Пример врожденных способностей
Один из самых выдающихся математиков Сриниваса Рамануджан (1887-1920) часто приводится в качестве примера врожденных математических способностей. В возрасте 14 лет он самостоятельно изучил двухтомный курс тригонометрии. Очевидно, с этого момента он так увлекся математикой, что уже в 15 лет самостоятельно открыл' формулы Эйлера, выражаюшие синус и косинус через показательную функцию мнимого аргумента, не зная, что они уже открыты. В 16-летнем возрасте ему удалось достать книгу по высшей математике, которая содержала 6165 различных теорем и формул, большинство из них без выводов. Знакомство с его биографией показывает, что он занимался математикой практически непрерывно. Судя по его сообщениям о том, что некоторые формулы ему внушают во сне боги, вычисления не прекращались даже во сне. Из-за этого он не смог
164 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта учиться и закончить даже первый курс Мадрасского университета. Несколько лет он не имел никаких определенных занятий. Когда в 1909 г. он женился и стал работать клерком в порту, жена и теша приходили кормить его в обеденный перерыв, потому что он был слишком занят вычислениями, чтобы прерываться для еды. Когда он сообщил о своих работах в Кембридж, то там выхлопотали для него стипендию, и с 1914 по 1919 г. он работал в Кембридже вместе с английскими математиками. В аналитической теории чисел Рамануджан практически самостоятельно воссоздал целую область математики, которая сложилась в течение длительного времени усилиями большого количества ученых. В 1918 г. он был избран профессором Кембриджского университета. Трудно сказать, имеем ли мы в лице Рамануджана пример врожденного таланта или нет. Однако абсолютно очевидно, что здесь налицо колоссальное сосредоточение усилий на одной сфере деятельности и огромное количество практики, причем практики особого рода, протекавшей с огромным напряжением сил. Его здоровье оказалось подорванным, он заболел туберкулезом, вернулся в Индию и вскоре умер.
Кроме количества и качества практики в числе альтернативных влияний, сказывающихся на успешности обучения и могущих быть основой экстраординарных достижений, обычно упоминаются: 1) внимание и способность к концентрации; 2) уровень мотивации; 3) уверенность в себе и оптимизм; 4) энтузиазм и энергичность. В целом можно считать, что концепция врожденного таланта не находит подтверждения в экспериментальных данных и противоречит целому ряду наблюдений. Более того, вера во врожденный талант, который обладает некими признаками, поддающимися обнаружению на ранней стадии развития (например, с помощью каких-либо тестов), по существу просто вредна, если речь идет о ее применении в социальной и воспитательной области. Любое разделение детей на группы якобы одаренных или неодаренных от рождения дискриминационно, несправедливо и абсолютно бесполезно. Возникает довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, концепция врожденной одаренности не находит достаточно убедительного подтверждения. Потомки гениев, как правило, ничем не отличаются от обычных людей, т. е. их необыкновенные качества не связаны с наследственными задатками. Вспомним расхожее выраже- Эмергенез 165 ние о том, что природа отдыхает на потомках гениев. Родители и многочисленные родственники Рамануджана не только не обладали математическими талантами или склонностью к математике, но не отличались вообще какими бы то ни было интеллектуальными достижениями. С другой стороны, воздействия внешней среды, связанные с возникновением особой одаренности, тоже не удается идентифицировать. По этому поводу высказывались многие исследователи. Так, Бёрт писал: «Достаточно парадоксально, что влияние хорошей среды наиболее сомнительно там, где под сомнением и влияние хорошей наследственности». Ему вторит Симонтон: «Если социально-экономический статус, стимулирующая домашняя среда, одаренные родители — все делают свой вклад в возникновение гения, тогда каждый ребенок в данной семье должен получать примерно равный шанс на успех. Но как много людей слышало о братьях или сестрах Баха, Рембрандта, Сервантеса, Декарта, Дарвина, Ганди или Сун-Ятсена?» (Simonton, 1984).
