Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П.Мериме. Морлак в Венеции. Примечания. Комментарии. А.С.Пушкин. Влах в Венеции. IV.3. Изучение творчества Ф.М.Достоевского в контексте мировой литературы 




П. Мериме. Морлак в Венеции

I

Когда Параскева меня бросила и сидел я, печальный и без единого гроша, лукавый далматинец пришел ко мне в горы и молвил: «Поехал бы ты в этот большой город, стоящий на водах. Там цехины валяются, что камни у вас в горах.

II

В шелк и золото одевают там солдат, жизнь у них — сплошная радость и веселье. Заработаешь в Венеции денег и вернешься к себе на родину с золотыми галунами на куртке да с ханджаром в серебряных подвесках.

III

Тогда, Димитрий, любая девушка позовет тебя к своему окошку и любая бросит тебе цветы, когда ты настроишь свои гусли. Садись на корабль, поверь мне, поезжай в великий город — там уж верно разбогатеешь! »

IV

Я ему, пустоголовый, поверил, и вот я живу на этом каменном корабле. Только здесь мне нечем дышать, и хлеб для меня — словно яд. Не могу я ити, куда желаю, не могу делать того, что хочу. Живу как собака на привязи.

V

На родном языке заговорю я — женщины надо мной смеются. Земляки мои — горцы — разучились говорить по-нашему, позабыли старые обычаи; гибну я, засыхаю, словно дерево, пересаженное летом.

VI

Когда я встречал кого в наших горах, — говорил он, бывало, с поклоном и улыбкой: «Да поможет тебе бог, сын Алексы! » Здесь же нет мне ни от кого привета, и живу я словно муравей, занесенный ветром на середину огромного озера.

Примечания

¹ Венецианская республика содержала наемное войско, так называемое славонское*. Эти отряды, весьма презираемые в Венеции, как и все, относящееся к военному делу, состояли из морлаков, далматинцев и албанцев. Сюжет этой баллады, видимо, — история молодого морлака, страдающего от несчастной любви и завербованного в минуту отчаяния.

Песня принадлежит к числу весьма древних, судя по ряду выражений, в настоящее время вышедших из употребления, смысл которых могут растолковать лишь немногие старики. Впрочем, для гусляра самое обычное дело — петь слова, которых он не в состоянии объяснить. Они в юности заучивают наизусть то, что пели их отцы, и повторяют, как попугаи, заученные. К сожалению, сейчас можно лишь весьма редко встретить иллирийских поэтов, которые никого не копируют и стараются сохранить прекрасный язык, с каждым днем все более выходящий из употребления.

² Большой нож, который заменяет кинжал.

Комментарии

*... наемное войско, так называемое славонское. — Славония — старинное название области, расположенной между Венгрией и Югословией и населенной по преимуществу хорватами.

 

А. С. Пушкин. Влах в Венеции

Как покинула меня Парасковья, И как я с печали промотался, Вот далмат пришел ко мне лукавый: «Ступай, Дмитрий, в морской ты город, Там цехины, что у нас каменья. Там солдаты в шелковых кафтанах, И только что пьют да гуляют: Скоро там ты разбогатеешь И воротишься в шитом долимане С кинжалом на серебряной цепочке. И тогда-то играй себе на гуслях; Красавицы побегут к окошкам И подарками тебя закидают. Эй, послушайся! Отправляйся морем; Воротись, когда разбогатеешь». Я послушался лукавого далмата. Вот живу в этой мраморной лодке, Но мне скучно, хлеб их мне, как камень, Я неволен, как на привязи собака. Надо мною женщины смеются, Когда слово я по-нашему молвлю; Наши здесь язык свой позабыли, Позабыли и наш родной обычай; Я завял, как пересаженный кустик. Как у нас бывало кого встречу, Слышу: «Здравствуй, Дмитрий Алексеич! » Здесь не слышу доброго привета, Не дождуся ласкового слова; Здесь я точно бедная мурашка, Занесенная в озеро бурей.

