Оценка эффективности тренинга.
263 подчиненного. Коллеги, подчиненные, клиенты бывшего ученика также могут высказать свое мнение о качестве его работы и ответить на некоторые вопросы тренера. Впрочем, соображения практического, коммерческого, этического или политического характера могут сделать невозможным привлечение этих людей к ассесменту. В любом случае участники ассесмента должны обладать достаточными знаниями и умениями и быть честными людьми, чтобы рационально и непредвзято подойти к оценке исполнения бывшего ученика. Если валидизация тренинга в контексте научения предполагает оценку исполнения каждого ученика, то посттренинговый ассесмент можно производить выборочно. Это особенно целесообразно в случае массового обучения работников за короткий промежуток времени. В данном случае крайне важно соблюсти правила составления выборки, изложенные в приложении 2. Какими методами производить ассесмент? На этом уровне валидизации тренер может воспользоваться, по отдельности или в комбинации, различными методами и техниками, главные из которых описаны ниже (некоторые уже упоминались нами в связи с анализом работы и объектов тренинга; описание этих методов, раскрывающее их преимущества и недостатки, содержится в приложении 1). Опросники. Используя опросник, тренер может получить ответы на большинство вопросов, перечисленных в начале этого раздела. Обычная рекомендация при составлении опросника — это краткость и простота, поскольку краткие опросники имеют более высокий коэффициент заполняемости и вызывают больший интерес у «потребителя». Но потенциальный минус таких опросников заключается в том, что они недостаточно детализированы и потому иногда предоставляют неоднозначную информацию. Несколько сгладить проблему помогают аккуратное составление вопросов и доскональная апробация опросника. Однако в некоторых случаях, особенно при малом количестве учеников, проводить апробацию нецелесообразно.
Контрольные интервью. Для получения более детальной информации, которую невозможно получить посредством опросника, полезно провести контрольное интервью или серию контрольных интервью с использованием стандартных форм и опытных интервьюеров. Как указывает Брэмли (Bramley, 1986), это особенно важно в тех случаях, когда нужно: • пересмотреть объекты тренинга; • оценить степень переноса; Глава 9 • исследовать эффективность конкретных методов и техник обуче Планирование действий. План действий — это приоритезированный перечень задач, составленный учеником в конце тренинга. Он показывает, какие обязательства берет на себя ученик, какие умения и знания, приобретенные во время тренинга, он намерен применить по возвращении на рабочее место. Подобный план не только облегчает перенос, но и может стать бесценным подспорьем при оценке эффективности тренинга. В частности, его можно использовать для разработки контрольных опросников и форм интервью. Тренер должен быть заинтересован в том, чтобы эти документы охватывали следующие вопросы. • Какая часть плана выполнена? • Какие умения были применены на практике? • Что «отложено» и почему? Техника критичного инцидента. Суть данной техники в том, чтобы собрать информацию о тех рабочих инцидентах или действиях, которые являются крайне важными или критичными для эффективного выполнения работы, т. е. непосредственно влияют на успех или неудачу. Есть два критерия, на основании которых инцидент квалифицируется как критичный: • информация об инциденте должна быть получена из первых рук — от непосредственного участника или свидетеля;
• последствия инцидента должны быть очевидными и несомненными. Информацию о критичных инцидентах собирают посредством интервью или групповой дискуссии. Как правило, участников просят предварительно заполнить специально разработанный опросник. Собрав ряд инцидентов, тренер должен сопоставить их с заявленными рабочими и учебными целями. Такое сопоставление обеспечит его данными, необходимыми для оценки эффективности учебной программы. Однако не всегда возможно сопоставить инцидент с рабочей или учебной целью, и это может натолкнуть на два вывода. В случае негативного инцидента тренер получает в свое распоряжение информацию о ранее не выявленных объектах тренинга, тогда как позитивный инцидент может свидетельствовать о том, что исполнитель приобрел тренируемое умение ранее — в другом месте или другим способом. Оценка эффективности тренинга Оценка исполнения и самооценка. Системы оценки исполнения — это один из способов идентификации объектов тренинга, но они также позволяют тренеру проверить, насколько проведенный тренинг восполнил актуальные или потенциальные пробелы в исполнении. Эти оценочные данные могут быть получены в ходе регулярно проводимых аттестаций персонала либо путем проведения через некоторое время по окончании тренинга специальных упражнений. Линейные начальники, ответственные за оценку исполнения, наверняка выберут первый путь, так как данная процедура меньше других нарушает производственный процесс. Безусловно, для того чтобы аттестация имела хоть какую-то ценность на данном уровне валидизации тренинга, необходимо четко определить параметры и шкалы, по которым будет производиться оценка. Техника критичного инцидента может найти дополнительное применение и оказаться полезной при проектировании и разработке схемы оценки (Latham, Wexley, 1981). Некоторые оценочные системы предусматривают для работников возможность самим оценить собственное исполнение, что также обеспечивает тренера информацией об уровне компетентности прошедших обучение работников и степени переноса полученных знаний и умений. Прямое наблюдение. Иногда оценить влияние тренинга на рабочее исполнение можно только наблюдая за тем, как бывшие ученики трудятся на своих рабочих местах. Наблюдатель регистрирует, как ученик справляется с тем или иным заданием, какие действия он выполняет. Данные наблюдений сопоставляются с эффективными паттернами поведения. Эта техника имеет ряд ограничений. Ее применение проблематично в тех случаях, когда работа характеризуется продолжительным циклом активности или нерегулярной и непредсказуемой последовательностью действий. Кроме того, присутствие наблюдателя может повлиять на поведение исполнителя и привести к неверным заключениям.
