Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты контрольной диагностики




 

Конечным звеном диагностических мероприятий была проверка сформированных умений и навыков - контрольный этап. В качестве экспериментальных диагностик выступали все те же методики, что и на констатирующем этапе: «Изучение проявление трудолюбия», «Изучение мотивов трудовой деятельности», «Изучение особенностей трудовой деятельности», «Изучение осознания совместной игры и труда как различных видов деятельности», «Выявление особенностей деятельности».

Проводя диагностику повторно, мы выявили, что дети с большей уверенностью и интересом принимаются за поручения, активнее размышляют, используя умения и навыки, необходимые для достижения цели, т.е. очевидным стало развитие самостоятельности.

Первая диагностика исследовала проявление трудолюбия в процессе различных дежурств. В ходе ее мы исследовали: хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы, каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства; хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей; работают ли хорошо во время дежурств по назначению воспитателя; хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:

Группа А (низкий уровень) - дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок - дело помощника воспитателя, других детей.

Группа Б (ниже среднего) - отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Группа В (средний уровень) - выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Группа Г (выше среднего) - дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

Группа Д (высокий уровень) - дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Полученные данные были зафиксированы в таблице №6. Из них видно, что дети более ответственно стали относиться к дежурству; стали проявлять инициативу в оказании помощи товарищам; стали реже уклоняться от дежурств. Так Зеленский А., Гусынин Я., Скупов И. стали стремиться участвовать в коллективной деятельности, перестали быть в стороне от коллектива, осознали, что дело спорится тогда, когда все члены коллектива выполняют свои обязанности, приходят на выручку к товарищам и помогают слабым.

По окончании задания были выявлены уровни успешности: дети, набравшие 3-5 баллов (2 детей) - низкий уровень развития трудовых умений и навыков; дети, набравшие 6-12 баллов (18 детей) - средний уровень успешности; дети, набравшие от 12 баллов и выше (3 детей) - высокий уровень

На основании всех данных был составлен уровень успешности детей по всем видам дежурств

 

Имя Дежурство по столовой Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы Общий балл
1. Зеленский А. 5 4 3 12
2. Карташов Е. 4 2 4 10
3. Павлюченко Е. 5 5 2 12
4. Поминова Е. 3 3 3 9
5. Скупов И. 4 4 3 11
6. Туряк В. 2 1 1 4
7. Дмитриева Н. 1 2 2 5
8. Гусынин Я. 2 2 3 7
9. Жуликов Е. 2 2 3 7
10. Кардащев Л. 4 3 4 11
11. Зорина С. 5 5 5 15
12. Зенкин В. 2 4 4 10
13. Батищева 3 3 4 10
14. Щеголев Ю. 2 3 1 6
15. Соболев Н. 3 5 4 12
16. Кострикин И. 3 2 2 6
17. Подзорова Н. 5 5 5 15
18. Касьянова Н. 5 5 3 13
19. Матвеева В. 3 3 3 9
20. Роглер Д. 4 4 3 10
21. Шехватов В. 5 4 3 11
22. Вербицкая А. 5 5 2 12
23. Миненков И. 5 3 3 11

 

Другой диагностической методикой был тест «Изучение мотивов трудовой деятельности», который включает 4 серии. Детям вновь предложили через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же работу, назначение которой каждый раз меняется. Нужно изготовить два предмета: флажок и салфетку из полотна. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и тоже задание выполняется при различных мотивировках.

Первая серия - сделать подарок для мамы.

Вторая серия - сделать подарок для малышей.

Третья серия - сделать игрушку для предстоящей игры со сверстниками.

Четвертая серия - изготовить материал для игры в «мастерскую».

Таким образом, каждому ребенку предлагают сделать 4 флажка и 4 салфетки при разной мотивировке цели действия. Далее подсчитывается сколько детей взялось за выполнение каждого задания, сколько отказалось. Результаты отражены в таблице №7 (см. приложение №9).

Изучив результаты эксперимента можно прийти к выводу, что все дети (23) справились с заданием, мотивом которого было изготовление подарка для мамы; для малышей изготовили подарок 16 ребят; сделали игрушку для предстоящей игры 13 ребят; взялись изготовить материал для игры в мастерскую столько же детей. Таким образом, в зависимости от мотивации осуществляется процесс труда, от нее же зависит и результат.

По окончании задания были выявлены уровни успешности: дети, набравшие 3-5 баллов (2 детей) - низкий уровень развития трудовых умений и навыков; дети, набравшие 6-12 баллов (18 детей) - средний уровень успешности; дети, набравшие от 12 баллов и выше (3 детей) - высокий уровень

На основании всех данных был составлен уровень успешности детей по всем видам дежурств.

