Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Говорит БАМ. По заслугам. Больше чем за 30 лет стройки наградили 170 030 человек




  ГОВОРИТ БАМ

  «Героем БАМа стал активный человек с ясной перспективой социальной деятельности, инициативный и смелый, знающий, чего он хочет, и умеющий выполнить свои обязанности». Газета «Правда», 1936 год.

  «Яркими и глубоко врезавшимися в память были долгие зимние вечера после рабочего дня, когда сидя в вагончике возле раскаленной буржуйки, умиротворенные ее живым теплом, мы слушали льющиеся из транзисторного приемника песни Пахмутовой и Добронравова «Нежность» и «Надежду». Для многих офицеров они были связующим звеном с семьями, оставшимися в местах постоянной дислокации. Первопроходцы считали эти песни своими, бамовскими» К.   В. Левит, 20 лет прослужил на БАМе.

«Уже в октябре было холодно. Буржуйку приходилось топить круглые сутки, так как температура за стенами нашего жилища доходила до -20–30  °С, а в ноябре-декабре  —  до -40–50  °С. Пришлось поменять сапоги и шинель на валенки и полушубок».

Д.   Д. Чинаков, награжден орденом «Знак почета», и 10-ю медалями, в том числе «За освоение целинных земель» и «Воинскую доблесть»

«Работать первопроходцам-изыскателям приходилось в сложных условиях горно-таежной местности Нижнего Амура. Зимой  —  морозы, глубокие снега, снежные бураны и сильные ветры. Летом  —  проливные дожди по несколько недель подряд, жара до 40  °С. Над нами  —  тучи кровососущего гнуса: комары, мошки, оводы. Техники никакой. Весь груз мы перевозили вьюками на лошадях и в рюкзаках на себе. Исходили сотни километров пешком по тайге, бурелому, сопкам. Спали в палатках и шалашах. Нелегко приходилось изыскателям еще и потому, что чаще всего они работали без подробных карт. Это значит, что надо прокладывать трассу «вслепую» непосредственно на местности. Делать это очень трудно, особенно при сложном горном рельефе, да еще в тайге». В.   В. Степанюк, старейший изыскатель.

ПО ЗАСЛУГАМ

Награды на БАМе давали часто. Каждый пройденный километр, любое движение навстречу к самой важной цели считались победой. Одной из самых значимых наград была медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Больше чем за 30 лет стройки наградили 170  030 человек

Учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 октября 1976 года. Изготовлена из латуни, имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне медали изображены в профиль лица строителей  —  женщины и мужчины на фоне сопок и железнодорожного состава, идущего по мосту через реку. Внизу, слева, надпись «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Автор рисунка медали  —  художник Лидия Пешкова.

Медалью, как правило, награждались рабочие, инженерно-технический персонал и служащие, проработавшие на строительстве и обслуживании не менее трех лет.

16 апреля 1984 г. на разъезде имени Героя Советского Союза В. П. Мирошниченко сошлись два путеукладчика. Для того чтобы сомкнуть стальную нить магистрали, оставалось уложить последнее рельсовое звено. Свершилось то, к чему 10 лет через скалы и наледи, топи и мари, не жалея сил и труда, шли воины-бамовцы.

О масштабах этого свершения красноречиво говорят цифры. За 10 лет Бамовской эпопеи воины-железнодорожники уложили 1449 км главного пути и более 330 км — станционных. Выполнено более 220 млн. кубометров земляных работ, построено 1217 искусственных сооружений, в том числе 45 больших и 296 средних мостов, 527 км линий связи. За эти годы на Восточном участке БАМа появились новые города и поселки, построено около 30 станций и разъездов. Для их обустройства воины-бамовцы возвели 174 тыс. кв. м жилья, 8 школ, 13 детских садов и ряд других объектов (приложение 4).

Об открытии сквозного движения поездов по всему Восточному участку БАМа 18 апреля 1984 г. Военный совет Железнодорожных войск доложил Генеральному секретарю ЦК КПСС и Министру обороны СССР.

С замечательным трудовым достижением воинов-железнодорожников, всех строителей Восточного участка БАМа поздравил Центральный Комитет КПСС. В приветствии говорилось:

«Дорогие товарищи! В Центральном Комитете КПСС с большим удовлетворением воспринято сообщение о вашем замечательном достижении — успешном выполнении социалистических обязательств по досрочному завершению укладки главного пути и открытию сквозного движения поездов на участке Тында — Комсомольск-на-Амуре Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

  Отрадно отметить, что эта большая трудовая победа одержана благодаря самоотверженному труду воинов-железнодорожников, вносящих свой вклад в укрепление экономического могущества Родины, всех коллективов строителей, шефствующих организаций союзных и автономных республик, краев, областей и городов, юношей и девушек, приехавших по призыву комсомола на эту великую стройку. Это результат активной организаторской и массово-политической работы командиров, политорганов, штабов, инженерно-технических кадров, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций... »

28 апреля 1984 г. состоялись торжества, посвященные открытию сквозного движения поездов от Тынды до Комсомольска-на-Амуре.

Наш научный труд посвящен практике службы офицеров и солдат Железнодорожных войск в мирное время, мы воздаем должное солдатам, прапорщикам, офицерам и генералам стальных магистра лей. Однако, монография не будет завершенной, если мы не скажем главное – мы помним и ценим труд, военную службу ветеранов Великой Отечественной войны (1941-1945 годов), когда нередко под бомбами и орудийным огнем, рискуя жизнью, проявляя мужество и героизм, железнодорожники сформировали и привезли на фронты Великой Отечественной войны 450 тысяч поездов, что составляет более 20 миллионов вагонов с войсками, техникой, боеприпасами, продовольствием и другими грузами. Показательно вдуматься в объемы восстановительных работ – только в 1943 году было восстановлено почти 19 тыс. км железнодорожных линий – в 4, 5 раза больше, чем в 1942 году.

Родина высоко оценила героизм железнодорожников в Великой Отечественной войне[6].

За годы войны Железнодорожные войска восстановили около 120 тысяч километров железных дорог, 2756 больших и средних мостов, почти восемь тысяч станций и разъездов, обезвредили более двух миллионов мин и фугасов.

За этими цифрами – мужество, стойкость, огромная любовь и преданность своей Родине и народу, героизм личного состава железнодорожных войск.

За военные и трудовые подвиги 28420 тружеников стальных магистралей были награждены орденами и медалями Советского Союза, 125 – стали Героями Социалистического труда.

Возможно авторскому коллективу в полной мере не удалось раскрыть истоки героизма, не показан героизм простых солдат, ветеранов войны и тружеников тыла, без которых не было бы победы. Может быть пришло время издать отдельную книгу воспоминаний детей и внуков, близких родственников, друзей и знакомых тех, кто ковал победу на всех фронтах, кто служил в Железнодорожных войсках. Это нужно не павшим, это нужно нам, ветеранам военной службы мирного времени, это надо молодежи, которые выбрали профессию родину защищать и не только им. Нет сомнения, что в создании такой книги воспоминаний примут участи все, которым важен подвиг Советского народа в Великой Отечественной войне, кто чтит память боевых и трудовых подвигов, традиции Железнодорожных войск.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...