Государственная транспортная политика: теоретические и практические аспекты
ГЛАВА 2.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Только войны в состоянии открывать глаза для того, чтобы видеть недостатки. Но войны теперь бывают редко и продолжаются не долго, между тем как мир преобладает, и его условия отодвигают войну на второй план. Поэтому каждый военный и причастный к военному делу человек, чтобы не забывать, для чего он существует, поступил бы правильно, если бы держал на видном месте надпись ПОМНИ ВОЙНУ С. О. Макаров 2. 1 Общее состояние транспортной системы государства в интересах национальной безопасности и экономики
Значение железных дорог России для развития межгосударственных связей со странами СНГ и международных перевозок трудно переоценить. После распада СССР к Российской Федерации отошло почти 60% общей железнодорожной сети (87, 5 тыс. км. ). Но материально-техническая база, в частности ремонтный сервис, локомотивостроение и вагоностроение, оказалась разорванной. [7] В настоящее время транспорт оказывает заметное влияние на экономическое развитие страны. Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства: железной руды - 35-40%, каменного угля - 15-20%, металла - 10-15%, круглого леса - 35-4-0%, сельского хозяйства - 20-25%. [8] Общее состояние транспорта и коммуникаций страны, готовность к работе в особый период в интересах обороны и национальной безопасности Российской Федерации выдвигает ряд проблемных вопросов и противоречий, которые предстоит решать в ходе реформы транспорта, модернизации Вооруженных Сил и проведением эффективной государственной транспортной политики. Кроме того, несбалансированность между транспортной системой страны и потребностями Вооруженных Сил отрицательно влияет на укрепление боевой готовности войск (способность организованно, в установленные сроки начать военные действия) и обороноспособность государства. [9]
Транспорт является одним из главных инструментов в решении крупнейших политических и экономических задач, в обеспечении обороноспособности страны, когда уровень подготовленности экономики, населения военной организации государства к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства. Исторический опыт дореволюционной (царской) и послеоктябрьской (советской) России показал, что в огромной континентальной стране, с ее суровыми природно-климатическими и специфическими экономическими условиями роль транспорта важна вдвойне и втройне. Новая социально-политическая и экономическая ситуация, сложившаяся в России за прошедшие 10-15 лет, наглядно продемонстрировала, какую важную роль играют именно экономические и политические аспекты развития транспортного комплекса страны. В условиях нестабильной военно-политической обстановки, сложившейся на юге России и в странах СНГ, возрастающей угрозы терроризма стала очевидной насущная потребность в разработке новых политических подходов к определению места транспортного обеспечения силового блока в политической системе государства и в системе национальной безопасности государства в XXI веке. [10] Национальная безопасность, состояние общества, при котором оно сохраняет свою целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию при надежной защите его коренных (жизненно важных) интересов от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий. На фоне роста спроса на транспортные услуги и еще более значительного его увеличения в прогнозной перспективе в транспортной системе в целом и отдельных ее под отраслях сохраняется ряд нерешенных внутренних проблем:
· во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов; · недостаточен технический и технологический уровень транспортной техники и оборудования; · отсутствует необходимая комплексность в управлении развитием и функционированием транспортной системы, а также в координации и взаимодействии различных видов транспорта; · на транспорте не завершены структурные преобразования. Государственная военно-транспортная политика в условиях реформирования и модернизации военной организации страны определяет основные направления деятельности политического руководства государства в организации транспортного обеспечения военной безопасности с учетом особенностей развития и важности отдельных видов транспорта, баланса общенациональных и региональных интересов. [11] В целях оптимального развития системы военной безопасности государства с минимальными ресурсными затратами определяющую роль призвана играть именно государственная военно-транспортная политика. От ее эффективности в сложных, а подчас и противоречивых условиях глобализации и военно-политической нестабильности в мире зависит не только развитие России, но и ее существование как мощного цивилизованного государства. Осознание необходимости развития государственной транспортной политики появилось сегодня во многих эшелонах государственной и военной власти в России и за рубежом. Эта проблема в политических и военных сферах до сегодняшнего дня остается неразрешенной. В условиях формирования в стране гражданского общества, реформирования и модернизации Вооруженных Сил при одновременном уменьшении их численности транспорт и коммуникации становятся важным элементом военной организации государства в интересах повышения подвижности и мобильности войск (сил), своевременного сосредоточения оперативно-стратегических группировок на театре военных действий. При этом основой перегруппировок войск (сил) для применения их на театре военных действий являются транспорт, транспортные коммуникации и транспортная инфраструктура.
