Глава 1. Моя военная служба. 1. 1 курсантские годы и начало офицерской службы
ГЛАВА 1 МОЯ ВОЕННАЯ СЛУЖБА А годы летят, наши годы как птицы летят,и некогда нам оглянуться назад… СПАСИБО ЗА ВСЁ… Самоотчет и откровения генерала железнодорожных войск Лебского Юрия Александровича выпуска 1950г., во благо созидательного будущего молодого поколения, всем служившим и продолжающим служить Отечеству Российскому, посвященные 100-летию училища В 1974 г., когда активно началось строительство Байкало-Амурской Магистрали (БАМ). Железнодорожные войска на БАМе нуждались в подкреплении, разворачивались новые части и соединения в разных регионах на всем протяжении магистрали. Можно сказать, что в этот период, когда курсант Теребнев Л. В. осваивал военное дело в ЛВУ ЖДВ и ВОСО им. М. В. Фрунзе на факультете механизации, Лебский Юрий Александрович - полковник, а в последующем генерал-майор, с первых дней начала строительства БАМа принимал непосредственное участие в строительстве искусственных сооружений. Повидал многое. Ну а самые важные задачи приходилось решать уже при сдаче объектов. Вся страна следила за работой на БАМе, а для строителей магистрали это было огромной гордостью, и когда 28 апреля 1984 года состоялся торжественный митинг, посвящённый укладке последнего звена на 1. 470-километровой трассе Тында - Комсомольск-на-Амуре. При том, что это значительное событие произошло на полтора года раньше намеченного срока. За этой замечательной победой стояло десятилетие напряжённой борьбы военных железнодорожников со сложнейшими природными и климатическими условиями, с техническими проблемами, а подчас и со своими слабостями. Но все они были преодолены…! Строительством мостов постоянно занимался в период всей службы в железнодорожных войсках при исполнении любых штатных должностей.
За период службы в войсках сооружал переходы, через реки начиная с Эльбы и Одера на Западе и Бурею и Амурским протоком у Хабаровска на Востоке.
1. 1 Курсантские годы и начало офицерской службы Училище дало прочные общевойсковые и мостостроительные теоретические знания, методику работы с личным составам, знание законов и физическую закалку. Практически все курсанты за период учебы добивались право носить нагрудный значок «Готов к труду и обороне СССР». Иметь это право было трудней, чем получить разряд по виду спорта. Я уже имел разряд по бегу на длинные дистанции, а из-за плавания значком БГТО, от имени Совета Министров СССР, был награжден позже. В училище, практически, ежемесячно проводились соревнования по видам дисциплин БГТО, которые судили студенты института имени П. Ф. Лесгафта. За училище выступал по легкой атлетики – спортивная ходьба.
За период учебы участвовал во всех парадах, начиная с 1947г. (я и курсант Федулов ходили на подготовку к параду вместо наших сержантов фронтовиков, и попали в парадный расчет на парад в честь Октября в 1947г. ). Караульную службу нес на 1 посту или на КПП, а гарнизонную службу – конвоиром подследственных. Взысканий не имел, хотя был случай, когда командир взвода, за проступок (отказ от РТПе) объявил арест, который заменил внеочередными нарядами, а в конце часовой беседы отменил наказания. Это был хороший урок. За всю службу я не допускал подобного, так как понял значение требования устава о сроке вынесения взыскания для анализа проступка наказываемого. Учился без троек, из-за чего всегда мог смотреть, в рабочие дни, постановки в Мариинском театре. Считаю себя среднестатистическим курсантом. Избирался членом бюро комсомольской организации роты и комитета комсомольской организации батальона. Был идейным комсомольцем. Хочу доложить о том, что навыки, приобретенные в училище, остались на всю жизнь.
