Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воображение как психический процесс.




Воображение – психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней.

Воображение относится к универсальным психическим процессам, тесно связано с другими психическими процессами, имеющими образную природу: ощущения, восприятия, память, представления, мышления. Продуктом и результатом процесса воображения являются образы воображения. Они могут возникнуть в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, на основе просмотра фотографий, прослушивания музыкальных произведений, через описание какого – либо события и т.д.
Воображение опирается на прошлый опыт человека, образы воображения всегда вторичны т.е. связанны с ранее пережитым.

Функция воображения заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса. 1)На основе воображения человек имеет возможность еще до начала работы представить себе готовый результат.

Иногда воображение играет отрицательную роль, например ожидаемая неприятность или опасность переживаются сильнее, чем того требуют, и побуждают человека к большей активности, чем реально предшествующие события.

Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных состоит в том, что человек может представить ожидаемый результат в воображении.

Характеристики воображения:

1.Воображение относительно свободно, поскольку не скованно оценкой правильности того, что продуцирует сознание или подсознание
2. Возможность использования воображения в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Несмотря на то, что в воображении человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшиеся ему, составляющим их элементам всегда можно найти реальные аналоги.
Чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его воображении.

По мнению Л.С. Рубинштейна уровень творческого воображения определяется соотношением двух показателей:1)Насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений.2)Новизна и оригинальность отличные от непосредственно данного образа.

Воображение, не удовлетворяющее одновременно двум условиям, фантастично, но творчески бесплодно.

Физиологические аспекты воображения:

Воображение как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушария. Иногда процесс воображения связывают с работой только правого полушария. Это упрощенный подход, который не раскрывает сложных взаимосвязей, существующих между полушариями. Для возникновения воображения необходима работа обоих полушарий, каждое из которых выполняет сои функции. Специфика правого полушария заключается в том, что оно не застревает на деталях, упрощает картину мира, дает представлен не целостности и вместе с тем гармоничности т.е. композиционного единства. Оно тесно связанно с эстетическими, чувствами, вызываемыми различными чувствами.

Левое полушария упорядочивают эту информацию и позволяет выразить ее в речи, образ и мысли всегда выступают в единстве.

23.09.2011: Ощущения и восприятия в познавательной сфере
человека.

Ощущение – психический процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлений, возникающие при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма.

Ощущения выполняют функцию ориентации субъекта в отдельных самых элементарных свойствах объективного мира. Ощущения являются наиболее простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель, физиологической основой является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.
Классификация ощущений, предложенная английским физиологом Шеррингтоном, основана на характере отражений и месте расположения рецепторов. Он выделил 3 вида рецепторов

1.Интероцептивные – расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов;
2.Проприоцепторы – расположены в мышцах, связках и сухожилиях. Поставляют информацию о движениях и положениях нашего тела в пространстве и отдельных частей тела относительно друг друга;
3.Экстерорецептивные – расположены на наружной поверхности организма и полностью открыты для внешних воздействий

Эти рецепторы представляют самую большую группу ощущений, их делян на 2 группы: а)контактные рецепторы – передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; б)дистантные – возникают когда раздражитель действует с дистанции.

Свойства ощущений:

1.Качество – специфические особенности данного ощущения, отличающие его других видов;
2.Длительность ощущения – временная характеристика ощущений;
3.Пространственная локализация раздражителя – дает сведения о положении тела или его частей в пространстве.

Восприятие (перцепция)- отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличии от ощущений в процессах восприятия формируется целостный образ предметов – перцептивный. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

 

Свойства восприятия:

1.Предметность восприятия – проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности;
2.Целостность восприятия – образы восприятия представляют собой целостные законченные предметно – оформленные структуры;
3.Стуктурность восприятия – предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений;
4.Константность – обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий;
5.Избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия, его опытом, потребностями и т.д.;
6.Осмысленность восприятия – указывает на его связь с мышлением и понимание сущности предметов, несмотря на то, что восприятие возникает в следствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные всегда имеют определенное смысловое значение. сознательно воспринять предмет значит назвать его т.е. мысленно определить его какой – то категории.

30.09.2011:Сущность психического развития
в онтогенезе.

Развитие – всеобщее свойство материи и сознания. Развитие характеризуется тремя свойствами:

Необратимостью

Направленностью

Закономерностью происходящих в развивающемся объекте изменений.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Существует два пути истории развития психики:

Филогенез – историческое развитие психики, охватывает весь процесс эволюции психики.

Онтогенез – развитие психики конкретного человека от рождения и до смерти.

Развитие психики в онтогенезе – процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой.

В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Развитие психики – активный, саморегулирующийся процесс, внутренне необходимые движения от низших к высшим условиями уровням жизнедеятельности. С возрастом постепенно в развитии психики увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии.

Динамика психического развития в онтогенезе:

Развитие психик человека представляет собой непрерывную динамику изменений. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема.

Стадии выделяются на основе качественных изменений. Они не вязаны только с возможность делать что-то лучше или больше, а прежде всего связаны с тем, чтобы делать это по-другому.

Переход от одной стадии к другой отмечается множеством одномоментных изменений различных аспектов детского поведения. Переходы между стадиями обычно осуществляется очень быстро. Стадийность развития психики не исключает, а предполагает непрерывность процесса, причем эта непрерывность обеспечивает преемственность перехода от одной стадии к другой.

Переходы в развитии приводят к изменениям в организации развивающегося ребенка, сохраняя с предыдущими стадиями.

03.10.2011:Генотипическая и средовая обусловленность
развития.

Проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку с рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его созревания с возможностями развития и обучения, формирования личностных качеств ребенка. Все современные ученые признают, что психика человека во многих своих проявления имеет врожденный характер, но большей частью является продуктом обучения и воспитания.

Развитие психики представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень и этот переход может зависеть как от созревания, так и от научения. Существует несколько теорий развития психики.

1. Эволюционная теория развития. Заключается в утверждении, что становление психики человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков. Считается, что в процессе онтогенетического психологического развития организма нет ничего такого, что хотя бы в зародыше не содержалось в генотипе. Все, что появляется в процессе развития, изначально имеется в виде задатков, которые, преобразуясь и развиваясь, превращаются в способности в основном по законам биологического созревания организма. В настоящее время эта теория представляет не научный, а исторический интерес.

2. Революционная теория развития. Практически полностью отвергает какое бы то ни было значение генетических факторов в развитии. Все развитие сводится в разнообразным воздействиям среды и утверждается, что у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, доведя их развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания. Является в настоящее время не очень популярной.

3. Вероятностная теория – утверждается, то конечный результат развития, достигаемый на каждой ступени изначально в генотипе не заложен. Этот результат может быть полностью производным, совершенно независящим от генотипа. Изменения связаны не только с генотипом но и со средой, но сами по себе определятся случайным стечением обстоятельств в жизни организма. То, что он приобретает на каждой ступени развития зависит в основном лишь от уровня, которого организм достиг на предыдущей стадии развития.

4. Функциональная теория развития. В ней утверждается, что формирование и преобразование той или иной функции определятся тем, как часто она используется в жизни организма. В ней, в качестве основного принципа, выступает положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики.

Каждая из этих теорий не изображает процесс развития разносторонне и с исчерпывающей полнотой. Правильнее считать в качестве решения проблемы генетической и средовой обусловленности психического развития рассматривать положения всех четырех теорий, так как они указывать на разные аспекты одной и той же проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...