Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К психогенетике одаренности (гениальности)




Изобретатели и гении почти всегда при начале своего поприща (а очень часто и в конце) считались в обществе не более как дураками, — это уж самое рутинное заме­чание, слишком всем известное.

Ф. М. Достоевский. Идиот

Одним из основоположников психогенетики считается английский ученый Ф. Гальтон. Его книга «Наследственный гений» была посвя­щена проблеме влияния наследственных задатков на возникновение талантливых людей и гениев.

Само понятие «одаренность» уже заключает в себе идею о неком даре, полученном от рождения. Представления о том, что гениаль­ность или талантливость имеет наследственную природу, проникает в самую сущность наших представлений о таланте, который и опре­деляется как природная одаренность. Таким образом, концепция врожденного таланта уже априори связывает выдающиеся способно­сти с наследственными задатками.


К психогенетике одаренности (гениальности) 159

Талантливость или гениальность поддается определению еще труднее, чем интеллект. И в том и в другом случае имеются значи­тельные проблемы с определением «фенотипа». Психологические свойства, которые обычно упоминают в качестве необходимых усло­вий гениальности, включают интеллект, творческое начало и моти­вацию. Айзенк настаивает на существовании генетически передава­емых талантов, которые он считает необходимым, но не достаточным условием для возникновения гения.

Концепцию врожденного таланта довольно трудно доказать или опровергнуть обычными методами, однако анализ биографий ода­ренных людей дает основания для сомнения в ее априорной справед­ливости (Howe, 1996). Если одаренность базируется на неких гене­тических предпосылках и имеет врожденный характер, то должны быть какие-то признаки, по которым ее можно было бы заметить за­ранее, еще до того как она проявится в полной мере. По этим призна­ком можно было бы предсказать, кто преуспеет в какой-либо сфере деятельности. Должна быть какая-то специфичность в способностях, например музыкальная одаренность, хотя этот талант может реали-зовываться в разных формах (композитор, исполнитель, импрови­затор). Наконец, одаренным должно быть относительно небольшое количество детей, в противном случае концепция теряет смысл, по­скольку невозможно предсказать успех того или иного индивида.

Рассмотрим вопрос о раннем появлении признаков таланта. Су­ществует огромное количество сообщений о необычных способно­стях, которые проявляются у детей в раннем возрасте. Например, описан случай, когда мальчик начал говорить в 5-месячном возрасте, месяц спустя его словарный запас составлял уже пятьдесят слов, а к трехлетнему возрасту он уже говорил на трех языках (Fowler, 1981). Подавляющее большинство этих описаний имеет ретроспективный характер и редко наблюдались специалистами с самого начала. Кро­ме того, следует сразу сказать, что нужно как-то различать случаи раннего появления признаков таланта и преждевременного разви­тия. Большое количество таких описаний относятся именно к случа­ям, когда по каким-то причинам наблюдается ускоренное развитие, особенно это касается речи. По большей части такие вундеркинды впоследствии ничего выдающегося собой не представляют.

В случаях, когда эти сведения касаются действительно талантли­вых людей, они зачастую базируются на автобиографических сооб­щениях; например, Артур Рубинштейн утверждал, что научился иг­рать на фортепьяно прежде, чем стал говорить. Точность таких

 

 

сообщений весьма сомнительна, учитывая особенности детской па­мяти (и памяти в преклонном возрасте также). Анализ биографий выдающихся композиторов показывает, что все они в раннем возра­сте подвергались интенсивнейшей и регулярной тренировке под ру­ководством взрослых в течение нескольких лет. Получается, что по­явление необычных способностей скорее следовало за периодом высокой степени поддержки родителей, поощрения, когда были пре­доставлены необычные условия для развития навыка.

Даже такие особенности, как наличие абсолютного музыкального слуха, когда человек способен узнать или спеть ноту определенной высоты без эталонного тона, не являются примером врожденного ка­чества. Доказано, что абсолютный слух можно приобрести в резуль­тате упражнений, что зачастую и имеет место при музыкальном об­учении детей в возрасте до 5-6 лет.

