Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Михаил Кузмин. РАВЕННА.1920. Статуя. Дон Гуан. Творческие связи русских и западноевропейских писателей XIX века. IV.1. Новелла П.Мериме «Взятие редута»




Михаил Кузмин. РАВЕННА. 1920

Меж сосен сонная Равенна, О, черный, золоченый сон! Ты и блаженна, и нетленна, Как византийский небосклон. С вечерних гор далекий звон Благовестит: «Благословенна! »   Зарница отшумевшей мощи, Еле колеблемая медь, Ты бережешь святые мощи, Чтоб дольше, дольше не мертветь, И ветер медлит прошуметь В раздолиях прибрежной рощи.   Изгнанница, открыла двери, Дала изгнанникам приют, И строфы Данте Алигьери О славном времени поют, Когда вились поверх кают Аллегорические звери.   Восторженного патриота Загробная вернет ли тень? Забыта пестрая забота, Лениво проплывает день, На побледневшую ступень Легла прозрачная дремота.   Не умерли, но жить устали, И ждет умолкнувший амвон, Что пробудившихся Италий Завеет вещий аквилон, И строго ступят из икон Аполлинарий и Виталий.   Мою любовь, мои томленья В тебе мне легче вспоминать, Пусть глубже, глуше, что ни день я В пучине должен утопать, – К тебе, о золотая мать, Прильну в минуту воскресенья!  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А. Ахматова. Данте (1936)

Il mio bel San Giovanni
Dante1

Он и после смерти не вернулся В старую Флоренцию свою. Этот, уходя, не оглянулся, Этому я эту песнь пою. Факел, ночь, последнее объятье, За порогом дикий вопль судьбы. Он из ада ей послал проклятье И в раю не мог ее забыть, — Но босой, в рубахе покаянной, Со свечой зажженной не прошел По своей Флоренции желанной, Вероломной, низкой, долгожданной… Примечания 1. Il mio bel San Giovanni. Dante— Мой прекрасный святой Иоанн. Данте (итал. )

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В. Шаламов. Рассказ о Данте (1950)

Мальчишка промахнулся в цель, Ребячий мяч упал в купель. Резьба была хитра, тонка. Нетерпеливая рука В купель скользнула за мячом, Но ангел придавил плечом Ребенка руку. И рука Попала в ангельский капкан. И на ребячий плач и крик Толпа людей сбежалась вмиг. И каждый мальчика жалел, Но ссоры с Богом не хотел. Родная прибежала мать, Не смея даже зарыдать, Боясь святыню оскорбить, Навеки грешницею быть. Но Данте молча взял топор И расколол святой узор, Зажавший в мрамора тиски Тепло ребяческой руки. И за поступок этот он Был в святотатстве обвинен Решеньем папского суда Без колебанья и стыда… И призрак Данте до сих пор Еще с моих не сходит гор, Где жизнь – холодный мрамор слов, Хитро завязанных узлов.
 

«Стихотворение написано в 1950 году. Входит в мои допотопные, дотетрадные записи вместе с “Картографом”, “Стлаником”, “Боярыней Морозовой”, “Стрельцами”. Попытка указать на какие-то необходимые для меня исторические и поэтические аналогии. Описывает истинное происшествие биографии Данте». 1950

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кирилл Померанцев

(1907-1991)

В вечерний предзакатный час, Когда и сердце бьётся глуше, Мне страшно вглядываться в вас, О, человеческие души. Мне кажется, что вся земля, Со всей набухшею в ней кровью,   Со всей тоской, со всею болью, Застенком стиснула меня. Как будто пробили куранты Отбой надеждам и мечтам, И я, как тень, плетусь за Дантом По девяти его кругам… (1986)[10]  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Владимир Рецептер (р. 1935)

Статуя.

Дай руку.

Дон Гуан.

Вот она… < …>

(Проваливаются. )

А. С. Пушкин. «Каменный гость»

 

Куда?.. Неужто в дантов ад?.. Сцепивши руки, как родные, ревнивцы грозные летят, презрев законы гробовые.   О чём их прекращённый спор — о верности иль об измене? Чем полон чёрный коридор сквозь вечный ад по вечной сцене?   Не держат дантовы круги двух раскалённых метеоров. О Боже правый, помоги прервать полёт, смиряя норов!..   Но кто же это сам-третей уставил взгляд за край провала? Не он ли, царь моих затей, кому и лавров Данта мало?.. (2015)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы отличия «русского Данте XIX века» от «русского Данте ХХ века»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие черты судьбы и творчества Данте нашли отображение в русской культуре?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       Какие мотивы, образы, идеи Данте ценны, актуальны в третьем тысячелетии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практикум IV

Творческие связи русских и западноевропейских писателей XIX века

IV. 1. Новелла П. Мериме «Взятие редута»

Задание для самостоятельной работы

Ознакомьтесь с материалами с. 140-142 научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)», а также дополнительной литературой по теме практикума. На основе представленных материалов выполните задания.

Работа с текстом. Задание.

Прочитайте новеллу П. Мериме «Взятие редута». Какой эпизод Бородинского сражения выбран автором и почему? Какова композиция новеллы? Какие средства использует автор для создания образа отряда русских? Какие черты русского характера подчеркнуты в новелле?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

IV. 2. П. Мериме «Гюзла». А. С. Пушкин «Песни западных славян»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Ознакомьтесь с материалами с. 140-142 научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)», а также представленной в тетради дополнительной литературой по теме практикума. На основе представленных материалов выполните задания.

Работа с текстом. Задание.

Сопоставьте приведенные ниже произведения, используя следующую схему:

ü анализ композиции произведения,

ü количественная оценка лексической близости текстов,

ü оценка стилистической близости текстов,

ü оценка метафорической и символической близости текстов,

ü оценка фонетической близости текстов,

ü оценка грамматической близости текстов,

ü оценка передачи ритмического строя текстов.

Завершением анализа должны стать выводы о близости текста к оригиналу.

 

1.

П. Мериме. Конь Фомы II

«Почему плачешь ты, прекрасный мой белый конь? Почему так жалобно ржёшь? Разве сбруя на тебе не богатая? Разве у тебя не серебряные копыта с золотыми гвоздями? Разве на шее у тебя не висят серебряные бубенцы? Разве не носишь ты на себе короля плодородной Боснии? — Плачу я, мой хозяин, потому, что басурман сорвёт с меня серебряные подковы, и золотые гвозди, и серебряные бубенцы. И оттого я жалобно ржу, мой хозяин, что проклятый басурман сделает мне седло из кожи боснийского короля».

 

А. С. Пушкин

«Что ты ржёшь, мой конь ретивый, Что ты шею опустил, Не потряхиваешь гривой, Не грызёшь своих удил? Али я тебя не холю? Али ешь овса не вволю? Али сбруя не красна? Аль поводья не шелковы, Не серебряны подковы, Не злачёны стремена? »Отвечает конь печальный: “Оттого я присмирел, Что я слышу топот дальный, Трубный звук и пенье стрел; Оттого я ржу, что в полеУж не долго мне гулять, Проживать в красе и в холе, Светлой сбруей щеголять; Что уж скоро враг суровыйСбрую всю мою возьмётИ серебряны подковыС лёгких ног моих сдерёт; Оттого мой дух и ноет, Что наместо чепракаКожей он твоей покроетМне вспотевшие бока”.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...