Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения проверки




 

Методика и тактика проверки в исправительных учреждениях ФСИН России и в уголовно-исполнительных инспекциях обла-дают определенными различиями.

 

При подготовке к проведению проверки в исправительныхучреждениях ФСИН России следует изучить положенияУИК РФ и иных нормативно-правовых актов, составляющих пра-вовую основу их деятельности и прокурорского надзора в этой


 


сфере1, ведомственные нормативные правовые акты, регламенти-рующие деятельность исправительных учреждений.

 

Специфика проверки исполнения законов исправительными учреждениями ФСИН обусловливается особенностями деятель-ности системы исполнения наказаний, связанных с лишением свободы. К основным направлениям деятельности исправитель-ных учреждений относятся:

 

обеспечение отбывания наказания согласно приговору (опре-делению, постановлению) суда;

 

осуществление регистрации осужденных, а также их фотогра-фирование (звукозапись, кино- и видеосъемка) и дактилоскопи-рование;

 

создание условий для обеспечения правопорядка и законно-сти, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях исправительных учреждений;

осуществление контроля за соблюдением режимных требова-ний на объектах учреждений, исполняющих наказания, и терри-ториях, прилегающих к ним;

 

обеспечение привлечения осужденных к труду, условий для получения осужденными общего образования, а также их про-фессиональное обучение и получение ими профессионального образования;

проведение воспитательной работы;

обеспечение охраны здоровья осужденных;

осуществление деятельности по развитию материально-

технической базы и социальной сферы;

осуществление в соответствии с законодательством Россий-

ской Федерации оперативно-розыскной деятельности;

в пределах своей компетенции содействие органам, осуществ-ляющим оперативно-розыскную деятельность;

привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей;

 

обеспечение режима содержания подозреваемых и обвиняе-мых, в отношении которых в качестве меры пресечения примене-

 

1 Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13 октября 2004 г. № 1314; Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205; приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изо-ляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в соверше-нии преступлений» от 16 января 2014 г. № 6 и др.



но заключение под стражу, а также соблюдение их прав и испол-нение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняе-мых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ.

 

До начала проверочных действий целесообразно провести бе-седы с руководством учреждения. Это поможет выяснить, какова общая обстановка в исправительном учреждении, получить ин-формацию о фактическом выполнении ранее направленных про-курором требований и результатах рассмотрения актов прокурор-ского реагирования. В зависимости от характера проверки проку-рор может поручить подготовить нужные ему сведения. Провер-ку учреждения рекомендуется начать с обхода прокурором жи-лых, коммунально-бытовых и производственных объектов. В ко-лонии обязательно проверяется соблюдение законности в штраф-ном изоляторе и помещении камерного типа, а в тюрьме — в карцере и одиночных камерах. В обходе должны участвовать должностные лица учреждения (для дачи объяснений по возни-кающим вопросам). Прокурор должен обеспечить доступ к себе осужденных и быть готов рассмотреть любое обращение, связан-ное с нарушением их прав и законных интересов. По просьбе осужденных должен быть организован их прием. При желании осужденного побеседовать с прокурором наедине, такая возмож-ность также должна быть ему предоставлена.

 

Для выявления возможных нарушений прокурорам рекомен-дуется изучить различные книги и журналы учета: сообщений о преступлениях; приема администрацией осужденных по личным вопросам; обращений родственников лиц, содержащихся в учре-ждениях; несчастных случаев на производстве и т. п. Также целе-сообразно при необходимости ознакомиться: с личными делами осужденных, в которых содержатся анкетные данные, все заявле-ния и обращения, а также решения следственных органов и суда; учетными карточками, содержащими краткую информацию из личных дел; журналом приема и передачи дежурств; оперативно-служебными документами, различными формами отчетности и

 

т. п. Имеет смысл получить доступ к актам инспектирования про-веряемого учреждения, если оно ранее проводилось в соответ-ствии с Приказом ФСИН от 6 февраля 2006 г. № 38.