Morlach w Wenecji[11]

 

Adam Mickiewicz

Z serbskiego

 

Gdym ostatniego cekina postradał I gdy mię chytra zdradził a niewiasta, Chodził em smutny, a Wł och mi powiadał: «Dymitry! Pó jdź my do morskiego miasta, Pię kne dziewczę ta znajdziem w Jego murach I grosza wię cej niż kamieni w gó rach. «Ż oł nierze w zł ocie i w jedwabiu chodzą I dobrze pija, i dobrze się bawią: Nakarmią ciebie, napoją, nagrodzą I bogatego do domu wyprawią, Wtenczas twa kurtka srebrnym haftem bł yś nie, Na srebrnym sznurku twó j kindż ał zawiś nie. «Gdy wnidziesz do wsi, kę dy się obró cisz, Do okien bę dą cisną ć się kobiety, A gdy przed oknem staniesz i zanucisz, Bę dą ci sypać do czapki bukiety. Pó jdź my, Dymitry, do okrę tu wsię dziem, Pojedziem w miasto i bogaci bę dziem». Wierzył em gł upi, rzucił em ojczyznę I, gó ral, wszedł em w ten okrę t z kamienia. Tu czuję w chlebie powszednim truciznę, W powietrzu darmo szukam odetchnienia; Ni wolnej myś li, ni wolnego ruchu; Przykuty zdycham jak pies na ł ań cuchu. Kiedy dziewczę tom rozwodzę me ż ale, Dziewczę ta szydzą z mojej obcej mowy: Tu nawet moi rodacy gó rale Przyję li ję zyk i obyczaj nowy. Jestem jak drzewo przesadzone w lecie, Sł oń ce je spali, a wicher rozmiecie. Milo na gó rach spotkać znajomego! Wszystko to byli przyjaciele starzy, Witaj, woł ali, synu Aleksego! Tu nie spotykam ż adnej znanej twarzy! Jestem jak mró wka wychowana w lesie, Gdy ją na ś rodek stawu wiatr zaniesie. 1827/1828

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

IV. 3. Изучение творчества Ф. М. Достоевского в контексте мировой литературы 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Ознакомьтесь с материалами с. 153-181 научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)», а также дополнительной литературой по теме практикума. На основе представленных материалов ответьте на вопросы и выполните задания.

Как оценивал Ф. М. Достоевский наследие Средних веков и эпохи Возрождения? Какие нравственные ориентиры тех времен ценны для современности с точки зрения русского писателя? Приведите примеры.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Ф. М. Достоевский оценивал наследие Диккенса? Какое значение для русской интеллигенции XIX века имели взгляды Диккенса на воспитание детей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какова трактовка темы детства в произведениях Диккенса и у русских писателей? Что общего, в чем состоит различие?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие произведения Ф. М. Достоевского развивают сходные с произведениями Диккенса идеи? Найдите среди героев Диккенса и Достоевского тех, что имеют общие черты. В чем общее и в чем различия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что привлекало Ф. М. Достоевского в произведения О. Бальзака? Какое значение имело творчество французского писателя в творческой судьбе Достоевского?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что означает выражение «русский Бальзак»? Как вы понимаете его смысл?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с текстом. Задание.

       Прочитайте фрагменты романа О. Бальзака «Отец Горио». Каково отношение Вотрена к обычным людям? Каковы в его представлении принципы общественного устройства? Каково его понимание образа необыкновенного человека и необыкновенной судьбы? Какие исторические прототипы есть у человека выдающегося, с точки зрения Вотрена? Каково его отношение к власть имущим? Какова жизненная цель человека наполеоновского типа?

Сопоставьте взгляды Э. Растиньяка и Вотрена с теорией Р. Раскольникова. Найдите общее и различное.

Оноре Бальзак. Отец Горио

(1835)

(фрагменты)

Перевод Е. Корша

(Вотрен) < …> «Я предлагаю вам огромное богатство за один кивок головы, который решительно ни в чем не может вас очернить, и вы колеблетесь... Я живу в сфере более возвышенной, чем жизнь остальных людей. Я рассматриваю поступки как средства, и вижу перед собой только цель. Какое значение имеет для меня человек? Вот! При этом он щелкнул ногтем по зубу... его можно раздавить как клопа, он такой же плоский и зловонный. Но человек – бог, когда он похож на вас... Знаете ли, как себе пробивают дорогу? Блеском гения или изворотливостью порока. Нужно ворваться в эту человеческую массу, как пушечное ядро, или проскользнуть в нее, подобно чуме. Честность не ведет ни к чему. Могуществу гения подчиняются, ненавидя и клевеща на него, потому что он захватывает безраздельно; но ему все же поклоняются на коленях, если оказалось невозможным похоронить его в грязи. Делайте ваши выводы... и если вы человек высшей расы, идите на пролом с высоко поднятой головой. Но вам придется бороться с завистью, клеветой, посредственностью, с целым светом. Наполеон столкнулся с военным министром, который едва не сослал его на каторг < …. >

