Различия между тренингом и образованием
Не отрицая необходимость интеграции вышеперечисленных понятий и признавая, что отделить одно от другого зачастую бывает трудно, Дж. Кении и М. Рейд (Kenny, Reid, 1986) выделили тем не менее несколько полезных различий, в частности между тренингом и образованием. Эти различия касаются процесса, направленности, методов, содержания и степени специфичности того и другого. Если говорить о специфичности, то тренинг обычно предполагает выработку и усвоение поведенческих навыков, фактов, идей и т. п., необходимых для выполнения конкретной работы. Объектом тренинга является скорее конкретный вид деятельности, нежели человек. Образование же больше ориентировано на человека и предполагает более широкие изменения; цели обучения труднее поддаются точному определению. Противопоставляя тренинг образованию, Глейзер (Glaser, 1962) пишет: «...в тех случаях, когда конечный продукт научения можно специфицировать совершенно конкретными примерами желаемого поведения ученика, возможно разработать обучающие процедуры, направленные на тренировку или формирование такого поведения». Если же речь идет о том, чтобы дать человеку некое комплексное умение, которое трудно расчленить на отдельные составляющие и проиллюстрировать конкретными примерами исполнения, то необходимо более широкое обучение, при котором ученика вооружают общим подходом к ситуации, ожидая, что он генерализует его и сумеет воспользоваться им в аналогичных или новых ситуациях. Разницу между тренингом и образованием Глейзер анализирует и с точки зрения минимизации-максимизации индивидуальных различий. Он считает, что тренинг как обучение узкоспецифичным форумам поведения подразумевает определенную степень единообразия в рам-
Тренинг и внутренняя среда организации ках существующих индивидуальных различий. Образование, напротив, подразумевает поощрение индивидуальных особенностей ученика; обучение ведется таким образом, что каждый ученик в результате вырабатывает свои собственные способы исполнения той или иной деятельности. Тренинг и образование (вместе с развитием) можно сравнить и с точки зрения процесса. Тренинг в его крайних формах — это довольно механистичный процесс, направленный на выработку однообразных и предсказуемых схем поведения посредством стандартных инструкций и многократного повторения и тренировки приобретаемых умений. Образование же — более естественный, органичный процесс, вызывающий гораздо менее предсказуемые изменения в человеке. Эти различия представлены на рис. 1.1. Тренинг и обучение различаются и содержательной стороной. Цель тренинга — обеспечить человека знаниями, умениями и установками, необходимыми для выполнения конкретных задач. Обучение, или образование, обеспечивает человека теоретической и концептуальной системой, стимулирующей развитие аналитического и критического мышления. И наконец, можно сравнить результаты тренинга, обучения и развития, разместив их на временной шкале. Результат тренинга обычно виден сразу, тогда как изменения, вызванные обучением и развитием, как правило, проявляются позже, спустя некоторое время, и имеют более глубокий характер.
Рис. 1.1. Различия между тренингом и образованием (обучением) с точки зрения процесса и результата 18
Глава 1 Тренинг, обучение и опыт Теперь, когда мы обозначили различия между тренингом и обучением, нужно признать, что эти два процесса тесно взаимосвязаны. Способность человека к приобретению знаний, умений и установок в процессе тренинга может прямо или косвенно зависеть от качества его прошлого обучения и степени его образованности. Точно так же успешность обучения может зависеть от умений и навыков, приобретенных в процессе тренинга и перенесенных в новую учебную ситуацию. Более того, говоря о тренинге и обучении, мы не имеем права упускать из виду или недооценивать еще одну составляющую научения и развития, а именно практический опыт. Организационный тренинг и обучение не могут обойтись без этого элемента. Так, учебные программы по развитию организационного управления часто критикуют за то, что они ориентированы, иногда почти всецело, на структурированный тренинг и академические мероприятия и недооценивают значение разнообразных спланированных ситуаций, которые имеют место внутри и за пределами организации. В настоящее время завоевывает все большее признание так называемое «научение в дейт ствии», понимаемое как «научение посредством опыта решения реальных проблем организации», и можно надеяться, что оно восстановит нарушенный баланс.
Тренинг, обучение и запланированный опыт являются взаимозависимыми и равноправными партнерами в деле научения и развития (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Составляющие процесса научения и развития
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|