Эмергенез В настоящее время существует несколько объяснений этой ситуации. Одно из них связано с явлением, получившим название эмергенез (emergenesis). В ходе близнецовых исследований было замечено, что некоторые признаки ведут себя необычно. Например, если сравнить характеристики ЭЭГ, в частности среднюю частоту α-ритма, то отмечается очень высокая степень корреляции — порядка 0,8-0,9. Это касается всех монозиготных близнецов вне зависимости от того, выросли ли они вместе или воспитывались порознь. В то же время при сравнении ЭЭГ дизиготных близнецов выясняется, что их показатели коррелируют не больше, чем у случайно взятых испытуемых (не родственников). Так же ведут себя некоторые другие черты личности, такие как импульсивность или экстраверсия. Напомним, что обычно признаки, определяемые полигенно, т. е. зависящие от многих генов, коррелируют между родственниками в зависимости от степени их генетической близости. Было выдвинуто предположение о том, что существуют признаки, определяемые особой конфигурацией генов или набором свойств, каждое из которых обусловлено генетически. Это явление было обозначено как эмергенез. Эмергенная, или эмергенетическая, черта — это и есть признак, определяемый данным набором. Любое измене- 166 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта ние конфигурации генов приводит к исчезновению этой черты, поэтому у монозиготных близнецов эмергенные признаки проявляются чрезвычайно сходным образом. У родственников эти наборы уже не идентичны, они пусть и немного, но изменены, что нарушает уникальную конфигурацию генов. Таким образом, сходство по проявлению эмергенной черты у родственников обнаруживается не чаще, чем у случайных людей. Это приводит к тому, что свойства, определяемые такой конфигурацией генов, встречаются в семьях пробандов не чаще, чем в популяции. Наличие таких свойств может объяснить, почему подчас дети одних и тех же родителей так сильно отличаются друг от друга.
Брамвелл проверил исследование Гальтона (1869) о наследовании гениальности и пришел к выводу, что из всех профессий, описанных этим ученым, только у судей имеется тенденция к повышенной частоте встречаемости в отдельных семьях. По специально разработанной шкале {Creative personality scale) провели исследование творческих способностей личности, в ходе которого были обследованы более 1700 индивидов. Выяснилось, что для монозиготных близнецов, выросших отдельно, характерны умеренно высокие значения корреляции творческих способностей (0,54). В то же время корреляция для дизиготных близнецов, выросших порознь, оказалась практически нулевой (Waller et al., 1993). Это обстоятельство указывает на то, что способность к творчеству может являться эмергенной чертой. Второе возможное объяснение этих различий кроется в особенностях индивидуальных средовых влияний. До сих пор обнаружение и идентификация событий, составляющих индивидуальную среду, остается сравнительно слабо разработанной областью. Импрессинг Всю сложность этой задачи хорошо иллюстрирует концепция им-прессинга (Эфроимсон, 1991). Под импрессингом понимают некие события в детском либо подростковом возрасте, которые производят глубокое впечатление и на всю жизнь могут определить мотивы деятельности человека, его интересы и шкалу ценностей. Здесь есть аналогия с известным типом обучения — импринтингом. Что характерно для импринтинга? Во-первых, наличие критического периода, во время которого происходит «запечатлевание» некого сложного сенсорного образа. Во-вторых, это событие в дальнейшем вызывает опре-
Импрессинг 167 деленный тип поведения, на проявление которого уже практически невозможно повлиять. Утенок, вылупившийся из яйца, в течение нескольких часов запоминает образ матери или того объекта, который он увидел первым. В дальнейшем этот образ вызывает реакцию следования, которую уже нельзя ничем изменить, новый импринтинг попросту невозможен. Тот же самый раздражитель, предъявленный после критического периода, уже не оказывает никакого значимого действия. Примерно таким же образом обстоит дело с импрессингом. Здесь тоже постулируется наличие некоего критического состояния, во время которого событие, связанное с воздействием внешней среды, запечатлевается и влияет в дальнейшем на поведение человека. В качестве такого события, произведшего впечатление, может выступить книга, встреча, знакомство и т. п. Точно такое же событие может произойти с другими людьми и не вызвать абсолютно никакого эффекта. Даже с тем же самым человеком, быть может, ничего бы не произошло, если бы это событие произошло в другое время и при других