Игра и труд как основные факторы развития личности дошкольников
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Игра и труд как интегративное средство воспитания детей старшего дошкольного возраста
Введение педагогика ребенок личность игра Преобразования, коснувшиеся всего общества, не могли обойти стороной и систему образования. Изменились приоритеты в понимании всесторонне развитой личности: сейчас общество нуждается в независимых, уверенных в себе, конкурентно-способных, духовно-развитых людях, а не в людях, вооруженных знаниями и не знающих, как их применить. В современных условиях дошкольное образование помимо функции ухода, оздоровления и обучения детей, решает задачи максимального развития личности, социально-ценной и духовно-богатой. Реализация данных положений возможна лишь при создании развивающей среды в дошкольном учреждении, изменении сложившихся взглядов на понимание роли деятельности в гармоничном развитии личности, преодолении закрепощенности и протоколизированности педагогического процесса. Детство - период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Ни в каком другом возрасте не проходит такое множество своеобразных этапов, как в раннем и дошкольном детстве. Дошкольное детство - время рождения личности. Осознавая свое «Я», ребенок проявляет первые моменты самоутверждения («Я сам!»), стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения «я и другие». Общепризнанно, что ребенок развивается в деятельности. Деятельность - единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности и, чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре формируются все психические процессы, причем формируются не насильно, а влияние игры на различные аспекты в процессе воспитания детей остается актуальным в работе с дошкольниками. Актуальность Важность трудового воспитания во всестороннем развитии личности была отмечена многими выдающимися педагогами и психологами. Труд как фактор развития личности упоминался в народной педагогике (пословицы). Его значимость отмечали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Уже на первом съезде по дошкольному воспитанию (1919 г.) определились содержание труда и задачи трудового воспитания. С 1964 г. начались систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания дошкольников (В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаунер, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова, В.И. Логинова, Д.О. Дзинтере и др.). К «забываемым» или даже отрицаемым сегодня проблема можно отнести воспитание трудолюбия. Практически ни в одной из современных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста не представлена задача трудового воспитания детей, формирования у них желания и умения трудиться. Нет такой задачи и в концепции дошкольного воспитания. А между тем навыки трудовой деятельности являются предпосылками готовности ребенка к новому виду труда - к обучению в школе. Обучение в школе является еще более ответственным трудом, чем трудовая деятельность, осуществляемая в дошкольном возрасте: оно требует больших умственных, физических и нравственно - волевых усилий. Поэтому развитие самостоятельности в раннем возрасте имеет чрезвычайно огромное значение, ведь она не возникает в отрыве от других личностных свойств: произвольности, воли, целеустремленности. Без самостоятельности личность не становится полноценной. Изучение процессов становления, развития потребности у детей в самостоятельных действиях является важной задачей педагогики в настоящее время. Между тем общеизвестен педагогический постулат, гласящий, что все психические процессы, умения и навыки успешнее всего формируются в игре - самом освоенном виде деятельности детей дошкольного возраста. Не зря выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал, что игра пропитывает собой всю деятельность ребенка и имеет внутреннее продолжение в труде. Вся детская деятельность синкретична, т.е. в известной степени слитна, неразделима. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Воспитание в игре трудовых навыков тем более эффективно, что игра и труд неразрывно связаны между собой. Задача педагога использовать все возможные средства для оказания педагогического влияния на детей в игре.
Объект исследования: развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в игровой и трудовой деятельности. Предмет исследования: использование труда и игры для воспитания детей. Гипотеза: взаимосвязь игры и труда у детей старшего дошкольного возраста повышает интерес к трудовой деятельности, развивает самостоятельность и произвольность при активной педагогической поддержке. Цель исследования: определить группы детей с недостаточно развитыми трудовыми умениями и навыками и, используя воспитательные возможности игры, повысить уровень трудовой деятельности. Задачи: ) выявить детей со слабым уровнем развития трудовых умений и навыков; ) определить методы, приемы и формы работы с детьми, отличающимися низким уровнем трудовых умений и навыков. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, элементы психогимнастики, беседы с родителями, художественное слово. Теоретические основы развития личности детей дошкольного возраста посредством воспитательных ресурсов игры и труда Игра и труд как основные факторы развития личности дошкольников
Род человеческий происходит от живших на деревьях приматов, от которых он отделился в результате развития прямохождения и использования руки для хватания. Спустившись на землю в поисках новых источников пищи, предки человека в отличие от всех других животных, стали ходить на двух ногах и пользоваться руками. Именно руки стали ведущим приспособлением для изготовления орудий труда, сбора съедобных кореньев и ягод; постоянная практика сложных моторных движений руки накладывала отпечаток на строение кисти и в конце концов трансформировала кисть таким образом, чтобы функциональные возможности соответствовали физическим: большой палец руки стал отстоять в сторону, а четыре пальца приобрели большую подвижность.