Имеются сообщения о проявлении необычных способностей у де­тей, страдающих аутизмом. Это могут быть выдающиеся счетные способности (мгновенное перемножение многозначных чисел или определение дня недели для любой даты календаря). В исследова­нии Миллера описан умственно отсталый ребенок, почти не способ­ный говорить, который мог воспроизводить на фортепиано любую мелодию, транспонировать в любом ключе и импровизировать. Со­общалось об аутичных детях, которые были блестящими рисоваль­щиками, изображали животных с удивительным соблюдением про­порций и перспективы, с иллюзией движения.

Эти способности могут выглядеть как удовлетворяющие концеп­ции врожденного таланта, хотя довольно странно, что для подтверж­дения наследственной природы гениальности привлекаются приме­ры поведения умственно отсталых людей. Тем не менее есть одно существенное обстоятельство — эти дети отдавали своим излюблен­ным занятиям практически все время, демонстрируя необычную на­вязчивую концентрацию на одном виде деятельности (столь харак­терную при заболевании аутизмом).

Если способности проявляются в результате особого обучения, то даже очень раннее их появление уже не может удовлетворить кон­цепции врожденного таланта. Например, в некоторых областях Аф­рики (Кения) дети начинают сидеть и ходить значительно раньше европейских. Полагали, что эти отличия имеют какую-то генетиче­скую основу, но было доказано (Super, 1976), что раннее формирова­ние двигательных способностей связано с особенностями традици­онного воспитания в деревнях. Дети из тех же племен в городских условиях, где родители не поощряют двигательную активность пред­намеренно, уже не обнаруживают отличий от европейских.

К психогенетике одаренности (гениальности) 161

 

В целом можно говорить об отсутствии достоверных ранних при­знаков врожденного таланта. Это касается даже музыкальной ода­ренности.

В специальном исследовании Сосняк провела подробные опросы 21 выдающегося американского пианиста и их родителей в самом начале их карьеры (Sosniak, 1990). Оказалось, что в раннем возрасте не было заметно каких-либо признаков будущих достиже­ний. Даже после шести лет интенсивной подготовки только для очень небольшого числа музыкантов можно было прогнозировать будущие успехи. Похожие выводы были получены в лонгитюдных исследо­ваниях известных музыкантов, математиков и спортсменов (тенни­систов, пловцов). В одной работе по музыкальным способностям (Howe et al., 1995) были охвачены 257 детей, из которых несколько впоследствии достигли больших успехов. Родителей просили ука­зать, когда ребенок впервые запел, начал заниматься музыкой, стал проявлять интерес к занятиям и т. д. Оказалось, что ни один из при­знаков не отличал группу преуспевших от других детей, далее такой, как интерес к звукам и получение удовольствия от них. Исключение составил признак раннего начала пения (разница была невелика). Причем в этих случаях родители пели для ребенка и в присутствии ребенка задолго до того, как ребенок начал петь сам.

Согласно еще одному объяснению, предлагаемому концепцией врожденного таланта, генетически предопределенные способности обнаруживаются в легкости обучения каким-то навыкам. Там, где от обычных людей требуются значительные усилия, люди с врожденны­ми способностями овладевают навыками без видимых трудностей. Однако специальные исследования также не подтверждают эту точ­ку зрения. Сравнение группы успешных музыкантов с другими деть­ми показало, что не обнаруживается достоверной разницы во време­ни тренировки, необходимой для достижения определенного уровня развития способностей, которые требуются для перехода из одного класса в другой в британских музыкальных школах. Самый важный вывод заключается в том, что групповые различия в уровне дости­жений были не больше, чем можно было бы ожидать, исходя из групповых отличий во времени, потраченном на упражнения.