Это ежедневная утренняя физзарядка по 15 минут, выполняемая во всех жизненных ситуациях до настоящего времени, обязательный физический труд, распорядок дня, если не вмешиваются чрезвычайные факторы, обязательное исполнение законов (уставов), достижения поставленной цели и высокой требовательности к себе. Жизненные навыки, полученные в училище, исполняю всю пройденную жизнь. Всю жизнь я прожил, руководствуясь рекомендациями морального кодекса строителя коммунистического общества и только в последнее время узнал, что оно переписано из «заветов». Негативом было одно - был на оккупированной территории. Это частые поверки по месту жительства и отчисление курсантов из училища по неблагонадежности. Вечная проблема в СССР и России. Отца ограничивали в правах, что он белогвардейский офицер, а я стал человекам 2 сорта за жизнь на оккупированной территории. Пора забыть оккупацию, но нет, ее вспомнили при награждении к 70-летию Великой Отечественной войны. У многих в училище есть офицер кумир, который является примером. У меня им был командир роты, не нашего батальона, - капитан Ребенек с которым приходилось дежурить по училищу. При случайных встречах он всегда беседовал со мной и притом на равных. Нравилось его отношение к подчиненным и вообще к любому человеку. Спасибо, что встретился мне в училище и повлиял на мое формирование личности. Нужна была практика, закрепления полученных навыков и знаний в нашем славном училище. Службу в войсках начал во 2 мостовом батальоне гвардейской бригады, куда был отобран начальником училища генералом Тиссоном, бывшим командиром гвардейской бригады. Батальон восстанавливал мост через реку Тиса у села Бедевля в Закарпатье. Участком работы взвода, которым я командовал, была отсыпка западного конуса моста грабарками на конной тяги. Взвод был укомплектован солдатами военного призыва и призванных в 1948 году из специалистов, имеющих отсрочки от призыва в период Великой Отечественной войны. Был самым молодым по возрасту. Среди солдат военного призыва 1943 и 1944 годов наблюдалось большое недовольство продолжительностью службы в мирное время, и их решили собрать в нештатные подразделения для строительства отдельных объектов с оплатой 50% от заработанных сумм. Солдат нашего батальона собрали в одно нештатное подразделение и направили на новый объект – замена временного моста, через реку Баржава у поселка Беня Береговского района Закарпатья, на капитальный. Всего в нештатном подразделении собралось 86 человек, а командовать ими и строить мост поручили мне, лейтенанту Лебскому. На усиление мне направили 3 сержантов, окончивших в 1950 г. полковую школу, которые: Джигонян и Рублевский выдержали трудное испытания командовать отделением, а Олейник – нет. Самыми действенными помощниками стали сержанты военного призыва Надысев и Никитин. Обстановка осложнялась тем, что личный состав был из разных подразделений, батальон убыл в Предкарпатье на восстановление железно – дорожного участка Самбор – Ужгород, а прикомандированный на объект инженер технической части лейтенант, призванный из запаса в 1950 году, сломал при надвижке пролетного строения ногу и убыл в батальон до моего прибытия.
Практически я учился у солдат производству работ, но свои уставные обязанности выполнял четко, как меня учили в училище. Все пытался делать, как было в училище, постепенно внедряя в быт элементы уставных требований, что во многом позволило мне выполнить поставленную задачу, приобрести опыт и уверенность в службе. Конечно, сам безукоризненно выполнял их и должностные обязанности. Уверен, что фронтовики сами меня оберегали, а среди них был второй в команде Никитин, бывший писарь штаба батальона, который знал подноготную многих офицеров из командования батальона и говорил, что ради меня он их не задевает. Вероятно, из-за этого на объект редко кто приезжал из руководящего состава батальона. Поведаю о случае позволившим считать меня примерным командиром. Начальник штаба бригады (он разбирался с ЧП в таком же формировании, как наше, в путевом батальоне бригады) медленно проезжал по нашему временному мосту (скорость – 15 км в связи с работами на мосту) на пригородном поезде и услышал песню на вечерней прогулке и увидел перекличку на проверке. По прибытии во Львов он по телефону запросил у командира батальона, кто командует на мосту через реку Баржава. Командир доложил и сообщил, что сегодня пошлет усиление. Кончилось тем, что усиление не произошло, но я стал известной в бригаде личностью.
Докладываю, что осваивать профессию мостовика была значительно легче, чем жить по уставам. Вспоминаю поездки по субботам на пригородном поезде с личным составом на станцию Берегово в баню. Мы уже знали, что обязательно будут пьяные, а сдать пьяных на гауптвахту нельзя – потеряешь уважение среди своих подчиненных. Вот и мучаешься с пьяными до воскресного утра. За период работы отправил на Восток 7 человек клепальщиков и для увольнения в запас в часть 17 человек фронтовиков призыва 1943года. Как большое достижение сообщу, что команда клепальщиков пролетного строения моста по количеству заклепок за смену и качеству работ заняло 1 место в железнодорожных войсках. Получил первую благодарность от начальника железнодорожных войск, но осадок неприятный, так как моей заслуги было мало. Мост и здания ВОХРа и Дом офицерского состава сдали в постоянную эксплуатацию своевременно с хорошей оценкой и прибыли в часть. Твердо уверен, что солдаты меня пожалели и выполняли мои требования. Спасибо им за службу и науку в моем становлении, как командира. Проводил своих подчиненных по домам и узнал от командира батальона, что мне новое задание как хорошо подготовленному в училище и прошедшего практику специалисту - организовать начало работ, не в своей роте, по восстановлению тоннеля 131 км. Пришлось поднимать училищный конспект по строительству и восстановлению тоннелей. Других пособий в 1951 году было не найти. Знаний, полученных в училище было достаточно, для того, чтобы начать работы и соорудить в северном портале, восстанавливаемом тоннеле верхнюю и нижнюю штольни, выкопать колоты, и установить кружала, изготовленные из гнутых старо годных рельсов. В это время пришло предложение о возможности моего перевода командиром взвода в училище, но командование сделало все против этого, да и я полюбил работы на искусственных сооружениях. После выполнения этих работ я был возвращен в свою роту и получил самостоятельный объект – строительство силами взвода 2-х пролетного (езда понизу, длина пролетных строений 55 метров) виадука через ручей и лог вместо взорванного с опорами из бута. Мост и поныне пропускает поезда.
