Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение






ности тренера. Тренер должен иметь не только техническую подго­товку, но и принимать решения, касающиеся темпа, содержания и тактик обучения, а также владеть навыками межличностного обще­ния, чтобы мотивировать и консультировать учеников, предоставлять им обратную связь и т. д. Подробнее об умениях, необходимых тре­неру, мы поговорим ниже, но совершенно очевидно, что слабый тре­нер может свести на нет все преимущества тренер-центрированной стратегии.

Термин «ученик-центрированная стратегия» вовсе не означает, что тренер не несет никакой ответственности за тренинг. В том-то и заключается достоинство данной стратегии, что тренер отвечает за тренинг и контролирует процесс, играя несколько иную роль, напри­мер выступая в качестве распорядителя ресурсов, фасилитатора1 и т. п. Перенос акцента на ученика означает, что последний сам устанав­ливает темп и последовательность обучения, сам выбирает материал, и подразумевает более тесный контакт между тренером и учеником в плане совета, предоставления информации и обратной связи.

Подобно тому как тренер-центрированная стратегия предъявляет определенные требования к тренеру, ученик-центрированная страте­гия в значительной степени зависит от мотивации и склонностей уче­ника, а также от его способности адаптироваться к незнакомой и внешне неструктурированной учебной ситуации. Не каждый спосо­бен сам руководить своим обучением. Кроме того, такая стратегия сопряжена с большой работой по обеспечению ресурсами и их пра­вильному распределению и своевременному обновлению. Тренеру приходится выступать в разных качествах, и не все тренеры способ­ны быстро адаптироваться к новой роли.

Выбор стратегии в огромной степени зависит от объекта тренин­га, особенностей целевой аудитории и ограничений, с которыми при­ходится считаться разработчикам тренинга. Возможно использова­ние обеих стратегий в рамках единого тренингового плана, как, на­пример, в случае, когда ученики должны самостоятельно освоить какой-то учебный пакет перед посещением курсов. Кроме того, вре­менные ограничения и разная степень доступности учеников могут диктовать применение разных стратегий в отношении членов одной и той же целевой аудитории.

1 От англ. facilitate — облегчать, содействовать, способствовать. — Примеч. перев.



Глава 8


Определившись с тем, какую стратегию следует применить, тре­нер может приступать к выбору методов, или тактик, обучения. Так же как стратегии, каждая тактика имеет свои плюсы и минусы, и они должны быть учтены тренером на стадии разработки программы.

Тактики

Лекция. Рассказ или презентация, как правило, сопровождаемые на­глядными изображениями, с целью описания и разъяснения аудито­рии существующих практик, процедур, политики и т. п. Ученики не принимают активного участия в процессе, пока их не попросят зада­вать вопросы, что обычно происходит в самом конце.

Плюсы

• Тренер полностью контролирует содержание и последователь­ность подачи материала.

• Возможность охвата большой аудитории.

• В сравнении со многими другими методами, позволяет предста­вить больше материала за определенный промежуток времени.

Минусы

• Метод непригоден для обучения умениям.

• Недостаток взаимодействия между тренером и учениками.

• Трудность удержания внимания учеников в силу их неучастия в процессе.

• Высокие требования к мастерству лектора.

Демонстрация. Живой показ, непосредственное выполнение за­дания, процедуры или применение умения перед учениками, сопро­вождаемое объяснениями тренера или ассистента. Обычно является частью урока (сессии) или практических занятий; обеспечивает уче­ников моделью исполнения перед тем, как они приступят к выполне­нию задания.

Плюсы

• Сравнительная легкость привлечения и удержания внимания уче­ников.

• Закрепляет правильный образ действий, предоставляя модель исполнения.


Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение



• Показывает взаимосвязь между различными операциями в рамках задания.

• Возможность варьирования темпа с учетом уровня и темпов про­движения группы.

Минусы

• Необходимость тщательнейшей подготовки демонстратора во из­бежание ошибок.

• При неспособности группы выполнять задание в необходимом темпе может быть сопряжен с большими временными издержка­ми, связанными с монтажом и демонтажом оборудования.

• При слишком многочисленной аудитории или слишком сложном задании возникает необходимость многократного показа.

Урок. Наиболее употребительная и гибкая тактика, имеющаяся в распоряжении тренера. Может применяться как для изучения фак­тов, так и для обучения умениям. Структура урока открывает возмож­ность для активного взаимодействия тренера с учеником посредством вопросов и ответов, практики и обратной связи.

Плюсы

• В силу гибкости и адекватности может инкорпорировать другие тактики.

• Возможность варьирования содержания, темпа и подходов с уче­том опыта и способностей учеников.

• Идеальный метод для обучения умениям.

 

• Высокая степень участия учеников.

• Высокая степень взаимодействия между тренером и учениками.

• Позволяет тренеру оценить исполнение учеников.

• Формат урока не представляет большой сложности для неопытно­го тренера.

Минусы

Размер группы должен быть ограничен, чтобы обеспечить участие
учеников.

Симуляция/Ролевая игра. Презентация работы или задания в такой форме, которая как можно более близко воспроизводит основ­ные черты реальной работы. Ученики должны использовать обору­дование, решать проблемы, следовать определенным процедурам и


226


 

Глава 8


исполнять роли, как если бы они действовали в реальной ситуации. К данной категории относится целый ряд упражнений.