 

При проведении проверки прокурор должен оценить закон-ность различных действий и решений должностных лиц исправи-тельных учреждений, а также принятых ими правовых актов. В частности, изучению и проверке подлежат:

 

1. Законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях. Проверка проводится путем ознакомления с лич-


 


ными делами осужденных. В этих целях прокурор удостоверяется

в наличии на каждого осужденного вступившего в законную силу приговора (определения, постановления) суда, являющегося ос-нованием для содержания в исправительном учреждении. Осо-бенно тщательно должно проверяться соблюдение сроков содер-жания осужденных в исправительном учреждении.

 

2. Соответствие режима отбывания наказания требованиям закона. В содержание режима,наряду с требованиями об обеспе-чении охраны, изоляции, надзора исполнения осужденными воз-ложенных на них обязанностей, включены положения об обеспе-чении реализации прав и законных интересов, личной безопасно-сти осужденных и персонала учреждений (ст. 82 УИК РФ). Для того чтобы сделать вывод о соответствии режима предписаниям закона, прокурору необходимо, прежде всего, проанализировать в сравнении с предшествующим аналогичным периодом данные о правонарушениях (преступлениях) среди осужденных, выяснить, почему они стали возможными, оценить эффективность прини-маемых администрацией исправительного учреждения мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений. Необ-ходимая для анализа информация содержится в статистической отчетности колонии о преступности, дисциплинарной практике, в книге учета сообщений о преступлениях, материалах оперативно-розыскной деятельности, служебных расследований по фактам правонарушений и иных чрезвычайных происшествий, журнале приема осужденных медицинской частью, журналах рапортов приема-сдачи дежурств, учета информации для оперативных де-журных и ряде других.

 

3. Соблюдение требований закона об исправлении осужден-ных на основе приобщения к труду. Законом устанавливаетсяобязанность администрации исправительного учреждения при-влекать осужденных к труду. Обязанность каждого осужденного трудиться согласно ст. 103 УИК РФ предусматривает возмож-ность осуществления трудовой деятельности как на предприятиях исправительных учреждений, так и на иных государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности. По-сещая производственные объекты и беседуя с осужденными, прокурор устанавливает соблюдение требований закона об усло-виях труда. В частности, он должен выяснить: какова продолжи-тельность рабочего дня осужденных, предоставляются ли им по-ложенные по закону дни отдыха, выдается ли в необходимых случаях спецодежда и дополнительное питание, отвечает ли ор-ганизация труда требованиям правил техники безопасности. Про-курор обязательно знакомится с актами о несчастных случаях на


 


производстве и материалами служебных расследований, проверя-ет законность принятых в этой связи решений. При осуществле-нии надзора за соблюдением законов о труде прокурор не вправе вмешиваться в деятельность администрации исправительного учреждения в части организации труда осужденных, если эта де-ятельность не урегулирована законодательно. Ознакомление с соответствующими документами производственно-плановой ча-сти и бухгалтерии, проверки жалоб осужденных дают возмож-ность выявить факты незаконного использования их труда без оплаты. Прокурору также надлежит проверить, как выполняются требования закона в части предоставления осужденным ежегодно оплачиваемого отпуска и зачета им времени работы в период от-бывания наказания в общий трудовой стаж.

4. Соблюдение закона о проведении с осужденными воспи-

тательной работы. В ходе проверки прокурором выясняется,созданы ли в колонии условия для проведения воспитательной работы, используются ли ее основные формы, определенные ст. 110 УИК РФ, внедряются ли рекомендации психологов и педа-гогов, организована ли воспитательная работа с каждым осуж-денным индивидуально. Знакомясь с личными делами осужден-ных и документацией самодеятельных организаций, прокурор устанавливает, какие категории осужденных входят в состав этих организаций, какие они выполняют функции. В поле зре-ния прокурора должно находиться соблюдение администрацией исправительного учреждения законодательства об обязательном образовании осужденных (ст. 112 УИК РФ). Получение общего образования закон относит к основным средствам исправления осужденных.

 

5. Соблюдение требований закона о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных. Вопреки требова-ниям ст. 99 УИК РФ во многих исправительных учреждениях не обеспечивается нормальное содержание осужденных. Кроме то-го, многие осужденные не получают должной медицинской по-мощи. Не всегда обеспечивается, как того предписывает закон, раздельное содержание осужденных больных туберкулезом и здоровых осужденных. Прокурор должен учитывать, что этапы развития материально-технической базы исправительных учре-ждений определены Концепцией развития уголовно-исполни-тельной системы Российской Федерации до 2020 года, утвер-жденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.