Начиная работы, я вспомнил преподавателя училища Бочарова, который первую лекцию начал с того, что на всю доску красным мелом написал «ВОДА - злейший враг земляного полотна». Изучив записи в конспекте, я пошел изучать лог и опрашивать местных жителей для определения нрава воды. Беспокоила временная монтажная опора, сооружаемая посередине лога. Основание для нее сделал из крупных негабаритов, разрушенных опор моста. Сооруженную опору обложил габионами, начиненную крупным бутом. До паводка многие подшучивали над моим сооружении, а в период паводка я переживал, что основание сделал на один метр ниже. Картина была интересная. 13 метровая опора торчит из бурлящей воды, а на ней середина монтируемого пролета на котором находится деррик кран. За это чудачество я получил первую в жизни премию, которую целиком отправил маме. К этому времени относится и вывод в аттестации о направлении меня в академию. Это был мост, который построил без постороннего вмешательства роты и батальона. Это вошло в привычку. Мне доверяли, и я всегда оправдывал доверие. В период строительства этого моста мой взвод дважды принимал участие в транспортировки на железнодорожных платформах и установки по предназначению пролетных строений, собранных на станционных путях. Работали в смену, которой руководил комбат. . Мост - путепровод взят из интернета. Он и по сей день эксплуатируется.
Следующим ИССО стал 273 метровый виадук на кривой, проходящий через город Турки Дрогобычской области (ныне Львовской) на сохранившихся фундаментах взорванного арочного виадука. Высота первой опоры - 2метра, 28опоры -7метров. Работы вела рота в полном составе. Пролетные строения были разной длинны в зависимости от сохранившегося фундамента и сооруженных на них опор, бетонировались на месте. Все геодезические работы были поручены мне. Могу доложить, что мой вклад в строительство виадука был значительным. Приведу такой пример: находился в отпуске, и в батальоне ждали моего возвращения, так как не решались вязать арматуру плитного пролетного строения через дорогу от моста через реку Яблонька в город под строящийся виадук. На машине встретили меня в Новом Самборе и мимо части отвезли в г. Турки на виадук для вязки арматуры плитного пролетного строения. Был и такой случай, когда хотел поехать в часть полечить зуб, но командир части принял решении - направить врача с оборудованием в роту на объект работ. Без отрыва от виадука мне поручили монтаж пролетного строения с ездой по низу на сохранившихся устоях моста через реку Яблонька на 144 км. железной дороги Самбор – Сянки. В батальоне считали, что через 3 года после окончания училища я стал квалифицированным мостовиком. Я так же считал себя отработавшим часть долга перед всем постоянным составом «Альма-Матер» за воспитание и обучение. Последние 2 года, перед поступлением в академию, взводу было присвоено звание – «Отличный взвод». Командовать было легко, фронтовики подготовили из меня командира на всю службу. За период службы во 2 мостовом батальоне меня наградили медалью «За боевые заслуги». Я планировал поступать в Военно-Транспортную академию в 1954 году, однако прибыв из отпуска, узнал, что командир части подполковник Горбань решил исполнить рекомендации аттестации и приказал оформить документы на меня для поступления в академию в 1953году. Отпуск для подготовки для поступления в академию не брал, планируя взять его в 1954году. Экзамены сдал, но не прошел медицинскую комиссию в связи с повышенным давлением. Лежал в академическом стационаре, ожидая специалиста для решение моей судьбы, но там получил сообщение, что Лебский Ю. А. зачислен слушателем. На мандатной комиссии узнал, что у меня 13 поощрений и 5 неснятых взысканий, в основном бригадных, и все связанные с производством работ. С 1сентября 1953 года я стал слушателем Военно - транспортной академии. На первом курсе был освобожден от физической подготовки, но посещал занятия. В лагери принял участие, без зачета, несмотря на освобождение от физо, в офицерском многоборье. Результаты выступлений были хорошими. Начальник специальности опротестовал мое отстранение. На преодолении полосы препятствии я подвергся проверки медиками. Узнав, что я показал лучший результат и занял 1 место в академии по преодолению полосы препятствия, сняли ограничения с физической подготовки. В академии проходили учебную программу похожую на программу, пройденную в училище, с увеличением теории и обязательных предметов, необходимых для