• В упражнении In-Basket1 ученик должен ознакомиться с рядом документов — письмами, записями в ежедневнике, отчетами и т. п. — и затем предпринять по ним соответствующие действия. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звон­ки, различные помехи, визиты разных людей, незапланированные встречи и т. д. Обычно ученики работают индивидуально с одина­ковыми документами, но можно придумать упражнения, в кото­рых ученики получали бы разные материалы, побуждающие их к взаимодействию друг с другом.

• Интерперсональные упражнения, в которых ученики играют от­веденные им роли, требующие применения навыков межличност­ного общения. К таким ситуациям относятся решение дисципли­нарных вопросов, работа с жалобами покупателей и сотрудников как в непосредственном общении, так и по телефону, проведение различных интервью, текущих встреч и т. п. Тренер и ученики вза­имодействуют друг с другом, играя разные роли.

• В упражнении Case study2 ученики, работая индивидуально или в группах, должны найти решение проблемной ситуации. Они мо­гут представить свое решение в письменном виде или сделать пре­зентацию.

• Деловые игры проводятся по правилам, предусмотренным сцена­рием. Участники играют роли ключевых руководителей из одной или разных организаций, которые стараются выполнить стоящие перед ними задачи.

• Симуляционные упражнения направлены на развитие навыков управления техникой и оборудованием и предполагают примене­ние тренажеров. Они используются, когда доступ к реальному обо­рудованию затруднен, а также в тех случаях, когда цена ошибки слишком велика или сопряжена с угрозой для жизни, например при обучении пилотов, водителей и т. п.

Плюсы

• Содержат элемент реализма.

• Требуют активности от ученика, что способствует поддержанию его интереса и мотивации.

1 Буквальный перевод «в корзине». — Примеч. перев.

2 Буквальный перевод «изучение дела ».Примеч. перев.


Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение



• Задействуют опыт ученика.

• Могут использоваться для измерения уровня компетентности уче­ников.

• Позволяют ученикам принимать решения в безопасной ситуации. Минусы

• Подготовка и проведение упражнений требуют много времени.

• Могут оказаться крайне дорогостоящими — все зависит от того, какие ресурсы и какая степень достоверности необходимы.

• Материалы упражнений In-Basket и Case study требуют постоян­ного обновления.

• Интерперсональные упражнения могут представлять угрозу для неопытных и плохо подготовленных учеников, а некоторые уп­ражнения могут быть испорчены излишним усердием и «переиг­рыванием».

• Тренер должен обладать большим мастерством, чтобы руководить упражнениями.

Наставничество. Структурированный тренинг, предполагающий индивидуальное общение тренера с учеником. Такой тренинг может осуществляться и на рабочем месте, и за его пределами. В первом слу­чае в качестве тренера может выступать исполнитель работы, кото­рый показывает и объясняет подопечному операции, из которых скла­дывается работа или задание, и порядок их исполнения. Этот метод может применяться в рамках коррекционного и развивающего тре­нинга. Развивающий тренинг может включать ту или иную програм­му для потенциальных руководителей или производиться в контек­сте планирования преемственности.

Плюсы

• Возможность учета индивидуальных потребностей с точки зрения темпа и содержания обучения.

• Постоянное взаимодействие между тренером и учеником.

• Предоставление постоянной обратной связи ученику.

• Возможность обучения без отрыва от производства. Минусы

• Подготовка и обучение одного человека требуют столько же вре­мени, сколько уходит на обучение группы.


228


 

Глава 8


• Обучение на рабочем месте может быть прервано ввиду необходи­мости выполнения оперативных задач.

• Существует опасность, что последовательность тренинговых ме­роприятий будет определяться производственными приоритета­ми, а не законами научения.

• От тренера требуется не только техническая компетентность, но и умение работать с подопечным, диагностические умения и владе­ние методами корректировки.

• Тренер и ученик должны быть совместимы друг с другом и состав­лять работоспособную пару.

Дискуссия. Групповое обсуждение, обычно протекающее под ру­ководством тренера, различных предложений, подходов, идей, спосо­бов решения проблемы и т. п. Лучше всего работает как дополнение к другим методам и применяется для закрепления основных момен­тов материала, изученного во время других сессий.

Плюсы

• Каждый имеет возможность высказать свое мнение и выслушать точки зрения других.

• Высокая степень участия учеников.

• Ученики могут опираться на свои знания и опыт.

Минусы

• Плохо структурированная дискуссия может занять слишком мно­го времени.

• Может оказаться бессмысленной, если участники не подготовле­ны к ней или не обладают необходимыми знаниями и опытом.

• Довольно высокий уровень требований к тренеру, который дол­жен задавать направление дискуссии, контролировать участников и следить за временем, чтобы добиться необходимого результата.

• Чтобы дискуссия была эффективной, в ней должно участвовать не более двенадцати человек.

Учебные пакеты. Набор учебных материалов, предполагающих направленное чтение, изучение проблемных ситуаций, прослушива­ние и просмотр аудио- и видеозаписей, выполнение различных зада­ний и упражнений и т. п. Составляет одну из форм дистанционного обучения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...