 


6. Законность применения к осужденным мер поощрения и взыскания. По результатам выполнения осужденными своихобязанностей к осужденным в соответствии со ст.ст. 113, 115 УИК РФ могут применяться меры поощрения и взыскания. Про-курор должен пресекать случаи неоправданного предоставления осужденным дополнительных льгот и одновременно осуществ-лять надзор за тем, чтобы налагаемые взыскания соответствовали тяжести и характеру совершенного проступка. Оценка законно-сти применения взысканий к осужденным включает в себя сле-дующие вопросы: обоснованность наложения взыскания (под-тверждены ли совершенное нарушение и виновность наказанного осужденного соответствующими документами); соразмерность взыскания содеянному проступку и личности нарушителя; свое-временность наложения взыскания; соблюдение установленного законом порядка наложения взыскания. Основными документа-ми, удостоверяющими нарушения режима, являются акты, рапор-ты, докладные записки сотрудников учреждения. К указанным документам должны приобщаться: письменное объяснение нарушителя, объяснения очевидцев, акт медицинского освиде-тельствования при алкогольном опьянении (нахождении в наркотическом опьянении) или освидетельствования на степень тяжести телесных повреждений, другие материалы, в частности акты обысков, порчи имущества, справка о поощрениях и взыс-каниях. Нарушения режима фиксируются в журнале учета ра-портов о нарушениях режима отбывания наказания, постанов-ления о наложении взыскания с соответствующими материала-ми приобщаются к личным делам осужденных. Путем изучения личных дел, других документов, характеризующих осужденно-го, и ознакомления с записями в карточках учета о предостав-ленных осужденным дополнительных свиданиях и посылках прокурор может также установить обоснованность применения наиболее распространенных мер поощрения.

 

7. Законность рассмотрения и разрешения предложений, за-

явлений и жалоб осужденных. Важной обязанностью прокурораявляется обеспечение прав осужденных обращаться с предложе-ниями, заявлениями и жалобами в государственные органы, об-щественные организации и к должностным лицам. По книге ре-гистрации письменных жалоб и заявлений, журналу учета приема администрацией осужденных по личным вопросам, а также по личным делам осужденных прокурор проверяет, как учитывают-ся жалобы и заявления, своевременно ли они направляются адре-


 


сатам, правильно ли разрешаются. Особого внимания требует проверка сообщений об унижении человеческого достоинства осужденных, о произволе и беззаконии при наложении взыска-ний, применении физической силы, оружия и других мер воздей-ствия, недозволенных связях работников исправительных учре-ждений с осужденными.

 

При подготовке к проведению проверки в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России следует изучитьположения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Фе-дерации и иные нормативно-правовые акты, составляющие пра-вовую основу их деятельности и прокурорского надзора в этой сфере1, ведомственные нормативные правовые акты, регламенти-рующие деятельность уголовно-исполнительных инспекций.

 

По состоянию на 1 января 2010 г. в 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. чело-век, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связан-ных с изоляцией их от общества2. По состоянию на 1 апреля 2014 г. в 2460 уголовно-исполнительных инспекциях состоят на учете 452,7 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы3. Исполнение наказаний в ви-де обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, а также осуществления контроля за условно осужденными, осужденными, которым от-бывание наказания отсрочено, в соответствии со ст.ст. 16, 177, 178.1, 187 УИК РФ возложено на уголовно-исполнительные ин-спекции.

 

 

1 Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13 октября 2004 г. № 1314; приказ Минюста России «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» от 20 мая 2009 г.

№ 142; приказ Минюста России «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» от 11 октября 2010 г. № 258; приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзо-ра за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполня-ющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под

 

стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 16 января 2014 г. № 6 и др.

