Организация исследования и результаты диагностики по выявлению уровня сформированности трудовых умений и навыков
Диагностика по выявлению уровня развития трудовых умений и навыков была организована в старшей группе дошкольного учреждения №3 г. Поворино, которая насчитывает 23 ребенка (см. приложение №1). Изучение уровня развития трудовой деятельности - это основа разработки организационно-методического направления, конкретных психолого-педагогических средств, повышающих уровень развития трудовых умений и навыков. Экспериментальная работа основывалась на трех этапах. Задачей 1 - констатирующего этапа была диагностика уже имеющегося у детей уровня развития трудовых умений и навыков. С этой целью были использованы такие методики: диагностика «Изучение проявления трудолюбия». Эта методика предполагала организацию и проведение серий и наблюдений за процессом дежурства у детей (по столовой, по игровому уголку, по уголку природы). В процессе наблюдений экспериментатор оценивает качество работы, отношение к ней, ее оценку, взаимоотношения между детьми в конфликтных ситуациях. Использовался тест «Изучение мотивов трудовой деятельности», состоящий из 4 серий. Он предполагал изучение эффективности работы в зависимости от мотива деятельности. Еще одним диагностическим заданием был тест «Изучение особенностей трудовой деятельности дошкольников», в котором экспериментатор наблюдал за осуществлением детьми трудовых поручений. Сопоставлялись особенности выполнения трудовых действий и содержание поручения, анализировалось отношение ребенка к процессу труда и оценке его результата, а также эффективность и качество выполнения трудовых действий. Использовалось задание «Изучение осознания совместной игры и труда как различных видов деятельности», состоящее из трех серий. Этот диагностический тест предполагал изучение мотивов выбора товарищей по игре и труду; анализ умения выделить признаки игры и труда (цель, объект, орудия).
Также использовалась методика Н.И. Непомнящей «Выявление особенностей деятельности», которая подразумевала 3 этапа и выявляла особенности осознания детьми деятельностной сферы. Диагностика исследует выбор предпочитаемого компонента деятельности, особенности ее осуществления, особенности рефлексии деятельности. Первая диагностика исследовала проявление трудолюбия в процессе различных дежурств. В ходе этого исследования мы определили: хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы, каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства; хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей; работают ли хорошо во время дежурств по назначению воспитателя; хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим. Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок: Группа А (низкий уровень) - дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок - дело помощника воспитателя, других детей. Группа Б (ниже среднего) - отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения. Группа В (средний уровень) - выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых. Группа Г (выше среднего) - дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными. Группа Д (высокий уровень) - дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.
Полученные данные были зафиксированы в таблице №1 (см. приложение №2). Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся небрежно, неохотно. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б). Так, Зеленский А., Гусынин Я., Скупов И. стремились как можно быстрее доделать поручение, чтобы присоединиться к игре товарищей, часто не обращая внимание на аккуратность, правильность, последовательность этапов. Большинство детей относится к группе Б, но также есть дети которые относятся к группе В (Матвеева В., Батищева К., Поминова Е.). Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль. По окончании задания были выявлены уровни успешности: дети, набравшие 3-5 баллов (9 детей) - низкий уровень развития трудовых умений и навыков; дети, набравшие 6-12 баллов (14 детей) - средний уровень успешности; дети, набравшие от 12 баллов и выше (не имеется) - высокий уровень На основании всех данных был составлен уровень успешности детей по всем видам дежурств (см. таблицу №2):
Анализируя результаты этого исследования, можно сделать вывод, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне и нуждается в дальнейшем формировании. Другой диагностической методикой был тест «Изучение мотивов трудовой деятельности», который включает 4 серии. Детям предлагают через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же работу, назначение которой каждый раз меняется. Нужно изготовить два предмета: флажок и салфетку из полотна. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и тоже задание выполняется при различных мотивировках.
