Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоциональная сфера личности.




Особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний и отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса (экспрессия), и в физиологических явлениях – изменении дыхании, сердцебиения (импрессия).

Функции эмоций:

v Отражательно-оценочная – позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне сознания.

v Сигнальная – состоит в оповещении организма и других людей о состоянии потребностей субъекта.

v Защитная – состоит в предупреждении человека о реальной или мнимой опасности.

v Управляющая – выражается в том, что эмоции являются внутренними регуляторами любой деятельности.

v Мобилизирующая – заключается в том, что эмоции могут быть побудителями деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений.

v Компенсаторная – позволяет компенсировать недостатки других психических явлений.

v Дезорганизующая – проявляется в нарушении поведения, деятельности, памяти и т.д. за счет сильных эмоций, особенно негативных.

Механизмы возникновения эмоций.

Эмоции - это результат деятельности мозга, комплексной работы коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре.

Классификация эмоций.

Человек - наиболее эмоциональное существо.

v По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций:

ü Низшие

ü Высшие

v По силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения:

ü Чувственный тон – простейшая форма эмоций, выражающаяся в положительных или отрицательных переживаниях, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие человека к их сохранению или устранению.

ü Собственно эмоции – более длительное состояние, которое имеет ситуативный характер и выражает оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации.

ü Настроение – устойчивое, относительно слабовыраженное эмоциональное состояние. Определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни. Настроение может характеризоваться как положительным эмоциональным тоном, там и отрицательным. Оно предает окраску всему поведению человека и выражается во всех его проявлениях.

ü Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением возможности сознательного контроля над своими действиями. Аффект развивается при неспособности человека найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций.

ü Стресс – возникает в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Стрессовые состояния – особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Стадии развития стресса:

§ Реакция тревоги, во время которой мобилизируются защитные силы организма

§ Стадия сопротивления – попытки адаптации а стрессу

§ Стадия истощения – возникает в случае, если стрессор достаточно силен или воздействует на человека продолжительное время.

v По степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщенности:

ü Эмоции

ü Чувства

Чувства и эмоции это различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния. В отличие от эмоций, выражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут оставаться на всю жизнь. Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации находится объект их выражения.

10 фундаментальных эмоций.

В зависимости от модальности и качества переживаний выделяют:

v Интерес – чувство захваченности, любопытства

v Радость – чувство уверенности и значительности, ощущение способности справиться с трудностями, наслаждаться жизнью.

v Удивление – приходящая эмоция. Быстро наступает и быстро проходит.

v Страдание – обычно доминирует при горе и депрессии.

v Гнев – сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели.

v Отвращение – связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его.

v Презрение – связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении чем презираемое лиц.

v Страх – оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Может варьироваться от неприятного чувства до ужаса.

v Стыд – повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, никуда не годным.

v Вина – возникает при совершении неправильных действий.

Волевая сфера личности.

Понятие воли определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевые процессы обеспечиваю выполнение 2 взаимосвязанных функций:
1.Побудительная – связанна с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия по преодолению трудностей;
2.Тормозная – состоит в сдерживании мотивов и желаний, не согласующихся с главными целями деятельности.

В своем единстве, тормозная и побудительная функции воли обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

К волевым относятся все действия и поступки, кот совершаются не по желанию, а по необходимости, а также действия, связанный с преодолением жизненных трудностей и препятствий.

Волевые действия реализуются в волевых актах. Волевые акты могут простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения намерения его осуществить, составление плана осуществления.

Структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы:
1.Возникновение мотивов деятельности;
2.Борьба мотивов;
3.Решение о действии;
4.Использование принятого решения.

В процессе жизненной практики из проявления воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности, формирование волевых свойств связано с типом нервной системы, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение. Важную роль в развитии волевых свойств личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых.

Выделяют следующие волевые свойства личности:
1. Целеустремленность – проявляется в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели;
2. Решительном - проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения;
3.Смелость – способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности;
4. Настойчивость – проявляется в способности доводить до конца принятые решения;
5. Выдержка – проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели;
6. Мужество – предполагает наличие смелости, настойчивости, выдержки и уверенности в себе;
7. Инициативность – свойство, благодаря которому человек действует творчески, отвечающее времени и условиям активная смелая гибкость действия и поступков человека;
8. Самостоятельность – проявляется в умении самостоятельно ставить цели и находить пути их решения;
9. Дисциплинированность – заключается в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.

12.09.2011:Внимание как психический процесс.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете или явлении. Сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношение к этому объекту.

Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение в его психике. Объект внимания оказывается в центре сознания человека, все остальное воспринимается слабо и неотчетливо. Направленность внимания может меняться.

Сущность внимания.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей в головной мозг через органы чувств, и игнорирование другой. В отличие от других познавательных процессов, внимание не имеет своего особого содержания, оно проявляется внутри других процессов и неотделимо от них.

Физиологические основы внимания

В коре головного мозга протекают два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что в коре головного мозга возник очаг возбуждения, остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Именно поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать. Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется «неосознанной автоматической деятельностью человека».

Функции внимания:

1. Отбор значимых объектов

2. Игнорирование несущественных объектов

3. Удержание объектов в сознании

Свойства внимания:

1. Устойчивость (способность в течение длительного времени сохранять устойчивость внимания на каком-либо объекте)

2. Сосредоточенность (способность сконцентрировать внимание на одном объекте при отвлечении от других)

3. Переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую)

4. Распределение (способность рассредоточить внимание на несколько объектов, параллельно выполняя несколько видов деятельности)

5. Объем (количество объектов, воспринимаемых одновременно)

 

Виды внимания

Низшие и высшие формы

Низшие – непроизвольное внимание (выбор объектов производится несознательно)

Относительная сила раздражителя, неожиданность раздражителя, движущиеся предметы, новизна раздражителя, контрастные предметы/явления, внутреннее состояние человека.

Высшие – произвольное внимание (выбор объекта производится сознательно)

Произвольное внимание возникает потому, что у человека появляется цель что-то воспринять или делать. Произвольное внимание имеет волевой характер.

Послепроизвольное внимание возникает после определенных волевых усилий, когда человек начинает легко сосредотачиваться на какой-то деятельности.

Этапы развития внимания

Появление ориентировочного рефлекса как врожденного признака непроизвольного внимания ребенка

Конец первого года жизни: возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания

Начало второго года жизни: зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого

Второй-третий год жизни: развитие произвольного внимания

4,5-5 лет: направление внимания на сложные инструкции взрослого

5-6 лет: возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций

Школьный возраст: развитие и совершенствование произвольного внимания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...