обстоятельствах. Это вносит еще большую неопределенность в понятие индивидуальной среды. Одно и то же событие, воздействующее в разные периоды, может либо вызвать импрессинг, либо вообще никак не повлиять на человека. Пример импрессинга В качестве примера импрессинга приводят биографию А. Эйнштейна. В возрасте 12 лет он прочитал небольшую книжку по евклидовой геометрии на плоскости, которая произвела на него колоссальное впечатление и сыграла определяющую роль в развитии его интересов. Эту книгу читали еше сотни подростков, и ни на кого она не произвела такого действия. Другой пример — это случай из биографии Софьи Ковалевской. Как-то в подростковом возрасте она с семьей выехала летом на дачу, и ей досталась комната без обоев. Стены были оклеены страницами учебника математики. Ее настолько заинтересовали эти необычные стены, что она принялась с огромным интересом их изучать, что дало толчок к развитию страсти к математике. Если попробовать разобраться с условиями, которые делают возможным импрессинг, то, несмотря на всю неопределенность, можно высказать некоторые предположения. По всей видимости, огромную роль играет фактор подкрепления — то, каким образом поощряется активность. Для человека подкреплением может быть внимание окружающих, восхищение, поощрение с их стороны. Так, физик А. Комптон (нобелевский лауреат) вспоминал, что в возрасте 8 лет 168 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта он показал своей матери тетрадку, представлявшую «научный трактат» о свойствах индийских и африканских слонов. Она его поздравила, причем сделала это так, что это воспоминание осталось у него на всю жизнь. Много лет спустя он говорил, что если бы мать тогда рассмеялась, он утратил бы навсегда интерес к исследовательской работе.
В качестве фактора подкрепления может выступать и просто восторг от внезапного понимания того, как решается задача. Может, именно это и произошло в случае Рамануджана. Уже описанные примеры раннего развития речи у детей, вызывавшего восторг, умиление и внимание родителей, также напоминают по своим свойствам импрессинг. Освоение речи тоже протекает по похожим законам, во всяком случае и критический период ее освоения, и автоматические механизмы запечатлевания — все это имеет место. Несмотря на все отличия между человеком и животными, стоит упомянуть, что некоторые аналогии импрессингу мы можем найти и у млекопитающих. Например, у лисенка писк мыши вызывает практически неугасимый ориентировочный рефлекс на всю жизнь после первого же подкрепления (поедания мыши). Нетрудно заметить, что концепция импрессинга переносит основной акцент в проблеме возникновения экстраординарных, гениальных личностей в сферу мотивации. На почве импрессинга формируются всепоглощающие интересы личности, сообщающие всему поведению человека невероятную целеустремленность, которая приводит к формированию экстраординарных способностей и реализуется в конечном счете в выдающихся достижениях. Оценку врожденных особенностей личности, характерных для талантливых или гениальных людей, логичнее всего начать с определения их коэффициента интеллекта. IQ гениев никогда не был ниже 120 баллов (сейчас есть методики, позволяющие оценить IQ по фактам биографии, литературному наследству и пр.). Некоторые проводят эту границу чуть выше — 140 баллов. Начиная со 110-120 баллов уровень интеллекта никак не коррелирует с экстраординарностью личности, дальнейшее повышение не имеет значения. В то же время огромное количество людей с IQ больше чем 120-140 баллов представляют собой вполне обычных людей. Дело, очевидно, в других особенностях личности. Б. Пастернак в одном из своих писем писал, что заурядные личности в отличие от гениальных работают только из-под палки обстоятельств. Очевидно, вопрос в том, что побуждает человека к деятельности, т. е. речь Средовые воздействия и одаренность 169 идет о мотивах поведения. Необыкновенное развитие способностей обусловлено непрерывной всепоглощающей активностью в сфере интересов гения. Незаурядные способности формируются в ходе незаурядной деятельности. Как писал Люка, «гений продуктивен непрерывно, потому что творчество является его сущностью». В. П. Эфроимсон указывал: «Что касается индивидуальных дарований, то их разнообразие так велико, они столь независимо наследуются, что в силу генетической рекомбинации почти каждому человеку достается в удел какой-то набор способностей...» и далее: «...решающее значение приобретает наличие или отсутствие стимула для развития и реализации наличного индивидуального набора дарований».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|