Глава 8. Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение .217
Стр 1 из 45Следующая ⇒ RogerBuckleyJimCaple The Theory and Practice Of Training
Fourth Edition РобертБакли ДжимКэйпл Теория Ипрактика Тренинга Е международное издание Санкт-Петербург Москва ■ Харьков ■ Минск 2002 Роберт Бакли, Джим Кэйпл ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТРЕНИНГА Серия «Эффективный тренинг» Перевод с английского А. Татлыбаевой Главный редактор Е. Строганова Заведующий психологической редакцией Л. Винокуров Зам. зав. психологической редакцией И. Карпова Художественный редактор В. Шимкевич Художник обложки К. Радзевич Верстка Е. Кузьменок ББК 88.59 УДК 316.6 Бакли Р., Кэйпл Дж. Б19 Теория и практика тренинга. — СПб: Питер, 2002; — 352 с. — (Серия «Эффективный тренинг»). ISBN 5-318-00081-9 В условиях современной глобализации экономики как организации в целом, так и отдельному «карьеристу» непросто завоевать и сохранить преимущества в конкурентной борьбе. Чтобы добиться успеха, сохранить лидирующие позиции необходимы диверсификация, постоянное совершенствование организационных структур и навыков работников, эффективное использование технологий и ориентация на потребителя. В данном пособии освещаются теоретические и практические подходы, методы тренинга, которые являются наиболее эффективными для решения указанных задач. Благодаря многочисленным и разнообразным примерам читателю не составит большого труда применить полученные знания на практике. Книга адресована тренерам, руководителям и менеджерам различных уровней, специалистам в области работы с персоналом и организационного развития. © Roger Buckley, Jim Caple, 1990, 1992, 1995, 2000 © Перевод на русский язык, А. М. Татлыбаева, 2001 © Издательский дом «Питер», 2002
Права на издание получены но соглашению с Kogan Page. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-318-00081-9 ISBN 0 7494 3199 7 (англ.) ЗАО «Питер Бук», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.2000. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры. Подписано к печати 22.11.01. Формат 60 х 90/16. Усл. п.л. 22. Тираж 7000 экз. Заказ 2403. Отпечатано с готовых диапозитивов в АООТ «Типография „Правда"». 191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие......................................... 7 Признательность...................................... 9 Введение.......................................... 10 Глава 1. Тренинг и внутренняя среда организации................................... 15 Различия между тренингом и образованием................................................ 16 Тренинг, обучение и опыт................................................................................. 18 Польза тренинга................................................................................................... 19 Обучающаяся организация............................................................................... 21 Имидж тренинга и отношение к тренингу..................................................... 24 Тренинг и корпоративная стратегия.............................................................. 28 Тренинг и системное мышление....................................................................... 34 Глава 2. Систематичный подход к тренингу............................................... 36 Стадии систематичного подхода..................................................................... 38 Заключение............................................................................................................. 47 Глава 3. Реактивный путь к тренингу............................................................ 52 Стадии исследования проблемы исполнения.............................................. 56 Посмотрим на вещи в перспективе.................................................................. 72 Глава 4. Проактивный путь к тренингу.......................................................... 74
Корпоративная стратегия, тренинг и планирование трудовых ресурсов.. 75 Изучение трудовых ресурсов............................................................................ 79 Конкретные изменения и объекты тренинга................................................ 81 Опросы, аудиты и обзоры................................................................................. 83 Обычные процедуры работы с кадрами....................................................... 86 Компетенциональный подход.......................................................................... 90 Заключение............................................................................................................ 92 Глава 5. Виды анализа для тренинга............................................................. 95 Анализ содержания работы.............................................................................. 98 Синтез и перспективный анализ труда........................................................ 101 Функциональный анализ.................................................................................. 107 Анализ знаний и предмета.............................................................................. 122 Анализ физических умений............................................................................. 125 Анализ социальных умений............................................................................ 127 Анализ целевой аудитории.............................................................................. 129 Анализ объектов/содержания тренинга...................................................... 133 Критерии и стандарты тренинга................................................................... 133 Оценка критериев............................................................................................... 138 Глава 6. Цели тренинга..................................................................................... 142 Цели тренинга..................................................................................................... 143 Структура целей................................................................................................ 144 Источники информации для формулирования целей тренинга............ 146 Цели исполнения................................................................................................ 146 Установление стандартов и критериев оценки исполнения.................. 149 Отношение и установки................................................................................... 151 Определение условий........................................................................................ 153 Значение целей тренинга................................................................................. 155 Возражения.......................................................................................................... 156 Ответ на возражения......................................................................................... 159 Глава 7. Принципы и условия научения............................................................ 162 Последовательность подачи материала.................................................... 163