Вложения в БАМ и Транссиб окупятся очень быстро, считает Президент России Путин В. В.: «За шесть лет в полтора раза, до 180 миллионов тонн, вырастет пропускная способность БАМа и Транссиба. Контейнеры будут доставлять от Владивостока до западной границы России за семь дней. Это один из инфраструктурных проектов, который будет давать быструю экономическую отдачу. Там есть грузы, и все вложения будут окупаться очень быстро и будут способствовать развитию этих территорий», — заявил глава государства 01 марта 2018 года в Послании Федеральному Собранию. В целях оптимального развития системы военной безопасности государства с минимальными ресурсными затратами определяющую роль призвана играть именно государственная военно- транспортная политика. Военная безопасность занимает особое место в системе национальной безопасности, защите национальных интересов. Военная безопасность представляет собой компонент национальной безопасности, обеспечивающий защиту национальных интересов от наиболее сложных для них опасностей и угроз: войны и военного насилия, которые всегда были и пока остаются самыми действенными способами изменения и разрушения социальных систем. Сегодня мы слышим и читаем различные определения такой военно-политической и философской категории, как «война» - по определению некоторых специалистов, журналистов из средств массовой информации мы слышим о таких войнах, как информационная, гибридная, сетевая, экономическая, технологическая и многие другие определения, что вводит военное научное сообщество и ряд руководителей в заблуждение по оценке ситуации и принятию решения. Доктор военных наук, профессор, генерал-майор в отставке Владимиров Александр Иванович, в своей лекции Основы общей теории войны «Война и ее природа» в 2010 году (электронный ресурс, обращение 07. 03. 2018, 10. 00 - http: //www. studmed. ru/docs/document26067? view=3, Лекция - 2. Теория войны. Война и ее природа. Лекция А. Владимиров. doc) приводит системный анализ некоторых существующих определений категории «война»6: (Табл. №2. 1)
Таблица №2. 1 Системный анализ некоторых существующих определений категории «война» Ссылки по таблице: 6. Эти определения собраны и любезно предоставлены Василием Юрьевичем Микрюковым. 7. Искусство войны. СПб: Амфора, 2007. - С. 16. 8. Материалисты Древней Греции. М., 1955. - С. 46. 9. Е. А. Разин. История военного искусства. СПб.: Полигон, 1994. - Т. 1. – С. 193.
10. Записки Раймонда графа Монтекукколи или главные правила военной науки. М., 1760. – С. 1. 11. Клаузевиц К. О войне. М.: Эксмо, 2007. - С. 20. 12. Клаузевиц К. О войне. М.: Эксмо, 2007. - С. 20. 13. Стратегия в трудах военных классиков. – М.: Финансовый контроль, 2003. - С. 378. 14. К. В. Душенко. Большая книга афоризмов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 120. 15. Стратегия в трудах военных классиков. М.: Финансовый контроль, 2003. - С. 22. 16. Монтгомери Б. Л. Краткая история военных сражений. М.: Центрполиграф, 2004. – С. 8. 17. Независимое военное обозрение, 1996. - № 23(27). 18. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ Ltd, 1992. - С. 92. 19. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2007. - С. 154. 20. Военная энциклопедия в 8 т. М., 1994. - Т. 2. - С. 233.
