Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературное образование в современной школе




Литературное образование в современной школе

Практикум I

Творчество зарубежных писателей

в программах по литературе для старших классов

 

       Вопросы и задания для самостоятельной работы

       Сопоставьте и проанализируйте в таблицах № 1 и № 2 УМК по литературе для 9-11 классов с точки зрения отбора произведений зарубежной литературы (авторы, направления, периоды, жанры, взаимосвязи с русской литературой). Определите основные совпадения и расхождения. Сделайте вывод о возможности изучения русской литературы в контексте мировой в современных школьных программах.

 

       Таблица № 1

Литература. 9 класс. Гулин А. В., Романова А. Н., Фёдоров А. В. Литература. 9 класс. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Збарский И. С., и др. / под ред. В. Я. Коровиной Литература. 9 класс. Зинин С. А., Сахаров В. И., Чалмаев В. А. Литература. 9 класс. Сухих И. Н. Литература. 9 класс. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М. и др. / Под ред. В. Ф. Чертова
         
         
         
         
         
         

 

Сравните УМК для 10-11 классов (базовый и углубленный уровни).

 

Таблица № 2

Литература. 10-11 класс. Базовый и углубленный уровни/ Под ред. В. Ф. Чертова Литература. 10-11 класс. Зинин С. А. и др. Литература. 10-11 класс/ Под ред. В. П. Журавлева Литература. 10-11 класс. / Под ред. Л. А. Вербицкой Литература. 10-11 класс. Сухих И. Н. Литература. 10-11 класс. Углубленный уровень/ Под ред. В. И. Коровина
           
           
           
           
           
           

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практикум II

Филологический и школьный анализ

художественных произведений

       Вопросы и задания для самостоятельной работы

Опираясь на нормативные документы ФГОС, а также материалы главы 2 (с. 59-86) научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)», ответьте на вопросы и выполните задания.

 

Каковы особенности анализа художественных произведений в старшей школе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какова цель изучения произведений художественной литературы в старшей школе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Назовите «требования к предметным результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы)  в старшей школе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Опираясь на материалы главы 2 научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)» (с. 59-76), укажите основные параметры и содержание филологического анализа текста в школе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите компонентыанализ содержания художественного произведения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Укажите типы проблематики в художественном произведении.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите аспекты анализа идейного мира произведения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите компоненты анализа формы художественного произведения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите компоненты анализа художественной речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите компоненты анализа композиции художественного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

           

Русская литература в контексте мировой культуры.

9-11 класс

Практикум III

Творчество Данте Алигьери в контексте мировой культуры

(9-11 класс)

Задание. Ознакомьтесь с материалами о творчестве Данте Алигьери из главы 2 (с. 87-139) научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)», а также дополнительной литературой по теме практикума из списка, представленного в данной рабочей тетради.

Контрольные вопросы

Каковы основные этапы творческого пути Данте-поэта?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какова роль политических событий в жизни и творчестве Данте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Каковы представления Данте об идеальном устройстве общества?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Каковы представления Данте о народном языке?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Каковы представления Данте о литературном национальном языке?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какое место в судьбе и творчестве поэта занимает «Божественная Комедия»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какова была главная цель создания «Комедии» с точки зрения ее автора?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Укажите жанровые особенности «Божественной Комедии» Данте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Каковы научные основы мироздания Данте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие религиозные воззрения нашли отражения в «Божественной Комедии»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Из каких частей состоит «Комедия»? Какой аллегорический смысл содержат в себе эти названия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие эпизоды личной жизни поэта отобразились в содержании его поэмы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие цвета использует Данте в воссоздании Ада?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В чем вы видите аллегорический смысл образов темного леса, освещенной солнцем вершины холма, зверей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Почему именно Вергилий стал проводником Данте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какова цветовая гамма песен «Чистилища»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие цвета использует Данте для воссоздания образа Рая?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Проследите путь, который проходит лирический герой поэмы Данте от Ада к Раю? Через какие пункты он пролегает?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Каков финал «Божественной Комедии»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите русских переводчиков «Божественной Комедии». Какие трудности они испытывали, переводя Данте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В каких произведениях последующих веков встречаются мотивы Данте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В каких видах искусства воссозданы поэтические картины Данте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие эпизоды «Комедии» были воплощены в творчестве художников, композиторов, литераторов последующих эпох?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа с текстом. Задание.

Прочитайте фрагмент письма А. Блока. В каких произведениях поэта встречаются схожие образы? В чем обнаруживается сходство письма и «Божественной Комедии»? Приведите примеры.

А. А. Блок. Письмо к матери. 10 ноября 1909. «Единственное «утешение» всеобщий ужас, который господствует везде, куда ни глянешь. … несомненно в России водворился «прочный порядок», заключающийся в том, что руки и ноги жителей России связаны крепко у каждого отдельно и у всех вместе. Каждое активное движение (в сфере какой бы то ни было) ведет лишь к тому, чтобы причинить боль соседу, связанному точно так же, как я. Таковы условия общественной, государственной и личной жизни… Все одинаково смрадно, грязно и душно как всегда было в России: истории, искусства, событий и прочего, что и создает единственный фундамент для всякой жизни, здесь почти не было. Не удивительно, что и жизни нет». [5]

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прочитайте высказывание О. Мандельштама о Данте. «Данте модернист, поющий на все голоса, созвучен додекафонии нашего времени, но все же это Данте XX века, а не Данте Средневековья. Впрочем, иного не дано: на то он и Данте, чтобы каждая эпоха примеряла его на себя, пыталась стать вровень. Что же до модернизма, то в поисках предтеч лучшей не найти…». [6] Согласны ли вы с русским поэтом? Почему? Приведите примеры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прочитайте строки Данте о замысле «Комедии», высказанном в письме к Кан Гранде делла Скала: «вырвать ныне живущих людей из состояния злополучия и привести к состоянию счастья», «вид философии, который в поэме является ведущим, – это философия моральная, то есть этика, ибо поэма написана в целом и в частях не для созерцания, а для действия»[7]. Как вы понимаете суть замысла, изложенную поэтом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данте обращался к своему проводнику Вергилию со словами: «Яви мне путь, о коем ты поведал» (Ад, 1, 133)[8]. Как вы понимаете содержание этой просьбы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перевод М. Лозинского, выполненный в 1940-1946 гг., был удостоен Государственной премии. Он отличается высочайшей историко-филологической и поэтической компетентностью. Однако, завершив свой труд, М. Лозинский сделал следующее заключение: «Что же такое в своей сокровенной сущности эта гениальная поэма? Хвала «Тому, кто движет мирозданье»? Обетная песнь во славу Беатриче? Спасительная проповедь заблудшему человечеству? Призыв мечтателя к переустройству мира? Ужасный приговор врагам? Все это в ней совмещено, и в то же время она остается повестью великого гордеца о самом себе»[9]. Как вы поняли высказывание М. Лозинского? Согласны ли вы с ним? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа с текстом. Задание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...