Готовность ученика......................................................................................... 164 Способы научения............................................................................................. 173 Общие условия научения....................................,.......................................... 175 Принципы и специфические условия научения......................................... 178 Заключение.......................................................................................................... 216 Глава 8. Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение....217 Ограничения........................................................................................................ 217 Целевая аудитория............................................................................................ 220 Стратегии и тактики......................................................................................... 221 Тактики.................................................................................................................. 224 Методы закрепления и переноса................................................................... 231 Выбор стратегии и тактик............................................................................... 234 Глава 9. Оценка эффективности тренинга......................................................... 245 Реакция на тренинг............................................................................................ 246 Валидизация в контексте научения..................................................,.......... 251 Оценка умений.................................................................................................... 256 Оценка изменений в установках.................................................................... 260 Рабочее поведение и трудовые показатели............................................... 261 Заключение.......................................................................................................... 271 Глава 10. Аудит тренинга...................................................................................... 273 Аудит тренинга на уровне учебного события........................................... 276 Аудит тренинга на функциональном уровне............................................. 288 Аудит тренинга на организационном уровне............................................ 289 Тренинг-аудитор................................................................................................ 290 Глава 11. Роль тренера......................................................................................... .293 Тренер в контексте времени............................................................................ 293 Кто такие тренеры?........................................................................................... 294 Умения тренера.................................................................................................. 297
Роль тренера и ее трансформация в современных условиях................ 307 Управление практическими результатами обучения.............................. 310 Тренер как консультант................................................................................... 313 Маркетинг тренинга.......................................................................................... 317 Заключительное слово.......................................................................................... 321 Приложение 1. Методы сбора информации о проблемах исполнения и содержании работы/задания................................................................ 322 Приложение 2. Выборочное исследование................................................ 332 Приложение 3. Образец учебного дневника............................... .............. 335 Приложение 4. Обзор проведенного курса (образец)............................. 339 Приложение 5. Лист наблюдений (чек-лист) для оценки работы тренера...................................................................... 344
Появление данной книги обусловлено стремительным и непрекращающимся процессом перемен, ставшим обыденностью для человека XXI века. Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить этот факт. Глобализация, постоянное развитие информационных и коммуникационных технологий, постепенная, но неуклонная сдача позиций добывающими и обрабатывающими отраслями индустрии — вот лишь три примера конкретных изменений, сказывающихся на жизни каждого человека. Эти факторы определяют, кем мы работаем и работаем ли вообще. Можно смело заявить: если вы полагали окончательными изменения, происшедшие на рынке труда во второй половине XX столетия, то вы ничего не поняли! Таким образом, любая книга, рассказывающая о тренинге и функциях тренинга (а тренинг, как утверждается в данной книге, призван прежде всего помочь индивидуумам и рабочим группам адаптироваться к происходящим изменениям и конструктивно реагировать на них), способна обеспечить успех как отдельных работников, так и организаций, в которых они работают. Именно таково значение книги «Теория и практика тренинга». В настоящее время, к моменту своего четвертого издания, эта книга прочно утвердилась в качестве обязательной литературы для новичков в деле тренинга. Начиная с 1990 г., когда книга впервые вышла в свет, я постоянно рекомендую ее своим студентам. Я пользуюсь также и последующими тремя изданиями, видя в них источник и средство обучения как для новичков, так и для «продвинутых» студентов. В частности, поэтому я с удовольствием откликнулся на пред-
Предисловие ложение авторов написать предисловие к книге. Но я принял его еще и потому, что Роджер Бакли и Джим Кэйпл не стесняются говорить о тренинге с позиций системного подхода. По их собственному признанию, системный подход на протяжении многих лет подвергался критике, но я со своей стороны, исследуя практику тренинга и развития, принятую в различных организациях и отраслях индустрии, постоянно убеждаюсь в том, что они применяют и используют не что иное, как системный подход. В тех случаях, когда я взвешиваю, анализирую и оцениваю предлагаемые взамен альтернативы, я неизменно прихожу к выводу, что эти альтернативы либо представляют собой все тот же системный подход, только «обряженный» в другие одежды, либо не применимы на практике. А потому мне доставляет особое удовольствие высказать свое одобрение подходу, методам и процессам, о которых пишут и за которые ратуют авторы данной книги.
