Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательная деятельность младшего школьника.




В шестилетнем возрасте ребенка ждет первые крупные перемены в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учебная. Познавательная деятельность школьника преимущественно проходит в процессе обучения.

Развитие внимания: Дети, поступающие в школу, не имеют целенаправленного внимания. Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент возможно и не интересуют школьника. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных предметах, а не просто внешне привлекательных. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – важное приобретение младшего школьного возраста.

Развития восприятия: Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия. Но их восприятие сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ воспринимаемых свойств и качеств предметов. В процессе обучения у детей формируется такой вид деятельности, называемый наблюдение. Появляется возможность анализировать и дифференцировать предметы.

Развитие память: Семилетний ребенок в основном запоминает внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания и т.д. Больше развита непроизвольная память. Школьное обучение требует от детей произвольного запоминания материала. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера мнемонической задачи и овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения.

Развитие воображения: Учебная деятельность способствует развитию воображения детей. Большинство сведений, сообщаемых школьникам, имеет форму словесных описаний и школьники должны воссоздать этот образ. Развитие способностей к этому проходит 2 стадии. Первоначально создаваемые образы только приблизительно характеризуют реальный объект и бедны деталями. Эти образы статичны, в них не представлены изменения и действия. На второй стадии количество признаков и свойств образов увеличивается, они приобретают полноту и конкретность.

Развитие мышления: В развитии мышления младших школьников наблюдается 2 стадии: на первой стадии мыслительная деятельность напоминает мышление дошкольников, анализ учебного материала производится в наглядно – действенном плане. Дети опираются на наглядно – действенные предметы или их заместители. К 3 классу мышление переходит на вторую стадию. Учащиеся овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий. Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы умственной деятельности. К концу второй стадии учащиеся производят обобщение по средствам анализа синтеза.

Школьное обучение и его особенности.

Поступление в школу коренным образом изменяет положение ребенка в обществе. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию, деятельность – учение. Их позиция в жизни, все отношения со сверстниками и взрослыми, в семье и вне ее, будут определяться тем, как дети выполняют свои первые новые общественно значимые обязанности. Начало школьного периода жизни ребенка должно характеризоваться принципиальным изменением всего ее строя. Чем четче обозначается требование, тем яснее для ребенка переход к новому положению, чем определеннее изменения во всей системе его отношений, тем лучше это содействует укреплению в ребенке сознания своего нового положения и новых обязанностей.

Учебная деятельность младшего школьника.

Учебная деятельность:

· общественна по содержанию (в ней происходит усвоение богатств культуры, накопленной поколениями);

· общественна по смыслу (является общественно значимой);

· общественна по форме осуществления (реализуется в соответствии с общественными нормами);

· является ведущей в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст – период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности. Одно из свойственных учебной деятельности противоречий заключается в том, что будучи общественной, она индивидуальна по результату т.е. усвоенные в процессе ЗУНы – приобретения отдельного ученика. Усвоение знаний и изменения школьника являются основной учебной целью. Учебная деятельность ребенка развивается постепенно через опыт вхождения в нее. Она направленна на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и усвоению этих знаний. Учебная деятельность имеет свой предмет – человек. Учась, ребенок ориентирует себя на самоизменение, овладевает необходимыми способами умственных действий, рефлексируя, сравнивает себя прежнего и нынешнего. Эти изменения прослеживаются и выявляются на уровне достижений.

Самое существенное в учебной деятельности – рефлексия на самого себя, отслеживание своих достижений и происшедших изменений. Очень важно чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение.

Подростковый возраст

Возрастные границы подросткового периода – между 10-11 и 15-16 годами. Пубертатный период – период полового созревания человека, процесс изменений организма ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода.

Специфические особенности:

· По уровню характера психического развития это типичная эпоха детства:

· Растущий человек, имеющий во многом уже взрослые желания, мысли и собственные взгляды, направленность на новые действия.

Кризис подросткового возраста связан:

v С перестройкой организма ребенка – половым созреванием;

v С активизацией и сложным взаимодействием гормонов роста и половых гормонов, вызывающих интенсивное физическое и физиологическое развитие, нестабильность эмоционального фона;

v С главной особенностью подростка – личностной нестабильностью, противоречивостью характера и поведения.