 

Имя Количество баллов, набранных по итогам четырех серий эксперимента
1. Зеленский А. 2
2. Карташов Е. 1
3. Павлюченко Е. 3
4. Поминова Е. 1
5. Скупов И. 2
6. Туряк В. 3
7. Дмитриева Н. 1
8. Гусынин Я. 2
9. Жуликов Е. 1
10. Кардащев Л. 1
11. Зорина С. 3
12. Зенкин В. 1
13. Батищева 3
14. Щеголев Ю. 3
15. Соболев Н. 1
16. Кострикин И. 2
17. Подзорова Н. 1
18. Касьянова Н. 3
19. Матвеева В. 3
20. Роглер Д. 1
21. Шехватов В. 2
22. Вербицкая А. 2
23. Миненков И. 1

 

Третьей диагностикой был тест «Изучение особенностей трудовой деятельности». В ходе эксперимента детям были снова предложены трудовые поручения (собрать листья на участке, вымыть игрушки, разложить ложки, постирать кукольную одежду). Далее после постановки цели ребенок действовал самостоятельно. Экспериментатор же наблюдал и оценивал ход и результат деятельности.

Данные оформлялись в таблицу №8 (см. приложение №10). Проанализировав данные, полученные в ходе эксперимента, мы пришли к выводу, что детей, не стремящихся довести дело до конца, стало гораздо меньше, дети стали вовлекать в свой труд товарищей по группе, чаще стали проявлять инициативу, предлагая сделать какое-то поручение, не дожидаясь просьбы воспитателя. Так, Зеленский А., Кострикин И., на констатирующем этапе демонстрирующие упрямство, неохоту, лень, нежелание прийти на помощь согруппникам, на контрольном этапе стали более ответственно относиться к поручениям педагога и просьбам друзей.

Следующим диагностическим заданием был тест «Изучение осознания совместной игры и труда как различных видов деятельности». Диагностика состояла из 3 серий. В 1 - ребенку предлагалось выбрать двух товарищей для игры, обсудить с ними название игры, ее ход и самостоятельно играть. После окончания игры каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей для игры? Расскажи, как ты играл». Во 2 - ребенку предлагают выбрать двух товарищей для совместного труда, обсудить с ними, что и как они будут делать. После окончания трудовой деятельности каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей, чтобы вместе потрудиться? Зачем ты трудился?» В 3 - серии ребенку дают два конверта и предлагают разложить картинки: в конверт с нарисованными ножницами надо класть картинки, на которых дети трудятся, а в конверт с мячом - картинки, изображающие играющих детей. Каждый выбор ребенок должен мотивировать, поэтому его спрашивают о принципах сортировки картинок.

Все данные диагностики были занесены в таблицу №9 (см. приложение №11). Проанализировав данные, можно прийти к выводу, что дети в большинстве случаев выбирали одних и тех же ребят, что для игр, что для трудовых действий, детей, которые хотели в одиночестве играть и трудиться, практически не осталось. В третьей серии, предполагающей объединение картинок по характеру деятельности, все детей сгруппировали картинки без ошибок; содержание картинок им хорошо знакомо.

Четвертой диагностикой была методика Н.И. Непомнящей «Выявление особенностей деятельности». Она предполагала наличие 3 этапов. На 1 этапе детям сообщалось о том, что дети младшей группы, увидев у других детей вертушки, хотят, чтобы у них были такие же. Причем девочки хотят разноцветные вертушки, мальчики - одного цвета. Пока дети изготавливают для малышей вертушку, экспериментатор наблюдает и фиксирует на сколько ребенок усвоил инструкцию выполнения вертушек, как он изготовил материал для сборки вертушки, насколько он следует предпочтениям девочек и мальчиков.

этап - само изготовление вертушек. В ходе этапа фиксируется насколько действия детей подчинены желаниям малышей, отношение ребенка к своей деятельности.

этап подразумевает проведение с ребенком беседы о проведенной деятельности и ее результатах.

Данные оформлялись в таблицу №10 (см. приложение №12). Из них видно, что стало гораздо меньше детей отказавшихся от выполнения данной поделки для малышей. Так, Скупов И., Роглер Д. на контрольном этапе исследования взялись за выполнение вертушек для детей младшей группы, их трудовые действия были уверенны, более аккуратно приготовление заготовок для выполнения поделки, а также условие инструкции относительно того, что после выполнения вертушек они будут подарены малышам, не вызвало негативных эмоций, дети захотели подарить поделку с удовольствием.

 

 


Заключение

 

Итак, игра - универсальное средство воспитания ребенка. С ее помощью возможно не только формирование и развитие воображения, творческого мышления, личностных качеств, но и коррекция уже имеющихся отклонений, негативных сторон личности, черт характера.

Игра выступает уникальное, ненасильственное, чрезвычайно близкое душе ребенка средство преодоления себя: своей лени, своего упрямства, своей робости и застенчивости, отчужденности от коллектива, обособленности.

