П. Верлен. Осенняя песня (перев. В.Брюсова)
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 П. Верлен. Осенняя песня (перев. В. Брюсова)
А. Блок. Осенняя элегия Медлительной чредой нисходит день осенний, Медлительно кружится желтый лист И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист – Душа не избежит невидимого тленья. Так, каждый день стареется она, И каждый год, как желтый лист кружится, Все кажется, и помнится, и мнится, Что осень прошлых дней была не так грустна. Как мимолетна тень осенних ранних дней, Как хочется сдержать их раннюю тревогу. И этот желтый лист, упавший на дорогу, И этот чистый день, исполненный теней, –
Затем, что тени дня – избытки красоты, Затем, что эти дни спокойного волненья Несут, дарят последним вдохновеньям Избыток отлетающей мечты.
Образы театра в стихотворениях П. Верлена «Коломбина» (1869) и А. Блока «Свет в окошке шатался» (1904)
Работа с текстом. Задание. Используя элементы комплексного анализа текста, проанализируйте стихотворения Верлена и Блока. Выполните сравнительно-сопоставительный анализ произведений. Ответьте на вопросы. Какова общая тональность стихотворения Верлена? Блока? Каковы способы воссоздания театрального колорита и пространства у Верлена и у Блока? Какова роль театра в поэтическом мире Верлена? Какова связь данного стихотворения Блока с его драматургией?
Сопоставьте образы лирических героинь Верлена и Блока. В чем их сходство? В чем различие и своеобразие каждой из них?
П. Верлен. Коломбина
А. Блок. Свет в окошке шатался.
Образ музыки в поэзии П. Верлена и А. Блока Работа с текстом. Задание. Используя элементы комплексного анализа текста, проанализируйте стихотворения Верлена и Блока. Выполните сравнительно-сопоставительный анализ произведений. Ответьте на вопросы. Вспомните, какое значение имела музыка в поэтической системе и мировоззрениии Верлена. Каково было отношение к музыке Блока-поэта? Какие элементы музыкального языка используют поэты? Каков образ музыки у Верлена? У Блока?
П. Верлен
А. Блок
Практикум VII Западноевропейская и русская драматургия к. XIX-начала ХХ века «Вишневый сад» А. П. Чехова и «Дом, где разбиваются сердца». Фантазия в русском стиле. Б. Шоу Сравнительно-сопоставительный анализ Контрольные вопросы Опираясь на материалы главы 3 (с. 241-250) научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)», а также дополнительную литературу по теме практикума, ответьте на вопросы и выполните задания.
Какие факты европейской культуры свидетельствуют о важном значении русской литературы XIX века? ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Какова оценка Б. Шоу русской драматургии? Творчество каких русских писателей английский драматург упоминает в предисловии к «Дому, где разбиваются сердца»? Как он их оценивает? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ В чем, с точки зрения Б. Шоу, состоит мировое значение творчества А. П. Чехова? ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Каков замысел «фантазии в русском стиле»? Как Б. Шоу объясняет параллели своего произведения с «Вишневым садом» А. П. Чехова?
________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Работа с текстом. Задание. Выполните сопоставительный анализ «Вишневого сада» и «Дома, где разбиваются сердца», используя таблицу.
Судьба капитана Шотовера: предыстория, события, разворачивающиеся на глазах зрителя. Каков образ мышления капитана Шотовера? Выпишите несколько наиболее значимых цитат. Какова роль капитана Шотовера в пьесе Б. Шоу? ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Почему раздел предисловия к «Дому, где разбиваются сердца», посвященный современной Б. Шоу Англии, носит название «Вишневый сад»? ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Каков исторический фон разворачивающихся событий в пьесе Чехова? В пьесе Шоу? ________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Что означает понятие «фантазия»? Как это отобразилось в композиции, поэтике, идейном мире произведения? ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Каковы различия в трактовке образов главных героев у русского и английского драматургов? ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Каковы оценки современного этапа в развитии культуры и истории у Чехова и Шоу? ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Практикум VIII Мировое значение русской литературы Контрольные вопросы. Задание. Опираясь на материалы главы 3 (с. 372-380) научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)», а также дополнительную литературу к по теме практикума, выполните задание.