В начале XXI века можно констатировать, что транспортная система государства не в полной мере отвечает современным требованиям экономики, военной политики и новых технологических укладов развития промышленности. В структуре конечной стоимости отечественной продукции доля транспортных издержек в среднем составляет 15-20% по сравнению с 7-8% в развитых странах (5-6% в СССР). При этом, развитие транспортной сети в стране происходит неравномерно по регионам. Ежегодно повышается износ основных фондов, а технический и технологический уровни подвижного состава и оборудования отстают от мировых стандартов. Мы имеем один из самых низких темпов строительства железных за весь период их существования. Такие государства Азии, как Иран, Казахстан, Китай, ведут интенсивное строительство железных дорог, непрерывно наращивая темпы. [12] В Китае завершилось интенсивное строительство железнодорожных линий общей протяженностью 6229 километров и находится в стадии проектирования 20 железнодорожных линий протяженностью 11 615 км. Недостаточно развитая транспортная инфраструктура становится тормозом для экспорта, развития экономики страны в целом. Проблемой для развития транспорта является также его низкая инвестиционная привлекательность: высокая энерго-фондо-ёмкость транспортных проектов, относящихся к железнодорожному транспорту, длительные сроки их окупаемости и реализации. В России во все времена существуют три главных проблемы: 1. Повышенная энергозатратность жизнедеятельности (бытовой и производственной деятельности человека) — затраты энергии на производство любой продукции или услуг на наших территориях в 1, 5 – 2 раза превышают соответствующие показатели западных стран только за счёт холодного климата. При этом, повышенные транспортные и иные инфраструктурные расходы, вызванные нашими огромными расстояниями, ещё более увеличивают это соотношение. 2. Хронический недостаток людских ресурсов, необходимых для содержания и развития социальных, экономических, оборонных, транспортных и прочих инфраструктур в условиях воздействия упомянутых отрицательных факторов. 3. Загрязнённость территорий, значительное число свалок, в которые превратились окрестности многих населённых пунктов, не эффективность использования территории и природных ресурсов. Это проблема не только крупных городов, но и сёл, и посёлков. Якунин Владимир Иванович, будучи Президентом ОАО РЖД весьма серьезно оценил проблемы транспорта и его инфраструктуры - «Экономический ущерб, связанный с плохим состоянием транспортной инфраструктуры, её случайной организацией и децентрализацией управления, едва ли поддается полному учету, так как транспортные неполадки, неэффективность и дороговизна транспортных услуг способствуют росту убытков во всех отраслях народного хозяйства. В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России, и особенно в её восточных регионах, развита недостаточно» [13]. Именно выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов XX столетия, и начавшиеся политические реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги, а российские расстояния делают транспортный фактор одним из ключевых условий решения любой социально-экономической и военно-стратегической задачи. В целях решения проблем гражданской авиации, современной России нужна государственная авиакомпания и государственная гарантия нашей воздушной безопасности. России необходимо возрождать не просто гражданский флот, какой был в СССР, а возрождать его по образцу и подобию, возрождать систему подготовки кадров, систему подготовки и обслуживания самолетов. России нужен парк новых отечественных самолетов. Кормиться за счет обновления авиапарка должны самолетостроители России, а не структуры, занимающиеся контрактами на поставку «авиахлама» от щедрот Запада. На это нужна жесткая политическая воля руководства России. Очевидно, что транспортная и инфраструктурная проблемы - важнейшая приоритетная макроэкономическая проблема современного периода. Транспортная отрасль причислена к сфере обеспечения национальной безопасности. [14] В условиях стагнации экономики, острой необходимости развития интеграционных процессов возрастает роль транспорта, в том числе комплексного развития транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, усиления их взаимосвязей с другими отраслями экономики, социальной сферой. Железнодорожный транспорт обязательно должен играть в России гораздо большую роль, чем в странах среднего или, тем более, малого размера. [15] Структурные преобразования в экономике приводят к увеличению спроса на все виды транспортных услуг, к улучшению транспортной инфраструктуры железной дороги. Это очень важно, так как предприятия могут нормально функционировать лишь при условии быстрой и качественной доставки товаров. Кроме того, для России с ее территориальными масштабами развитие транспортной инфраструктуры - это не только экономическая задача, но и задача обеспечения единства страны. Реализация принципа устойчивого развития транспортной системы[16] предполагает рассмотрение совокупности критериев: экономической эффективности, безопасности движения и экологичности. В компетенцию государства по управлению транспортом входят, помимо указанного, проведение структурных преобразований на транспорте, выработка эффективной тарифно-ценовой политики, совершенствование правовых основ транспортной деятельности, обеспечение интеграции российской транспортной системы в мировую. Таким образом, состояние транспорта и коммуникаций страны, готовность к работе в особый период в интересах обороны и национальной безопасности Российской Федерации выявили ряд проблемных вопросов и противоречий, которые предстоит решать в ходе реформы транспорта, модернизации Вооруженных Сил и проведения эффективной государственной транспортной политики. Кроме того, несбалансированность между транспортной системой страны и потребностями обеспечения национальной безопасности отрицательно влияет на укрепление боевой готовности войск (сил) и обороноспособность государства. [17] Транспорт, как и энергетика, нужны стране в первую очередь не как эффективные каналы для сбора налогов, а как мощный катализатор экономического роста. Транспорт, к тому же, не просто сектор экономики, а главное стратегическое направление в инновационном обновлении России. В настоящее время возникли реальные основания, определяющие необходимость активизации государственной транспортной политики в сфере военно-транспортной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|