Эмоциональная сфера личности.
Особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний и отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей. Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса (экспрессия), и в физиологических явлениях – изменении дыхании, сердцебиения (импрессия). Функции эмоций: v Отражательно-оценочная – позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне сознания. v Сигнальная – состоит в оповещении организма и других людей о состоянии потребностей субъекта. v Защитная – состоит в предупреждении человека о реальной или мнимой опасности. v Управляющая – выражается в том, что эмоции являются внутренними регуляторами любой деятельности. v Мобилизирующая – заключается в том, что эмоции могут быть побудителями деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. v Компенсаторная – позволяет компенсировать недостатки других психических явлений. v Дезорганизующая – проявляется в нарушении поведения, деятельности, памяти и т.д. за счет сильных эмоций, особенно негативных. Механизмы возникновения эмоций. Эмоции - это результат деятельности мозга, комплексной работы коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре. Классификация эмоций. Человек - наиболее эмоциональное существо. v По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций: ü Низшие ü Высшие v По силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения: ü Чувственный тон – простейшая форма эмоций, выражающаяся в положительных или отрицательных переживаниях, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие человека к их сохранению или устранению.
ü Собственно эмоции – более длительное состояние, которое имеет ситуативный характер и выражает оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации. ü Настроение – устойчивое, относительно слабовыраженное эмоциональное состояние. Определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни. Настроение может характеризоваться как положительным эмоциональным тоном, там и отрицательным. Оно предает окраску всему поведению человека и выражается во всех его проявлениях. ü Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением возможности сознательного контроля над своими действиями. Аффект развивается при неспособности человека найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. ü Стресс – возникает в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Стрессовые состояния – особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Стадии развития стресса: § Реакция тревоги, во время которой мобилизируются защитные силы организма § Стадия сопротивления – попытки адаптации а стрессу § Стадия истощения – возникает в случае, если стрессор достаточно силен или воздействует на человека продолжительное время. v По степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщенности: ü Эмоции ü Чувства Чувства и эмоции это различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния. В отличие от эмоций, выражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут оставаться на всю жизнь. Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации находится объект их выражения.
10 фундаментальных эмоций. В зависимости от модальности и качества переживаний выделяют: v Интерес – чувство захваченности, любопытства v Радость – чувство уверенности и значительности, ощущение способности справиться с трудностями, наслаждаться жизнью. v Удивление – приходящая эмоция. Быстро наступает и быстро проходит. v Страдание – обычно доминирует при горе и депрессии. v Гнев – сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. v Отвращение – связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. v Презрение – связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении чем презираемое лиц. v Страх – оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Может варьироваться от неприятного чувства до ужаса. v Стыд – повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, никуда не годным. v Вина – возникает при совершении неправильных действий. Волевая сфера личности. Понятие воли определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Волевые процессы обеспечиваю выполнение 2 взаимосвязанных функций: В своем единстве, тормозная и побудительная функции воли обеспечивают волевую регуляцию поведения человека. К волевым относятся все действия и поступки, кот совершаются не по желанию, а по необходимости, а также действия, связанный с преодолением жизненных трудностей и препятствий.
Волевые действия реализуются в волевых актах. Волевые акты могут простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения намерения его осуществить, составление плана осуществления. Структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы: В процессе жизненной практики из проявления воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности, формирование волевых свойств связано с типом нервной системы, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение. Важную роль в развитии волевых свойств личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых. Выделяют следующие волевые свойства личности: 12.09.2011:Внимание как психический процесс.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете или явлении. Сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношение к этому объекту. Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение в его психике. Объект внимания оказывается в центре сознания человека, все остальное воспринимается слабо и неотчетливо. Направленность внимания может меняться. Сущность внимания. Внимание можно определить как психофизиологический процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей в головной мозг через органы чувств, и игнорирование другой. В отличие от других познавательных процессов, внимание не имеет своего особого содержания, оно проявляется внутри других процессов и неотделимо от них. Физиологические основы внимания В коре головного мозга протекают два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что в коре головного мозга возник очаг возбуждения, остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Именно поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать. Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется «неосознанной автоматической деятельностью человека». Функции внимания: 1. Отбор значимых объектов 2. Игнорирование несущественных объектов 3. Удержание объектов в сознании Свойства внимания: 1. Устойчивость (способность в течение длительного времени сохранять устойчивость внимания на каком-либо объекте) 2. Сосредоточенность (способность сконцентрировать внимание на одном объекте при отвлечении от других) 3. Переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую) 4. Распределение (способность рассредоточить внимание на несколько объектов, параллельно выполняя несколько видов деятельности) 5. Объем (количество объектов, воспринимаемых одновременно)
Виды внимания Низшие и высшие формы Низшие – непроизвольное внимание (выбор объектов производится несознательно) Относительная сила раздражителя, неожиданность раздражителя, движущиеся предметы, новизна раздражителя, контрастные предметы/явления, внутреннее состояние человека. Высшие – произвольное внимание (выбор объекта производится сознательно) Произвольное внимание возникает потому, что у человека появляется цель что-то воспринять или делать. Произвольное внимание имеет волевой характер. Послепроизвольное внимание возникает после определенных волевых усилий, когда человек начинает легко сосредотачиваться на какой-то деятельности.
Этапы развития внимания Появление ориентировочного рефлекса как врожденного признака непроизвольного внимания ребенка Конец первого года жизни: возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания Начало второго года жизни: зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого Второй-третий год жизни: развитие произвольного внимания 4,5-5 лет: направление внимания на сложные инструкции взрослого 5-6 лет: возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций Школьный возраст: развитие и совершенствование произвольного внимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|