Физическое развитие в подростковом возрасте:

§ Важнейший факт физического развития – половое созревание, начало функционирования половых желез;

§ Появление вторичных половых признаков;

§ Интенсивный рост скелета(4 – 7 см в год), опережающее развитие мускулатуры;

§ Некоторая непропорциональность тела, угловатость;

§ Трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжения головного мозга;

§ Перепады сосудистого о мышечного тонуса;

§ Быстрая смена физического состояния и настроения, появление раздражительности;

§ Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности поведения;

§ Подросток может сочетать в себе традиционные мужские и женские качества;

§ Резко повышается интерес к своей внешности, остро переживаются все изъяны внешности;

§ Возможно возникновение чувства неполноценности, замкнутости, невроза;

§ Формируется новый образ физического «Я»

Психическое развитие в подростковом возрасте:

§ Происходит дальнейшее развитие психических функций.

§ Появляется взрослая логика мышления. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.

§ Главное новообразование – чувство взрослости, отношение подростка и себе как взрослому, ощущение себя практически взрослым человеком: претензия на равноправие в отношениях со взрослыми, отстаивание своей позиции, стремление к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей, проявление собственных вкусов, взглядов, оценок.

§ Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Они более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.


Юношеский возраст

Юношеский возраст – этап индивидуального психического развития, продолжающийся от завершения подросткового возраста до наступления взрослости (девушки – 16 – 21, юноши – 17 – 22)

Общая характеристика: период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.

Юношеский возраст представляет собой в буквальном смысле «третий мир», существующий между детством и взрослостью.

Кризис: юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой связано со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве.

Основное психологическое новообразование – самоопределение; главная особенность – осознание себя на пороге самостоятельной жизни, выбор будущей сферы деятельности; начинается проектирование будущего.

Особенности юношеского возраста:

· Важнейшее значение имеет выбор профессии;

· Мотивы, связанные с будущим, становятся не только доминирующими, но и непосредственно побуждающими учебную деятельность;

· Ведущей деятельностью становится учебно – профессиональная.

Психическое развитие:

· Большая дифференцированность эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний;

· Повышение самоконтроля

· умственное развитие заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности;

· Юноши и девушки усваивают многие научные понятия, обучают пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них словесно – логического мышления.

Личностное развитие:

· Связанно с определением ценностных ориентиров;

· В познании себя, в общении с другими людьми происходит оценивание себя и других с позиции усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии;

· Достижения данного возраста – новый уровень развития самосознания, открытие собственного внутреннего мира, мира мыслей, переживаний и взглядов;

· Интерес к себе выражается в самоанализе поведения и личностных качеств;

· Формируется эгоидентичность;

· Основной путь самооценки – сравнение мнений о себе или проверка себя в рискованных поступках;

· Оценка себя с учетом жизненных планов, взгляд на себя из будущего;

· Самооценка зачастую завышена, что обеспечивает самоуважение, уверенность в себе;

· Главная личностная особенность – появление жизненных планов и готовность к социальному построению собственной жизни;

· Жизненные планы становятся предметом размышлений, в ходе которых уточняются не только цели, но и способы достижений;

· Но обдумывание способов достижения, зачастую поверхностное, слабо ориентировано на конкретные поступки сегодняшнего дня, что может привести к крушению юношеских планов в последующем;

· Притязания на материальное благополучие и скорость успехов в карьере часто завышены, профессиональные планы более реалистичны;

· Молодые люди не всегда понимают, что богатство целей – лишь предпосылка для развертывания практических действий в настоящем;

· Ценнейший компонент самосознания – самоуважение;

· необходимо научиться принимать себя достойным, чтобы нести ответственность за свой выбор и решения, избавится от подросткового конформизма;

· Чувство достоинства помогает выстоять в экстремальных ситуациях, угрозы насилия, повышает степень надежности личности и эгоидентичность.

Отношения с родителями

Зрелый возраст

Представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой.

Процесса развития продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости.

Границы периода условны – с начала трудовой деятельности (23 – 25 лет) до смерти человека.

Границы:
от 35 до 55 – женщины
от 30 до 50 – мужчины

Зрелость – череда психологических возрастов:

· первая (ранняя) зрелость

· кризис середины жизни

· вторая (поздняя) зрелость

Период зрелости был назван древними греками временем «акмэ», что означало высшую степень чего – либо, момент наибольшего расцвета человеческой личности.

Н.Н. Рыбников предложил обозначить термином «акмеология», специальный раздел возрастной психологии – о природе расцвета всех.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...