 

2 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Феде-рации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

3 URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 15.04.2014).



Специфика проверки исполнения законов уголовно-исполни-тельными инспекциями ФСИН России обусловливается особен-ностями деятельности системы исполнения наказаний, не связан-ных с лишением свободы. К основным направлениям деятельно-сти уголовно-исполнительных инспекций относятся:

 

привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда;

ведение учета осужденных;

 

разъяснение осужденным порядка и условий отбывания нака-зания, дактилоскопирование осужденных;

 

осуществление контроля за соблюдением осужденными усло-вий отбывания наказаний, их поведением, исполнением возло-женных судом на них обязанностей, запретов и ограничений;

 

осуществление контроля за исполнением требований приго-вора администрацией организаций, в которых работают осуж-денные, а также органами, правомочными аннулировать разре-шение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

 

проведение воспитательной и профилактической работы; проведение первоначальных мероприятий по розыску осуж-

денных, а также установлению места нахождения условно осуж-денного и причин уклонения от контроля;

 

привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания, контроля или исполнения обязанностей, возложенных судом.

 

Наказание в виде обязательных работ исполняют по месту жи-тельства осужденных (ст. 25 УИК РФ). Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные ин-спекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и усло-вия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные от-бывают обязательные работы; контролируют поведение осуж-денных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назна-ченное в качестве как основного, так и дополнительного вида наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуж-дении исполняют по месту жительства (работы) осужденных


 


(ст. 33 УИК РФ). Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определен-ные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определен-ной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют про-ведение с осужденными воспитательной работы.

 

Исправительные работы отбываются осужденным по основ-ному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправ-ления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекци-ями, но в районе места жительства осужденного (ст. 39 УИК РФ). Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контроли-руют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций,

 

в которых работают осужденные; проводят с осужденными вос-питательную работу; с участием сотрудников полиции контроли-руют поведение осужденных; обращаются в органы местного са-моуправления по вопросу изменения места отбывания осужден-ными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

За отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется надзор (ст. 47.1 УИК РФ). Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональ-ный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дакти-лоскопической регистрации и фотографированию. Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспи-тательной работе с осужденными могут принимать участие пред-ставители общественности.

При проведении проверки прокурор должен оценить закон-ность различных действий и решений должностных лиц уголов-но-исполнительных инспекций, а также принятых ими правовых актов. В частности, изучению и проверке подлежат:


 


1. Законность постановки на учет, ведения и снятия с учета осужденных. Основанием для постановки на учет осужденногоявляются поступившие в уголовно-исполнительную инспекцию копия приговора (определения, постановления) суда, вступивше-го в законную силу, либо акт о помиловании в отношении лица, которому лишение свободы заменено более мягким видом нака-зания. В день поступления копии приговора (определения, поста-новления) инспекция регистрирует его в журнале входящих до-кументов и в соответствующем журнале учета осужденных. День регистрации копии приговора (определения, постановления) суда считается днем постановки осужденного на учет инспекции. В день поступления копии приговора (определения, постановления) инспекция направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению, кото-рое составляется на бланке инспекции. С целью проверки полно-ты и своевременности постановки осужденных на учет в уголов-но-исполнительной инспекции прокурору целесообразно сделать сверку полученных из суда сведений с записями в журналах уче-та, учетными карточками и личными делами осужденных. На различные категории осужденных в инспекции ведутся отдель-ные журналы учета. При изучении этих журналов по заполняе-мым реквизитам можно выявить нарушения закона1. На каждого осужденного инспекцией должно быть заведено личное дело, по материалам которого можно проверить все вопросы, связанные с исполнением приговора. Также на каждого осужденного запол-няется учетная карточка, на отдельные категории осужденных заполняются: сторожевая и контрольно-сроковая карточки, кон-трольная карточка. При необходимости прокурор сопоставляет с материалами личных дел осужденных сведения, содержащиеся в учетных, сторожевых, контрольно-сроковых и контрольных кар-точках, регистрационных листах, справках проверок инспекции по месту работы осужденных.

 

Основаниями освобождения от отбывания наказания осуж-денного являются: отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда; отмена приговора суда с прекращением дела производством; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким ви-дом наказания; помилование или амнистия; тяжелая болезнь или

 

 

1 Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных

с лишением свободы: метод. пособие / Генеральная прокуратура Рос. Федера-

ции. М., 2012. С. 6.



