Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различия в коэффициенте интеллекта между группами людей




Исследования по психогенетике интеллекта затрагивают целый спектр социальных и политических вопросов. До сих пор имеется тенденция рассматривать природу человека как бесконечно пластич­ную, способную к любым изменениям благодаря социальным воз­действиям. «Для чудовищного расистского общества генетика пове­дения является еще одним способом сказать, что проблемы людей — это их собственная вина, поскольку у них „плохие гены"» (Breggin, 1994) — это высказывание, инкриминирующее современной генетике обслуживание политических интересов, удивительно перекликается с обвинениями, выдвигавшимися против нее в Советском Союзе. То­гда также считали, что человек является «продуктом» общественных отношений, которого можно перевоспитать в кого угодно.

В свое время была опубликована книга Л. Кэмина «Наука и поли­тика IQ», в которой он обвинил одного из пионеров применения близнецового метода для изучения интеллекта Сирила Бёрта в мо­шеннических подтасовках данных. К тому времени Бёрта уже не бы­ло в живых, однако в настоящее время ясно, что эти обвинения несправедливы (Rushton, 2002).

 

150 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта

Рис. 9.1

Распределение IQ в группах учащихся американских средних школ (Фогель, Мотульски, 1990)

 

 

Самое главное другое — оценки насле­дуемости IQ в общем подтверждают точку зрения Бёрта.

Еще более деликатная область исследований — это оценка межэт­нических различий. Между различными популяциями людей могут обнаруживаться определенные генетические отличия, в том числе и касающиеся поведения. Что касается коэффициента интеллекта, то здесь наиболее известно различие между белым и негритянским на­селением США (рис. 9.1). В свое время (в 70-е гг. XX в.) публикация данных о том, что средние значения коэффициента интеллекта этих групп отличаются на 15 баллов, вызвала скандал в обществе («скан­дал Дженсена»). Ученых обвиняли в реакционности, расизме, фаль­сификации данных и т.п.

Попытки объяснить эту разницу социальными причинами или культурными отличиями выглядят резонно, однако целый ряд дан­ных показывает, что не все так просто. У американских индейцев не обнаруживается таких отличий в IQ от белого населения, а у метисов его значения даже выше, чем у белых. Различия в IQ остаются и при воспитании детей-негров в семьях белых приемных родителей. От­вечая на обвинения в расизме, видный генетик Добжанский писал, что те, кто отрицает значимость или существование генетических различий между людьми, не понимают или забывают, что человеческое разнообразие есть наблюдаемое природное явление, тогда как равенство — этическая заповедь.

Следует также напомнить, что речь идет все-таки о способностях к решению определенных тестов, а не об интеллекте как таковом. Кроме того, независимо от конкретных значений коэффициента на­следуемости тех или иных признаков основной задачей психогене­тики как раз и является выявление тех условий среды, которые явля-


Наследуемость IQ 151

ются оптимальными для развития определенных генотипов. В идеале это позволит, зная генетические особенности личности, определить оптимальные условия ее развития (воспитания, образования и пр.).

Наследуемость IQ

При исследовании монозиготных близнецов, выросших порознь, об­наружена высокая степень корреляции коэффициента интеллекта (в пределах 0,64-0,78). Оценка наследуемости (в широком смысле, т. е. с учетом всех генетических факторов) в этих работах состави­ла 0,75.

Согласно некоторым другим подсчетам, наследуемость этого коэф­фициента оценивается в 0,50, вклад общей среды 0,20-0,30, а осталь­ная часть фенотипической дисперсии приходится на индивидуаль­ные средовые воздействия и ошибку измерения (Chipuer et al., 1990; Loehlin, 1989).

Прямая оценка влияния общей среды возможна в исследованиях приемных детей. Если вычислить корреляцию по коэффициенту ин­теллекта между родными и неродными детьми, воспитанными в од­ной семье, то она составляет только 0,04 (данные четырех исследова­ний, полученные уже на взрослых). Другие данные показывают, что в раннем детстве имеется небольшая корреляция между IQ генети­чески неродных детей, воспитывающихся в одной семье. Причем с возрастом, несмотря на увеличение длительности совместного вос­питания, происходит падение корреляции практически до нуля. Эти данные показывают отсутствие влияния общей семейной среды на наблюдаемую изменчивость умственных способностей.

Корреляция IQ между детьми и их биологическими родителями во всех исследованиях была существенно выше, чем между прием­ными детьми и усыновителями (0,35-0,40 против 0,15). Очень инте­ресные данные были получены в лонгитюдных исследованиях. Если в раннем детстве фиксируется небольшая корреляция IQ приемных детей и усыновителей, то начиная с 7 лет усиливается сходство ме­жду уровнем интеллекта приемных детей и их биологических роди­телей, а корреляция «приемные дети — усыновители» падает. При низких значениях коэффициента интеллекта у биологических роди­телей усиление сходства «приемные дети — биологические родители» достигается за счет снижения IQ у детей. Кроме того, было отмече­но, что на это снижение не влиял социально-экономический статус усыновителей.


152 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта

Самос репрезентативное исследование IQ было основано на данных при­зыва на военную службу в Дании (Tcasdalc, Owen, 1984). Все мужчины независимо от годности к службе выполняли тест по оценке интеллекта. Корреляция результатов тестирования среди родных детей, выросших вместе, составила 0,52, у родных детей, выросших в разных семьях, — 0,47, для сводных братьев и сестер, выросших порознь, этот показатель не пре­вышал 0,22, а для приемных детей, выросших в одной семье, — 0,02. Та­ким образом, результаты указывают на высокую наследуемость и на не­значительное влияние общей среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...