Среди дореволюционных программ по литературе (Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки СПб, 1915), особое место занимал рассчитанный на VI–VII, последние классы гимназии, «Эпизодический курс истории всеобщей литературы в связи и наряду с курсом истории русской литературы». Во введении к программе было указано, что «преподавание русского языка и литературы как важнейшего в образовательно-воспитательном отношении предмета в средней школе имеет своей задачей», среди прочих, и «обогащение учащихся известным запасом литературной начитанности в области, главным образом, отечественной литературы как выразительницы высоких национальных заветов, а также в области литературы всеобщей как величайших образцов художественного творчества всех веков и народов». [12] Важны заложенные в этом курсе задачи: «желательно как выяснение художественной ценности изучаемых произведений, так и указания на те взаимоотношения, которые связывают явления мировой литературы с памятниками литературы русской»; «ценить и уважать творения общечеловеческих гениев»; «уяснить… рост национальной литературы и показать, как творчество русских писателей… именно в XIX веке… стало оказывать влияние на литературы Западной Европы». Напишите сочинение на тему «Мировое значение русской литературы».
____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Дополнительная литература «И я, как тень, бреду за Дантом»: Данте в русской поэзии 1895-2015. М., 2015. Аналитический доклад (Литература) // Открытая методика: поиск — исследования творчество: Сборник научных докладов и статей̆ по методике преподавания русского языка и литературы / Под ред. Е. Р. Ядровской. СПб, 2015. Андреев Л. Импрессионизм. М., 1980. Андреев М. Новые русские переводы «Божественной Комедии» в свете одной идеи М. Л. Гаспарова// НЛО, 2008 № 92. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //magazines. russ. ru/nlo/2008/92/an11. html Асоян А. «Почтите высочайшего поэта». Судьба «Божественной Комедии» Данте в России. М., 1990. Асоян А. Данте и русская литература. Свердловск, 1989. Шоу Б. Предисловие к пьесе «Дом, где разбиваются сердца»// Электронный ресурс. Режим доступа: http: //modernlib. net/books/dushenko_konstantin_vasilevich_shou_bernard/dom_gde_razbivayutsya_serdca/read/ Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994. Эл. ресурс. Режим доступа: http: //www. vehi. net/dostoevsky/bahtin/03. html Государственные образовательные стандарты общего образования. Электронный ресурс. Режим доступа. www. fgos. ru
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975 и др. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб, 1996. Блок и музыка: Сб. ст. М. - Л.: Сов. композитор, 1972. Богданова О. Ю. Особенности изучения эпических произведений // Методика преподавания литературы в средних учебных заведениях / Под ред. А. Д. Жижиной. М., 1987. Болотова Н. С. Филологический анализ текста. Томск, 2001. Бродский И. Меньше единицы. Электронный ресурс. Режим доступа// http: //smartfiction. ru/prose/less_then_one/ Брюсов В. Я. Ключи тайн. // Брюсов В. Я. Сочинения.: В 2 т. т. Т. 2. - М.: Худ. лит., 1987, - С. 80- 87. Букреева С. В. Генеалогия и история семьи в мировой литературе. // Генеалогия и литература. Известия Русского генеалогического общества. Выпуск 27. СПб, 2014. С. 7-13. Верлен П. В слезах моя душа: Стихотворения. М.: Эксмо- пресс, 1999. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971. Вогюэ Э. М. де. Русский роман. С. 532-533// Цит. по: http: //www. pushkinskijdom. ru/LinkClick. aspx? fileticket=v_Ru3Mf-mJ0%3D& tabid=10459. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. Гарин И. Пророки и поэты. Т. 5. М., 1992. Гаспаров М. Л. О новом переводе «Ада» Данте, выполненном В. Г. Маранцманом// Данте Алигьери. Божественная комедия: Ад. Чистилище. Рай/ Данте Алигьери; [пер. с итал. В. Маранцмана]. СПб., 2006. С. 5-8. Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб, 2001. Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991 Глебов И. // Блок и музыка: Сб. ст. М. - Л.: Сов. композитор, 1972. Голенищев-Кутузов И. Н. Данте и мировая культура. М., 1971. Голенищев-Кутузов И. Н. Данте. М., 1987. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971. Голсуорси Дж. Русский и англичанин// Собрание сочинений в 16 тт. Т. 16. М., 1962. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009 Данте А. Божественная комедия. Перев. В. Г. Маранцмана. СПб, 2006. Данте А. Божественная комедия. Перев. М. Лозинского. М.: Правда, 1982. Данте и всемирная литература. М., 1967. Данте: pro et contra. Личность и наследие. СПб, 2011. Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. М., 1990. Долинин К. А. Интерпретация текста. М., 1985. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. М.: Флинта-Наука, 2011. Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. СПб, 2001. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2-х ч. / Под ред. Н. П. Михальской. М.: Просвещение, 2003. Литература. Программа Т. Ф. Курдюмовой//Русский язык и литература. 10-11 классы. Рабочие программы. М.: Дрофа, 2014. Ионин Г. Н. Изучение литературного произведения в школе // Анализ литературного произведения / Под ред. Л. И. Емельянова и А. И. Иезуитова. Л., 1976. Казарин Ю. В. Филологические анализ поэтического текста. М., 2004. Кантор В. А. В парадигме дантовского «Ада». «Отец Горио» и «Преступление и наказание»// Вопросы литературы. 2014. Сентябрь-октябрь. С. 25-60. Катарский И. М. Диккенс в России. М., 1966. Коновалова Л. И. Литературное развитие читателя-школьника в процессе изучения художественного произведения в жанрово-родовой специфике. Пособие для учителя. СПб, 2012. Коновалова Л. И., Букреева С. В. Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в основной общеобразовательной школе. СПб, 2014. Коновалова Л. И., Букреева С. В. Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы). СПб, 2018. Рабочие программы 5-9 кл. ФГОС. М.: Просвещение, 2011 и др. Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон. // Поэзия французского символизма. М.: МГУ, 1993. Краснова Л. В. Поэзия А. Блока. К проблеме концептуальности поэтических форм. М., 1991. Кротков А. Дантов Ад: сплошные эксперименты/ НГ-экслибрис. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. ng. ru/fakty/2005-05-19/3_ad. html Диккенс в России: актуальные проблемы исследования. Тамбов, 2007. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М., 1988 Лернер И. Я. Методы обучения и требования жизни. М., 1985. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ Под ред. В. Я. Коровиной. 11 класс. Из зарубежной литературы. М.: Просвещение. 2010. Литература. 5-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. Ч. 1. / Под ред. В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2011. Лозинский М. Л. Данте Алигьери. М.: Просвещение, 1988. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972 (и др. изд. ) Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999. Луков В. Русская литература: генезис диалога с европейской культурой. М., 2006. Лунина И. Е. Художественный мир Джека Лондона. М.: Изд-во МГОУ, 2009. Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992. Мандельштам О. Разговор о Данте. М., 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. rvb. ru/mandelstam/slovo_i_kultura/01text/01text/13. htm Манн Т. Аристократия духа. М., 2009. Манн Ю., Олесина Е., Зайцев В., Стукалова О. Мировая художественная культура. XX век. Литература. СПб, 2008. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974. Махмудова Д. М. Концепция «музыки» в мировоззрении и творчестве Блока. - М.: МГУ, 1975. Мериме П. Гюзла // Хроника царствования Карла IX. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1983. Методика преподавания литературы / Под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана. М., 1995. Методика преподавания литературы / Под ред. О. Ю. Богдановой. М., 2002. Методика преподавания литературы. Под ред. З. Я. Рез. М., 1977. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. ву- зов / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. Минский Н. От Данте к Блоку. 1921. // www. az. lib. ru/m/minskij_n Михайлов А. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста. Страницы истории французской литературы нового времени. т. 2. М., 2010. Михальская Н. П. Всеобщая литература: Учебная книга для 8 класса гимназии. М.: Рекорд, 1996. (2-е изд. 2000) Михальская Н. П. Всеобщая литература: Учебная книга для 9 класса гимназии. М.: Рино, 1998. Михальская Н. П. Всеобщая литература: Хрестоматия для 8 класса гимназии. М.: Рекорд, 1996. (2-е изд. 2000) Михальская Н. П. Всеобщая литература: Хрестоматия для 9 класса гимназии. М.: Рино, 1998 Михальская Н. П. Зарубежная литература. 8-9 классы: Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и лицеев. М.: Дрофа, 2002; Михальская Н. П. Зарубежная литература. Учебник-хрестоматия. 10-11 классы. В 2-х частях. Для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и лицеев. М.: Дрофа, 2004. Михальская Н. П. Преподавание всеобщей литературы в 8 классе. Методические рекомендации. М.: РИНО, 1998; Михальская Н. П. Преподавание всеобщей литературы в 9 классе. Методические рекомендации. М.: РИНО, 1999; Михальская Н. П. Образ России в английской художественной литературе IX-XIX вв. М.: МПГУ, 1995. Михальская Н. П. Программа по зарубежной литературе для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. 5-11 классы. М., 2008. Михальская Н. П. Чарлз Диккенс: Кн. для учащихся. М., 1987. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976. Морозов М. М. Драматургия Б. Шоу. М., 1967 и др. Муравьев О. С.. Из наблюдений над «Песнями западных славян». Эл. ресурс. Режим доступа: http: //feb-web. ru/feb/pushkin/serial/isb/isb-149-. htm Нартов К. М. Изучение зарубежной литературы: Пособие для учителей старших классов общеобразовательных школ». М., 2001. Никола М. И. Проблема Предвозрождения и творчества Данте на лекционных занятиях по зарубежной литературе. М., 1986. Николина Н. А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М., 1988. Обломиевский Д. Д. Французский символизм. М.: Наука, 1973. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010 Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый и профильный уровни)/ под ред. В. Ф. Чертова. М., 2007. Радио Ватикана. Режим доступа: http: //ru. radiovaticana. va/news/2015/05/04/750 Реизов Б. Г. Из истории европейских литератур. Л., 1970. Розанов В. В. На книжном и литературном рынке (Диккенс). 1908// Розанов В. В. Собрание сочинений /под общей ред. А. Л. Николюкина. М., 1995, с. 286 – 288. Розинер Ф. Искусство Чюрлениса. - М.: Терра, 1993. Русский язык и литература. Углублённый уровень. 10-11 класс. » // В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский, Н. Б. Тарлакова. Эл. ресурс: режим доступа. http: //drofa-ventana. ru/books/vertical/2153600_agenosovRP10-11. pdf Рягин С. Н. Проектирование содержания профильного обучения в современной школе: монография. 2003. Седакова О. Дантовское вдохновение в русской поэзии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //olgasedakova. com/Poetica/1546. Тагер Е. Б. Избранные работы о литературе. М.: Сов. писатель, 1988. Тишунина Н. В. Западноевропейский символизм и русская литература последней трети XIX- начала ХХ века. СПб, 1994. Томашевский Б. В. Теория литературы: Поэтика. М., 1996. Тюпа В. И. Анализ художественного: Введение в литературоведческий анализ. М., 2001 Ф. М. Достоевский - М. М. Достоевскому, 1 янв. 1840 г. //Достоевский Ф. М. Собр соч. в 30 тт. 1971-1990. Т. I, С. 69-71 Французская поэзия. Всемирная библиотека поэзии. - Р. - на- Д.: Феникс, 1996 Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999 и др. Черкезова М. В. Диалог культур как форма реализации поликультурного образования // Филологическое образование: современные стратегии и практики: Выпуск 3. Отв. ред.: В. А. Доманский, Л. И. Коновалова. СПб, 2014. Чертов В. Ф., Виноградова Е. М., Яблоков Е. А., Антипова А. М.. Слово-образ-смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2006. Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977. Шанский Н. М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста // Русский язык в школе. 1983. № 3. С. 53–54. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Филологический анализ. СПб, 1999. Шапир М. Данте и Тёркин «на том свете» (О судьбах русского бурлеска в ХХ веке)// Вопросы литературы. 2002. № 3. С. 58-72. Щерба Л. В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. Эл. ресурс. Режим доступа: http: //www. ruthenia. ru/apr/textes/sherba/sherba2. htm Энциклопедия символизма: Живопись, графика, скульптура. Литература. Музыка. / Ж. Кассу, П. Брюннель, Ф. Клодон и др. - М. Республика, 1999. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. / Эрик Эриксон. СПб: Ленато, Аст, Фонд «Университетская книга», 1996. Юсуфов Р. Ф. Пушкин и духовная культура многонациональной России. // Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М. 1985. Ядровская Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5–11 классы): монография. СПб, 2012. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: Прогресс, 1978.
[1] Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования/ / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009 [2] ФГОС ООО. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Литература. Родная литература. Эл. ресурс: режим доступа// https: //fgos. ru. С. 8-9 [3] ФГОС ООО. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Литература. Родная литература. Эл. ресурс: режим доступа// https: //fgos. ru. С. 8-9 [4] ФГОС ООО. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Литература. Родная литература. Эл. ресурс: режим доступа// https: //fgos. ru. С. 5-6
[5] Блок А. А. Письма 1898-1921. 229. Матери. 10 ноября < 1909. Петербург> // Блок А. А. Полное собрание сочинение. В 8 тт. Том 8. М., 1962. [6] Мандельштам О. Э. Черновые наброски к «Разговору о Данте». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. rvb. ru/mandelstam/slovo_i_kultura/01text/01text/13. htm [7] Цит. по: Седакова О. Дантовское вдохновение в русской поэзии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http: //olgasedakova. com/Poetica/1546 [8] Данте А. Божественная комедия. Перев. М. Лозинского. М.: Правда, 1982. [9] Лозинский М. Л. Данте Алигьери. М.: Просвещение, 1988. С. 251. [10] «И я, как тень, бреду за Дантом»: Данте в русской поэзии 1895-2015. М., 2015. С. 187 [11] Дополнительное задание для учащихся, владеющих польским языком. [12] Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки. Петроград, 1915. С. 11.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|