Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействия среды и коэффициент интеллекта




Поиски факторов, относящихся к средовым влияниям, которые могли бы повлиять на коэффициент интеллекта, дали относительно немного сведений. Подавляющее большинство работ указывает на незначительность влияния общей (разделенной) среды. Что касает­ся индивидуальных средовых влияний, то большинство так или ина­че сказывающихся на IQ воздействий относится к обеспечению нор­мального развития организма и нервной системы, в особенности на стадии раннего онтогенеза. Например, вирусные внутриутробные инфекции могут вызвать серьезные нарушения физического и ум­ственного развития с падением коэффициента интеллекта. Недо­статочное или неполноценное питание, нехватка витаминов, на­рушающие нормальное развитие болезни приводят к снижению умственных способностей и коэффициента интеллекта. Столь же не­гативно сказываются и плохие условия жизни, недостаточный уро; вень медицинского обслуживания, неудовлетворительные санитар­но-гигиенические условия.

Например, было обнаружено, что некоторое влияние на коэффи­циент интеллекта оказывает грудное вскармливание. Особенно заме­тен этот эффект на детях недоношенных или родившихся в срок, но с пониженным весом (меньше 2,4 кг). У тех из" них, кого вскармливали только грудью, IQ в возрасте 5 лет был в среднем на 11 баллов выше по сравнению с группой, где грудное вскармливание было ограни-


154 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта

ченным и применялись различные питательные смеси. Для детей с нормальным весом наблюдалась та же закономерность, но эффект не был таким выраженным (в среднем на 3 балла выше для группы с грудным вскармливанием). В настоящее время Американская акаде­мия педиатрии рекомендует грудное вскармливание в течение не ме­нее 6 месяцев. Если сопоставить показатели детей, которых кормили грудью 7-9 месяцев, с теми, у которых этот срок был меньше месяца, то у первых 1Q в среднем на 6 баллов выше.

К этой же категории воздействий (нарушение нормального раз­вития) относится и уже упоминавшийся близнецовый эффект (гла­ва 3), из-за которого у монозиготных близнецов несколько снижен коэффициент интеллекта (в среднем 90 баллов). В тех случаях, когда по какой-то причине один из близнецов умирает после рождения, развитие оставшегося идет практически без отклонений от нормы (IQ равен 99 баллам).

В учебниках часто упоминается о влиянии на IQ ребенка числа детей в семье, причем значение имеет число старших. Чем больше детей в семье и чем меньше интервалы между рождениями, тем ниже коэффициент интеллекта у младших детей. Однако следует отметить, что действительно значимые отличия наблюдаются только при боль­шом количестве детей в семье (более 5-7). Поэтому данный фактор, по-видимому, тоже связан с ухудшением условий развития на ран­них этапах онтогенеза.

Определенное влияние оказывает процедура усыновления, осо­бенно ранняя, которая повышает IQ на 10-15 баллов. Причина, оче­видно, также связана с обеспечением нормальных условий развития, поскольку приемные дети, как правило, происходят из неблагопо­лучных семей, не обеспечивающих надлежащего ухода и воспитания. Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство, важное для понимания результатов исследований. Выше уже говорилось о том, что корреляция коэффициента интеллекта приемных детей с IQ биологических родителей все время остается существенной, а влия­ние общесемейной среды чрезвычайно мало. В то же время процеду­ра усыновления повышает IQ у приемных детей. Казалось бы, эти данные противоречат друг другу.

Говоря о наследуемости, мы имеем в виду изменчивость призна­ка. Высокая наследуемость IQ означает, что изменчивость по этому признаку в данной группе определяется генетическими причинами. Влияние процедуры усыновления на IQ заключается в увеличении средних значений коэффициента интеллекта. Так что никакого про-


 


Воздействия среды и коэффициент интеллекта 155

тиворечия нет. Среднее значение признака может измениться под воздействием какого-то средового фактора, который влияет на сред­ние значения признака, понижая или повышая все оценки индиви­дов в равной степени и при этом не изменяя их общего распределе­ния (т. е. величина дисперсии при этом остается прежней).

