Восточном участке. Не ошибусь, если скажу, что БАМ - это особая строка в биографии государства и в биографиях многих офицеров, солдат и гражданских служащих- военных железнодорожников. Но все они были преодолены…! Генерал-майор Лебский Юрий Александрович непосредственно принимал участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали, был заместителем командира железнодорожного корпуса. И приятно, что государство тогда высоко отметило заслуги Железнодорожных войск. Звания Героя Социалистического труда тогда были удостоены 5 человек: начальник Железнодорожных войск Михаил Константинович Макарцев, командир бригады Григорий Иосифович Когатько, командир полка Степан Николаевич Пальчук, командир батальона Владимир Васильевич Куприянов и командир роты Александр Александрович Шанцев. Многим строителям БАМа были вручены другие почетные награды – ордена Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного знамени.
Тысячи строителей были награждены медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», которая в тот период была очень почетной. Сегодня на БАМе возрождаются студенческие строительные отряды, что несомненно, являетсяхорошей идеей и практикой для молодых строителей железных дорог. Но, как и раньше было, сначала на том или ином участке трассы должны начать работу профессиональные строители. А им уже потом можно использовать энтузиазм, силу и молодость студенческих строительных отрядов. Такие отряды нужны и с точки зрения подготовки будущих специалистов, и с позиции укрепления безопасности восточных границ России. В канун юбилея Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений), которое в разные годы носило и разные названия, суть которых заключалась в том, что училище было и остается единственным по специализации, военное училище, выпускающее военных железнодорожников и офицеров органов военных сообщений. Монография посвящается 100-летию создания ЛВУ ЖДВ и ВОСО им. М. В. Фрунзе, в настоящее время Военный институт (ЖДВ и ВОСО) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва. Мы смогли организовать с Юрием Александровичем Лебским творческий союз науки и практики, и предлагаем вашему вниманию в монографии воспоминания выпускника 1950 года мостовой специальности перед «Альма-матер» Ленинградского ордена Ленина Краснознаменного училища ВОСО им. М. В. Фрунзе (именно так называлось наше учебное заведение в то время) генерал-майора Лебского Юрия Александровича, работающего сегодня в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова» (ФГБУ «ГГО») после увольнения из Советской Армии со стройки БАМа, с1985 г. до настоявшего времени. В работе раскрыты перспективы развития железнодорожных войск на основе объективного анализа их полезности на БАМе, на иных стройках и восстановительных объектах.
Байкало-Амурская магистраль – это регион, это объект, это эпоха жизни целого поколения, скорее всего, это то место на карте государства, на карте современной России, где в определенный период времени собрались офицеры, солдаты и гражданские специалисты, люди, которых объединяла не только общая цель - возведение грандиозной стройки XX века, но и романтика своего времени. БАМ стал местом единения людей с определенными чертами характера – смелость и решительность, трудолюбие и энтузиазм, любовь к Родине и патриотизм. На БАМе рождались семьи, росли дети. В этой книге мы представим Вашему вниманию истории, которые более напоминают исповедь на заданную тему служения Отечеству офицера Железнодорожных войск, рассказанные строителем БАМа о жизни на БАМе солдат и офицеров, их семей, о нелегкой военной судьбе многих и многих, которые вместе и рядом с генералом Лебским Юрием Александровичем создавали будущее и теоретико-методологические аспекты развития Железнодорожных войск, подъема их значимости и необходимости в современном обществе, в условиях рыночной экономики современного государства, когда Россия оказалась в условиях санкций и когда труд каждого гражданина своей страны, весьма полезен для укрепления социально-экономических устоев государства и государственности. Научные изыскания исторического, военного и политологического исследования продолжаются. Желаем Вам, читать монографию, изучать и думать, размышлять и делать заключения с выработкой личных решений и действий не только по службе, но и воспринимать повесть о настоящем семейном счастье генерала Лебского Ю. А., как опыт многих семей нашей офицерской жизни. В части воспоминаний генерал-майора Ю. А. Лебского мы начинаем цикл публикаций с учетом исторических знаний, воспоминаний офицеров, служивших в разные периоды в Железнодорожных войсках и органах ВОСО, однако по разным причинам этот опыт не изучен, не обобщен и не отражен в изданиях и публикациях. Мы благодарны заведующему кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин кандидату философских наук, доценту Борисенко Леониду Олеговичу за высокую степень аккуратности в применении нормативных и правовых документов Министерства обороны, Тыла ВС РФ и общую научную редакцию монографии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|