К похожим выводам приходят исследователи и в других сферах человеческой деятельности. Так, для подготовки шахматиста между­народного класса требуется не менее десяти лет интенсивной работы,

 

 

162 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта

 


а если она начинается в раннем возрасте, то, по мнению Крогиуса, времени уходит еще больше.

Среди данных, противоречащих концепции врожденного таланта, следует упомянуть об экстраординарном уровне способностей у обычных людей.

Существует масса сведений о появлении экстраординрных способностей у обычных людей, которые, уже, будучи взрослыми, значительное время тренировались в каких-то навыках или умениях. Например, официантки, которых наблюдал Беннетт, были способны одновременно удерживать в памяти до двадцати заказов одновременно (Bennett? 1983). Емкость рабочей вербальной памяти в дан­ном случае намного превосходит норму.

Поразительные данные были получены в исследовании лондон­ских таксистов, которым в ходе профессиональной деятельности приходится ориентироваться в очень сложных пространственных условиях мегаполиса. Таким образом, их способности к ориентации в пространстве подвергаются ежедневной многочасовой тренировке. Изучение их мозга с помощью томографии показало, что наблюдает­ся существенное увеличение размеров гиппокампа — структуры, иг­рающей ключевую роль в ориентации в пространстве.

О роли средовых воздействий говорят и межкультурные сопоставления. Например, у детей австралийских аборигенов отмечены необычайно раз­витые способности к ориентации на открытой местности при отсутствии всяких видимых ориентиров, они также лучше справляются с некоторы­ми зрительными задачами. Однако эти экстраординарные способности к ориентации и перцепции исчезают в условиях воспитания, отличающих­ся от традиционных.

В ходе изучения людей с экстраординарными способностями об­наруживается целый ряд альтернативных влияний, которыми можно объяснить достижения, приписываемые врожденному таланту. Сле­дует упомянуть некоторые из них, поскольку они определяют эффек­тивность обучения, тренировок и уровень последующих достижений.

Прежде всего, это количество и качество практики в какой-либо сфере деятельности. Здесь можно снова привести пример с музы­кальным образованием, поскольку роль практики в этом случае не­оспорима. Согласно некоторым подсчетам, студенты консерватории, обучающиеся игре на скрипке, к 21 году уже имеют за спиной около 10 тыс. часов упражнений. Эрикссон показал, что суммарное коли­чество практики со времени начала занятий хорошо предсказывает внутригрупповые и межгрупповые отличия в исполнительском мастерстве (Ericsson et al., 1993).

 

К психогенетике одаренности (гениальности) 163

 

По данным Лемана (Lehman, 1995), формальная оценка коэффициента корреляции между уровнем ис­полнительского мастерства и количеством практики дает значения порядка 0,3-0,6. Эти значения, скорее всего, сильно преуменьшены, поскольку не учитывается качество практики: значение разных стра­тегий тренировки, степень энтузиазма, интенсивность занятий.

Роль генетически обусловленных качеств при этом также нельзя исключить; например, способность к настойчивому преследованию цели может быть обусловлена генетическими предпосылками. Одна­ко в концепции врожденного таланта подразумеваются способности не такого рода.

Еще один контраргумент сводится к тому, что корреляция между количеством практики и достижениями наблюдается просто из-за того, что одаренный человек больше практикуется из-за больших ус­пехов в овладении навыками и стремления к данной деятельности. Конечно, достижение успеха само по себе может стимулировать за­нятия, это обстоятельство действительно важно, но исследования показывают, что успех всегда следует за периодом интенсивных за­нятий, а не наоборот. Что касается врожденного побуждения к заня­тиям, то даже среди самых выдающихся музыкантов подавляющее большинство признают, что они никогда бы не занимались так много, если бы не было очень сильного побуждения со стороны родителей.

Таким образом, к категории средовых воздействий, очень важных для поддержания количества тренировок молодых исполнителей на необходимо высоком уровне, относится всесторонняя поддержка, побуждение и ободрение со стороны родителей. Это важно, даже ес­ли студенты считаются очень талантливыми и одаренными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...