инвалидность; иные основания, предусмотренные законом. При проверке законности прекращения отбывания наказания и снятия осужденного с учета следует учитывать, что дату и основания снятия с учета должностные лица инспекции обязаны занести в журнал учета, учетную карточку и личное дело осужденного.

 

2. Законность осуществления контроля за соблюдением осужденными условий отбывания наказаний, их поведением, ис-полнением возложенных судом на них обязанностей, запретов и ограничений. Инспекции формируют и ведут автоматизирован-ную базу данных осужденных, в которую вносятся сведения об осужденных, порядке и условиях отбывания ими наказаний, а также результаты контроля за их поведением. При постановке на учет осужденному направляется уведомление о дате явки в ин-спекцию с документами, удостоверяющими личность. В день яв-ки осужденного должностные лица инспекции проводят с ним первоначальную беседу. Инспекция обязана проверить докумен-ты, удостоверяющие личность осужденного, составляет анкету, в которой отражаются гражданство, место регистрации и житель-ства, работы, учебы, контактные телефоны, сведения о родствен-никах и лицах, проживающих совместно с ним, а также входящих

в круг его общения; осуществляет дактилоскопирование осуж-денного; выясняет сведения, имеющие значение для исполнения приговора (постановления, определения) суда (наличие докумен-тов, необходимых для трудоустройства, прежних судимостей, состояние здоровья, материальное положение и др.). В ходе пер-воначальной беседы инспекция разъясняет: порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение; последствия совершения повторного преступления; особенности отбывания наказаний различными категориями осужденных. По окончании беседы составляется документ о правах и обязанно-стях осужденного и ответственности за допущенные нарушения в период отбывания наказания — подписка и ему выдается памятка

 

в соответствии с видом назначенного наказания. Условно осуж-денному, на которого судом возложена обязанность пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венери-ческого заболевания, выдается соответствующее направление. Контроль за исполнением обязанностей, возложенных судом, осуществляется инспекцией с использованием средств связи, направления запросов, посещения организаций, о чем делается отметка в учетной карточке.


 

 


Прокурору необходимо установить наличие анкет осужден-ных, документов о правах и обязанностях осужденных и ответ-ственности за допущенные нарушения в период отбывания нака-зания — подписки и изучить их. Содержание этих документов необходимо соотнести с материалами личных дел осужденных и учетных карточек.

 

3. Законность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных, а также установлению места нахождения условно осужденного. Первоначальные мероприятия по установ-лению местонахождения осужденных к обязательным работам, исправительным работам, условно осужденных и осужденных с отсрочкой отбывания наказания, скрывшихся от отбывания нака-зания или контроля либо не прибывших в инспекцию после осво-бождения из исправительного учреждения, проводит инспекция, на учете которой эти осужденные состоят. Первоначальные ме-роприятия по установлению местонахождения осужденных про-водятся с момента, когда инспекции стало известно об уклонении осужденного от отбывания наказания либо контроля, на основа-нии рапорта сотрудника инспекции, утвержденного начальником инспекции. При проведении первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного инспекция инфор-мирует подразделение розыска территориального органа ФСИН России об осужденном, в отношении которого начаты первона-чальные мероприятия по установлению его местонахождения; проводит по месту жительства, в организации, где работал (учил-ся) осужденный, опрос лиц, которым могут быть известны сведе-ния о вероятном местонахождении осужденного; запрашивает и получает информацию по учетам подведомственных территори-альному органу ФСИН России учреждений; использует иные до-ступные источники информации, способствующие розыску осужденного. Если в течение тридцати дней в результате перво-начальных мероприятий местонахождение осужденного не будет установлено, инспекция выносит постановление о розыске, кото-рое совместно с материалами первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного направляется в со-ответствующий орган внутренних дел.

 

Прокурор должен изучить документы, полученные в ходе пер-воначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденных, которые помещаются в отдельную папку (хранится при личном деле осужденного), а также постановления о розыске.

