Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности трудовой деятельности старших дошкольников и ее связь с игрой




 

Итак, может ли трудиться ребенок дошкольного возраста? А если может, то чем отличается его труд от труда взрослых людей?

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются аккуратность, бережливость, практичность, ответственность и многие другие важные качества личности.

Своеобразно осуществляется у детей и процесс планированиятрудовой деятельности. Планирование - важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом. Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы.

Рассмотрим теперь сам процесс деятельности. И этот компонент имеет свою специфику. Детей младшего возрастаувлекает именно процесс деятельности. Но и старших дошкольниковувлекает процесс. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности. [10; 178]

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание- это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, умывание, уборка одежды и пр.) В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает труд, связанный с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате. Самообслуживание должно рассматриваться как подготовка детей к труду, как выработка необходимых для него навыков. [20; 208] Формирование и развитие навыков самообслуживания начинают реализовывать с самого раннего возраста. Времени для реализации этих задач предостаточно, так как режимные процессы (умывание, одевание и раздевание, кормление и высаживание) занимают 35% всего времени бодрствования ребенка в течение дня. В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольниковвходит забота о себе: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье (чашки, ложки после еды), застилание постели, уборка игрушек, книг и.т.д.

Хозяйственно-бытовой труд- это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, подметать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательным. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата. Хозяйственно-бытовой труд детей младших групппо содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т.п.Дети среднего и старшего дошкольного возрастаспособны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), участка (сгребать снег, убирать листья); принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды. [10; 188]

Труд в природе имеет также свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт(выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых. Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат:посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку и терпение. [10; 188]

Ручной и художественный трудпо своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, коллективный труд.

Поручения -это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Трудовые поручения по форме организациимогут индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию - соответствовать видам труда.Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 2-3 лет.Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого: «Положи ложку сюда», «Давай поищем твои носочки. Вот они, возьми их, будем надевать». Трудовые поручения в старших группахболее сложны и по содержанию, и по выполнению, и по степени ответственности за результат.

Изучение детей дошкольного возраста показывает, что их трудовая деятельность отличается некоторыми особенностями, о которых родителям полезно знать, чтобы правильно воспитывать своих малышей. Об одном из них мы уже говорили - это связь игры с трудом. В дошкольном возрасте игра охватывает почти все поведение ребенка. [22; 381] И в дальнейшем нет никакой нужды устанавливать между трудом и игрой какие-то четкие и строгие границы. Игра надолго еще сохранит существенное место в жизни ребенка, и в школьной его жизни тоже. (Более того, можно утверждать, что игра не покидает человека никогда, а если он в своей уже взрослой жизни сам покидает игру, бытие его становится тусклым…) [21; 205]

Играя, ребенок сталкивается с разными вещами, предметами и начинает с ними производить всевозможные действия. [20; 206] Именно в игре, когда ребенок, войдя в роль, захвачен воспроизведением деятельности взрослых, воспитателю легче всего найти доходчивые слова и наглядные способы для разъяснения того, как трудятся люди, как они стараются наилучшим образом выполнить порученное им дело.

Уже в первой младшей группе воспитатель поощряет игры, в которых дети подражают деятельности окружающих людей: мама варит обед, кормит детей, убирает комнаты, папа что-то мастерит, шофер водит машину. В этом же возрасте дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает в коляске. Это способствует усвоению и закреплению навыков и умений, полученных вне игры.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Организуя и направляя игры, воспитатель подбирает соответствующие возрасту, игрушки: машины, разного назначения, кукол, орудия труда (веники, метелки, совки, лопаты, грабли), халаты, шапочки, инструменты (для игры в больницу), бескозырки, штурвал (для игры в пароход) и др. [7; 157] В группе среди игрушек всегда есть такие, которые напоминают о труде людей и с которыми повседневно ребенок встречается в быту: ящик с молоточком, шнуром, роликами и пр. - для «ремонта», детская щетка для подметания, картонные гребенки, ножницы, зеркало для парикмахера; игрушечная аптечка; самодельные флажки, фонари, рупор для передачи объявлений «по радио» и т.д.

Таким образом, труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, предполагает участие и помощь взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими целей относительны. Мотивами труда бывает желание самоутвердиться, желание вступить в общение со взрослыми, принести пользу другим. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре, целесообразный характер действий, придающий им своеобразие предметного действия, возникает на основе подражания. Подражая сложным действиям взрослых, ребенок понимает их смысл. Дальнейшее развитие действия с предметами и первой ориентировочной деятельности приводит ребенка к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют или обыгрывают их. Правильная организация воспитателем трудовой деятельности детей в течение дня способствует приобретению опыта, привычки к трудовой деятельности. Вот игра как раз и является средством, позволяющим поначалу вызвать и поддержать интерес к труду. Не единственным, но очень и очень важным.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...