Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различия между тренингом и образованием




Не отрицая необходимость интеграции вышеперечисленных понятий и признавая, что отделить одно от другого зачастую бывает трудно, Дж. Кении и М. Рейд (Kenny, Reid, 1986) выделили тем не менее не­сколько полезных различий, в частности между тренингом и образо­ванием. Эти различия касаются процесса, направленности, методов, содержания и степени специфичности того и другого.

Если говорить о специфичности, то тренинг обычно предполагает выработку и усвоение поведенческих навыков, фактов, идей и т. п., необходимых для выполнения конкретной работы. Объектом тренин­га является скорее конкретный вид деятельности, нежели человек. Образование же больше ориентировано на человека и предполагает более широкие изменения; цели обучения труднее поддаются точно­му определению. Противопоставляя тренинг образованию, Глейзер (Glaser, 1962) пишет: «...в тех случаях, когда конечный продукт науче­ния можно специфицировать совершенно конкретными примерами желаемого поведения ученика, возможно разработать обучающие процедуры, направленные на тренировку или формирование такого поведения». Если же речь идет о том, чтобы дать человеку некое ком­плексное умение, которое трудно расчленить на отдельные состав­ляющие и проиллюстрировать конкретными примерами исполнения, то необходимо более широкое обучение, при котором ученика воору­жают общим подходом к ситуации, ожидая, что он генерализует его и сумеет воспользоваться им в аналогичных или новых ситуациях.

Разницу между тренингом и образованием Глейзер анализирует и с точки зрения минимизации-максимизации индивидуальных разли­чий. Он считает, что тренинг как обучение узкоспецифичным форумам поведения подразумевает определенную степень единообразия в рам-


Тренинг и внутренняя среда организации



ках существующих индивидуальных различий. Образование, напро­тив, подразумевает поощрение индивидуальных особенностей учени­ка; обучение ведется таким образом, что каждый ученик в результате вырабатывает свои собственные способы исполнения той или иной деятельности.

Тренинг и образование (вместе с развитием) можно сравнить и с точки зрения процесса. Тренинг в его крайних формах — это доволь­но механистичный процесс, направленный на выработку однообраз­ных и предсказуемых схем поведения посредством стандартных ин­струкций и многократного повторения и тренировки приобретаемых умений. Образование же — более естественный, органичный процесс, вызывающий гораздо менее предсказуемые изменения в человеке. Эти различия представлены на рис. 1.1.

Тренинг и обучение различаются и содержательной стороной. Цель тренинга — обеспечить человека знаниями, умениями и уста­новками, необходимыми для выполнения конкретных задач. Обуче­ние, или образование, обеспечивает человека теоретической и кон­цептуальной системой, стимулирующей развитие аналитического и критического мышления.

И наконец, можно сравнить результаты тренинга, обучения и раз­вития, разместив их на временной шкале. Результат тренинга обыч­но виден сразу, тогда как изменения, вызванные обучением и разви­тием, как правило, проявляются позже, спустя некоторое время, и имеют более глубокий характер.



Более механистичный

Процесс

Более органичный

Общий

Специфичный

Результат

Предсказуемый

Менее предсказуемый

Единообразный

Разнообразный

 


Рис. 1.1. Различия между тренингом и образованием (обучением) с точки зрения процесса и результата


18


 

Глава 1


Тренинг, обучение и опыт

Теперь, когда мы обозначили различия между тренингом и обучени­ем, нужно признать, что эти два процесса тесно взаимосвязаны. Спо­собность человека к приобретению знаний, умений и установок в про­цессе тренинга может прямо или косвенно зависеть от качества его прошлого обучения и степени его образованности. Точно так же успешность обучения может зависеть от умений и навыков, приобре­тенных в процессе тренинга и перенесенных в новую учебную ситуа­цию. Более того, говоря о тренинге и обучении, мы не имеем права упускать из виду или недооценивать еще одну составляющую науче­ния и развития, а именно практический опыт. Организационный тре­нинг и обучение не могут обойтись без этого элемента. Так, учебные программы по развитию организационного управления часто крити­куют за то, что они ориентированы, иногда почти всецело, на струк­турированный тренинг и академические мероприятия и недооце­нивают значение разнообразных спланированных ситуаций, которые имеют место внутри и за пределами организации. В настоящее время завоевывает все большее признание так называемое «научение в дейт ствии», понимаемое как «научение посредством опыта решения ре­альных проблем организации», и можно надеяться, что оно восстано­вит нарушенный баланс.

Тренинг, обучение и запланированный опыт являются взаимоза­висимыми и равноправными партнерами в деле научения и развития (рис. 1.2).



Обучение

Тренинг

Научение и развитие

Запланированный и незапланированный опыт

 


Рис. 1.2. Составляющие процесса научения и развития


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...