Человек - существо, которое представляет собой высшую степень развития жизни, детерминированное общественно-трудовыми процессами. В человеке сплетаются природное начало и социальная надстройка, составляя его сущность - личность. [21,78] Детерминирующее влияние любого воспитательного средства на формирование личности, его эффективность основаны, прежде всего, на его связи с потребностями, интересами, ценностными ориентирами ребенка. Если обстоятельства, нормы, ситуации или предметы удовлетворяют какие-то потребности и интересы ребенка (или др. людей общества) или являются условиями их удовлетворения то эти обстоятельства, нормы, ситуации, предметы ассимилируются им из нейтральных, внешних превращаются в значимые для него и в дальнейшем детерминируют его поведение. [10; 55] Личность, как уже было отмечено ранее, является продуктом не только среды, обучения и воспитания, но и деятельности самого индивида. Своеобразные, отличные от труда, но связанные с ним и производные от него виды деятельности представляют игра и учение. Игра индивида всегда теснейшим образом с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формам инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование: у человека «игра - дитя труда». [25,64] Психологи относят игру к интрогенному поведению, т.е. поведению, детерминированному внутренними факторами личности (потребностями, интересами), в отличие от экстрогенного поведения, определяемого внешней необходимостью. [25; 61]
Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. [3; 64] Игра - наиболее освоенная детьми деятельность. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности. Развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства. Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация. [7,6] Малыша не очень заботит то, что вместо ракеты у него - пара стульев, а вместо шлема - картонный цилиндр. Игровые предметы «добры» к ребенку; они «знают» и «чувствуют», что нужно маленькому фантазеру, и охотно «подыгрывают» ему. Фантазия малыша оживляет, одушевляет все, даже неживые, предметы. Ребенок играет не только роли людей, животных; скрипящая дверь» паровоз, ветер - всё достойно перевоплощения, во всё малыш может вдохнуть душу, психику, жизнь. Игровые законы вовсе не препятствие тому, чтобы неодушевленный предмет ожил, а плюшевый мишка заговорил человеческим голосом. Воображение ребенка не только копирует, воспроизводит, но и создает, преображает, творит. [8,124] Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.
Труд, по оценке врачей, есть биологическая необходимость. «Мозг приходит в расстройство и хаос - пишет известный ученый - биолог, автор теории стресса Г. Селье, - если мы не используем его постоянно для достойных занятий». [9,12] Возможности трудовой деятельности в развитии психики содержатся уже в самих предметах, орудиях, условиях и результатах труда. Предмет труда, например, обладает многими свойствами, связанными с другими предметами, важными по отношению к орудиям труда (они должны копировать эти свойства) и целями человека. В орудиях труда, кроме целей (назначения), ради которых они созданы, удержаны познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов, в них определены сущностные силы человека. За ними закреплены самые экономные (для данного времени), то есть наиболее производительные способы действия. Орудия и условия труда, сам процесс труда и его результаты предъявляют к человеку вполне определенные требования и тем самым обуславливают приобретение новых знаний умением, навыков, развитие способностей и других свойств и качеств личности. Посредством психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель трудового действия, контролирует ход этого действия, оценивает его результаты и так далее. [9,7] Требуя участия психических процессов, труд развивает их. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются первым и важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности. [9,8] Вторым условием развития психики под влиянием труда является целесообразная деятельность самого объекта. Преобразуя, изменяя объект труда, создавая общественно ценные продукты, он изменяет самого себя. Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляется в продуктах его деятельности: в производимых им изделиях, в различных поделках, предлагаемых им приспособлениях и т.д. Уже первые исследования показали, что при соответствующей организации деятельности у ребенка развиваются, как элементарные способности ощущать, воспринимать, мыслить, запоминать и др., так и более сложные (конструктивное воображение, техническое мышление, педагогическое воображение и др.). Причем развиваются как раз способности, необходимые для успешного осуществления данного вида трудовой деятельности. Развитие способностей проявляется в совершенствовании, специализации психических процессов и свойств личности. Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладения трудовой деятельностью развиваются новые его формы: техническое, практическое и вероятностное мышление. [9,10] Техническое проявляется при решении технических задач. Для него характерны постоянное обращение к теории и практике, оперирование пространственными и другими представлениями и соотношениями, сопровождающими умственную деятельность в процессе труда, оперативность в принятии решений. Когда труд превращается в самодеятельность, когда внутреннее самоутверждение связывается все в большей степени с трудовой деятельностью, труд становится основным источником реализации творческих возможностей субъекта деятельности. Во многих психологических исследованиях у нас и за рубежом было установлено, что для творческого отношения к делу характерны необычный взгляд на предметы и явления, нахождение новых аналогий, свободная импровизация. Уже сама способность ребенка осваивать культуру и ее образцы в форме проблем, а не «готовых ответов», проявлять самостоятельность и инициативу в их решении является творческой. О том же сказано и у Л.С. Выготского, который связывал творчество (жизнетворчество) с «созданием новых форм поведения». «Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание, - отмечал выдающийся психолог, - является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Творчество для ребенка в первую очередь - созидание новых возможностей развития, «потенцирование», по выражению немецкого философа В. Шиллинга. Для ребенка домашние дела, протекающие около него, не являются практическими целями для достижения физических целей: они представляют чудесный мир, глубин которого он не исследовал, - мир, полный таинственного и многообещающего «что сопровождает все поступки взрослых, которыми он восхищается. Как бы прозаичен этот мир не был для взрослых, которые видят в его обязанностях рутинные дела, для ребенка он полон социального значения. Погружаться в него - значит упражнять воображение в построении опыты более широкого значения, чем тот, каким ребенок владел до тех пор. Таким образом, психика человека и проявляется, и формируется в деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|