Известно ли вам, как здесь прокладывают себе дорогу? Блеском гения или искусством подкупать. В эту людскую массу надо врезаться пушечным ядром или проникнуть как чума. Честностью нельзя достигнуть ничего. Перед силой гения склоняются и его же ненавидят, стараются очернить его за то, что гений берет все без раздела, но, пока он стоит твердо, его превозносят, - короче говоря, боготворят, встав на колени, когда не могут втоптать в грязь. Продажность – всюду, талант – редкость. Поэтому продажность стала оружием посредственности, заполонившей все, и острие ее оружия вы ощутите везде. < …> На каждый миллион в людском стаде сыщется десяток молодцов, которые ставят себя выше всего, даже законов; таков и я. Если вы человек высшего порядка, смело идите прямо к цели. Но вам придется выдержать борьбу с посредственностью, завистью и клеветой, идти против всего общества. Наполеон столкнулся с военным министром по имени Обри, который чуть не сослал его в колонии. Проверьте самого себя! Ежедневно, встав утром, наблюдайте, стала ли ваша воля крепе, чем накануне. < …> Принципов нет, а есть события; законов нет – есть обстоятельства; человек высокого полета сам применяется к событиям и обстоятельствам, чтобы руководить ими. Будь принципы и законы непреложны, народы не сменяли бы их, как мы – рубашку. Отдельная личность не обязана быть мудрее целой нации. Человек с ничтожными заслугами перед Францией почитается теперь, как некий фетиш, только потому, что за все хватался с большим жаром, а самое большее, на что он годен, это стоять среди машин в Промышленном музее с этикеткой Лафайет, и в то же время каждый швыряет камень в князя, который презирает человечество так глубоко, что плюет ему в лицо столько клятв, сколько оно требует, но во время Венского конгресса не допустил раздела Франции; его должны бы забросать венками, а вместо этого забрасывают грязью. О, я-то знаю положение вещей! Тайны многих людей в моих руках! Ну, будет! Я лишь тогда усвою какое-нибудь незыблемое убеждение, когда найду три головы, согласных в применении одного и того же принципа, а ждать этого придется мне долгонько! Во всех судах нельзя найти и трех судей, которые держались бы одного мнения об одном и том же параграфе закона. Возвращаюсь к моему приятелю. Стоит мне только попросить, и он готов хоть снова распять Христа. < …>

 

(Растиньяк и Бьяншон)

- А я, Бьяншон, схожу с ума; вылечи меня. У меня две сестры – два ангела красоты и непорочности, и я хочу, чтобы они были счастливы. Откуда мне добыть им на приданое двести тысяч франков в течение ближайших пяти лет? В жизни бывают такие обстоятельства, когда необходимо вести крупную игру, а не растрачивать свою удачу на выигрыши по мелочам.
- Но ты ставишь вопрос, который возникает перед каждым, кто вступает в жизнь, и этот гордиев узел хочешь рассечь мечом. Для этого, дорогой мой, надо быть Александром, в противном случае угодишь на каторгу. Я лично буду счастлив и той скромной жизнью, какую я создам себе в провинции, где попросту наследую место своего отца. Человеческие склонности находят и в пределах очень маленького круга такое же полное удовлетворение, как и в пределах самого большого. Наполеон не съедал двух обедов и не мог иметь любовниц больше, чем студент-медик, живущий при Больнице капуцинов. Наше счастье, дорогой мой, всегда будет заключено в границах между подошвами наших ног и нашим теменем, - стоит ли оно нам миллион или сто луидоров в год, наше внутреннее ощущение от него будет совершенно одинаково. Подаю голос за сохранение жизни твоему китайцу. < …. >

(Вотрен Растиньяку) < …. > Дело в том, мой мальчик, что я живу в более высокой сфере, чем остальные люди. Действие я считаю средством и смотрю только на цель. Что мне человек? Вот что! – сказал он, щелкнув ногтем большого пальца себе о зуб. – Человек – или все, или ничто. Если его зовут Пуаре, так это меньше, чем ничто, - он плоский, вонючий, его можно прихлопнуть, как клопа. < …. >

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практикум V

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...