Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение
ности тренера. Тренер должен иметь не только техническую подготовку, но и принимать решения, касающиеся темпа, содержания и тактик обучения, а также владеть навыками межличностного общения, чтобы мотивировать и консультировать учеников, предоставлять им обратную связь и т. д. Подробнее об умениях, необходимых тренеру, мы поговорим ниже, но совершенно очевидно, что слабый тренер может свести на нет все преимущества тренер-центрированной стратегии. Термин «ученик-центрированная стратегия» вовсе не означает, что тренер не несет никакой ответственности за тренинг. В том-то и заключается достоинство данной стратегии, что тренер отвечает за тренинг и контролирует процесс, играя несколько иную роль, например выступая в качестве распорядителя ресурсов, фасилитатора1 и т. п. Перенос акцента на ученика означает, что последний сам устанавливает темп и последовательность обучения, сам выбирает материал, и подразумевает более тесный контакт между тренером и учеником в плане совета, предоставления информации и обратной связи. Подобно тому как тренер-центрированная стратегия предъявляет определенные требования к тренеру, ученик-центрированная стратегия в значительной степени зависит от мотивации и склонностей ученика, а также от его способности адаптироваться к незнакомой и внешне неструктурированной учебной ситуации. Не каждый способен сам руководить своим обучением. Кроме того, такая стратегия сопряжена с большой работой по обеспечению ресурсами и их правильному распределению и своевременному обновлению. Тренеру приходится выступать в разных качествах, и не все тренеры способны быстро адаптироваться к новой роли.
Выбор стратегии в огромной степени зависит от объекта тренинга, особенностей целевой аудитории и ограничений, с которыми приходится считаться разработчикам тренинга. Возможно использование обеих стратегий в рамках единого тренингового плана, как, например, в случае, когда ученики должны самостоятельно освоить какой-то учебный пакет перед посещением курсов. Кроме того, временные ограничения и разная степень доступности учеников могут диктовать применение разных стратегий в отношении членов одной и той же целевой аудитории. 1 От англ. facilitate — облегчать, содействовать, способствовать. — Примеч. перев. Глава 8 Определившись с тем, какую стратегию следует применить, тренер может приступать к выбору методов, или тактик, обучения. Так же как стратегии, каждая тактика имеет свои плюсы и минусы, и они должны быть учтены тренером на стадии разработки программы. Тактики Лекция. Рассказ или презентация, как правило, сопровождаемые наглядными изображениями, с целью описания и разъяснения аудитории существующих практик, процедур, политики и т. п. Ученики не принимают активного участия в процессе, пока их не попросят задавать вопросы, что обычно происходит в самом конце. Плюсы • Тренер полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. • Возможность охвата большой аудитории. • В сравнении со многими другими методами, позволяет представить больше материала за определенный промежуток времени. Минусы • Метод непригоден для обучения умениям. • Недостаток взаимодействия между тренером и учениками. • Трудность удержания внимания учеников в силу их неучастия в процессе. • Высокие требования к мастерству лектора. Демонстрация. Живой показ, непосредственное выполнение задания, процедуры или применение умения перед учениками, сопровождаемое объяснениями тренера или ассистента. Обычно является частью урока (сессии) или практических занятий; обеспечивает учеников моделью исполнения перед тем, как они приступят к выполнению задания.
Плюсы • Сравнительная легкость привлечения и удержания внимания учеников. • Закрепляет правильный образ действий, предоставляя модель исполнения. Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение • Показывает взаимосвязь между различными операциями в рамках задания. • Возможность варьирования темпа с учетом уровня и темпов продвижения группы. Минусы • Необходимость тщательнейшей подготовки демонстратора во избежание ошибок. • При неспособности группы выполнять задание в необходимом темпе может быть сопряжен с большими временными издержками, связанными с монтажом и демонтажом оборудования. • При слишком многочисленной аудитории или слишком сложном задании возникает необходимость многократного показа. Урок. Наиболее употребительная и гибкая тактика, имеющаяся в распоряжении тренера. Может применяться как для изучения фактов, так и для обучения умениям. Структура урока открывает возможность для активного взаимодействия тренера с учеником посредством вопросов и ответов, практики и обратной связи. Плюсы • В силу гибкости и адекватности может инкорпорировать другие тактики. • Возможность варьирования содержания, темпа и подходов с учетом опыта и способностей учеников. • Идеальный метод для обучения умениям.
• Высокая степень участия учеников. • Высокая степень взаимодействия между тренером и учениками. • Позволяет тренеру оценить исполнение учеников. • Формат урока не представляет большой сложности для неопытного тренера. Минусы • Размер группы должен быть ограничен, чтобы обеспечить участие Симуляция/Ролевая игра. Презентация работы или задания в такой форме, которая как можно более близко воспроизводит основные черты реальной работы. Ученики должны использовать оборудование, решать проблемы, следовать определенным процедурам и 226
Глава 8 исполнять роли, как если бы они действовали в реальной ситуации. К данной категории относится целый ряд упражнений.