Кроме того, авторы сумели выполнить обещание, содержащееся в названии книги. На мой взгляд, в ней не так уж много теоретических рассуждений о самом тренинге. Вы не найдете здесь «чистых» «теорий тренинга», зато практика тренинга вдохновлена теориями человеческого поведения, разработанными в социальных науках, — особенно психологическими и социально-психологическими теориями научения и групповой динамики. Данные теории получают должное внимание и критическое осмысление в книге. Однако еще важнее то, что авторы объясняют, какое применение находят эти теории в процессах тренинга. Благодаря многочисленным и разнообразным примерам читателю не составит большого труда понять и применить необходимую теорию на практике. Значение тренинга, как одного из аспектов управления организацией, слишком велико, чтобы отдавать его на откуп дилетантам. Тренинг оказывает огромное влияние на жизнь людей и обусловливает успех организации и потому не может быть делом случая. Слава Богу, что мы наконец признали эту истину и начинаем действовать в соответствии с ней. Я уверен, что труд Роджера Бакли и Джима Кэйпла еще многие годы будет способствовать повышению профессионализма людей, занимающихся тренингом. Профессор Джим Стюарт Ноттингемская школа бизнеса Апрель 2000 г.
Авторы выражают признательность тем тренерам, которые на протяжении многих лет делились с ними своими идеями и опытом, а также благодарят Патрика Бакли за помощь в подготовке материалов для настоящего издания.
Двадцатый век был веком перемен, и перемены неизбежно станут главной темой XXI столетия. Для того чтобы выжить и преуспеть, организации, как в частном, так и в государственном секторе, должны уметь своевременно и гибко реагировать на социальные, технологические, экономические и политические изменения. Это значит, что устойчивость и развитие организации будут зависеть от ее способности соответствовать новым внешним и внутренним требованиям, которые возникнут в результате перемен. А это в свою очередь означает, что и старым и новым работникам будет необходимо постоянно расширять круг своих знаний и умений, изменять свои установки и виды на будущее. Когда-то люди вступали на трудовое поприще, мечтая о такой работе, где они могли бы работать всю свою жизнь, и для большинства эта мечта стала реальностью. Многие шли работать в ту же организацию, где трудились их родственники, и работали там до пенсии. Одни пробились из рабочих в «начальники», тогда как другие продолжали трудиться в привычном и безопасном окружении, довольствуясь тем, что им регулярно платят зарплату. Некоторые стремились получить работу в офисе, полагая, что она обеспечит их соответствующим статусом и неприкосновенностью до конца трудовой жизни., Но все это в прошлом. С 1970-х гг. традиционные отрасли промышленности переживают спад, что привело к исчезновению многих видов рутинного и неквалифицированного труда. На рынке труда существует конкуренция, и она будет усиливаться. Причина тому — Введение
глобализация экономики. Сейчас западному миру приходится соперничать с такими странами, как Тайвань, Корея и Сингапур, которые используют дешевую рабочую силу и новые рыночные возможности, открывшиеся в результате устранения торговых барьеров и развития новых технологий. Теперь работодатели будут заинтересованы в том, чтобы иметь высококлассный и взаимозаменяемый персонал; краткосрочные и среднесрочные контракты станут более распространенной формой найма, и люди в еще большей степени осознают, что они сами отвечают за свое обучение и карьеру. Идеал работника, всю жизнь проработавшего на одном месте, терпит крах и вот-вот уйдет в небытие. И организации в целом, и мечтающие о карьере индивидуумы стремятся завоевать и сохранить преимущества в конкурентной борьбе. Чтобы добиться успеха или сохранить лидирующие позиции в этом соревновании, да и просто для того чтобы выжить, организации сосредоточили свои усилия на выполнении четырех ключевых требований. Эти требования таковы: диверсификация1, постоянное совершенствование организационных структур и навыков работников, эффективное использование технологии и ориентация на потребителя. Диверсификация связана не только с модернизацией и модификацией уже существующих товаров и услуг, но также с введением новых изделий и новых способов предоставления услуг. Кроме того, потребность в диверсификации удовлетворяется путем расширения сферы деятельности организации, т. е. посредством открытия новых областей и вторжения в традиционные сферы деятельности других производителей и поставщиков услуг. Так, например, многие строительные компании превратились в банки, многие универмаги и супермаркеты предоставляют клиентам финансовые услуги, магазины сети DIY2 предлагают услуги по страхованию домашнего имущества, а поставщики газа обеспечивают потребителей также электричеством. Различные формы слияния компаний и поглощения одной компании другой наглядно демонстрируют многообразие внутри крупных групп компаний. Наряду с необходимостью соответствовать требованию диверсификации организациям приходится пересматривать свою структуру. Процессы, начавшиеся в 1980-х гг. и описанные в литературе как разукрупнение, децентрализация и делегирование ответственности 1 Расширение объектов деятельности и номенклатуры продукции. — Примеч. перев. 