Изучение производительности и результатов. В отдельных случаях работу исполнителя можно оценить по коэффициенту производительности. Представленный в цифровом выражении, он позволяет совершенно определенно оценить качество и количество произведенной работы. Ориентируясь на эти коэффициенты, тренер может судить о том, выходят ли бывшие ученики на тот уровень исполнения, которого от них ждут. Очень важно выбрать оптимальный период для проведения такого рода анализа. Следует также учесть, в каких уело- Глава 9 виях трудятся бывшие ученики, чтобы понять, обусловлены ли их результаты только их собственными способностями или иными влияниями: Разумеется, это нужно учитывать в любом случае, независимо от того, какими методами оценивается эффективность тренинга. Критерии выбора метода. В каждом конкретном случае тренеру приходится делать выбор между альтернативными методами, техниками и стратегиями. Брэмли и Ньюби (Bramley, Newby, 1984) предлагают несколько критериев, которыми должен руководствоваться тренер при выборе методов и решении вопроса о глубине и размахе стратегии. • Значимость. Выгоды от тренинга. Значимость определяется финансовыми и прочими последствиями неумения проверить эффективность тренинга. • Частота. Модификация и корректировка часто проводимых тренинговых программ обусловливают необходимость их постоянного мониторинга. Это не относится к разовым программам. Однако, как указывают Брэмли и Ньюби, если программа направлена на решение жизненно важных организационных проблем, можно не принимать во внимание данный критерий.
• Стоимость. Несомненно, если стоимость валидизационного исследования превышает стоимость самой программы, это вызовет серьезные вопросы. • Полезность. Все заинтересованные стороны, как то: тренеры, руководители организаций и др., должны получить ясные ответы на интересующие их вопросы. • Осуществимость. Техники и стратегии должны быть реалистичными, политически оправданными и осуществимыми. • Этический аспект. Исследование не должно выходить за рамки правовых и этических норм. • Техническая обоснованность. Исследование должно быть точным и аккуратным. Проверка валидности тренинга. Как было замечено выше, изменения в рабочем поведении и показателях бывших учеников могут быть вызваны иными факторами, отличными от тренинга. Например, само по себе выполнение новой работы, не говоря уже о таких факторах, как хорошее руководство, приобретение практического опыта или произошедшие изменения в организации, может иметь больший эффект, чем знания, приобретенные во время тренинга. В идеале тренер должен убедиться в том, что улучшение трудовых показателей вызвано именно тренингом, а не другими возможными влияниями, и Оценка эффективности тренинга проверить, не обнаружатся ли через некоторое время те же изменения в группе работников, не прошедших обучение. Если тренер имеет возможность наблюдать за исполнением только тех, кто прошел обучение, он не может быть до конца уверен в валидности учебной программы, сколь бы объективными и систематичными ни были эти наблюдения. Даже дотренинговый и послетренинговый ассесмент, подтверждающий наличие позитивных изменений в исполнении учеников, не избавит тренера от сомнений. Он должен понимать, что позитивная динамика может объясняться и «сенситизацией» учеников в процессе дотренингового ассесмента, и приобретением опыта учениками, и другими факторами, упомянутыми выше. Основной недостаток такого подхода заключается в отсутствии достаточного контроля над этими влияниями и невозможности проследить все причинно-следственные связи. В академической литературе предлагается несколько способов, позволяющих сделать процедуру после-тренингового асессмента более выверенной с научной точки зрения и предполагающих использование контрольной группы, т. е. группы, схожей с исследуемой по всем основным параметрам, за исключением факта участия в исследуемой тренинговой программе. Ниже представлены и прокомментированы некоторые из этих решений.
