Общая характеристика общения.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией Общение характеризуется: цель – то, ради чего у человека возникает данный вид активности. o биологическое общение – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей o социальное общение – преследует цели расширения и укрепления межличностных конфликтов Содержание общения – информация, которая передается в процессе общения от одного человека другому. Общение по содержанию: · материальное · когнитивное · кондиционное · мотивационное · деятельностное Средства общения – способы кодирования, передачи и переработки информации. Общение в зависимости от средств: 1. вербальное/невербальное 2. прямое/косвенное 3. непосредственное/опосредованное Функции общения: v информационно – коммуникативная v регуляторно – коммуникативная v аффективно – коммуникативная Структура общения. Стороны общения: z коммуникативная – обмен информацией между людьми z перцептивная – восприятие партнерами друг друга по общению и установленного на этой почве взаимопонимания z интерактивная – организация взаимодействия между людьми Взаимодействие может проявляться в совместной деятельности, одностороннем влиянии, во взаимном влиянии людей на друг друга. Вербальные и невербальные коммуникации. Классификация Коммуникация как социально – психологический феномен. Коммуникация – процесс создания и передачи информации в процессе общения. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Различают вербальную и невербальную коммуникацию, использование различных знаковых систем.
Вербальная коммуникация. Представляет собой словесное взаимодействие сторон и общение с помощью знаковых систем. Речь – естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающая в себя лексический и синтаксический принципы. Свойства речи: · является частью коммуникативной культуры и культуры вообще · способствует формированию общественной роли коммуниканта · осуществляет взаимное общественное признание коммуникантов · создает социальные значения Функции языка в процессе коммуникации: Ø коммуникативная Ø конструктивная Ø аппелятивная Ø эмотивная Ø фатическая Ø метаязыковая Формы речевой коммуникации: § монолог § диалог Виды вербальной коммуникации: ª устная речь ª письменная речь ª чтение ª слушание Невербальная коммуникация. Включает в себя все формы общения, когда человек не опирается на слова. Включает в себя пять основных знаковых систем: z оптико – кинетическая o внешний вид собеседника o мимика o пантомимика z паралингвистическая o тембр голоса o тональность o диапазон o вокальные качества z экстралингвистические o темп речи o паузы o вкрапления в речь z пространственная o интимная зона 10 – 45 см o личная зона 45 – 120 см o социальная зона 120 – 350 см o публичная зона от 350 см z визуальная o время коммуникации o визуальный контакт o частота обмена взглядами Функции невербальной коммуникации: 1. дополнение речи 2. замещение речи 3. репрезентация эмоционального состояния партнеров Т.о., все виды НК играют вспомогательную роль в процессе коммуникации, усиливая/ослабляя вербальное воздействие, а также помогая выяснить намерения участников общения.
Конфликты и их разрешения Конфликты – трудноразрешимое противоречие, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких – либо целей. Традиционно конфликт рассматривается как негативное и нежелательное явление, признак неэффективной деятельности и плохого управления. Современные школы психологии считают, что конфликты возможны даже при безукоризненном управлении, они несут положительное значение: привлечение внимание к ранее незатронутым проблемам, разрядка напряженности, получение новой информации, стимулирование развития и т.д. Объект конфликта – ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон (участников конфликта) Предмет конфликта – те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить. Субъекты конфликта: · оппоненты – противостоящие стороны · вовлеченные группы – способны повлиять на исход конфликта · заинтересованные группы – их интересы затрагиваются конфликтом Участники конфликта: отдельные люди, группы. Типы конфликта: z внутриличностный – негативное переживание, вызванное борьбой внутренних структур личности человека. Обычно связан с неудовлетворенностью жизнью, малой уверенностью в себе и т.д. z межличностный – столкновение двух личностей в процессе их взаимодействия. Обычно возникает между людьми с разными чертами характера, взглядами и ценностями. z конфликт между личностью и группой – столкновение между частями/всеми членами группы, влияющее на продуктивность работы группы в целом. Возникает в случаях, когда личность занимает позицию, отличную от позиции группы. z межгрупповой – противостояния/столкновение двух и более групп. Поскольку у разных групп существуют свои цели, неизбежны конфликты даже при умелом руководстве. Носит интенсивный характер. Причины конфликтов: · «Позиционный дефицит» - невозможность выполнения одной социальной роли несколькими субъектами. · «Дефицит источников» - несколько человек не могут удовлетворить свои притязания на ресурсы в полной мере. · Формирование агрессивных реакций человека.