Точно так же данные, демонстрирующие нулевое значение вклада общей (разделенной среды) в наблюдаемую изменчивость IQ, зача­стую интерпретируются как отсутствие значимого влияния общей среды на психологические свойства личности. Если нет корреляции между коэффициентом интеллекта приемных родителей и IQ прием­ных детей, то означает ли это, что условия воспитания не имеют зна­чения? Просто так этот вывод делать нельзя. Информация о корре­ляциях, точно так же как и об изменчивости, еще ничего не говорит нам о средовых влияниях на значения признака. Иными словами, благоприятные условия, позволяющие реализовать генетический по­тенциал приемного ребенка и приводящие к повышению значения его IQ, могут никак не повлиять на корреляцию IQ, скажем, прием­ных и родных детей.

В одном французском исследовании приемных детей (возраст усыновле­ния 5 лет) было обнаружено, что при повторных измерениях коэффици­ента интеллекта в подростковом возрасте наблюдалось увеличение IQ. При этом прирост был существенно выше у тех детей, которые были при­няты в семьи с высоким уровнем достатка и образования родителей (Duyme et al., 1999).

Имеется еще один, в определенной степени загадочный, средовой фактор, обусловливающий так называемый эффект Флинна.

Флинн обнаружил значительное увеличение коэффициента ин­теллекта (примерно на 20 баллов) в течение второй половины XX сто­летия (Flynn, 2000). Причины этого неясны, поскольку они вроде бы должны иметь средовую природу, но настолько большой прирост пред­полагает колоссальные изменения в средовых воздействиях за весьма короткое время. Наряду с предположениями, что это связано с повсе­местным улучшением здравоохранения, питания и других условий жизни, было показано (Dickens, Flynn, 2001), что причиной такого мощного потенцирующего эффекта средовых воздействий в принци­пе могла бы быть корреляция «генотип—среда» (rGE).

В свое время предпринимались многочисленные попытки изме­нить коэффициент интеллекта за счет различных программ компенса­торного воспитания, раннего вмешательства, специального тренинга. Одна из самых масштабных попыток, так называемый Милуокский



156 Глава 9. Психогенетические иссл едования интеллекта_________

проект, представляла собой программу раннего вмешательства. Была выбрана группа риска (дети матерей с коэффициентом интеллекта менее 75 баллов), которая подверглась интенсивной тренировочной программе с 3-месячного возраста до 6 лет. Психологи оказывали по­мощь матерям в воспитании и обучении детей, специально тренируя способности, необходимые для успешного решения тестов. Экспери­мент привел к тому, что у части детей удалось к моменту поступле­ния в школу поднять IQ на 30 баллов. После этого разница меж­ду контрольной и экспериментальной группой стала быстро умень­шаться и к концу восьмилетнего обучения в школе составила только 10 баллов, причем натренированным оказался именно специфиче­ский интеллект, школьная успеваемость была одинаковой.

Тренировочный эффект вмешательства коснулся именно способ­ности решать тесты, не затронув общий фактор интеллекта. Милуок-ский проект раннего вмешательства продолжался 14 лет и закончился без особых результатов. Затраты составили 23 тыс. долларов в расче­те на 1 балл прироста IQ у одного ребенка.

Метаанализ 72 проектов раннего вмешательства показал, что все они давали примерно одинаковые результаты: в подавляющем боль­шинстве случаев в результате применения развивающих программ удавалось увеличить IQ на 9-10 баллов перед поступлением в шко­лу, после чего наблюдалось быстрое возвращение к уровню контроль­ных групп. Таким образом, коэффициент интеллекта за счет такого рода вмешательств удается изменить, но эффект имеет преходящий характер.

На основании этих данных многие пытаются отстаивать точку зрения о невозможности изменить с помощью программ раннего компенсаторного обучения «траекторию» развития интеллекта, ко­торая устанавливается при рождении. Эта точка зрения основана на представлении (иногда неявном) о существовании некоего критиче­ского периода, когда воздействия среды определяют способности на всю оставшуюся жизнь.

