Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика процесса обучения




Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Характеристики процесса обучения:

1. Обучение есть специфическая человеческая форма передачи общественного опыта. Опыт предшествующих поколений передается и усваивается посредством орудий и предметов труда, языка и речи, специально организованной учебной деятельности.

2. Обучение невозможно без наличия взаимодействия ученика и учителя, без наличия активности у учащегося, без его деятельности, называемой учением.

3. Обучение – не механическая прибавка к уже имевшимся психологическим процессам, а качественное изменение всего внутреннего мира, всей психики и личности ученика. при усвоении знаний происходит интериоризация.

Цели обучения: 1)Формирование знаний и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений),2)Повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к обучению.

Задачи обучения:

· Стимулировать учебно - познавательную активность учеников;

· Организовывать познавательную деятельность обучаемых по овладению научными знаниями и умениями;

· развивать мышление, память, творческие способности;

· Совершенствовать учебные умения и навыки;

· Формировать научное мировоззрение и нравственно – эстетическую культуру.

Т.о. обучение – целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Психологическое содержание обучения – специфический процесс познания и самопознания, управляемый педагогом.

Именно руководящая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил, творческих способностей и рефлексивных возможностей.

Проблематика процесса обучения:

1. Центральное место занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний должен осуществляться в тесной связи с их применением на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями.
Применение знаний имеет свои специфические особенности, что обусловлено тем, что учащимся не только приходится использовать имеющиеся у них знания в пределах одного и того же учебного предмета, но и переносить приобретенные знания и умения в другие области науки и новые виды практической деятельности.

2. Важнейшая теоретическая проблема – соотношение процессов учения и развития. Обучение влияет на умственное развитие учащихся, может ускорить прохождение соответствующих этапов этого развития и даже видоизменить их последовательность.
В то же время результат и процесс учебной деятельность, в свою очередь, зависят от уже достигнутого учащимися уровня развития и овладения им примами умственной деятельности.

3. Важнейшая теоретическая проблема – изучение мотивов учения. Эффективность усвоения знаний зависит во многом от отношения учащегося к учебной деятельности, т.е. от его мотивации.
При этом большая роль отводится оценке учителями школьных достижений учащегося. Оценка служит как бы «подкреплением» учебной деятельности школьника. кроме того, большое значение имеет самоконтроль и самооценка, когда учащийся самостоятельно контролирует ход своей работы, сопоставляя получаемый результат с образцом и, если это необходимо, его корректируя.

10.04.2012: Личностно – деятельностный подход как основа
организации образовательного процесса

Основы личностно – деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Личностно – деятельностный подход определяют как единство его личностного и деятельностного компонентов, поскольку оба эти компонента неразрывно связаны друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действиями других факторов, например общения, определяет его личностное развитие.

Личностный компонент соотносится с личностно ориентированным подходом, который предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие к конкретному человеку.
Личностно – ориентированный подход – принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуально – психологические особенностей.

Личностно – деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность.
Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и коррегирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.

Основу деятельностного компонента в личностно – деятельностном подходе составляет категория «деятельность».
Трактовка данной категории основывается на теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Основной постулат постулат данной концепции: психика формируется и развивается в деятельности.

Деятельность – форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «необходимости в чем – либо(.
Характеристики: субъектность, предметность, активность, целенаправленность, мотивированность, осознанность.

Личностно – деятельностный подход в своем деятельностном компоненте предполагает формирование качеств личности через деятельность.
Исходным положением является личностный смысл деятельности обучающихся, включение каждого ребенка в активную деятельность в процессе обучения.
Педагог должен ориентироваться не только на усвоение знаний обучающимися, а в большей степени на способы этого усвоения.

Личностно – деятельностный подход к обучению имеет двойственную направленность и может быть рассмотрен с позиции обучающего и с позиции обучающегося.

Личностно – деятельностный подход с позиции обучающего предполагает организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика

· пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения как сообщения знаний, так и формирование умений и навыков;

· переориентацию процесса обучения на постановку и решение учащимися конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских и т.д.)

 

Личностно – деятельностный подход с позиции обучающегося предполагает:

· установление равно – партнерских доверительных отношений с педагогом;

· создание условий, способствующих личностной самоактуализации и личностному росту обучающегося;

· формирование активности ученика, его готовности к учебной деятельности, к решению проблемных задач.

В целом личностно – деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности.

16.04.2012: Основные направления современного
обучения

Образовательный процесс всегда интерпретировался в контексте доминирующих психологических теорий, положение которых соотносилось с процессом обучения. Процесс обучения трактовался в категориях и понятиях этих теорий.

До конца 19 столетия это была ассоциативная теория.
В начале 20 века появились сразу две теории – бихевиоризм и гештальтпсихология – сформулировали основные положения обучения.
Во второй половине 20 столетия возникли самостоятельные теории или, точнее, направления обучения.

Современные направления обучения основываются на постулате С.Л. Рубинштейна о том, что «ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь».

Он подчеркивал, что в реальном ходе обучения (через которое ребенок проходит, развиваясь) и развития (которое совершенствуется в процессе обучения) происходит и освоение определенной системы знаний, и развитие способностей ребенка.

С середины 20 века направление обучения поляризуется вокруг двух его характеристик: управляемости и формирования у учащихся способности «добывать№ знания самостоятельно.
Ни одно из направлений в настоящее время не предоставлено в чистом виде, одно включает элементы другого.
Одного необходимым требованием для каждого направления является воспитывающий, развивающий характер обучения и активность субъекта научения.

Общие основания современных направлений обучения:

1. По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучающегося выделяют формы контактного и дистанционного обучения.
К контактной форме относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения.
К дистанционной форме относится создаваемое в настоящее время обучения «на расстоянии» при помощи специальных, взаимодействующих на входе и выходе технических средств.

2. По основанию принципа сознательности выделяется обучение, соотносимое с характером освоения опыта.
Это, к примеру, интуитивное освоение ребенком родного языка, определенное Л.В. Выготским как путь «снизу - вверх».

3. По основанию наличия управления образовательным процессом:

a. не основывающееся на управлении (традиционное обучение);

b. рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных способностей)

4. По основанию взаимосвязи образования и культуры:

a. обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения)

b. обучение, основанное на дисциплинарно – предметном принципе (традиционное обучение)

5. По основанию связи обучения с будущей деятельностью:

a. знаково – контекстное или контекстное;

b. традиционное обучение внеконтекстного типа

6. По основанию способа организации обучения:

a. включающее активные формы и методы

b. традиционное (информационное, сообщающее) обучение


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...