· Ограниченность в ресурсах, различие в уровне образования, манерах, опыте и т.п. · Низкий уровень коммуникации. · Низкая культура поведения. Определить причины конфликта очень важно, т.к. в этом случае легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению. По мнению ученых, существуют конфликтные личности, которые сознательно/случайно провоцируют столкновение. Типы конфликтных личностей: a) демонстративные личности – стремясь быть в центре внимания, часто становятся организаторами конфликта b) ригидные личности – обладают завышенной самооценкой, некритичность по отношению к своим поступкам, обидчивость c) неуправляемые личности – излишне требовательны, мнительны и подозрительны d) целенаправленно конфликтные личности – используют конфликты как средства достижения собственных целей e) бесконфликтные личности – отличаются желанием всем угодить и этим часто провоцируют конфликты Характер конфликтов: объективный – в основе лежит материальный объект; субъективный – может быть вызван различными внутренними причинами. Этапы конфликта: Возникновение конфликта –> осознание данной ситуации сторонами –> конфликтное поведение –> исход конфликта: · конструктивный · диструктивный · замораживание Стратегия поведения в конфликте: Ø уход от конфликта (уступка сторон) Ø борьба Ø компромисс (взаимная уступка, соглашение) Ø уступка (готовность одной стороны уступить другой) Ø сотрудничество (взаимная направленность на интересы) 29.05.2012: Понятие и классификация малой Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, представленной в виде сложно устроенного общества, где люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения – группы. Среди групп выделяют большие и малые Большие социальные группы представлены государствами, нациями, партиями и др. социальными общностями, выделяемые по профессиональному, религиозному, экономическому, культурному и другим признакам
Через большие группы воздействие на психологию входящих в него людей происходит опосредованно. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально – психологическим образованием. Общность членов группы может обнаруживаться по разным характеристикам: внешние (территориальная общность), внутренние (общие интересы, семья) Мера психологической общности определяется сплоченностью группы – одну из основных характеристик уровня ее социально – психологического развития. Основные черты: · малочисленный состав · пространственная близость людей · длительность существования · общность групповых ценностей, норм и образцов поведения · добровольность вступления в группу · неформальный контроль за поведением членов Малых группы могут быть разными: ª по величине ª По характеру и структуре отношений ª по индивидуальному составу ª по особенностям ценностей, норм и правил поведения ª по межличностным отношениям ª по целям и содержанию деятельности Размер группы – ее численный состав, композиция группы – индивидуальный состав. Канал коммуникации – структура межличностных отношений Психологический климат группы – нравственно – эмоциональный тон отношений Групповые нормы – общие правила поведения, установленные группой и которых эта группа должна предерживаться. Классификация малых социальных групп: · условные · реальные o лабораторные o естественные § формальные/неформальные § слаборазвитые/высокоразвитые § корпорации/коллективы § референтные/нереферентные Условные группы – представляют собой искусственно выделяемые исследователями объединения людей, не имеющих не общих целей, не постоянных контактом между друг другом. Реальные группы – действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы. Лабораторные группы – создаются с целью проведения какого – либо научного исследования, существуют только в лаборатории. Естественные группы – складываются сами по себе, и существуют исходя из потребностей общества или включенных в них людей: 1. Формальные группы – создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (школьный класс) Неформальные группы – возникают и действуют вне рамок этих организаций (молодежные объединения) 2. Слаборазвитые группы – в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия (условные лабораторные группы)
Высокоразвитые группы – социально – психологические общности, отвечающие всем вышеперечисленным требованиям 3. Корпорация – совокупность лиц, объединившихся для какой – либо цели, как правило люди одной профессии (педсовет) Коллектив – группа, где сложилась дифференцированная система различных деловых и личностны взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. 4. Референтная группа – любая реальная или условная группа, к которой человек причисляет себя добровольно или членом которой он хотел бы стать. Нереферентная группа – психология и поведение группы чужлы для индивида или безразличны для него.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|