Глава 9
Представленные схемы объясняют, как теоретически можно проконтролировать возможные эффекты внетренинговых факторов и влиянию Однако их практическая ценность невелика, поскольку тренеры не могут похвастаться тем, что им часто выпадает возможность распоряжаться ресурсами, необходимыми для реализации этих схем. При невозможности ввести в исследование контрольную группу тренер вынужден действовать так, как позволяют ему обстоятельства. Ниже приводится несколько рекомендаций, следуя которым тренер сможет более-менее точно сказать, какую роль сыграл тренинг, в отличие от других факторов и влияний, в улучшении поведения и трудовых показателей работников. • Четко и ясно определяйте цели тренинга. • Устанавливайте четкие цели на всех уровнях оценки. • Пользуйтесь Стандартизованными, тщательно апробированными формами структурированного интервью, наблюдения и опросников. Оценка эффективности тренинга • Используйте репрезентативную выборку из исходной целевой аудитории. • Старайтесь вовлекать в исследование и других людей, помимо ученика и его непосредственного начальника. • Чтобы получить обоснованную, надежную и валидную оценку, инструктируйте ассессоров и объясняйте им принципы ассесмента. • При несоблюдении учеником стандартов исполнения применяйте принципы каузального анализа, изложенные в главе 5. • «Только систематическая и многоуровневая оценка исполнения позволит получить полную картину» (Kenny, Reid, 1986). Оценка эффективности тренинга на организационном уровне. Эффекты и ценность тренинга теперь должны быть рассмотрены в более широком контексте и долгосрочной перспективе. Основной вопрос звучит так: какие изменения и улучшения произошли или произойдут в организации в целом в результате тренинга? И ответить на этот вопрос совсем не просто. Вышеупомянутые трудности установления однозначных причинно-следственных связей на этом уровне только усугубляются. Однако вопреки этим проблемам тренер должен быть готов произвести хотя бы примерную оценку более общих, отдаленных последствий тренинга. Отталкиваясь от идей Брэмли (Bramley, 1986), Камерона (Cameron, 1980) и Ньюби (Newby, 1985), можно предложить следующую схему анализа организационной эффективности тренинга. Достигнутые цели. О достигнутых целях можно судить по различным коэффициентам и индексам, как то: количество произведенных единиц, повышение производительности, количество обработанных документов, число проданных товаров, скорость оборота, коэффициент ошибок и брака, коэффициент промышленного травматизма, доход от операций и текущие расходы, размеры сверхурочных работ и т. п. Привлечение средств и ресурсов. Жизнеспособность организации в немалой степени зависит от ее способности привлекать новые средства и ресурсы, к каковым относятся новые материалы, квалифицированная и обученная рабочая сила, новые покупатели и рынки, финансы и т. д. Удовлетворение клиентов и учредителей. О том, в какой мере удовлетворены ожидания внутренних и внешних клиентов и учредителей, можно судить по таким источникам и показателям, как жалобы 270
Глава 9 покупателей, результаты опросов потребителей, соблюдение сроков выполнения заказов, количество возвращенных товаров, результаты внутренних проверок и ревизий и т. п. Климат в организации. Внутренний климат организации является важным индикатором ее здоровья и эффективности. О благополучии или неблагополучии здесь могут свидетельствовать такие показатели, как моральное состояние персонала и его отношение к работе, количество конфликтов и прогулов, текучесть кадров, жалобы, просьбы о переводе, частота применения дисциплинарных мер, желание или нежелание работников работать одной командой, темпы изменений и реорганизации, а также качество, уровень и широта внутренних коммуникационных связей. Ряд методов и техник ассесмента, описанных в предыдущем разделе, может найти применение и на этом, организационном, уровне валидизации тренинга; это относится, в частности, к вопросникам, интервью и исследованию производительности и результатов труда. Полученные таким образом данные по истечении определенного периода времени должны быть собраны воедино; в некоторых случаях может оказаться полезным их сопоставление с данными по работникам, не прошедшим обучение. Анализ стоимости и эффективности. Попытка оценить в денежном выражении общую экономическую эффективность тренинга представляется многим безнадежным предприятием. Они утверждают, что невозможно или крайне трудно отдельно подсчитать все затраты, связанные с подготовкой и проведением тренинга, как и оценить в денежном выражении результаты и эффекты тренинга. Не отрицая этих трудностей, мы тем не менее убеждены, что всегда полезно попытаться найти некую «точку отсчета». Служба обучения должна подчиняться тем же требованиям, какие предъявляются к другим отделам организации. Анализ «затраты—прибыли» и анализ эффективности затрат — это техники, или подходы, позволяющие исследовать, насколько выгоден тренинг с финансовой точки зрения. • Анализ «затраты—прибыли»: любой анализ затрат на обучение с учетом будущих прибылей, проводимый полностью в денежном выражении. • Анализ эффективности затрат: анализ, в котором могут быть указаны только затраты, а выгоды от обучения работников, хотя и упоминаются, но не обязательно в денежном выражении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|