Общая характеристика процесса обучения
Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Характеристики процесса обучения: 1. Обучение есть специфическая человеческая форма передачи общественного опыта. Опыт предшествующих поколений передается и усваивается посредством орудий и предметов труда, языка и речи, специально организованной учебной деятельности. 2. Обучение невозможно без наличия взаимодействия ученика и учителя, без наличия активности у учащегося, без его деятельности, называемой учением. 3. Обучение – не механическая прибавка к уже имевшимся психологическим процессам, а качественное изменение всего внутреннего мира, всей психики и личности ученика. при усвоении знаний происходит интериоризация. Цели обучения: 1)Формирование знаний и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений),2)Повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к обучению. Задачи обучения: · Стимулировать учебно - познавательную активность учеников; · Организовывать познавательную деятельность обучаемых по овладению научными знаниями и умениями; · развивать мышление, память, творческие способности; · Совершенствовать учебные умения и навыки; · Формировать научное мировоззрение и нравственно – эстетическую культуру. Т.о. обучение – целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Психологическое содержание обучения – специфический процесс познания и самопознания, управляемый педагогом. Именно руководящая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил, творческих способностей и рефлексивных возможностей. Проблематика процесса обучения: 1. Центральное место занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний должен осуществляться в тесной связи с их применением на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями. 2. Важнейшая теоретическая проблема – соотношение процессов учения и развития. Обучение влияет на умственное развитие учащихся, может ускорить прохождение соответствующих этапов этого развития и даже видоизменить их последовательность. 3. Важнейшая теоретическая проблема – изучение мотивов учения. Эффективность усвоения знаний зависит во многом от отношения учащегося к учебной деятельности, т.е. от его мотивации.
10.04.2012: Личностно – деятельностный подход как основа Основы личностно – деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Личностно – деятельностный подход определяют как единство его личностного и деятельностного компонентов, поскольку оба эти компонента неразрывно связаны друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действиями других факторов, например общения, определяет его личностное развитие. Личностный компонент соотносится с личностно ориентированным подходом, который предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие к конкретному человеку. Личностно – деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность. Основу деятельностного компонента в личностно – деятельностном подходе составляет категория «деятельность». Деятельность – форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «необходимости в чем – либо(.
Личностно – деятельностный подход в своем деятельностном компоненте предполагает формирование качеств личности через деятельность. Личностно – деятельностный подход к обучению имеет двойственную направленность и может быть рассмотрен с позиции обучающего и с позиции обучающегося. Личностно – деятельностный подход с позиции обучающего предполагает организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика · пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения как сообщения знаний, так и формирование умений и навыков; · переориентацию процесса обучения на постановку и решение учащимися конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских и т.д.)
Личностно – деятельностный подход с позиции обучающегося предполагает: · установление равно – партнерских доверительных отношений с педагогом; · создание условий, способствующих личностной самоактуализации и личностному росту обучающегося; · формирование активности ученика, его готовности к учебной деятельности, к решению проблемных задач. В целом личностно – деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. 16.04.2012: Основные направления современного Образовательный процесс всегда интерпретировался в контексте доминирующих психологических теорий, положение которых соотносилось с процессом обучения. Процесс обучения трактовался в категориях и понятиях этих теорий.
До конца 19 столетия это была ассоциативная теория. Современные направления обучения основываются на постулате С.Л. Рубинштейна о том, что «ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь». Он подчеркивал, что в реальном ходе обучения (через которое ребенок проходит, развиваясь) и развития (которое совершенствуется в процессе обучения) происходит и освоение определенной системы знаний, и развитие способностей ребенка. С середины 20 века направление обучения поляризуется вокруг двух его характеристик: управляемости и формирования у учащихся способности «добывать№ знания самостоятельно. Общие основания современных направлений обучения: 1. По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучающегося выделяют формы контактного и дистанционного обучения. 2. По основанию принципа сознательности выделяется обучение, соотносимое с характером освоения опыта. 3. По основанию наличия управления образовательным процессом: a. не основывающееся на управлении (традиционное обучение); b. рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных способностей) 4. По основанию взаимосвязи образования и культуры: a. обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения) b. обучение, основанное на дисциплинарно – предметном принципе (традиционное обучение) 5. По основанию связи обучения с будущей деятельностью: a. знаково – контекстное или контекстное; b. традиционное обучение внеконтекстного типа 6. По основанию способа организации обучения: a. включающее активные формы и методы b. традиционное (информационное, сообщающее) обучение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|