Культурно – историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского
Одним из известных примеров развития функциональной теории психического развития является культурно – историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Основные положения: 1.В процессе культурно – исторического развития человек создал множество разнообразных орудий и знаковых систем, важнейшими из которых являются инструменты для трудовой деятельности, язык и система счисления, и научился пользоваться ими. Благодаря этому, человек перестроил все свои психические функции, начиная от восприятия и до мышления. Людьми за исторический период существования создано 2 типа орудия: 2.Применение орудий труда и знаковых систем в практической деятельности знаменует собой начало перехода человека от непосредственных к опосредованным психическим процессам, где в качестве средства управлениями выступают эти орудия и знаки. В результате перестраивается вся психическая деятельность человека, поднимаясь на более высокий уровень по сравнению с животными. 3.Обучение представляет собой передачу ребенку опыта пользования орудия ми знаками для того, чтобы он научился управлять собственной деятельностью и психическими процессами. 4. Психология и поведения современного и культурного, образованного человека есть результат 2 процессов – биологического созревания и научения. Оба процесса начинаются сразу после появления младенца на свет и практически слиты в единую линию развития. 5.Всякая психическая функция в своем генезисе имеет 2 формы – врождённую и приобретённую, врожденная биологически обусловлена, а приобретенная обусловлена исторически, связана с использованием орудий труда и знаков в качестве средств управления ею.
6. Первоначально способ использования знаков и орудий демонстрируется ребенку взрослым в общении и совместной предметной деятельности, в начале орудия и знаки выступают как средства управления поведением других людей, и только затем превращаются для ребенка в средство управления самим собой. Это происходит в процессе интериоризации, т.е. превращение межличностной функции управления во внутриличностную. Л.С. Выготский в своей теории в своей теории отмечал неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых, даже самых благоприятных условиях воспитания различные психические функции не находятся на одном и том же уровне развития. · закономерности органического созревания мозга; · то обстоятельство, что некоторые процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств; · жизненный опыт.
Например для развития речи сензитивен период от года до 5ти, для формирования двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования математических навыков – 15 – 20 лет. Возраст Возраст – определенная ступень, относительно замкнутый цикл развития наиболее типичных особенностей, которые определяются местом в общем развитии. Виды возрастов:
a) умственный возраст IQ b) социальная зрелость c) эмоциональная зрелость – произвольность эмоций, уравновешенность, личностная зрелость Возраст в психологии – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Психологический возраст (по Л.В. Выготскому) – качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразований, который подготовлены всем ходом предшествующего развития. Основное отличие взрослого от ребенка – осознание и принятие на себя ответственности за себя и свою жизнь. Среднегрупповые оценки хронологического возраста и самооценки психических возрастов совпадают в возрасте 25 лет. В дальнейшем субситивный психический возраст отстает от хронологического в среднем на 5 летза каждые последующие 10 лет жизни. Возрастные кризисы. Кризис (от греч. «разделение дорог») – острая ситуация, для принятия какого-то решения важнейший момент в жизни или деятельности человека. Кризис в жизни – ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивы, стремления и т.д.) ввиду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые. опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек в процессе жизни привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности, кризисное состояние лишает его этого привычного образа жизни. Кризис наряду с отрицательными негативными проявлениями оказывает положительную роль, вычленяя то, что составляет основу личности человека. Психологический кризис – физическое и психическое страдание с одной стороны, а с другой развитие и личностный рост человека. Источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней средой, а обусловлен внутренним конфликтом отношений реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, т.е. переход к новой ведущей деятельности.
Существует ряд кризисов, которые человек проходит течение своей жизни: Кризис новорожденного – связан с процессом рождения и с необходимостью адаптации ребенка в новых условиях жизни. Ребенку приходится отказываться от привычного и комфортного мира и знакомиться с другим, для него страшным и неизвестным. Для организма новорожденного процесс рождения это тяжкое физическое испытание, которое истощает его организм и является мощной стрессовой ситуацией. Ребенок должен приспособиться к новым условиям существования и его жизнь зависит от того, как организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды. Кризис одного года – ребенок младенческого возраста очень зависим от взрослого, который удовлетворяет его органические потребности, и удовлетворяет растущую потребность во впечатлениях. Кризис одного года связан с приобретением ребенком автономности – начинает самостоятельно ходить. Кризис трех лет – возникает при появлении и проявлении воли ребенка и самосознания. Малыш начинает сравнивать себя со взрослым и хочет пользоваться такими же правами и выполнять такие же действия. Ребенок отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает ребенка, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять свои желания его ожиданиям. Симптомы: негативизм выражается отказом подчиняться требованиям взрослых; упрямство, выражается в настаивании ребенка на своих требованиях и решениях; строптивость – протест против порядков, существующих в доме; ребенок стремиться к эмансипации от взрослого; обесценивание взрослых; протест-бунт; стремление к деспотизму. Малый кризис (7 лет) – основным симптомом семи лет является потеря непосредственности. Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент, переживания того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно ему сможет принести. Таким образом, в психическом развитии ребенка впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка. В этот период характерными особенностями поведения ребенка выступают такие симптомы, как «манерничанье», «горькой конфеты». Манерничанье проявляется вот, что ребенок постоянно что-то из себя строит, играет придуманные роли и образы. Симптом горькой конфеты обусловлен желанием скрыть свои внутренние ощущения в результате чего ребенок начинает замыкаться в себе либо становится неуправляемым.
Кризис переходного возраста – связан с половым созреванием, со становлением образа «я» и самосознания. Главная особенность подростка – личностная нестабильность. У него появляются противоположные черты характера, стремления, которые борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Подростковый возраст является возрастом отчаянных попыток «пройти через все», и подросток начинает «свой поход» с табуированных или прежде невозможным сторон взрослой жизни. Кризис семнадцати лет – кризис юношеского возраста. Как правило незаметен. Связан с профессиональным самоопределением и выбором будущего жизненного пути. Все переживания связаны с профориентацией, окончанием школы и выбором учебного заведения для дальнейшего обучения. Кризис среднего возраста – 35-45 лет. Связан с переосмыслением и переоценкой прожитой жизни. У взрослого человека начинают формироваться вопросы, на которые он не в состоянии ответить, но которые сидят внутри и разрушают его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни, личность его несовершенна, много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни и в себе, и вдруг осознает, что стоит перед задачей поиска самоопределения в новых обстоятельствах жизни с учетом реальных возможностей. Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости что-то предпринять и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости. Кризис пожилого возраста – узелковый период – состоит за трех подкризисов: 1. Переоценка собственного «я» и связан с окончанием профессиональной деятельности и уходом не пенсию. 2. Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела. 3. Осознание близости смерти, в результате чего исчезает ужас при мысли о ней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|