Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, классификация и значение выставок




 

История выставок началась с французских музеев. Но первой выставкой, наиболее похожей на современные, была выставка Ecoledesbeauxarts в 1763 г. Эта выставка стала широко известной мировой общественности и этому примеру сразу же последовали Дрезден (1765 г.), Берлин (1786 г.), Мюнхен (1788 г.) и другие города Европы. Первая всемирная промышленная выставка была организована в Лондоне в 1851 г. [1; c. 24]

Предшественницей выставок, по праву можно считать ярмарку. В отличие от выставок, проведение ярмарок всегда имело не только культурно-демонстрационные предпосылки, но и коммерческую составляющую. Вероятно, первой известной в Западной Европе стала ярмарка в Сен-Дени под Парижем в 629 году, но к X веку они уже стали повсеместным явлением.

С развитием рынка ярмарки из центров оптовой торговли превратились в выставки образцов. В последние годы многие ярмарки проводятся в рамках тех или иных выставочных мероприятий, поэтому чёткие границы между выставкой и ярмаркой постепенно стали размытыми. Однако, в отличие от обычной выставки, посетители ярмарки часто имеют возможность сразу купить понравившиеся им экспонаты. В то же время сохранились и традиционные ярмарки. Например, ярмарки выездной торговли по выходным дням.

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, выставка - это показ, каково бы ни было его наименование, путём демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности [8; c. 22].

Выставками еще называют публичную демонстрацию достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни.

Понятие «выставка» может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия.

В литературе часто можно встретить противоречивые определения понятия «выставка». Очень часто выставки называют ярмарками, если на ней осуществляется продажа демонстрируемой продукции, выставкой же считается такое мероприятие, на которой происходит только демонстрация и лишь в последний день возможна распродажа выставочных образцов, которая, впрочем, не является обязательной.

Такой официальный документ, как Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в России, дает следующее общее определение «выставке»: «Выставки и ярмарки - это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги. В рамках выставок и ярмарок организации (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту» [2; c. 34].

В Концепции также вводится понятие «выставочный организатор» - зарегистрированная в соответствии с российским законодательством организация, основным видом деятельности которой является подготовка и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий в России и за рубежом. Выставочный организатор может быть владельцем выставочных площадей или организовывать выставочно-ярмарочные мероприятия на арендуемых выставочных площадях.

Организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий могут выступать [6; c. 101]:

органы исполнительной власти - федеральные и субъектов Федерации;

торгово-промышленные палаты - Российской Федерации и региональные;

различные межрегиональные и отраслевые ассоциации;

прочие организации различных форм собственности, как такие, для которых организация выставочных мероприятий не является основной деятельностью, так и специализированные выставочные организации.

В настоящее время в России имеется 16 выставочных комплексов, которые в основном отвечают международным техническим требованиям. Подавляющее большинство - больше 400 российских выставочных организаторов не имеют собственных площадей и проводят выставки во Дворцах культуры и спорта, на производственных площадях, в складских помещениях и т.д.

Ежегодно в России проводится более 2 тыс. выставок, занимающих в совокупности свыше 1,1 млн. м² площадей. Оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200-300 млн. дол. в год., количество занятых непосредственно в выставочных организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок) количество работников в выставочном бизнесе достигает 150 тыс. человек [27].

В таблице представлена классификация коммерческих выставок.

 

Классификация коммерческих выставок

Признаки классификации Виды выставок
1. Классификация по географическому составу экспонентов всемирные - где страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры, в частности, к этой категории относятся всемирные универсальные выставки ЭКСПО; международные - характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам; с международным участием - с числом иностранных участников менее 10% от общего числа; национальные - с участием фирм одной зарубежной страны; межрегиональные - демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов; местные (региональные) - с участием фирм только из того города или региона, где проводится выставка или ярмарка
2.В соответствии с отраслевой принадлежностью экспонатов выставки универсальные и специализированные (многоотраслевые и отраслевые)
3. По значимости мероприятия федерального значения - имеющие значение для страны в целом; межрегионального значения - имеющие значение для нескольких регионов страны; регионального значения - имеющие значение для одного региона; местного значения - имеющие значение для города, области
4. По территориальному признаку выставки, проводимые внутри страны и на территории других стран
5. По времени функционирования выделяют выставки: постоянно действующие (0,5 год и более); временные (0,5-5 месяцев); краткосрочные (от 1-5 дней до 0,5 месяца)
6. По направлению работы выставки по осуществлению продаж / заказов, информационные / ознакомительные, проводимые в целях развития коммуникации / контактов

 

Коммерческие выставки сегодня являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации перспективных направлений развития экономики. Чрезвычайно возросшая прозрачность рынка, низкие издержки поиска информации, прогрессирующее дерегулирование неизмеримо обостряют конкуренцию в отношении сроков и компетенций. Глобализация влечет за собой слияния компаний, перегруппировку сил, формирование новых структур, образование стратегических альянсов. Как один из важнейших инструментов торговой, инвестиционной, промышленной и внешнеэкономической политики страны, выставочная индустрия становится системным сегментом национального хозяйства, продвигающим ключевые отрасли. И, как следствие, развитие страны напрямую зависит от того, насколько развита выставочная деятельность.

Ускоренное технологическое развитие, прежде всего информационных и коммуникационных технологий, и связанное с этим наступление глобализации приводит к росту значения выставочных проектов в ряду коммуникативных инструментов, которые [25]:

становятся одним из эффективных механизмов реализации инновационного процесса;

обеспечивают мобильность рынка;

создают необходимое информационное поле;

формируют значительные финансовые потоки;

приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней.

В связи с вступлением России в ВТО в 2012 г., выставочная деятельность приобретает качественно новое значение в контексте поддержки отечественных товаропроизводителей.

Динамика развития выставочного бизнеса в настоящее время свидетельствует о переходе количественных изменений в качественные. Иначе говоря, происходит преобразование выставочного рынка в сторону его глобализации, преобладания тенденций кооперации. Отмеченная тенденция является результатом исчезновения мелких фирм, сокращения как выставок и ярмарок, так и операторов; постепенного исчезновения однотипных выставок [19; c. 122].

Изменения претерпевает сама философия формирования коммерческих выставочных проектов, которые сегодня не ограничиваются только экспозиционной составляющей, преобразуясь в Форумы и отраслевые Недели. Реалиями сегодняшнего этапа развития выставочного рынка в РФ становятся перепродажи перспективных брэндов слабыми операторами более мощным, формирование выставочных холдингов.

По мнению экспертов, выставочный рынок будет развиваться очень быстро. В ближайшие два-три года появятся новые выставочные площади и площадки. Соответственно, качественный уровень организации выставок тоже будет на порядок выше. Если раньше наблюдалась тенденция организации узкоспециализированных выставок. В настоящий момент за счет объединения и возможности проведения выставок в одно время и в одном месте могут формироваться большие промышленные выставки - специализированные форумы, объединяющие тематики различных отраслей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...