• В упражнении In-Basket1 ученик должен ознакомиться с рядом документов — письмами, записями в ежедневнике, отчетами и т. п. — и затем предпринять по ним соответствующие действия. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звонки, различные помехи, визиты разных людей, незапланированные встречи и т. д. Обычно ученики работают индивидуально с одинаковыми документами, но можно придумать упражнения, в которых ученики получали бы разные материалы, побуждающие их к взаимодействию друг с другом. • Интерперсональные упражнения, в которых ученики играют отведенные им роли, требующие применения навыков межличностного общения. К таким ситуациям относятся решение дисциплинарных вопросов, работа с жалобами покупателей и сотрудников как в непосредственном общении, так и по телефону, проведение различных интервью, текущих встреч и т. п. Тренер и ученики взаимодействуют друг с другом, играя разные роли. • В упражнении Case study2 ученики, работая индивидуально или в группах, должны найти решение проблемной ситуации. Они могут представить свое решение в письменном виде или сделать презентацию. • Деловые игры проводятся по правилам, предусмотренным сценарием. Участники играют роли ключевых руководителей из одной или разных организаций, которые стараются выполнить стоящие перед ними задачи. • Симуляционные упражнения направлены на развитие навыков управления техникой и оборудованием и предполагают применение тренажеров. Они используются, когда доступ к реальному оборудованию затруднен, а также в тех случаях, когда цена ошибки слишком велика или сопряжена с угрозой для жизни, например при обучении пилотов, водителей и т. п. Плюсы • Содержат элемент реализма. • Требуют активности от ученика, что способствует поддержанию его интереса и мотивации. 1 Буквальный перевод «в корзине». — Примеч. перев. 2 Буквальный перевод «изучение дела ». — Примеч. перев. Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение • Задействуют опыт ученика. • Могут использоваться для измерения уровня компетентности учеников.
• Позволяют ученикам принимать решения в безопасной ситуации. Минусы • Подготовка и проведение упражнений требуют много времени. • Могут оказаться крайне дорогостоящими — все зависит от того, какие ресурсы и какая степень достоверности необходимы. • Материалы упражнений In-Basket и Case study требуют постоянного обновления. • Интерперсональные упражнения могут представлять угрозу для неопытных и плохо подготовленных учеников, а некоторые упражнения могут быть испорчены излишним усердием и «переигрыванием». • Тренер должен обладать большим мастерством, чтобы руководить упражнениями. Наставничество. Структурированный тренинг, предполагающий индивидуальное общение тренера с учеником. Такой тренинг может осуществляться и на рабочем месте, и за его пределами. В первом случае в качестве тренера может выступать исполнитель работы, который показывает и объясняет подопечному операции, из которых складывается работа или задание, и порядок их исполнения. Этот метод может применяться в рамках коррекционного и развивающего тренинга. Развивающий тренинг может включать ту или иную программу для потенциальных руководителей или производиться в контексте планирования преемственности. Плюсы • Возможность учета индивидуальных потребностей с точки зрения темпа и содержания обучения. • Постоянное взаимодействие между тренером и учеником. • Предоставление постоянной обратной связи ученику. • Возможность обучения без отрыва от производства. Минусы • Подготовка и обучение одного человека требуют столько же времени, сколько уходит на обучение группы. 228
Глава 8 • Обучение на рабочем месте может быть прервано ввиду необходимости выполнения оперативных задач. • Существует опасность, что последовательность тренинговых мероприятий будет определяться производственными приоритетами, а не законами научения. • От тренера требуется не только техническая компетентность, но и умение работать с подопечным, диагностические умения и владение методами корректировки. • Тренер и ученик должны быть совместимы друг с другом и составлять работоспособную пару. Дискуссия. Групповое обсуждение, обычно протекающее под руководством тренера, различных предложений, подходов, идей, способов решения проблемы и т. п. Лучше всего работает как дополнение к другим методам и применяется для закрепления основных моментов материала, изученного во время других сессий. Плюсы • Каждый имеет возможность высказать свое мнение и выслушать точки зрения других.
• Высокая степень участия учеников. • Ученики могут опираться на свои знания и опыт. Минусы • Плохо структурированная дискуссия может занять слишком много времени. • Может оказаться бессмысленной, если участники не подготовлены к ней или не обладают необходимыми знаниями и опытом. • Довольно высокий уровень требований к тренеру, который должен задавать направление дискуссии, контролировать участников и следить за временем, чтобы добиться необходимого результата. • Чтобы дискуссия была эффективной, в ней должно участвовать не более двенадцати человек. Учебные пакеты. Набор учебных материалов, предполагающих направленное чтение, изучение проблемных ситуаций, прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей, выполнение различных заданий и упражнений и т. п. Составляет одну из форм дистанционного обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|