Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка эффективности тренинга




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

255


• Закончите следующее утверждение:

Термометр измеряет_________

• Вычеркните слова в скобках, не относящиеся к данному утверж­
дению:

Тахометр измеряет (скорость движения/ частоту вращения мо­тора).

Опускать или предлагать для исключения следует слова, являю­щиеся индикаторами научения. Так, в вышеприведенном задании на завершение было бы неправильно исключить слово «измеряет».

Утверждение должно предполагать только один правильный от­вет. Оно должно быть сконструировано таким образом, чтобы прочер­ки стояли ближе к концу, — в противном случае нарушится целост­ность фразы. Задания на завершение/исключение и вопросы типа «верно—неверно» обычно применяют в тех случаях, когда невозмож­но подобрать достаточное количество правдоподобных ответов для вопросов с множественным выбором.

Составление пар. Ученик получает два набора слов или набор слов и набор иллюстраций. Каждый пункт одного набора соответствует пун­кту другого набора, и задача ученика — составить пары. Например:

Перед вами два столбца слов. Столбец А содержит названия стран. В столбце Б приведены названия валют. Ответьте, к какой из стран отно­сится каждая валюта. Для этого впишите номер страны в клетку рядом с ее валютой.

 

А Б  
1. Испания юань
2. Италия фунт
3. Индия песета
4. Китай лира
5. Дания рупия
6. Швеция    
7. Ирландия    

Один столбец содержит больше пунктов, чем другой, что снижает вероятность нахождения правильного ответа методом исключения.

Используя идеи, положенные в основу подобных заданий, можно разработать другие тестовые вопросы. Например, можно предложить ученикам классифицировать предметы, записав их названия в соот-



 

Глава 9


ветствующие рубрики. Тест не обязательно должен состоять из одно­типных заданий. При использовании разнородных заданий разумно сгруппировать их по разделам, например, раздел, содержащий вопро­сы с множественным выбором, вопросы типа «верно—неверно» и т. д. Это позволяет избежать путаницы и снимает необходимость много­кратного повторения инструкций и примеров, поясняющих порядок ответа на разные типы вопросов.

Данные, полученные посредством оценочных тестов, используют­ся не только для подтверждения приобретенных учениками знаний. Задания с множественным выбором могут быть подвергнуты деталь­ному анализу, который помогает установить, насколько легко или трудно дается ответ на каждый пункт (коэффициент легкости), на­сколько каждый пункт способен дифференцировать сильных и сла­бых учеников (индекс дискриминативности задания), насколько эф­фективны «отвлекающие» ответы и насколько сопоставимы тесты с точки зрения надежности. Методы проведения такого рода изложе­ны в большинстве учебников по статистике.

Оценка умений

Как уже говорилось выше, в разделе, посвященном целям тренинга (глава 6), умения можно разделить на интеллектуальные, физические и социальные. Оценить степень овладения умением помогают прак­тические тесты и упражнения. Выбор адекватного метода измерения имеет огромное значение для подтверждения того, что цели тренинга достигнуты. Так, например, если в цели заявлено, что к концу тренин­га ученик сможет «разобрать, прочистить и собрать бытовой газовый водонагреватель», совершенно неуместно предлагать ему письмен­ный тест, требующий описать последовательность операций. Ученика следует подвести к настоящему водонагревателю и предложить про­демонстрировать свое умение. Точно так же оценка интеллектуаль­ных и социальных умений должна производиться в соответствующих контекстах. Сказанное означает, что измерение умений предполага­ет эксплуатацию оборудования, использование различных инстру­ментов, воссоздание условий, имитирующих реальные условия фи­зической среды, ролевые игры и т. п. Иными словами, планируя прак­тические тесты, тренер неизбежно сталкивается с рядом проблем:


Оценка эффективности тренинга


 


• Высокая стоимость оборудования, его громоздкость или высокая чувствительность и хрупкость.

• Необходимость выделения времени в рамках программы для про­ведения тестирования.

• Тестирование может потребовать привлечения дополнительного персонала.

• Иногда бывает трудно предотвратить ситуацию, когда одни уче­ники имеют возможность наблюдать за тем, как выполняют зада­ние другие.

• При оценке умений существует опасность субъективизма со сто­роны тренера.

• Материалы некоторых «бумажных» тестов, например упражнения In-Basket, нуждаются в постоянной корректировке.

Эти потенциальные проблемы нужно распознать и попытаться ре­шить уже на стадии проектирования тренинга. Опять же, руковод­ствоваться при этом нужно целями тренинга. Главное, к чему должен стремиться тренер, — это повышение надежности и снижение субъ­ективности оценок. В большинстве случаев проблема решается путем использования чек-листа. Формат чек-листа и количество включен­ных в него деталей зависят от того, какое умение подлежит оценке. Об успешном применении некоторых физических умений можно го­ворить только после того, как ученик выполнит упражнение, тогда как другие умения, подразумевающие определенную последователь­ность и порядок совершения действий, нужно оценивать в процессе упражнения.

