Литературное образование в современной школе
Литературное образование в современной школе Практикум I Творчество зарубежных писателей в программах по литературе для старших классов
Вопросы и задания для самостоятельной работы Сопоставьте и проанализируйте в таблицах № 1 и № 2 УМК по литературе для 9-11 классов с точки зрения отбора произведений зарубежной литературы (авторы, направления, периоды, жанры, взаимосвязи с русской литературой). Определите основные совпадения и расхождения. Сделайте вывод о возможности изучения русской литературы в контексте мировой в современных школьных программах.
Таблица № 1
Сравните УМК для 10-11 классов (базовый и углубленный уровни).
Таблица № 2
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Практикум II Филологический и школьный анализ художественных произведений Вопросы и задания для самостоятельной работы Опираясь на нормативные документы ФГОС, а также материалы главы 2 (с. 59-86) научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)», ответьте на вопросы и выполните задания.
Каковы особенности анализа художественных произведений в старшей школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова цель изучения произведений художественной литературы в старшей школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите «требования к предметным результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы) в старшей школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опираясь на материалы главы 2 научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)» (с. 59-76), укажите основные параметры и содержание филологического анализа текста в школе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перечислите компонентыанализ содержания художественного произведения. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите типы проблематики в художественном произведении. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перечислите аспекты анализа идейного мира произведения. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите компоненты анализа формы художественного произведения. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите компоненты анализа художественной речи. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите компоненты анализа композиции художественного текста. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Русская литература в контексте мировой культуры. 9-11 класс Практикум III Творчество Данте Алигьери в контексте мировой культуры (9-11 класс) Задание. Ознакомьтесь с материалами о творчестве Данте Алигьери из главы 2 (с. 87-139) научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)», а также дополнительной литературой по теме практикума из списка, представленного в данной рабочей тетради. Контрольные вопросы Каковы основные этапы творческого пути Данте-поэта? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова роль политических событий в жизни и творчестве Данте? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы представления Данте об идеальном устройстве общества? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы представления Данте о народном языке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы представления Данте о литературном национальном языке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое место в судьбе и творчестве поэта занимает «Божественная Комедия»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова была главная цель создания «Комедии» с точки зрения ее автора? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите жанровые особенности «Божественной Комедии» Данте. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы научные основы мироздания Данте? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие религиозные воззрения нашли отражения в «Божественной Комедии»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из каких частей состоит «Комедия»? Какой аллегорический смысл содержат в себе эти названия? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие эпизоды личной жизни поэта отобразились в содержании его поэмы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие цвета использует Данте в воссоздании Ада? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем вы видите аллегорический смысл образов темного леса, освещенной солнцем вершины холма, зверей? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему именно Вергилий стал проводником Данте? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова цветовая гамма песен «Чистилища»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие цвета использует Данте для воссоздания образа Рая? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проследите путь, который проходит лирический герой поэмы Данте от Ада к Раю? Через какие пункты он пролегает? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каков финал «Божественной Комедии»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Назовите русских переводчиков «Божественной Комедии». Какие трудности они испытывали, переводя Данте? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каких произведениях последующих веков встречаются мотивы Данте? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каких видах искусства воссозданы поэтические картины Данте? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие эпизоды «Комедии» были воплощены в творчестве художников, композиторов, литераторов последующих эпох? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с текстом. Задание. Прочитайте фрагмент письма А. Блока. В каких произведениях поэта встречаются схожие образы? В чем обнаруживается сходство письма и «Божественной Комедии»? Приведите примеры. А. А. Блок. Письмо к матери. 10 ноября 1909. «Единственное «утешение» – всеобщий ужас, который господствует везде, куда ни глянешь. … несомненно в России водворился «прочный порядок», заключающийся в том, что руки и ноги жителей России связаны крепко – у каждого отдельно и у всех вместе. Каждое активное движение (в сфере какой бы то ни было) ведет лишь к тому, чтобы причинить боль соседу, связанному точно так же, как я. Таковы условия общественной, государственной и личной жизни… Все одинаково смрадно, грязно и душно – как всегда было в России: истории, искусства, событий и прочего, что и создает единственный фундамент для всякой жизни, здесь почти не было. Не удивительно, что и жизни нет». [5] ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте высказывание О. Мандельштама о Данте. «Данте – модернист, поющий на все голоса, созвучен додекафонии нашего времени, но все же это Данте XX века, а не Данте Средневековья. Впрочем, иного не дано: на то он и Данте, чтобы каждая эпоха примеряла его на себя, пыталась стать вровень. Что же до модернизма, то в поисках предтеч лучшей не найти…». [6] Согласны ли вы с русским поэтом? Почему? Приведите примеры. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте строки Данте о замысле «Комедии», высказанном в письме к Кан Гранде делла Скала: «вырвать ныне живущих людей из состояния злополучия и привести к состоянию счастья», «вид философии, который в поэме является ведущим, – это философия моральная, то есть этика, ибо поэма написана в целом и в частях не для созерцания, а для действия»[7]. Как вы понимаете суть замысла, изложенную поэтом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Данте обращался к своему проводнику Вергилию со словами: «Яви мне путь, о коем ты поведал» (Ад, 1, 133)[8]. Как вы понимаете содержание этой просьбы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перевод М. Лозинского, выполненный в 1940-1946 гг., был удостоен Государственной премии. Он отличается высочайшей историко-филологической и поэтической компетентностью. Однако, завершив свой труд, М. Лозинский сделал следующее заключение: «Что же такое в своей сокровенной сущности эта гениальная поэма? Хвала «Тому, кто движет мирозданье»? Обетная песнь во славу Беатриче? Спасительная проповедь заблудшему человечеству? Призыв мечтателя к переустройству мира? Ужасный приговор врагам? Все это в ней совмещено, и в то же время она остается повестью великого гордеца о самом себе»[9]. Как вы поняли высказывание М. Лозинского? Согласны ли вы с ним? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с текстом. Задание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|