Оценка эффективности тренинга
255 • Закончите следующее утверждение: Термометр измеряет_________ • Вычеркните слова в скобках, не относящиеся к данному утверж Тахометр измеряет (скорость движения/ частоту вращения мотора). Опускать или предлагать для исключения следует слова, являющиеся индикаторами научения. Так, в вышеприведенном задании на завершение было бы неправильно исключить слово «измеряет». Утверждение должно предполагать только один правильный ответ. Оно должно быть сконструировано таким образом, чтобы прочерки стояли ближе к концу, — в противном случае нарушится целостность фразы. Задания на завершение/исключение и вопросы типа «верно—неверно» обычно применяют в тех случаях, когда невозможно подобрать достаточное количество правдоподобных ответов для вопросов с множественным выбором. Составление пар. Ученик получает два набора слов или набор слов и набор иллюстраций. Каждый пункт одного набора соответствует пункту другого набора, и задача ученика — составить пары. Например: Перед вами два столбца слов. Столбец А содержит названия стран. В столбце Б приведены названия валют. Ответьте, к какой из стран относится каждая валюта. Для этого впишите номер страны в клетку рядом с ее валютой.
Один столбец содержит больше пунктов, чем другой, что снижает вероятность нахождения правильного ответа методом исключения. Используя идеи, положенные в основу подобных заданий, можно разработать другие тестовые вопросы. Например, можно предложить ученикам классифицировать предметы, записав их названия в соот-
Глава 9 ветствующие рубрики. Тест не обязательно должен состоять из однотипных заданий. При использовании разнородных заданий разумно сгруппировать их по разделам, например, раздел, содержащий вопросы с множественным выбором, вопросы типа «верно—неверно» и т. д. Это позволяет избежать путаницы и снимает необходимость многократного повторения инструкций и примеров, поясняющих порядок ответа на разные типы вопросов. Данные, полученные посредством оценочных тестов, используются не только для подтверждения приобретенных учениками знаний. Задания с множественным выбором могут быть подвергнуты детальному анализу, который помогает установить, насколько легко или трудно дается ответ на каждый пункт (коэффициент легкости), насколько каждый пункт способен дифференцировать сильных и слабых учеников (индекс дискриминативности задания), насколько эффективны «отвлекающие» ответы и насколько сопоставимы тесты с точки зрения надежности. Методы проведения такого рода изложены в большинстве учебников по статистике. Оценка умений Как уже говорилось выше, в разделе, посвященном целям тренинга (глава 6), умения можно разделить на интеллектуальные, физические и социальные. Оценить степень овладения умением помогают практические тесты и упражнения. Выбор адекватного метода измерения имеет огромное значение для подтверждения того, что цели тренинга достигнуты. Так, например, если в цели заявлено, что к концу тренинга ученик сможет «разобрать, прочистить и собрать бытовой газовый водонагреватель», совершенно неуместно предлагать ему письменный тест, требующий описать последовательность операций. Ученика следует подвести к настоящему водонагревателю и предложить продемонстрировать свое умение. Точно так же оценка интеллектуальных и социальных умений должна производиться в соответствующих контекстах. Сказанное означает, что измерение умений предполагает эксплуатацию оборудования, использование различных инструментов, воссоздание условий, имитирующих реальные условия физической среды, ролевые игры и т. п. Иными словами, планируя практические тесты, тренер неизбежно сталкивается с рядом проблем:
Оценка эффективности тренинга
• Высокая стоимость оборудования, его громоздкость или высокая чувствительность и хрупкость. • Необходимость выделения времени в рамках программы для проведения тестирования. • Тестирование может потребовать привлечения дополнительного персонала. • Иногда бывает трудно предотвратить ситуацию, когда одни ученики имеют возможность наблюдать за тем, как выполняют задание другие. • При оценке умений существует опасность субъективизма со стороны тренера. • Материалы некоторых «бумажных» тестов, например упражнения In-Basket, нуждаются в постоянной корректировке. Эти потенциальные проблемы нужно распознать и попытаться решить уже на стадии проектирования тренинга. Опять же, руководствоваться при этом нужно целями тренинга. Главное, к чему должен стремиться тренер, — это повышение надежности и снижение субъективности оценок. В большинстве случаев проблема решается путем использования чек-листа. Формат чек-листа и количество включенных в него деталей зависят от того, какое умение подлежит оценке. Об успешном применении некоторых физических умений можно говорить только после того, как ученик выполнит упражнение, тогда как другие умения, подразумевающие определенную последовательность и порядок совершения действий, нужно оценивать в процессе упражнения. К примеру, если мы оцениваем умение служащего стадиона, задача которого — вымерить и разметить футбольное поле, нам важен результат; мы будем оценивать точность измерений, а также прямизну И четкость линий, делая скидку на допустимые отклонения. Однако если оценивается умение заменить колесо у автомобиля, предполагающее вполне определенную последовательность операций, нам не обойтись без чек-листа, образец которого приведен на рис. 9.1.
В случае с социальными умениями дело обстоит гораздо сложнее, особенно в плане объективности. При оценке межличностных умений зачастую мало удостовериться в том, что какие-то вещи сделаны, — важно понять, насколько хорошо они сделаны. Например, наблюдая за проведением отборочного интервью, ассессор должен подтвердить не только факт задавания учеником зондирующих вопросов, 258
Глава 9
Рис. 9.1. Примерная схема оценки для практического теста но и принять во внимание, как заданы эти вопросы. В этом случае чек-листы будут иметь более сложную структуру и включать индикаторы качества исполнения. К примеру, чек-лист может содержать ряд Оценка эффективности тренинга
259 биполярных утверждений, ориентируясь на которые ассессор должен оценить исполнение ученика. Подобные шкалы имеют следующий формат.
Диапазон шкалы зависит от предмета измерения, необходимой точности оценки и уровня взаимопонимания между ассессорами. Чем шире шкала, тем больше вероятность расхождения оценок; к примеру, может возникнуть ситуация, когда два ассессора, наблюдая одно и то же исполнение и идентифицируя одни и те же элементы умения, выставляют разные оценки. Очевидно, что это может исказить общую оценку исполнения учеников, и устранению этой опасности помогает сужение шкалы или включение в нее большего количества индикаторов. Так, вышеприведенная шкала может быть уточнена следующими описаниями:
260
Глава 9 Очевидно, что такой чек-лист может оказаться весьма длинным и громоздким документом. Прежде чем приступить к разработке подобного инструмента, люди, участвующие в ассесменте, должны договориться о критериях оценки и формулировках индикаторов. После этого документ необходимо апробировать. Если речь идет об измерении навыков интервьюирования, на стадии апробации ассессоры могут использовать видеозаписи интервью, чтобы совместно оценить их и понять, насколько сходятся или разнятся их оценки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|