Первая серия - сделать подарок для мамы. Вторая серия - сделать подарок для малышей. Третья серия - сделать игрушку для предстоящей игры со сверстниками. Четвертая серия - изготовить материал для игры в «мастерскую». Таким образом, каждому ребенку предлагают сделать 4 флажка и 4 салфетки при разной мотивировке цели действия. Далее подсчитывается сколько детей взялось за выполнение каждого задания, сколько отказалось. Результаты отражены в таблице №2 (см. приложение №3). Изучив результаты эксперимента можно прийти к выводу, что дети (22) успешнее всего справились с заданием, мотивом которого было изготовление подарка для мамы; для малышей изготовили подарок 10 ребят; сделали игрушку для предстоящей игры 7 ребят; взялись изготовить материал для игры в мастерскую 5 детей. Таким образом, в зависимости от мотивации осуществляется процесс труда, от нее же зависит и результат. По окончании задания были выявлены уровни успешности: дети, набравшие 1 баллов (10 детей) - низкий уровень развития трудовых умений и навыков. мотивации к трудовой деятельности; дети, набравшие 2-3 баллов (13 детей) - средний уровень успешности; дети, набравшие 4 балла (не имеется) - высокий уровень На основании всех данных был составлен уровень успешности детей по всем видам дежурств (см. таблицу №4):
Третьей диагностикой был тест «Изучение особенностей трудовой деятельности». В ходе эксперимента детям были предложены трудовые поручения (собрать листья на участке, вымыть игрушки, разложить ложки, постирать кукольную одежду). Далее после постановки цели ребенок действовал самостоятельно. Экспериментатор же наблюдал и оценивал ход и результат деятельности. Данные оформлялись в таблицу №3 (см. приложение №4). Проанализировав данные, полученные в ходе эксперимента, мы пришли к выводу, что большинство детей не стремится довести дело до конца, отвлекаются от хода работы, трудятся неохотно: девочки с интересом относятся к поручениям, содержащим хозяйственно-бытовые элементы труда: вымыть игрушки, разложить ложки, постирать кукольную одежду, а мальчики - собрать листья на участке. Следующим диагностическим заданием был тест «Изучение осознания совместной игры и труда как различных видов деятельности». Диагностика состояла из 3 серий. В 1 - ребенку предлагалось выбрать двух товарищей для игры, обсудить с ними название игры, ее ход и самостоятельно играть. После окончания игры каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей для игры? Расскажи, как ты играл». Во 2 - ребенку предлагают выбрать двух товарищей для совместного труда, обсудить с ними, что и как они будут делать. После окончания трудовой деятельности каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей, чтобы вместе потрудиться? Зачем ты трудился?» В 3 - серии ребенку дают два конверта и предлагают разложить картинки: в конверт с нарисованными ножницами надо класть картинки, на которых дети трудятся, а в конверт с мячом - картинки, изображающие играющих детей. Каждый выбор ребенок должен мотивировать, поэтому его спрашивают о принципах сортировки картинок. Все данные диагностики были занесены в таблицу №4 (см. приложение №5). Проанализировав данные, можно прийти к выводу, что дети в большинстве случаев выбирали одних и тех же ребят, что для игр, что для трудовых действий, руководствуясь принципом: весел, интересен, инициативен в игре - активный помощник в труде, а вовсе не судят о трудовых умениях и навыках. В третьей серии, предполагающей объединение картинок по характеру деятельности, все детей сгруппировали картинки без ошибок; содержание картинок им хорошо знакомо. Четвертой диагностикой была методика Н.И. Непомнящей «Выявление особенностей деятельности». Она предполагала наличие 3 этапов. В 1 этапе детям сообщалось о том, что дети младшей группы, увидев у других детей вертушки, хотят, чтобы у них были такие же. Причем девочки хотят разноцветные вертушки, мальчики - одного цвета. Пока дети изготавливают для малышей вертушку, экспериментатор наблюдает и фиксирует на сколько ребенок усвоил инструкцию выполнения вертушек, как он изготовил материал для сборки вертушки, насколько он следует предпочтениям девочек и мальчиков.
этап - само изготовление вертушек. В ходе этапа фиксируется насколько действия детей подчинены желаниям малышей, отношение ребенка к своей деятельности. 3 этап подразумевает проведение с ребенком беседы о проведенной деятельности и ее результатах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|