К примеру, если мы оцениваем умение служащего стадиона, зада­ча которого — вымерить и разметить футбольное поле, нам важен ре­зультат; мы будем оценивать точность измерений, а также прямизну И четкость линий, делая скидку на допустимые отклонения. Однако если оценивается умение заменить колесо у автомобиля, предпола­гающее вполне определенную последовательность операций, нам не обойтись без чек-листа, образец которого приведен на рис. 9.1.

В случае с социальными умениями дело обстоит гораздо сложнее, особенно в плане объективности. При оценке межличностных уме­ний зачастую мало удостовериться в том, что какие-то вещи сдела­ны, — важно понять, насколько хорошо они сделаны. Например, на­блюдая за проведением отборочного интервью, ассессор должен под­твердить не только факт задавания учеником зондирующих вопросов,


258


 

Глава 9


 

Схема оценки Замена колеса у автомобиля
После­дователь­ность Подзадание Да Нет
Остановить автомобиль на твердом, ровном участке    
Поставить на ручной тормоз +  
Выключить двигатель +  
Выставить предупреждающий знак примерно в 20 метрах сзади от автомобиля +  
Достать запасное колесо и инструменты    
Установить домкрат как можно ближе к коле­су, подлежащему замене    
Снять колпак ступицы    
Ослабить гайки    
Поднять домкратом колесо примерно на 3 см от земли    
Отвернуть гайки — верхнюю последней (и сложить их в колпак ступицы)    
Снять колесо    
Установить запасное колесо    
Насадить гайки — верхнюю первой +  
Навернуть гайки, действуя в последовательно­сти «крест-накрест» +  
Опустить домкрат, так чтобы колесо встало на землю    
Затянуть гайки до упора +  
Надеть колпак на ступицу    
Сложить инструменты, предупреждающий знак и снятое колесо в багажник    
Прим. Пункты, помеченные +, являются обязатель­ными и должны быть выполнены без ошибок    

Рис. 9.1. Примерная схема оценки для практического теста

но и принять во внимание, как заданы эти вопросы. В этом случае чек-листы будут иметь более сложную структуру и включать индикато­ры качества исполнения. К примеру, чек-лист может содержать ряд


Оценка эффективности тренинга


 

259


биполярных утверждений, ориентируясь на которые ассессор должен оценить исполнение ученика. Подобные шкалы имеют следующий формат.

 

   
Активно слушал собе­седника, побуждая его к разговору различными вербальными и невер­бальными знаками             Почти не слушал собе­седника. Постоянно отвлекался. Не выказы­вал признаков заинте­ресованности
Задавал ясно сформу­лированные и релевант­ные зондирующие во­просы, благодаря кото­рым сумел получить важную информацию             Задавал беспорядочные, бессвязные вопросы и не сумел получить от собеседника сколько-нибудь важной инфор­мации. ИЛИ: Не зада­вал вопросов

Диапазон шкалы зависит от предмета измерения, необходимой точности оценки и уровня взаимопонимания между ассессорами. Чем шире шкала, тем больше вероятность расхождения оценок; к приме­ру, может возникнуть ситуация, когда два ассессора, наблюдая одно и то же исполнение и идентифицируя одни и те же элементы умения, выставляют разные оценки. Очевидно, что это может исказить общую оценку исполнения учеников, и устранению этой опасности помога­ет сужение шкалы или включение в нее большего количества инди­каторов. Так, вышеприведенная шкала может быть уточнена следую­щими описаниями:

 

       
При малейшей возможности за­давал зонди­рующие вопросы Задал несколько зондирующих во­просов Задал один-два зонди­рующих во­проса Не воспользовал­ся возможностью задать зонди­рующий вопрос
       
Формулировки вопросов были ясными и не­двусмысленны­ми В целом формули­ровал свои вопросы ясно и недвусмыс­ленно, но отдельные вопросы требовали уточнения Задавал во­просы, мно­гие из кото­рых требова­ли уточнения Задавал беспоря­дочные, бессвяз­ные вопросы, требовавшие уточнений и по­яснений
       

260


 

Глава 9


Очевидно, что такой чек-лист может оказаться весьма длинным и громоздким документом. Прежде чем приступить к разработке подоб­ного инструмента, люди, участвующие в ассесменте, должны догово­риться о критериях оценки и формулировках индикаторов. После этого документ необходимо апробировать. Если речь идет об измере­нии навыков интервьюирования, на стадии апробации ассессоры мо­гут использовать видеозаписи интервью, чтобы совместно оценить их и понять, насколько сходятся или разнятся их оценки.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7