2 Do-it-yourself — «Сделай сам». Введение и полномочий, в настоящее время стали весьма распространенным явлением. Многие организации сочли целесообразным регионализацию и фрагментацию выполняемых ими функций и операций и предоставили своим подразделениям значительную свободу действий. В этих изменениях было рациональное зерно: они позволяли организации приблизиться к потребителю. Кроме того, они стимулировали развитие личной ответственности, инициативы, делового мышления и ориентации на конечный результат у широкого круга работников и существенно упростили оценку эффективности различных подразделений организации. Однако к концу 1990-х гг. в ряде организаций наметилась обратная тенденция: децентрализованные функции были возвращены в центр. Причиной тому послужил целый ряд факторов. Аркин (Arkin, 1990) цитирует Какабадса, который считает, что в 1980-х гг. организации искали пути сближения с клиентом, считая, что близость к потребителю дает преимущества в конкурентной борьбе, однако это преимущество было утрачено и стало казаться, что оно будет более весомым на корпоративном уровне. Исходя из собственного опыта, авторы могут сказать, что в деле тренинга и развития персонала децентрализация далеко не всегда оправдывала возлагаемые на нее ожидания. Для поддержания качества продукции и сохранения последовательности в решениях, а также для разумного расходования средств оказалась необходимой ре-централизация. По мнению Какабадса, организации часто перемежают централизованные и децентрализованные модели управления и принятия решений; авторы, занимаясь тренингом, тоже не раз ощущали эти маятниковые колебания и были вынуждены приспосабливаться к изменившейся ситуации. Стремительное и непрерывное развитие технологий, и особенно информационных технологий, повлияло на все виды труда и на способы выполнения работы. В большинстве организаций от работников всех уровней требуется та или иная степень компьютерной грамотности или умение управлять технологичным оборудованием и процессами, а также способность к приобретению новых знаний и умений. Известно, что главной движущей силой нашего общества является покупатель, клиент; этому способствует также и то, что покупателю предоставлен огромный выбор товаров и услуг. Сегодня у клиента больше возможностей, чтобы «пойти в другое место», где ему предоставят лучший сервис; внутренние клиенты также могут «уйти» из Введение организации, если их потребности не удовлетворяются должным образом. В ряде организаций отделы развития персонала пошли на поводу у этого процесса; в одних случаях это было оправданным, в других привело к снижению качества продукции и непоследовательности в решениях. Тренинг всегда играл важную роль в деле обучения и развития персонала. Реагируя на перемены и содействуя им, организации должны стремиться к наилучшему использованию заложенных в тренинге возможностей; для этого политика в сфере обучения и подготовки персонала должна разрабатываться и внедряться руководителями высшего звена и встречать поддержку на всех управленческих уровнях организации. Это значит также, что на службу обучения и развития персонала должна быть возложена та же мера ответственности, какая возлагается на другие службы. В условиях постоянно меняющегося рынка отдел тренинга не может позволить себе превратиться в эдакого «динозавра». Он тоже должен разрабатывать и внедрять новые стратегии и методы обучения, дабы соответствовать меняющимся потребностям организации и ее работников. Необходимо использовать новые технологии и различные формы дистанционного и свободного обучения; тренеры должны понимать, каковы их функции, и расширять их, чтобы соответствовать новым требованиям. Сегодня все больше людей признают, что тренеры обладают специальными умениями, которые позволяют им действовать более эффективно по сравнению с другими в роли проводников перемен, в качестве внутренних консультантов по вопросам организационного развития, управления качеством и результативностью и обеспечивать обучение сотрудников. Линейные руководители сегодня принимают большее участие в развитии персонала посредством инструктажа, наставничества и оценки компетенций. Все члены организации, особенно менеджеры и руководители верхнего звена, должны понимать процессы и техники тренинга и уметь говорить языком тренинга. Сегодня многие признают справедливость следующего высказывания: «Если обучение и тренинг кажутся вам слишком дорогим удовольствием, то посчитайте, сколько стоит невежество». Организационный тренинг не может быть «дешевым»: для его проведения необходима соответствующая и постоянная финансовая поддержка. Тем, кто игнорирует это требование, стоит задуматься над вопросом — почему во многих организациях затраты на обуче- 16
Глава 1 Развитие (development) Расширение и рост умений и способностей человека посредством сознательного или неосознанного научения. В Glossary of Training Terms (1978) в определении понятия «тренинг» дается пояснение, что слова «посредством обучения» указывают на отсутствие четкой границы между обучением и тренингом, и подчеркивается необходимость объединения этих двух понятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|