 

4. Соблюдение закона о проведении с осужденными воспита-

тельной работы. Инспекция организует проведение с осужден-ным воспитательной работы. Инспекции взаимодействуют с ор-


 


ганами местного самоуправления и социальными службами в решении вопросов оказания осужденным помощи в социальной адаптации и создают условия для участия общественных объеди-нений в исправлении осужденных. Воспитательная работа пред-ставляет собой комплекс мер, способствующих преодолению осужденными личностных деформаций, интеллектуальному, ду-ховному развитию, формированию правопослушного поведения

 

и социальной адаптации, а также целенаправленное позитивное воздействие на осужденных путем включения их в различные сферы жизнедеятельности (трудовую, общеобразовательную, общественную). Воспитательная работа должна осуществляться с учетом личности осужденного, совершенного им преступления, отношения его к труду, исполнения возложенной обязанности, а также других значимых обстоятельств. Прокурору следует уста-новить, применялись ли уголовно-исполнительной инспекцией основные формы воспитательной работы применительно к от-дельным осужденным. К таким формам работы относятся: инди-видуальные и групповые беседы с осужденными по разъясне-нию порядка и условий отбывания наказания; беседы с род-ственниками осужденных и лицами, способными оказывать на них положительное или отрицательное воздействие; посещение осужденных по месту жительства с целью изучения их поведе-ния в быту и образа жизни; посещение рабочих мест осужден-ных, проведение бесед с ними и представителями администра-ции организаций, на которых возложен контроль за поведением осужденных на производстве и проведение воспитательной ра-боты; проведение иных воспитательных мероприятий, способ-ствующих исправлению осужденных.

 

5. Законность применения к осужденным мер поощрения и взыскания. К осужденным,по результатам выполнения ими своихобязанностей, могут применяться меры поощрения и взыскания. Оценка законности применения взысканий к осужденным вклю-чает в себя следующие вопросы: обоснованность наложения взыскания (подтверждены ли совершенное нарушение и винов-ность осужденного соответствующими документами); соразмер-ность взыскания содеянному проступку и личности нарушителя; своевременность наложения взыскания; соблюдение установлен-ного законом порядка наложения взыскания. Инспекция вправе с учетом поведения осужденного и сложившихся обстоятельств осуществлять проверку по месту жительства, работы (учебы) ли-бо в общественных местах, о результатах проверки составляется справка. Основными документами, удостоверяющими наруше-ния, являются также акты и рапорты сотрудников уголовно-


 


исполнительных инспекций. К указанным документам должны приобщаться: письменное объяснение нарушителя, объяснения иных лиц, другие материалы, свидетельствующие о допущен-ных нарушениях. Решения о наложении взыскания с соответ-ствующими материалами приобщаются к личным делам осуж-денных. Кроме того, путем изучения лич ных дел, других доку-ментов, характеризующих осужденного, и ознакомления с за-писями в учетных карточках прокурор может также установить обоснованность применения наиболее распространенных мер поощрения.

 

6. Законность рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб осужденных. Инспекции рассматриваютзаявления, жалобы и другие обращения осужденных и граждан по вопросам, отнесенным к их компетенции. Важной обязан-ностью прокурора является обеспечение прав осужденных об-ращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в госу-дарственные органы, общественные организации и к долж-ностным лицам. По книге регистрации письменных жалоб и заявлений, а также по личным делам осужденных прокурор проверяет, как учитываются жалобы и заявления, своевремен-но ли они рассматриваются, правильно ли разрешаются. Осо-бого внимания требует проверка сообщений о произволе и без-законии при наложении взысканий, применении незаконных мер воздействия на осужденных.

 

При проверке в уголовно-исполнительной инспекции проку-рорам рекомендуется изучить различные книги и журналы уче-та: входящих и исходящих документов; осужденных к лише-нию права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; осужденных к обязательным ра-ботам; осужденных к исправительным работам; условно осуж-денных; осужденных, в отношении которых отбывание наказа-ния отсрочено, и др. Также целесообразно при необходимости знакомиться: с личными делами осужденных, в которых со-держатся все данные таких лиц, их заявления и обращения, а также решения суда; учетными карточками; анкетами осуж-денных, в которых отражаются гражданство, место регистра-ции и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, све-дения о родственниках и лицах, проживающих совместно с ним, а также входящих в круг их общения; документами о пра-вах и обязанностях осужденного и ответственности за допу-щенные нарушения в период отбывания наказания — подпис-ками; различными формами отчетности и т. п.


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...