диплома. Иной раз пользовался училищными конспектами по специальной подготовке. По специальной подготовке учится было легко. Преподаватель предмета «Строительное производство» пятерки ставил не опрашивая. Плохо, но в академии полезного для службы в войсках у меня мало чего отложилось. Тут вероятно виновата не академия, а моя личность. Академию закончил с одной 3 по теплотехнике. По рекомендации коммунистов А. Я. Майорова, заместителя начальника факультета по политической части и Г. К. Макарцева, слушателя, секретаря парторганизации курса вступил в КПСС. После окончания академии я продолжал мерить свою жизнь с позиций училищных познаний даже после увольнения из Советской Армии. В связи с повышенным давлением крови мне рекомендовали служить в войсках на инженерных должностях, и я дал согласие исполнять обязанности инженера мостовика в 15 путевом железнодорожном батальоне 9 железнодорожной бригаде, дислоцированном в г. Инза Ульяновской области. За 2 года самостоятельно с командой батальона, которую возглавлял, построил вторые пути с переводом на электротягу перегонов Рузаевка – Пишля и Пишля – Пайгарм. Из ИССО пришлось пристроить на существующим пути только малые мосты и трубы под второй путь. Политотдел бригады пытался перевести меня на политическую работу. Коммунисты батальона, по прибытию из академии, избрали меня членом парткома, а политотдел бригады на второй год членства в парткоме, рекомендовал меня на должность освобожденного секретаря парторганизации батальона. Командование батальона это не устраивало, так как я в этот период занимался инженерным обеспечением нового объекта по заданию Министерства обороны – путевым развитием строящегося ракетного полигона. С моего согласия и рекомендации руководителя строительства полигона, меня назначили руководителем и старшим воинским начальником группы из батальона по строительству железнодорожного развития, для испытания ракет в Казахстане примыкающей к железнодорожной станции Эмба. Выдали дубликат печати части, которую приходилось постоянно носить в кармане, так как в управлении строительства объекта был единственным. Это меня вполне устраивала, так как всегда мечтал быть единоначальником. В первые мне, ученику 7 класса пришлось руководить ребятами 4 класса вместо заболевшей учительницы в колхозе, куда нас отправили на работы вместо колхозников сооружающих укреп район на Северном Кавказе. Успешно выполнил поручение. Работа на полигоне дала мне навыки взаимодействий с общевойсковыми руководителями, которые считались с моим мнением. На совещаниях руководства строительства полигона был единственным младшим офицером. Там я впервые встретил РЭМ – 500, которым мы перешли пойму реки Эмба. Успешно с хорошей оценкой сдали путевое развитие полигона. В период работ, своим же железнодорожным краном помогали перегружать ракеты с железнодорожного транспорта на автомобильный. За работы на полигоне получил первую благодарность от Министра обороны по представлению руководителя этой стройки полигона. В 1962 г. переведен на должность заместителя командира 66 путевого батальона 9 железнодорожной бригады и возглавил строительство пред узловой товарной станции Саранск – 2 и строительство вторых путей, примыкающих к ней перегонов. От мостов ушел еще дальше, однако в этот период, стал известен начальнику железнодорожных войск генерал-полковнику Кабанову, который посетил строительство станции и предложил в качестве балласта использовать песок местного карьера. Я один был против. На второй день он проехал со мной в карьер, разобрался, почему я был против его предложения и даже поблагодарил. Сказался опыт общения с генералами на строительстве ракетного полигона в Казахстане. Он, вероятно, меня хорошо запомнил. Из бесед с работниками отдела кадров войск позже узнал, что по его решению я был переведен на равную должность во вновь формируемый 458 отдельный железнодорожный батальон центрального подчинения с местом дислокации в городе Аннобурге ГДР. Задача батальона: - создания базы хранения табельного имущества РЭМ-500 и НЖМ-56 для сооружения железнодорожных переходов через реки Германии, - подготовки специалистов для их сооружения из состава братских армий ГДР и Польши, - а так же ремонта, подъездных железнодорожных путей к частям группы советских войск в ГДР. С этого времени и до конца службы в армии я служил в частях и объединениях центрального подчинения железнодорожных войск.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|