Еще раз напомним постулат самых выдающихся отечественных и зарубежных ученых: все психические процессы успешнее всего формируются в игре. Так и трудовая деятельность, включающая определенные умения, навыки ненавязчиво, нетравмирующе для психики ребенка, а, наоборот, легко, достаточно прочно, с удовольствием усваивается, интериоризируется ребенком именно при ее интеграции с игрой. Умение воспринимать трудовую деятельность как приятное занятие, приносящее удовлетворение, пригодится и в будущем: настрой на позитив от деятельности сослужит хорошую службу, когда придется учиться, работать. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Именно посредством игровых элементов трудовая деятельность в дошкольном возрасте воспринимается как увлекательное, интересное, занимательное занятие, а не как тяжкая, непосильная повинность. Творчество для ребенка в первую очередь - созидание новых возможностей развития, «потенцирование», по выражению немецкого философа В. Шиллинга.

Для ребенка домашние дела, протекающие около него, не являются практическими целями для достижения физических целей: они представляют чудесный мир, глубин которого он не исследовал, - мир, полный таинственного и многообещающего «что сопровождает все поступки взрослых, которыми он восхищается. Как бы прозаичен этот мир не был для взрослых, которые видят в его обязанностях рутинные дела, для ребенка он полон социального значения.

Погружаться в него - значит упражнять воображение в построении опыта более широкого значения, чем тот, каким ребенок владел до тех пор.

Таким образом, сравнительные результаты двух этапов диагностик показали, что экспериментально подтвердилась гипотеза о влиянии игровой деятельности на развитие трудовых умений и навыков, на повышение интереса к трудовой деятельности, на воспитание самостоятельности, произвольности. Формирующие опыты обнаружили имеющийся резерв в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста, позволяющий педагогу поднять на более высокий уровень развитие трудовых умений и навыков посредством игр. Оптимальным путем влияния взрослого на развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста является максимальное использование интеграции игры и труда в ходе педагогического процесса.

 


Используемая литература

 

1) Аникеева Н. Воспитание игрой: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991 г.

) Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

) Антология педагогической мысли в России второй половины ХIХ - начала ХХ века/ Сост. П.А. Лебедев. - Педагогика, 1990 г.

) Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. - М.: Педагогика, 1985 г.

) Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. - М., 1983.

) Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка?: Кн. для родителей. / Н.Е. Веракса. - М.: Дрофа, 2006 г.

) Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983 г.

) Воспитание детей в старшей группе детского сада. / Под. Ред. В.В. Гербова и Р.А. Иванкова. - М., 1984.

) Воспитание дошкольника в труде. / Под. Ред. Нечаевой. - М., 1983.

10) Выготский Л.С. Собр.соч.: в 6-ти т. Т. 4. Проблемы развития психики/ Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983 г.

) Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991 г.

) Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереот. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1996 г.

) Детская практическая психология: Учебник. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000 г.

) Детская психология: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988 г.

) Детский сад и семья/ Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1986.

15) Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) Перевод с англ. Н.М. Никольской. Редакция Ю.С. Рассказова. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999 г.

16) Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984 г.

) Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987 г.

) Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005 г.

) Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения./ Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006 г.

) Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и коррекционной работы. - М.: «ЦГЛ», 2004 г.

) Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: М.: Смысл, 2000 г.

) Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1990 г.

) Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991.

) Мир детства. - М.: Дошкольник, 1987.

) Мудрость воспитания: Книга для родителей /Сост. Б.М. Бим - Бад и др., 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1989 г.

) Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студ. пед. ин-тов. /Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985 г.

) Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. уч. зав. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995 г.

) Нравственное воспитание в детском саду /Под. Ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. - М., 1972.

) Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. / Под ред. С.А. Козловой. - М., 2002.

31) Нравственно - трудовое воспитание детей в детском саду /Под. Ред.Р.С. Буре. - М., 1987.

32) Популярная психология для родителей/ Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989 г.

) Прусова Н.В. Общая психология: уч. пособие для вузов/ Н.В. Прусова и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2007 г.

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.

) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1989 г.

) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. - М.: Педагогика, 1989 г.

) Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М., 1987.

) Сергеева Д. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого. - М., 1983.

) Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд.центр Владос, 2005 г.

) Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2006 г.

) Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981 г.

) Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология: 100 экзаменационных ответов/ Экспресс-справочник для студентов вузов. - М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Изд.центр «Март», 2003 г.

) Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. Для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1991 г.

) Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов мед. вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗРФ, 2002 Г.

) Трудовое воспитание детей дошкольного возраста/ Под. Ред. М.А. Васильевой. - М., 1984.

) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. уч. заведений. - М.: Изд.центр «Академия», 1998 г.

) Фонарев А., Теплюк С. Предпосылки трудового воспитания. - М., 1983.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...