Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль детского сада и семьи в развитии личности детей посредством игры и труда




 

Подготовить ребенка к школе - это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу иногда приводит к тому, что значение игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Как уже отмечалось в предшествующих статьях, играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. Все это необходимо будущему первокласснику. [24; 110]

Большое значение для воспитания у детей положительного отношения к труду имеют методы руководства им и то, насколько систематически он организован. Обычно взрослому довольно легко удается вызвать у детей 5-7 лет желание трудится. Это объясняется стремлением старших дошкольников активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью. [25; 74]

Дети старшего возраста воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Организуя и направляя игры, воспитатель подбирает соответствующие возрасту игрушки: машины разного назначения, кукол, орудия труда (веники, метелки, совки, лопаты, грабли), халаты, шапочки, инструменты (для игры в больницу), штурвал (для игры в пароход) и др. - весь этот инвентарь стимулирует развитие игр на трудовые темы. [7; 168]

Включение в игру, отражающую трудовые процессы, различных орудий труда (половой щетки, ножниц, предметов домашнего обихода) дает возможность детям иногда трудиться по правде, сохраняя взятую на себя игровую роль и проявляя большое старание в работе. Часто можно наблюдать, как тщательно производит уборку на воображаемой платформе (часть комнаты) ребенок, который, к сожалению, в жизни не отличается ни особой аккуратностью, ни трудолюбием, с каким удовольствием девочки, играющие в семью, наводят порядок в своем доме. [7; 174]

Стараясь показать, как люди помогают друг другу в работе, воспитатель должен создать во время игры такую обстановку, в которой ребята могли бы понять, как все это происходит в действительности.

Семья - первые, очень значимые жизненные университеты малыша. Здесь он учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. С помощью родителей самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус, свойства личности. Об этом нужно помнить родителям и не оставлять развитие самостоятельности на потом. Дети растут незаметно. Приходит пора идти в школу. И только теперь перед взрослыми проблема самостоятельности ребенка встает со всей очевидностью, чтобы избежать сетований по поводу того, что когда-то проглядели, не успели. Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной.

Результатами своей работы ребенок гордится, показывает их взрослым, бережно относится к ним. Через собственный труд у него воспитывается и уважительное отношение к труду взрослых. Он видит, что все окружающие его люди работают - дома, на заводе, в поле, на огороде, каждый занимается своим делом, каждый старается выполнить его лучше. Ребенок улавливает, как относятся к работе его близкие; И если их отношение серьезное, добросовестное, если они выполняют работу с интересом, с большой требовательностью, у ребенка воспитывается уважение к их труду, и он понимает, что надо бережно относиться к результатам их работы. [20; 208]

Прежде всего, ребенок может делать какие-то вещи для игры, вначале вместе с родителями, а потом и самостоятельно (чинить игрушки, делать игрушечную мебель из картона, шить платья для кукол и т.д.) Соединение игры с трудом облегчает ребенку овладение простыми трудовыми навыками, у него развивается элементарное техническое конструирование, творчество. [27; 147]

Таким же образом в присутствии ребенка и при его участии полезно подклеивать разорванные детские книжки, коробки его первых настольных игр и пр. («вот здесь намажь бумажку клеем…», «отрежь эту полосочку бумаги…») [27; 148]

Много интересных предметов для игры могут сделать папы и мамы и приохотить к таким занятиям ребенка. В доме всегда найдется подходящий материал. В ход можно пустить картонные коробки, пустые катушки, куски фанеры, дерева, плотные коробки из-под молока. Например, из 2-3 склеенных катушек можно сделать врачебную трубочку для выслушивания «больного», из картонных коробок - гараж для машины или маленький домик для кукол, из плотных молочных коробок - отличный строительный набор. Такого рода поделки научат ребенка мастерить, у него появятся навыки работы с различными материалами; это будет способствовать и развитию детской изобретательности, творчества. Починить игрушки, смастерить что-то для игры - это одна из форм связи игры и труда. [27; 149]

Через собственный труд у ребенка воспитывается и уважительное отношение к труду взрослых. Поэтому надо не отстранять ребенка, а по мере возможности привлекать его к участию в таких трудовых занятиях, которые ему посильны. Удовлетворение делом, которое дает ощутимые результаты, побуждает его к дальнейшей деятельности, у него постепенно развивается любовь и привычка к труду, что и является основной задачей трудового воспитания в дошкольном возрасте. Пусть работа, которую дошкольник способен выполнить, еще незначительна и нередко принимает характер игры, тем не менее у него постепенно создается трудовая направленность, необходимая ему в дальнейшей жизни. Воспитанное с малых лет положительное отношение к труду, способность к усидчивости принесут ему большую пользу в школьные годы.

Итак, психика человека и проявляется, и формируется в деятельности. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Игра пропитывает собой всю деятельность ребенка и имеет внутреннее продолжение в труде. Игра и труд являются теми факторами развития психики ребенка, о неоспоримой и незаменимой роли которых на протяжение многих лет говорили зарубежные и отечественные педагоги и психологи. (Г. Спенсер, К. Гроос, В. Штерн, Ф. Бойтендайк, Фр. Фребель, И. Кант, Ян Амос Коменский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Н. Карпинская, А.С. Спиваковская и др.) Играя, ребенок сталкивается с разными вещами, предметами и начинает с ними производить всевозможные действия. Игра является средством, позволяющим поначалу вызвать и поддержать интерес к труду. Задача воспитателя и родителей - пробудить у детей стремление трудиться самим, воспитать уважение к трудящемуся человеку, вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...