Психологические теории мотивации.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Понятие мотива и мотивации. Мотивация – от лат. Movere «побуждение к действию». Динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Виды мотивации: 1. a. Внешняя - не связанная с содержание определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. b. внутренняя - связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. 2. a. Положительная – основанная на положительных стимулах. b. Отрицательная – основанная на отрицательных стимулах. 3. a. Устойчивая – мотивация, которая основана на нуждах человека b. Неустойчивая – все остальные мотивации.
Мотив – от лат. Moveo «двигаю». Материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Внешние мотивы – Стимулы. Внутренние мотивы – потребности и нужды человека. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующийся либо положительными эмоциями от ожидания достижения результата, либо отрицательными, связанными с недостижением результата. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, побуждающим к совершению определенных действий. Мотив является одним из ключевых понятий в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. В рамках этой теории считается, что мотив – это опредмеченная потребность. Потребность – это неосознаваемое желание устранить определенный дискомфорт. Цель – результат сознательного целеполагания. Потребность как состояние личности всегда связано с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется.
Потребности есть у всех живых существ. Количество и качество потребностей зависит от уровня организации живых существ, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразный потребностей у человека, у которого кроме физических и органических потребной существуют социальные, культурные, материальные, физические и органические. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей: v Сила; v Периодичность возникновения; v Способ удовлетворения; Психологические теории мотивации. Теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время общепринятой является классификация Шольца, в которой деление теории мотивации осуществляется на три главных направления: v Теории, в основе которых лежит специфическая картина личности. Эти теории исходят из определенного образа личности, его потребности и мотивов (ХУ теория – Дуглас МакГрегор). v Содержательные теории. Анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявления (Иерархическая теория потребностей Маслоу). v Процессуальные теории. Выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды (Теория трудовой мотивации Аткинсона).
Понятие задатков и способностей. Способности – это психические свойства личности, которые позволяют ей в той или степени успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.
Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которую включаются люди. Наиболее общей классификацией способностей является деление их на 2 группы: 1. v Общие – такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществление различных видов деятельности. Общие способности – следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности. Способности, от которых зависят успехи в обучении, они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком ЗУН. v Специальные – такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности. Органически связаны с общими. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В то же время развитие специальных способностей положительно влияет на развитие общих. 2. v Потенциальные – не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны активизироваться при изменении соответствующих социальных условий. v Актуальные – не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности индивида. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
Уровни развития способностей. 1. Способность 2. Одаренность – совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, занимающихся этой деятельностью. Показатели: темп и легкость усвоения материала, время проявления, соотношение результатов с условиями. 3. Талант – совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности.
4. Гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Показатели: незаурядность в различных областях, доминирование этого вида деятельности над остальными, осознание способности, включенность способности в характер. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности человека, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Преобладающий тип ВНД, особенность развития отдельных структур головного мозга и т.д. От задатков к способностям – в этом и состоит путь развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки. Задатки бывают разных видов. · Задатки, которые не определяют ни содержание способностей, ни уровни возможных достижений, их значение ограничивается тем, что они лишь предают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие (типология свойств нервной системы). · Задатки, влияющие на содержательную сторону способностей.
Зачет!!!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|