Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семейный роман в мировой литературе XIX-ХХ вв.




Семейный роман в мировой литературе XIX-ХХ вв.

Контрольные вопросы и задание

В развитии прозы середины XIX века нередко соединялись жанры мемуаров, семейной хроники и романа: «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, «Ругон-Маккары» Э. Золя, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Семья Тибо» Р. М. дю Гара, «Буденброкки» Т. Манна, «Дело Артамоновых» А. М. Горького, романы И. С. Тургенева, позже – произведения И. С. Шмелева и В. В. Набокова. Опираясь на материалы главы 3 (с. 181-187) научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)», ответьте на вопросы и выполните задания.

Какие проблемы поднимают авторы семейных романов?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Каков круг воссозданных проблем в русских романах?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Каков круг воссозданных проблем в романах зарубежных писателей?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Каковы судьбы семей в рассмотренных произведениях?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Каков авторский взгляд на современное ему общество и судьбы семей?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Каковы художественные особенности рассмотренных произведений?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Каковы особенности воссоздания жизни семей в русской и зарубежной литературе?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Каковы особенности семейного романа в зарубежной литературе XIX-XX веков? В чем своеобразие этого жанра в русской литературе?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Практикум VI

Русская поэзия серебряного века и традиции мировой литературы

Поль Верлен и Александр Блок

Задание.

Познакомьтесь с материалами главы 3 (с. 187-234) научно-методического пособия Л. И. Коноваловой и С. В. Букреевой «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы)», а также дополнительной литературой по теме практикума. ответьте на вопросы и выполните задания.

Контрольные вопросы по теории литературы.

Выделите общие черты в европейском и русском искусстве на рубеже XIX.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какова роль поэзии в нем?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Какие идеи легли в основу нового представления о поэте и поэзии европейских и русских литераторов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какие идеи философии В. С. Соловьева были восприняты русскими поэтами-символистами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какое место занимала музыка в искусстве на рубеже веков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

  Почему, с точки зрения поэтов и мыслителей эпохи, музыке необходимо отвести центральное место в системе искусств?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

  В творчестве каких поэтов эпохи отразилось новое понимание музыки?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

  Какие музыкальные приемы используют в поэзии символисты?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

  Какова роль живописи в искусстве на рубеже веков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

  Какие приемы живописи стали использовать в литературе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

  Какова роль французского поэта Поля Верлена в становлении новой поэтики?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Образы природы в стихотворениях

П. Верлена «Сентиментальная прогулка» (1866) и

А. Блока «Я шел к блаженству. Путь блестел…» (1899)

        Работа с текстом. Задание.

Используя элементы комплексного анализа текста, проанализируйте стихотворения Верлена и Блока. Ответьте на вопросы.

Как воссоздан закат у Верлена и Блока?

Каковы интонации?

Какие образы участвуют в его воссоздании?

Каков лирический сюжет?

Каково смысловое наполнение центрального образа-символа у каждого из поэтов?

С помощью каких средств воссоздается мелодия?

Какова роль ритма у Верлена и Блока?

Какую роль играет лексический повтор в стихотворении?

Каковы особенности композиции стихотворений?

Обратите внимание на синтаксис поэтических конструкций. Какую роль играет прием симметрии?

Что сближает стихи русского и французского поэтов?

Каковы различия?

 

 

П. Верлен. Сентиментальная прогулка

(перев. В. Брюсова)

На западе гасли закатные чары, И ветер качал на воде ненюфары; Большие цветы, у глухих берегов, Печально белели среди тростников. Я шел одиноко, в тоске, молчаливый, Вдоль пруда, где гнулись над водами ивы, Вставая, качался неясный туман, Как призрак молочный, фантом-великан. И где-то кричал коростель, и в бессилье По воздуху хлопали слабые крылья… Я шел одиноко вдоль сумрачных ив, И саваном плотно все дали закрыв, Туман поглотил и закатные чары, И зыби пруда, и в воде ненюфары, Большие цветы, у глухих берегов, Белевшие грустно среди тростников.

А. Блок

***

Я шел к блаженству. Путь блестел Росы вечерней красным светом, А в сердце, замирая пел Далекий голос песнь рассвета. Рассвета песнь, когда заря Стремилась гаснуть, звезды рдели И неба вышние моря Вечерним пурпуром горели!.. Душа горела, голос пел, В вечерний час звуча рассветом. Я шел к блаженству. Путь блестел Росы вечерней красным светом.

***

          «Осенняя песня» П. Верлена (1866) и «Осенняя элегия» А. Блока (1900)

 

Работа с текстом. Задание.

Используя элементы комплексного анализа текста, проанализируйте стихотворения Верлена и Блока. Выполните сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений. Ответьте на вопросы.

Каковы жанровые особенности каждого из них?

Охарактеризуйте центральный образ-символ у Верлена и Блока.

Определите, как создается песенная интонация у Верлена?

Как задается элегический тон у Блока?

Какие сходные приемы воссоздания музыки стиха используют поэты? В чем своеобразие каждого из них?

Приемы каких еще видов искусства используют поэты? Почему?

Каковы основные мотивы в стихотворении Верлена? А у Блока?

Как воссоздается образ-символ у Блока?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...