На самом деле эти данные можно рассматривать и с другой точки зрения. Во-первых, эффекты различных развивающих программ достаточно очевидны, а то, что с прекращением обучения по этим программам наблюдаются обратные изменения, показывает лишь высокую пластичность ментальных способностей. Как только пре­кращается тренировка памяти, внимания, планирования и т. п., про­исходит их изменение в соответствии с новым уровнем использова­ния. Экспериментальные данные показывают, что мозг сохраняет


Воздействия среды и коэффиц иент интеллекта 157

огромный потенциал пластичности практически в течение всей жиз­ни. И принцип use it or loose it («либо используешь, либо теряешь») играет огромную роль в развитии или деградации ментальных спо­собностей человека.

Еще одна важная с методической точки зрения проблема касается оценок влияния общей среды. Ее роль, как уже было сказано выше, практически очень невелика. Почему? Дело в том, что изначально принимается совсем не очевидная логика — если среда одинаковая, то она должна увеличивать сходство (или, по крайней мере, не умень­шать). Для очень большого числа признаков фенотипа это действи­тельно так, но не для таких сложных, как поведение человека. При­ходится признать, что одно и то же средовое воздействие может по-разному повлиять даже на монозиготных близнецов в зависимости от свойств их личности. Тогда эта часть изменчивости не совсем пра­вомерно будет отнесена на счет влияния индивидуальной среды и, что самое главное, приведет к неправильному выводу о том, что дан­ный тип средового воздействия не имеет значения.

Заслуга психогенетики состоит в том, что она заставила при­стально взглянуть на природу различий в психике человека. В на­стоящее время уже недостаточно подсчитывать значения h2 для все новых свойств, акцент исследований смещается в сторону выясне­ния способов влияния на те или иные качества с помощью средовых факторов. И здесь особенно важны такие психогенетические подхо­ды, как анализ причин дискордантности близнецов или исследова­ния с подробным изучением условий среды (и общей и индивиду­альной), в которых развиваются приемные дети.

Высокая наследуемость коэффициента интеллекта очень часто
совершенно неправильно воспринимается как указание на бесполез­ность обучения. Существуют две точки зрения. Первая заключается
в том, что в низкой успеваемости человека, который плохо учится,
виноват не он сам, а его гены. Согласно второй, всех обладающих
низким коэффициентом интеллекта не стоит учить вовсе, так как это
бесполезная трата средств. Оба этих подхода неверны.

Прежде всего высокая наследуемость совсем не означает, что при­знак нечувствителен к воздействиям среды. Представим себе, что мы знаем оптимальные условия для развития, образования и воспита­ния личности и обеспечиваем их для всех детей. В таком обществе подавляющая часть индивидуальных различий между людьми будет определяться особенностями их генотипа, т. е. коэффициент насле­дуемости будет приближаться к максимальным значениям. Наследу-


158 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта

емость IQ должна быть выше в эгалитарных обществах! И наоборот, чем больше будет различий в социально-экономическом положении людей, в условиях их жизни, образовании и воспитании, тем больше будет вклад среды в наблюдаемую изменчивость признака.

Кроме того, интеллект и коэффициент интеллекта — это все-таки вещи разные, и обученный человек радикально отличается от необ­ученного, даже если у них одинаковый IQ. Более того, лица со сни­женным коэффициентом интеллекта нуждаются в особенно тщатель­ном и методичном обучении, чтобы компенсировать недостаток спо­собностей.

Второй момент, тоже очень важный: нельзя забывать о том, что в случае коэффициента интеллекта речь идет об определенных спо­собностях. Каким образом будут использованы эти способности в жизни конкретной личности — это уже совсем другой вопрос. В не­которых случаях, как это ни парадоксально звучит, слишком хоро­шие способности могут оказать дурную услугу. Н. Винер в свое время заметил, что он видел немало способных умов, ничего не достигших, потому что легкость усвоения защищала их от дисциплины обычной школы и они ничего не получили взамен нее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...