Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие трудовых умений и навыков в игровой деятельности




 

Итоги диагностических методик показали необходимость формирования трудовых умений и навыков посредством игр. С помощью различных игр и игровых упражнений в дошкольном возрасте эффективнее всего удается привить интерес к труду и сделать процесс труда занимательнее, радостнее, эмоциональнее. Сама среда должна выступать условием развития и повышения интереса к деятельности. Игра создает наиболее благоприятные условия для проявления знаний и умений, повышает результативность труда у дошкольников.

Осознанное освоение рационального способа организации конкретного трудового процесса базируется на знании последовательности трудовых действий и оборудования, необходимого для их выполнения. Поэтому важно вспомнить порядок трудовых действий и используемые при этом инструменты. Например, на занятии по обучению стирке предлагалось по фотографиям показать игрушечному Мишке последовательность стирки, т.е. в определенном порядке разложить их: девочка наливает в таз воду, замачивает белье, намыливает белье мылом, отстирывает загрязненные места (трет ткань о ткань), сливает грязную воду, ополаскивает белье в чистой воде, выжимает, вешает белье на веревке.

Обучение детей трудовым умениям следует начинать с проблемной ситуации, чтобы дети сами поставили цель труда и мотивировали его необходимость.

Например, медвежата хотят есть, а стол сервировать не умеют; или куклы отказались повязать салфетки, потому, что они грязные; или детские стулья в групповой комнате пыльные, запачканы гуашью, и если на них сесть, то можно испачкать одежду.

Целесообразно вводить игровые персонажи (куклу Почемучку, неумелых медвежат и т.д.). Стремясь научить их сервировать стол, мыть посуду или стирать, дети встают в активную обучающую позицию. С целью формирования трудовых умений и навыков, развития волевого поведения была организована игра «День рождения куклы Маши», которая заключалась в изготовлении игрушки - самоделки, или подготовке представления, а

также обыгрывание с детьми ситуации вручения подарка кукле. Эта игра формирует заботу, внимательное отношение к другим, учит подчинять свое поведение определенной цели, желаниям других - изготовлению подарка для куклы.

Использовались такие игровые упражнения, которые проводились с целью развития интереса к труду взрослых, знакомства с профессиональной спецификой, с орудиями труда разных специалистов, например, упражнение «Изобрази человека любой профессии». Оно имело целью уточнить знания детей об изображаемых действиях, характерных при осуществлении какой-либо профессиональной деятельности. Дети становятся в круг, водящий в центре. Дети произносят такие слова:

 

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее.

Чтоб не просто так мечтать,

Кем ты (Саша, Маша…) хочешь стать?

 

Водящий изображает действия - дети угадывают профессию.

Также для будущей профессиональной ориентации и ознакомления с профессиями как частью трудового воспитания проводилась игра «Угадай по», в ходе которой воспитатель по предложенным картинкам с предметом-результатом (фото, пирог, дом) просил детей узнать профессию человека сделавшего, изготовившего данный предмет.

Другим игровым упражнением была игра «Определи по предмету профессию». Дети по очереди достают предметы из мешочка (половник, вата, монеты, расческа, указка, нитки). По предмету дети угадывают профессию.

Из этого цикла интересным заданием было задание «Что лишнее». Оно заключалось в том, что воспитатель предлагает детям картинки с изображением необходимых орудий труда для той или иной профессии с включением орудия для другой профессии, например, градусник, бинт, йод, шприц и половник. Дети должны отгадать, что лишнее и к какой профессии этот предмет относится.

Следующим игровым заданием была игра «Очень вредные советы», где происходило обучение детей с помощью вредных советов делать правильные выводы. В ходе игры зачитывалось стихотворение Г. Остера «Никогда не мойте руки», далее шло обсуждение с детьми его содержания: дети спорили друг с другом о правильности и смысле данных строк. Далее можно предложить детям придумывать необычные способы уборки квартиры, ухаживания за животными.

Весьма эффективным средством развития личности детей является психогимнастика. М.И. Чистякова дает такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Психологическое сопровождение естественного развития прежде всего показано детям со слабым развитием трудовых умений и навыков, недостаточно усидчивым, целеустремленным, пренебрегающим коллективным трудом, а также пассивным, застенчивым, робким. Дети с помощью психогимнастики изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Одним из прекрасных этюдов по психогимнастике было упражнение «Упрямые дракончики». Оно заключалось в преодолении капризов детей, их упрямства, лени - имело психотерапевтическую направленность (давало возможность ребенку увидеть свое негативное поведение со стороны).

Следующим сюжетно - ролевым занятием, содержащим интеграцию игры и труд, было задание «Страна Трямляндия». Оно заключалось в первоначальном изучении стихотворения о трудолюбивых и жизнерадостных жителях страны Трямляндия с последующим напоминанием его детьми, тому, кто ленится совершить то или иное действие. Дети, воздействуя с помощью художественного

слова, вызывают эмоциональный подъем, желание исправить неправильный поступок.

Замечательным этюдом, направленным на формирование трудолюбия, щедрости, коллективизма, дружеских чувств, была игра «Подари подарок». Для нее дети заранее изготавливали самоделки, потом выбирали ребенка, которому они хотят вручить подарок и после вручения вместе с воспитателем обсуждали красоту и благородство этого поступка.

По совету педагогов Кульковой В., Назаровой З., авторов статьи «Крупицы добра», в воспитательно-образовательный процесс был введен игровой персонаж - Хорплоша. Это выдуманное существо имело два облика: она была улыбчивой, опрятной, радушной, если дети совершали хорошие поступки, были аккуратны, заботливы, старательны; она была также злой, некрасивой, безобразной - если дети совершали плохие поступки (разбрасывали мусор, не помогали друг другу, были ленивы, неопрятны). Этот персонаж помогал со стороны взглянуть на свои собственные поступки и сделать определенные выводы.

Наряду с организацией и проведением корректирующих и стимулирующих игр было прочитано детям множество художественной литературы по данной теме: Я. Тайц «Все здесь», В. Введенский «Песня машиниста», Г. Ладонщиков «Наши друзья», «Я под краном руки мыла…», А. Барто «Урок в саду», В. Сухомлинский «Помощники весны» и т.д.

Все предпринятые меры заинтересовали детей, настроили их на важность и большую значимость труда в жизни людей. Эффективность формирующих мероприятий была проверена экспериментально на заключительном - контрольном этапе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...